Росгвардейцы, скорая, горящий манекен: как сделать клип, когда съёмки идут не по плану
Раньше Никита играл на студенческих вечеринках, а Варя вела канал с летсплеями. А теперь они снимают музыкальные клипы.
 
 
Варвара Смолянцева
Россия, Санкт-Петербург

Никита Мостовский
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы: «Музыкальный менеджер», «Профессия Режиссёр», «Видеомастерская»
Развитие: после нескольких лет работы монтажёром Варя дебютировала в режиссуре с клипом, который Никита представил на первом организованном им сольном концерте.
Никита и Варя рассказали:
- как попасть в «Видеомастерскую», если не успел подать заявку;
- почему не стоит экономить на прешутах;
- как хорошая команда может спасти любую съёмку;
- как фильтровать фидбэк и реагировать на критику;
- в чём плюсы и минусы новых возможностей продвижения артистов.
От летсплеев и студенческих вечеринок до клипов и концертов
— Никита, Варя, вместе вы сделали очень крутой клип. Как вы пришли к этой точке? Творчество было в вашей жизни всегда?
Варя: Я начала интересоваться кино в 14 лет, когда пробовала снимать видео для своего ютуб-канала. Я выкладывала туда в основном летсплеи, но с элементами режиссуры. Например, однажды мы сняли пародию на сцену из Mortal Combat. Конечно, это не режиссёрская работа в строгом смысле слова, но уже тогда мне хотелось придумывать сюжеты и концепции.
В 16 лет я начала стажироваться в теленовостях как оператор и монтажёр. Это было очень интересно, но репортажи — вещь, которая быстро приедается. Я поняла, что хочу большего, и переехала из Казахстана в Питер. Там я тоже пару лет поработала монтажёром, это дало мне хорошую насмотренность и другие полезные навыки. Но со временем я убедилась, что мне нужны знания именно по режиссуре. Я стала искать онлайн-курсы, так как из-за учёбы не тянула офлайн. И наткнулась на Skillbox. Мне так понравилась программа, что я даже позвонила другу рассказать о ней. К сожалению, на тот момент у меня не было денег, но вышло так, что на Новый год тот самый друг подарил мне курс! Я была очень счастлива.
Никита: Варя сейчас как раз рассказала о своём переезде из Казахстана, и я вспомнил прекрасное совпадение: уже в конце съёмок нашего совместного клипа выяснилось, что мы из одного города! Я тоже начинал в Казахстане: отучился в музыкалке по классу скрипки, организовывал в школе и университете разные мероприятия. У меня всегда была тяга к организации дискотек. Со временем я даже обучился диджеингу и начал сам на них выступать.
Тогда же я познакомился с парнем, с которым мы вместе начали писать биты. Позднее мы записали несколько треков с нашей однопоточницей Дашей, которая пела и писала хорошие тексты. В 2019-м мы начали полноценно сотрудничать как артист и менеджер. За эти годы мы собрали большую команду из битмейкеров, саунд-продюсеров, звукорежиссёров и дизайнеров. В 2020-м мы выпустили свой первый трек «Кажется» под псевдонимом Дааби. Клип на него набрал на YouTube 75 тысяч просмотров — это очень неплохо для дебюта.
Тогда же я начал вливаться в музыкальную индустрию, но с трудом: у меня был опыт организации и координирования, но связей в Питере, куда мы с Дашей переехали, было ноль. Нужно было начинать заново. В итоге в январе 2021 года я понял, что упёрся в стену. Музыкальная индустрия довольно жестока: если ты создаёшь не попсу, то твой путь будет тернист. У меня нередко опускались руки, я не понимал, как преодолевать препятствия, с которыми сталкивался. Тогда я решил пойти учиться.
Курс помог мне обрести главное — уверенность в себе. Послушав лекции, я понял, что всё делал правильно, мне просто не хватало веры в себя. У меня словно открылось второе дыхание, я решил, что нужно просто продолжать действовать и никого не слушать.
После обучения дела сразу пошли в гору: нас с Дашей позвали на Moscow Music Week, мы выступили с дебютным концертом в Powerhouse, прошли на New Open — наш клип выбрали из 300 заявок.

— В итоге именно на песню Даши вы и сняли клип в «Видеомастерской» Skillbox. Как вы попали туда?
Никита: Это был третий набор «Видеомастерской», где студентам музыкальных и кинокурсов нужно было объединиться, чтобы сделать клип. Я как музыкальный менеджер должен был либо найти музыкантов для съёмок, либо предложить свой проект. Так как мы уже работали с Дааби, я подал в качестве заявки её трек.

Читайте также:
Варя: А я вообще изначально не планировала идти на «Видеомастерскую» — боялась, что не смогу включиться в проект на полную, так как в тот момент как раз дописывала диплом. Уже на сдаче я сильно разозлилась на себя: «Почему я не могу большего? Почему не подала заявку?» На эмоциях решила зайти в чат Skillbox и совершенно случайно увидела сообщение от продюсера «Видеомастерской» о том, что нужен режиссёр. Я очень удивилась, потому что на тот момент проект шёл уже месяц, но всё равно откликнулась на объявление. Оказалось, что режиссёр из одной команды ушла, потому что ей не хватало времени, и мне предложили её место. Мне повезло, что всё так совпало!
«Мы хорошо подготовились, но в итоге всё пошло не так…»
— Как проходила работа над клипом?
Варя: Сперва мы утвердили идею: артистка постепенно перевоплощается из гламурного образа в более комфортный для неё, что соответствует тексту песни и её названию — «Честно». С этой концепцией мы и работали: обсуждали с командой свои идеи, предлагали изменения, подбирали референсы.
Потом занялись раскадровками. Клип планировали снимать в двух локациях: в студии и на природе. У нас была мысль отработать обе локации в один день, но мы быстро от неё отказались: решили, что лучше не торопиться, но сделать качественно.
Перед съёмками сделали прешуты, которые очень упростили нам работу: помогли максимально чётко продумать план съёмок, увидеть и скорректировать какие-то ошибки. Но, несмотря на хорошую подготовку, многое пошло не так, как мы задумывали…
В первый день съёмок у меня случился сильный приступ аллергии. Приехала скорая, чтобы сделать мне укол. Пришлось отлучиться со смены на два часа. Тогда я поняла, как мне повезло с командой: я была спокойна и знала, что ребята всё сделают правильно. Когда ты понимаешь, что ты не одна и есть кто-то на подхвате, уровень тревожности сильно падает!
— Дальше, надеюсь, всё было хорошо? ?
Варя: Второй день тоже был интересный… Перед сменой мы наивно думали: «Ну всё, сегодня лёгкий день, локация открытая, никто не будет нас подгонять, мы одни в поле». Не тут-то было! Вскоре после начала смены мне позвонила линейный продюсер и сказала, что росгвардейцы перекрыли поле, на котором мы должны были снимать. Оказалось, что это ничем не огороженное поле безо всяких опознавательных знаков — территория аграрного института. Когда мы приехали на локацию, то увидели загороженное булыжниками поле и очень разозлённого сотрудника института, который как раз таки и вызвал Росгвардию.
Никита: Варя попыталась поговорить с росгвардейцами, но они только пожали плечами и посоветовали решать проблему с владельцами земли. Но с ним никакие адекватные разговоры не были возможны! Я никогда не видел мужчину в таком состоянии, он буквально плевался от злости. А время шло: уходил режим, простаивали арендованные автомобили… Слава богу, наш пиротехник подсказал, что в 15 минутах езды есть похожая локация.
Варя: Там нам нужно было доснять последний кадр с горящим манекеном. По задумке Дааби одевает манекен в своё платье и сжигает его, таким образом избавляясь от своего фальшивого образа.
На поле мы приехали уже ближе к 11 часам вечера и стали ждать рассвета, чтобы снять кадры при солнечном свете. Но и ночью мы не теряли времени: нашли доску, нацепили на неё ткань, сымитировав манекен, и поджигали эту конструкцию по-разному, чтобы понять, как это будет смотреться. Тут возникла ещё одна проблема: платье, которое должна была поджечь на манекене Дааби, было взято в аренду. Понятное дело, мы не могли его сжечь. Но на помощь пришли художники-постановщики, которые сшили точь-в-точь такое же платье буквально на коленках за несколько часов! Я до сих пор в шоке от того, как же нам повезло с командой.

Кадр: Дааби / YouTube
— Круто, что команда так мощно самоорганизовалась! А наставники «Видеомастерской» как-то помогали вам?
Варя: На каждом этапе работы над клипом мы созванивались с наставниками и показывали им свои результаты. Это очень полезная практика, так как тебе дают обратную связь сразу несколько человек, ты выслушиваешь каждого и из этого уже планируешь дальнейшие действия.
При этом помощь наставников не ограничивалась техническими советами. На съёмках уже другого клипа в рамках «Видеомастерской» был момент, когда у нас сильно не заладилось общение с командой из-за большого стресса. Я описала ситуацию наставнику и получила в ответ огромное голосовое сообщение, в котором он меня успокоил и поддержал. После этого я собралась, вновь поверила в себя и вернулась к работе. Даже команда заметила, что я стала вести себя иначе.
— Ваш клип уже вышел и даже был презентован в офлайне. Каково было увидеть итоговые результаты своей работы и получить фидбэк от сотен людей? Вы были довольны результатом или заметили какие-то недочёты?
Никита: Нам самим клип очень понравился: мы достигли, чего хотели. Что касается фидбэка, я не всегда опираюсь на мнение других людей, так как оно крайне субъективно. Если у артиста уже есть своя аудитория, то она плюс-минус на одной с ним волне. Поэтому в первую очередь важно, чтобы клип понравился команде и артисту, а зритель уже подтянется.
Варя: Поначалу я была излишне критична к себе, но после разговоров с Никитой и презентации клипа поняла, что переживала из-за абсолютно несуществующих вещей. В итоге видео всем понравилось, люди подходили, говорили, что с такими работами уже можно сотрудничать с лейблами.
Презентация была максимально интересной, так как наставники давали подробные отзывы на каждую работу. И было очень круто увидеть всех людей с потока в одном месте. Это такой эмоциональный нетворкинг, когда вы уже прошли огонь и воду, а теперь встречаетесь лицом к лицу и обсуждаете, с какими проблемами сталкивались на съёмках.
Также на показе были музыкальные и видеопродюсеры, которые делились своим экспертным мнением. Я считаю, что обратную связь как раз лучше спрашивать либо у близких тебе по мировоззрению людей, либо у профессионалов, которые дадут тебе конструктивную критику. Иначе, если всех слушать, можно просто перестать заниматься творчеством.

Фото: личный архив Никиты Мостовского
— Никита, вот вы сделали для Дааби клип. Какие планы на дальнейшее продвижение?
Никита: Если раньше мы ориентировались на «Инстаграм»*, так как там было проще настроить таргет, то сейчас полностью переформатировались на продвижение во «ВКонтакте». Минусы: наша целевая аудитория практически не сидит во «ВКонтакте». Плюсы: это дешевле, и «ВКонтакте» даёт довольно много возможностей в плане питчинга — можно легко попадать в разные редакторские плейлисты.
Сейчас у нас в планах сделать ещё один концерт и участвовать во всевозможных российских фестивалях. Я думаю, сейчас у всех будет больше выступлений. Если совсем давно артист зарабатывал через телек и концерты, а позднее — через онлайн, то сейчас из-за проблем со стриминговыми сервисами и соцсетями оформляется гибридная модель — продвижение через оставшиеся онлайн-возможности и концерты.
— Варя, в качестве режиссёра ты работала в основном над клипами. Планируешь дальше развиваться в этой нише или будешь исследовать новые жанры?
Варя: Год назад у меня была рекламная режиссёрская работа для площадки TrendMe, но моим первым крупным опытом работы в команде стали именно съёмки клипов в Skillbox. Несмотря на то что мне очень понравилось работать в этом жанре, я не хочу себя ограничивать. Мне интересно работать над любыми проектами — клипами, рекламой, кино.
— Похоже, вы классно сработались! Есть ещё совместные проекты в планах?
Варя: Мы не теряем связь, общаемся со всеми членами команды и ждём новых встреч!
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Хотите стать востребованным специалистом с высокой зарплатой?
Откройте доступ к 5 бесплатным курсам по IT, дизайну, маркетингу и другим топовым направлениям. Определите, какая сфера вам ближе, и узнайте, как в неё попасть.
Пройти курс 
          Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    

 
				 
                                     
                                     
                                     
                                    