Росгвардейцы, скорая, горящий манекен: как сделать клип, когда съёмки идут не по плану
Раньше Никита играл на студенческих вечеринках, а Варя вела канал с летсплеями. А теперь они снимают музыкальные клипы.
Иллюстрация: кадр: Дааби / YouTube / Annie для Skillbox Media
Варвара Смолянцева
Россия, Санкт-Петербург
Никита Мостовский
Россия, Санкт-Петербург
Пройденные курсы: «Музыкальный менеджер», «Профессия Режиссёр», «Видеомастерская»
Развитие: после нескольких лет работы монтажёром Варя дебютировала в режиссуре с клипом, который Никита представил на первом организованном им сольном концерте.
Никита и Варя рассказали:
- как попасть в «Видеомастерскую», если не успел подать заявку;
- почему не стоит экономить на прешутах;
- как хорошая команда может спасти любую съёмку;
- как фильтровать фидбэк и реагировать на критику;
- в чём плюсы и минусы новых возможностей продвижения артистов.
От летсплеев и студенческих вечеринок до клипов и концертов
— Никита, Варя, вместе вы сделали очень крутой клип. Как вы пришли к этой точке? Творчество было в вашей жизни всегда?
Варя: Я начала интересоваться кино в 14 лет, когда пробовала снимать видео для своего ютуб-канала. Я выкладывала туда в основном летсплеи, но с элементами режиссуры. Например, однажды мы сняли пародию на сцену из Mortal Combat. Конечно, это не режиссёрская работа в строгом смысле слова, но уже тогда мне хотелось придумывать сюжеты и концепции.
В 16 лет я начала стажироваться в теленовостях как оператор и монтажёр. Это было очень интересно, но репортажи — вещь, которая быстро приедается. Я поняла, что хочу большего, и переехала из Казахстана в Питер. Там я тоже пару лет поработала монтажёром, это дало мне хорошую насмотренность и другие полезные навыки. Но со временем я убедилась, что мне нужны знания именно по режиссуре. Я стала искать онлайн-курсы, так как из-за учёбы не тянула офлайн. И наткнулась на Skillbox. Мне так понравилась программа, что я даже позвонила другу рассказать о ней. К сожалению, на тот момент у меня не было денег, но вышло так, что на Новый год тот самый друг подарил мне курс! Я была очень счастлива.
Никита: Варя сейчас как раз рассказала о своём переезде из Казахстана, и я вспомнил прекрасное совпадение: уже в конце съёмок нашего совместного клипа выяснилось, что мы из одного города! Я тоже начинал в Казахстане: отучился в музыкалке по классу скрипки, организовывал в школе и университете разные мероприятия. У меня всегда была тяга к организации дискотек. Со временем я даже обучился диджеингу и начал сам на них выступать.
Тогда же я познакомился с парнем, с которым мы вместе начали писать биты. Позднее мы записали несколько треков с нашей однопоточницей Дашей, которая пела и писала хорошие тексты. В 2019-м мы начали полноценно сотрудничать как артист и менеджер. За эти годы мы собрали большую команду из битмейкеров, саунд-продюсеров, звукорежиссёров и дизайнеров. В 2020-м мы выпустили свой первый трек «Кажется» под псевдонимом Дааби. Клип на него набрал на YouTube 75 тысяч просмотров — это очень неплохо для дебюта.
Тогда же я начал вливаться в музыкальную индустрию, но с трудом: у меня был опыт организации и координирования, но связей в Питере, куда мы с Дашей переехали, было ноль. Нужно было начинать заново. В итоге в январе 2021 года я понял, что упёрся в стену. Музыкальная индустрия довольно жестока: если ты создаёшь не попсу, то твой путь будет тернист. У меня нередко опускались руки, я не понимал, как преодолевать препятствия, с которыми сталкивался. Тогда я решил пойти учиться.
Курс помог мне обрести главное — уверенность в себе. Послушав лекции, я понял, что всё делал правильно, мне просто не хватало веры в себя. У меня словно открылось второе дыхание, я решил, что нужно просто продолжать действовать и никого не слушать.
После обучения дела сразу пошли в гору: нас с Дашей позвали на Moscow Music Week, мы выступили с дебютным концертом в Powerhouse, прошли на New Open — наш клип выбрали из 300 заявок.
— В итоге именно на песню Даши вы и сняли клип в «Видеомастерской» Skillbox. Как вы попали туда?
Никита: Это был третий набор «Видеомастерской», где студентам музыкальных и кинокурсов нужно было объединиться, чтобы сделать клип. Я как музыкальный менеджер должен был либо найти музыкантов для съёмок, либо предложить свой проект. Так как мы уже работали с Дааби, я подал в качестве заявки её трек.
Читайте также:
Варя: А я вообще изначально не планировала идти на «Видеомастерскую» — боялась, что не смогу включиться в проект на полную, так как в тот момент как раз дописывала диплом. Уже на сдаче я сильно разозлилась на себя: «Почему я не могу большего? Почему не подала заявку?» На эмоциях решила зайти в чат Skillbox и совершенно случайно увидела сообщение от продюсера «Видеомастерской» о том, что нужен режиссёр. Я очень удивилась, потому что на тот момент проект шёл уже месяц, но всё равно откликнулась на объявление. Оказалось, что режиссёр из одной команды ушла, потому что ей не хватало времени, и мне предложили её место. Мне повезло, что всё так совпало!
«Мы хорошо подготовились, но в итоге всё пошло не так…»
— Как проходила работа над клипом?
Варя: Сперва мы утвердили идею: артистка постепенно перевоплощается из гламурного образа в более комфортный для неё, что соответствует тексту песни и её названию — «Честно». С этой концепцией мы и работали: обсуждали с командой свои идеи, предлагали изменения, подбирали референсы.
Потом занялись раскадровками. Клип планировали снимать в двух локациях: в студии и на природе. У нас была мысль отработать обе локации в один день, но мы быстро от неё отказались: решили, что лучше не торопиться, но сделать качественно.
Перед съёмками сделали прешуты, которые очень упростили нам работу: помогли максимально чётко продумать план съёмок, увидеть и скорректировать какие-то ошибки. Но, несмотря на хорошую подготовку, многое пошло не так, как мы задумывали…
В первый день съёмок у меня случился сильный приступ аллергии. Приехала скорая, чтобы сделать мне укол. Пришлось отлучиться со смены на два часа. Тогда я поняла, как мне повезло с командой: я была спокойна и знала, что ребята всё сделают правильно. Когда ты понимаешь, что ты не одна и есть кто-то на подхвате, уровень тревожности сильно падает!
— Дальше, надеюсь, всё было хорошо? 🙂
Варя: Второй день тоже был интересный… Перед сменой мы наивно думали: «Ну всё, сегодня лёгкий день, локация открытая, никто не будет нас подгонять, мы одни в поле». Не тут-то было! Вскоре после начала смены мне позвонила линейный продюсер и сказала, что росгвардейцы перекрыли поле, на котором мы должны были снимать. Оказалось, что это ничем не огороженное поле безо всяких опознавательных знаков — территория аграрного института. Когда мы приехали на локацию, то увидели загороженное булыжниками поле и очень разозлённого сотрудника института, который как раз таки и вызвал Росгвардию.
Никита: Варя попыталась поговорить с росгвардейцами, но они только пожали плечами и посоветовали решать проблему с владельцами земли. Но с ним никакие адекватные разговоры не были возможны! Я никогда не видел мужчину в таком состоянии, он буквально плевался от злости. А время шло: уходил режим, простаивали арендованные автомобили… Слава богу, наш пиротехник подсказал, что в 15 минутах езды есть похожая локация.
Варя: Там нам нужно было доснять последний кадр с горящим манекеном. По задумке Дааби одевает манекен в своё платье и сжигает его, таким образом избавляясь от своего фальшивого образа.
На поле мы приехали уже ближе к 11 часам вечера и стали ждать рассвета, чтобы снять кадры при солнечном свете. Но и ночью мы не теряли времени: нашли доску, нацепили на неё ткань, сымитировав манекен, и поджигали эту конструкцию по-разному, чтобы понять, как это будет смотреться. Тут возникла ещё одна проблема: платье, которое должна была поджечь на манекене Дааби, было взято в аренду. Понятное дело, мы не могли его сжечь. Но на помощь пришли художники-постановщики, которые сшили точь-в-точь такое же платье буквально на коленках за несколько часов! Я до сих пор в шоке от того, как же нам повезло с командой.
