Геймдев
#Руководства

Как сделать игру доступной для людей с нарушениями моторики

Разбираемся, как сделать геймплей комфортным для людей с ограниченными возможностями.

 vlada_maestro / shutterstock

В предыдущей статье мы говорили о том, как адаптировать игру для людей с проблемами со слухом и зрением. Но есть и другие проблемы: некоторые из нас не могут выполнять повседневные задачи, потому что пальцы или очень быстро устают, или не слушаются вовсе.

Хорошо, если есть возможность поиграть, но иногда нет и её. Так, к разработчикам Legend of Grimrock обратился парализованный человек, который может управлять только губным манипулятором (mouth stick). Он попросил добавить в игру экранные кнопки.

Разработчик пошёл навстречу и добавил эти кнопки. Теперь игра выглядит так:

Legend of Grimrock

Добавить такие кнопки достаточно просто, но некоторые вопросы требуют более глубокого погружения в проблемы с моторикой. Кроме того, нужны знания в геймдизайне, чтобы адаптированные механики вызывали такие же яркие эмоции, как и обычные.

Как упростить управление

Нет универсальных способов сделать игру доступнее для людей с проблемами с моторикой. Поэтому я предлагаю не искать волшебную таблетку, а подумать, как помочь игрокам с каждой отдельной механикой.

В шутерах, например, чтобы прицелиться, игрок должен зажать правую кнопку мыши, а потом нажать левую, чтобы стрелять.

Metro 2033

Почему это может стать проблемой? Причины бывают разные:

  1. У игрока частично нет пальцев, поэтому он способен нажимать только одну кнопку за раз.
  2. У игрока устают пальцы, поэтому он вынужден делать паузы (что невозможно, например, в онлайн-играх).
  3. Пальцы не слушаются игрока, поэтому при зажатии одной кнопки он не может нажать другую.

Возможность настроить прицеливание решит эти трудности:

Metro 2033: Last Light

Так же можно поступить и с другими механиками, которые требуют зажатия кнопок:

В игре можно приседать, зажимая Ctrl либо нажав Z

Другой распространённый элемент геймплея — QTE. Здесь бывают трудности даже у здоровых людей, поэтому его стоит рассмотреть отдельно.

Поочерёдно нажимать «Влево» и «Вправо» в Fahrenheit: Indigo Prophecy — это ад

Представьте, что игроку очень нравится сюжет, но ему сложно пройти игру из-за QTE. Для большинства игроков эту проблему можно решить с помощью настроек сложности.

В Fahrenheit можно выбрать общую сложность, которая в том числе упрощает прохождение QTE. Но людям с ограниченными возможностями всё равно непросто.

Лучше всего дать игрокам возможность настраивать разные аспекты игры под себя. Так те, кто любит сложные пазлы, смогут снизить сложность боя, как это сделано в Silent Hill 3:

Silent Hill 3

Разработчики Shadow of the Tomb Raider пошли ещё дальше — в игре можно настроить даже сложность передвижения:

Shadow of the Tomb Raider

Но ограничиваться этим не стоит. Если ваша игра предусматривает QTE, позвольте игрокам упростить их до той степени, до которой они хотят. Например, добавив следующие опции:

  • увеличить количество допустимых ошибок до проигрыша;
  • зажимать кнопку, вместо того чтобы очень быстро её нажимать;
  • нажать кнопку один раз, вместо того чтобы её зажимать;
  • увеличить время, за которое можно отреагировать на событие.

Или же вовсе превратите QTE в кат-сцены. Но лучше сделать так, чтобы для прохождения игры требовались хоть какие-то минимально сложные действия. Так игрок сможет почувствовать, что именно он управляет происходящим на экране и что это он сейчас совершил подвиг, а не кто-то другой за него.

Spider-Man

Практически любые другие механики можно адаптировать, чтобы человек с ограниченными возможностями почувствовал себя хорошим игроком, даже в обычном платформере. Так, например, в Celeste есть режим помощи (Assist mode), который позволяет игрокам самостоятельно настроить сложность.

Режим помощи в Celeste

Вот ещё несколько опций, которые сделают игру доступнее:

  • автоприцеливание (но не в многопользовательских играх);
  • изменение чувствительности мыши или стиков на геймпаде;
  • изменение силы вибрации геймпада;
  • настройка всех используемых кнопок;
  • поддержка контроллеров;
  • поддержка игры только с клавиатуры или только с мыши и так далее.

Убедитесь, что в вашей игре легко поменять управление, чтобы играть в неё немного по-другому. Например, если во время QTE нужно держать контроллер ровно, чтобы персонаж замер, то люди с болезнью Паркинсона не смогут пройти игру.

Когда игру сложно сделать доступной

В статье про повествование через геймплей я упоминал игру Ico, в которой нужно зажимать кнопку, чтобы держать за руку девушку. Что, если игрок не может зажимать кнопку всё время?

Или что делать разработчикам хардкорных игр? Они специально проектируются таким образом, чтобы быть максимально сложными. Добавление настроек доступности или сложности лишит игру вызова и глубины.

Например, Dark Souls, Bloodborne и другие souls-like игры очень сложно адаптировать так, чтобы сохранились атмосфера и ощущения от игр, которые в них закладывали. Даже если добавить отдельные настройки для людей с ограниченными возможностями, это не гарантирует, что все остальные не будут ими пользоваться.

Dark Souls

С другой стороны, можно упростить даже те игры, которые заточены под реакцию и скорость игрока для длинных комбо. Например, в Bayonetta 2 предусмотрен автоматический режим — сложные приёмы будут выполняться нажатием одной кнопки.

Bayonetta 2

Что важнее: дизайн или доступность? Готовы ли вы пожертвовать частью аудитории, чтобы сделать игру такой, как вы её задумывали? Это очень сложные вопросы, на которые никто кроме вас ответить не сможет.

Впрочем, если вы всё хорошо обдумаете, то сможете решить эту задачу. Особенно если у вас уже есть за плечами опыт. Если же нет, то вы можете получить его на нашем курсе по геймдизайну.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована