Кто такой гейм-дизайнер и чем он занимается

Многие думают, что гейм-дизайнер — это человек, который рисует игры. Рассказываем, кто это на самом деле и почему он занимается не только дизайном.

Гейм-дизайнер — это тот, кто придумывает игры и следит за их разработкой. То есть он связан не только с дизайном и созданием концепта, но и со всеми остальными процессами жизненного цикла игры.

Несмотря на то что гейм-дизайнеру приходится много играть и быть в курсе всех тенденций индустрии, его работу вряд ли можно назвать веселой. На самом деле это тяжелый труд, а требования к гейм-дизайнеру очень высокие: он должен обладать множеством навыков в разных сферах и уметь связывать их друг с другом.

Евгений Кучерявый

Пишет о разработке сайтов, в свободное время создает игры. Мечтает открыть свою студию и выпускать ламповые RPG.


Чем занимается гейм-дизайнер

Хотя история компьютерных игр началась еще в 1940-х годах, в этой сфере до сих пор нет единообразия и ясных определений для многих вещей. Например, в некоторых компаниях может быть позиция гейм-директора (игрового режиссера), а в других его задачи будут распределены между другими специалистами.

То же самое касается и гейм-дизайнера — его задачи могут отличаться от студии к студии. В этой статье мы расскажем о гейм-дизайнере небольших компаний или инди-команд, который вдобавок может выполнять обязанности менеджера продукта, продюсера и других специалистов.

Работы у гейм-дизайнера много: от придумывания идеи игры до контроля работы программистов, дизайнеров, сценаристов, маркетологов, художников, аниматоров и других специалистов.

Его работа над проектом начинается с создания концепта. Чтобы создать хороший концепт, гейм-дизайнер должен не только много играть (как в старые, так и в новые игры), но и постоянно анализировать рынок, чтобы быть в курсе последних событий в геймдеве (от англ. Game Development — разработка игр).

Для игры он должен в деталях продумать:

  • механики;
  • графику;
  • сюжет;
  • персонажей;
  • баланс;
  • сеттинг (фантастика, космоопера, стимпанк, киберпанк);
  • геймплей.

Все эти элементы составляют концепт. Когда он готов, нужно несколько раз его проверить. Гейм-дизайнер должен определить, какой аудитории будет интересна такая игра и будет ли интересна вообще. Если подходящей аудитории не нашлось, концепт придется переделать.

Гейм-дизайнеру приходится думать о вещах, которые часто отталкивают тех, кто идет в геймдев ради романтики или чтобы исполнить детскую мечту. Одна из таких тем — монетизация. Да, игры должны приносить прибыль разработчикам, иначе их просто бессмысленно создавать.

Чтобы игра приносила прибыль, нужно продумать:

  • способы продвижения;
  • способ заработка на игре;
  • вопросы защиты;
  • источники инвестиций.

Собрав информацию и обозначив идеи, гейм-дизайнер составляет концепт-документ — в нем содержится вся важная информация об игре. Концепт-документ должен быть подробным, но простым и понятным.

Сначала концепт-документ показывается команде. Если всех всё устраивает, то начинается подготовка к привлечению инвесторов. Для этого создаются эскизы, разрабатываются демоверсии, монтируется трейлер и — самое главное — пишется питч.

Питч — это презентация, в которой будущая игра красочно описывается. Питч нужен,  чтобы заинтересовать инвесторов или людей на краудфандинговых сервисах вроде Kickstarter или его российском аналоге Boomstarter. К питчу прилагаются все материалы, которые могут произвести впечатление на инвесторов. Питч должен быть сравнительно коротким (примерно 5 страниц), чтобы читатель мог узнать всё самое важное и не заскучать от обилия информации.

Когда инвесторы найдены, гейм-дизайнер составляет дизайн-документ. В нем нужно очень подробно описать вообще всё, что касается игры и ее разработки.

Читать дизайн-документ будет команда, там подробно описаны задачи каждого участника. Например, элементы, которые должны отрисовать художники, — текстуры, спрайты, анимации, шрифты, визуальные эффекты и так далее. Каждый член команды должен понимать задачи всех остальных специалистов.