— Круто, что команда так мощно самоорганизовалась! А наставники «Видеомастерской» как-то помогали вам?
Варя: На каждом этапе работы над клипом мы созванивались с наставниками и показывали им свои результаты. Это очень полезная практика, так как тебе дают обратную связь сразу несколько человек, ты выслушиваешь каждого и из этого уже планируешь дальнейшие действия.
При этом помощь наставников не ограничивалась техническими советами. На съёмках уже другого клипа в рамках «Видеомастерской» был момент, когда у нас сильно не заладилось общение с командой из-за большого стресса. Я описала ситуацию наставнику и получила в ответ огромное голосовое сообщение, в котором он меня успокоил и поддержал. После этого я собралась, вновь поверила в себя и вернулась к работе. Даже команда заметила, что я стала вести себя иначе.
— Ваш клип уже вышел и даже был презентован в офлайне. Каково было увидеть итоговые результаты своей работы и получить фидбэк от сотен людей? Вы были довольны результатом или заметили какие-то недочёты?
Никита: Нам самим клип очень понравился: мы достигли, чего хотели. Что касается фидбэка, я не всегда опираюсь на мнение других людей, так как оно крайне субъективно. Если у артиста уже есть своя аудитория, то она плюс-минус на одной с ним волне. Поэтому в первую очередь важно, чтобы клип понравился команде и артисту, а зритель уже подтянется.
Варя: Поначалу я была излишне критична к себе, но после разговоров с Никитой и презентации клипа поняла, что переживала из-за абсолютно несуществующих вещей. В итоге видео всем понравилось, люди подходили, говорили, что с такими работами уже можно сотрудничать с лейблами.
Презентация была максимально интересной, так как наставники давали подробные отзывы на каждую работу. И было очень круто увидеть всех людей с потока в одном месте. Это такой эмоциональный нетворкинг, когда вы уже прошли огонь и воду, а теперь встречаетесь лицом к лицу и обсуждаете, с какими проблемами сталкивались на съёмках.
Также на показе были музыкальные и видеопродюсеры, которые делились своим экспертным мнением. Я считаю, что обратную связь как раз лучше спрашивать либо у близких тебе по мировоззрению людей, либо у профессионалов, которые дадут тебе конструктивную критику. Иначе, если всех слушать, можно просто перестать заниматься творчеством.
— Никита, вот вы сделали для Дааби клип. Какие планы на дальнейшее продвижение?
Никита: Если раньше мы ориентировались на «Инстаграм»*, так как там было проще настроить таргет, то сейчас полностью переформатировались на продвижение во «ВКонтакте». Минусы: наша целевая аудитория практически не сидит во «ВКонтакте». Плюсы: это дешевле, и «ВКонтакте» даёт довольно много возможностей в плане питчинга — можно легко попадать в разные редакторские плейлисты.
Сейчас у нас в планах сделать ещё один концерт и участвовать во всевозможных российских фестивалях. Я думаю, сейчас у всех будет больше выступлений. Если совсем давно артист зарабатывал через телек и концерты, а позднее — через онлайн, то сейчас из-за проблем со стриминговыми сервисами и соцсетями оформляется гибридная модель — продвижение через оставшиеся онлайн-возможности и концерты.
— Варя, в качестве режиссёра ты работала в основном над клипами. Планируешь дальше развиваться в этой нише или будешь исследовать новые жанры?
Варя: Год назад у меня была рекламная режиссёрская работа для площадки TrendMe, но моим первым крупным опытом работы в команде стали именно съёмки клипов в Skillbox. Несмотря на то что мне очень понравилось работать в этом жанре, я не хочу себя ограничивать. Мне интересно работать над любыми проектами — клипами, рекламой, кино.
— Похоже, вы классно сработались! Есть ещё совместные проекты в планах?
Варя: Мы не теряем связь, общаемся со всеми членами команды и ждём новых встреч!
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».