Катя Петрова: «Самое трудное для Developer Advocate — объяснить маме, чем занимаешься»
Чем Developer Advocate отличается от Product Marketing Manager и как часто ему приходится программировать.
Иллюстрация: Apple / Colowgee для Skillbox Media
Катя Петрова
об эксперте
Product Marketing Manager в JetBrains, Women Techmakers Ambassador, руководила командой дизайн-систем в Avito, соорганизатор подкаста Podlodka и IT-конференций Podlodka Crew.
Сейчас моя роль в JetBrains — Product Marketing Manager, а до этого я была Developer Advocate. На обеих должностях я отвечала за продвижение Kotlin Multiplatform Mobile (KMM), решения JetBrains для кроссплатформенной мобильной разработки. Расскажу, в чём суть этих профессий и чем конкретно я занимаюсь.
Кто такой Developer Advocate
Самое сложное — объяснить маме, чем ты занимаешься и почему должность называется «адвокат». Вообще, слово advocate интерпретируют по-разному. Одни говорят, что его задача — защищать интересы разработчиков, а другие — защищать продвигаемую технологию.
Я считаю, что Developer Advocate должен делать так, чтобы разработчикам было приятно и легко выполнять рабочие задачи с помощью продуктов компании и число таких счастливых пользователей росло. Есть несколько способов достичь этой цели, а какой из них использовать — зависит от этапа развития продукта.
Обычно Developer Advocate работает в подразделении DevRel и отвечает за один из продуктов компании. Вот некоторые из будничных задач адвокатов в Kotlin:
- Создавать туториалы, обучающие видео, демопроекты и другие материалы, раскрывающие возможности конкретной технологии и объясняющие, как этим пользоваться.
- Создавать новостной контент: обзор новых фич и изменений в продукте.
- Помогать техническим писателям с самыми сложными моментами в нашем продукте.
Но какой бы контент вы ни создавали, если у продукта есть технические проблемы или нет жизненно необходимых фич, пользователи неизбежно будут страдать. Поэтому самая важная задача Developer Advocate — быть мостиком между комьюнити и компанией, создающей продукт. Он общается с сообществом, собирает фидбэк о продукте и передаёт его команде разработки и продакт-менеджеру. Я в JetBrains плотнее всего работала с менеджером продукта, техническими писателями и маркетологами, ведь у нас одна цель — сделать так, чтобы технологией пользовались как можно больше разработчиков.
Developer Advocate всегда становятся бывшие разработчики. Ведь чтобы создавать технический контент для инженеров, нужно уметь быстро разобраться в новой технологии, а самое главное — понятно объяснить другим, как это сделать.
Чтобы стать тем самым мостиком, нужно говорить с разработчиками на одном языке, понимать их боли и потребности. А ещё правильно интерпретировать их фидбэк, чтобы помочь продакт-менеджеру. Здесь большой инженерный опыт приходится как нельзя кстати. Правда, по сравнению с разработчиками адвокаты пишут меньше кода, и проекты здесь куда проще. Иногда шутят, что Developer Advocate — это «мастер над sample-проектами».
Кто такой Product Marketing Manager
На позиции Product Marketing Manager моя главная задача — привлечь максимальное количество пользователей. В команде маркетинга мы анализируем, как люди узнают о новых технологиях, что влияет на их выбор и так далее. Потом на базе исследований создаём контент, который помогает заинтересовать целевую аудиторию. О тех, кто уже пользуется технологией, мы тоже не забываем, ведь маркетинг касается всех этапов взаимодействия пользователя с продуктом, а не только привлечения.
В этом видео я рассказываю о важном событии — весной следующего года выйдет Beta-версия Kotlin Multiplatform Mobile. Моя ключевая задача — продумать маркетинговую кампанию. Да, языку программирования, фреймворкам и SDK тоже нужен маркетинг! Ведь каждый из них — это продукт со своей пользовательской базой.
Нам нужно привлечь как можно больше пользователей, которым подходит технология. Но я не буду никого убеждать: «Обязательно пользуйтесь Kotlin Multiplatform Mobile!» Моя задача куда шире: понять, кому полезен продукт, какие проблемы пользователей он решит и как лучше об этом рассказать. Важно, чтобы разработчики получили положительный пользовательский опыт и в дальнейшем сами стали «адвокатами» продукта.
Как часто приходится программировать
У меня никогда не получалось завести проект для души. И я себя за это всегда ругала. Думала: «Может, я не настоящий инженер, если не кайфую от пет-проектов и не испытываю огромного желания просто поиграться с новыми технологиями»? Кажется, все сидят и ночами пилят свои проекты, а меня драйвит от кода, только когда появляется бизнес-задача, которую он поможет эффективно решить. Хотя, конечно, и сам процесс решения задачи приносит удовольствие — особенно когда глубоко погружаешься в разработку.
Сейчас я редко пишу код, но не скучаю по временам, когда в жизни было больше программирования, — всему своё место и время. Хотя опыт в разработке всё ещё важен. Если вы не понимаете, о чём говорят программисты, не знаете их потребности, почему они такие и как устроен продукт, который вы им предлагаете, то не сможете создать сильную маркетинговую стратегию.
Тем не менее программирование не ушло из моей жизни — нужно поддерживать проекты, над которыми я работала, ещё будучи Developer Advocate. А ещё в «Подлодке» мы пишем и поддерживаем платформу для всей экосистемы наших конференций: от продажи билетов до сбора обратной связи и автоматизации процесса организации сезонов. Поэтому, как и другие члены команды, я периодически пишу код. На Kotlin, конечно :)
Выводы
- Developer Advocate помогает разработчикам эффективно использовать технологию и является мостиком между разработчиками продукта и его пользователями. На этой должности нужен технический бэкграунд, поэтому Developer Advocate всегда становятся бывшие разработчики.
- Product Marketing Manager продвигает технологию и привлекает новых пользователей. Как и для Developer Advocate, на этой позиции ценится технический бэкграунд, так как он помогает понимать потребности пользователей и быстрее вникать в детали продукта.