Например, программист из дизайн-документа должен понять не только какой код он будет писать, но и как ему добавлять в игру спрайты или 3D-модели. То есть в дизайн-документе описывается работа команды в целом. Более частная информация передается специалистам в виде технического задания.

Когда все документы будут готовы, а работа над игрой начнется, гейм-дизайнер принимает участие в каждом этапе работы и в каждом ее направлении:

  • помогает сценаристам продумать сюжет так, чтобы он вписывался в игровые механики;
  • помогает художникам создать такую графику, чтобы она дополняла сюжет;
  • помогает программистам добавить в игру всё, что придумали другие специалисты.

Самая важная работа гейм-дизайнера — довести проект до конца. И для этого он должен решать все возникающие проблемы: готовить новые ТЗ, определять, что поменять в игре, чтобы хватило бюджета и возможностей, и так далее. Также он следит за соблюдением сроков и за многим другим.

Что еще должен знать
гейм-дизайнер

Гейм-дизайнер должен иметь представление об основных платформах, для которых создаются игры, и знать, какие инструменты и технологии могут понадобиться.

Например, разрабатывать игры для веба придется сразу на нескольких языках. Интерфейс будет написан на HTML5, CSS3 и JS, а вот для серверной части могут быть использованы разные технологии. Гейм-дизайнер должен понимать, что лучше подойдет для текущего проекта: PHP, ASP.NET, Java, Python или, может быть, Node.JS. Надо знать, почему выбирается именно этот язык, какая на нем скорость разработки, дает ли он все необходимые возможности, легко ли будет поддерживать код и так далее.

Если же игра задумывается для компьютеров или мобильных устройств, то гейм-дизайнеру нужно знать, что лучше использовать — Unity, Unreal Engine или самописный движок. Он должен ясно понимать, какой способ будет дешевле, быстрее и при этом позволит достичь нужного результата.

Другая важная часть работы гейм-дизайнера — менеджмент. Гейм-дизайнер выбирает фреймворк для работы, способ ставить дедлайны, критерии эффективности. Тут тоже пригодится знание всех аспектов создания игры: ему нужно знать, кто не сможет начать работать, пока свои задачи не выполнят другие, — только так можно добиться, чтобы никто не сидел без дела.

Как стать гейм-дизайнером

Чтобы справиться со всеми задачами, которые описаны выше, гейм-дизайнер должен знать и уметь очень много — настолько, что его работу вряд ли можно считать развлечением. Вот примерный список:

  • программирование;
  • дизайн;
  • маркетинг;
  • математика;
  • написание сценариев;
  • управление;
  • создание музыки.

Никак не обойтись и без самодисциплины. Конечно, всё это не поможет, если гейм-дизайнер не любит игры и не играет в них, но без этих навыков он будет бесполезен, каким бы заядлым геймером ни был.

Проще всего освоить всё это на собственных проектах. Особенно если не хватает денег, чтобы купить или заказать компоненты для игры: тогда инди-разработчику приходится осваивать работу с 2D- или 3D-графикой, программирование, написание музыки и многое другое.

На это уходит очень много времени, но и навыки развиваются самые разные. А самый, пожалуй, главный — не бросать свои проекты. Ведь без него у начинающего гейм-дизайнера не хватит дисциплины, чтобы еще и руководить кем-то.

Заключение

Если вы хотите войти в геймдев, то вам поможет наш курс. Вы освоите полный цикл работы над игровым продуктом — от концепции и прототипа до определения аудитории — и соберёте свою первую игру.

Евангелист курса — Николай Дыбовский, легендарный геймдизайнер «Мор. Утопия».

Курс

Профессия геймдизайнер


Станьте геймдизайнером с нуля до трудоустройства за 1 год!

Вы научитесь:

  • Разрабатывать игровые проекты.
  • Создавать прототипы интерфейсов.
  • Рассчитывать игровой баланс.
  • Разрабатывать стратегию продвижения продукта на рынке.

После обучения — помощь в трудоустройстве.

Хочешь получать крутые статьи по программированию?
Подпишись на рассылку Skillbox