Краткая история рока в 15 поджанрах
Как дитя блюза выросло в самостоятельный уникальный жанр.
Ангус Янг, группа AC/DC. Фото: Rick Diamond / Getty Images
Рок — один из важнейших жанров современной музыки. В пятидесятые — шестидесятые в роке выделялось не так много направлений, а потому можно было говорить об их общей идеологии и стандартах.
Но сейчас же это бессмысленно: существует так много ответвлений, что между ними порой сложно найти что-то общее… но оно всё же есть — это гитары 🙂
В этом материале мы отобрали 15 главных направлений, которые появились в процессе эволюции рока. Корни рока лежат в афроамериканской музыке — блюзе и джазе. Если вы хотите начать изучение жанра с истоков, то рекомендуем прочитать и эти статьи:
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Рок-н-ролл
Ключевые исполнители: Chuck Berry, Elvis Presley, Little Richard, Bill Haley, Bo Diddley, Jerry Lee Lewis.
Жанр вырос из быстрых и танцевальных разновидностей джаза, блюза и кантри: это из них пришли контрабас, фортепиано и саксофон. Однако лидирующим инструментом в итоге стала агрессивная электрогитара с уникальным звучанием, отделившим рок-н-ролл от близких жанров.
Элементы разных жанров переплетались ещё в сороковые, но в окончательном виде оформились в пятидесятые. Можно говорить, что полноценное рождение рока как отдельного жанра состоялось именно тогда.
Блюз-рок
Ключевые группы: The Rolling Stones, The Yardbirds, Cream, The Animals, The Jimi Hendrix Experience, Led Zeppelin.
Блюзовые стандарты были очень важны для первых рокеров. Многие из них выросли на песнях блюзменов, которые одними из первых начали использовать электрогитары. Блюз-рокеры взяли типичные аккордовые последовательности, но сделали звучание более тяжёлым и ориентированным на риффы — короткие музыкальные фразы.
Также вместо триолей используются более прямые четвертичные размеры. Если для блюза более характерны короткие песни с простой структурой, то рокеры полюбили длинные импровизации и гитарные соло, демонстрирующие мастерство музыканта.
Психоделический рок
Ключевые группы: The Doors, The Jimi Hendrix Experience, Pink Floyd, The Beatles, Small Faces, Grateful Dead, Jefferson Airplane.
Главная музыка хиппи в конце шестидесятых. Она вобрала все черты их идеологии: стремление к освобождению от условностей общества, интерес к психоделическим наркотикам и восточной религии.
Психоделический рок пытался расширить сознание слушателя: с помощью гитарных и студийных эффектов (вроде эха, реверберации и перемотки назад), органов и синтезаторов, продолжительных импровизаций, наслоения плотного звучания различных инструментов, использования индийских инструментов и дроуна (монотонного шума). Тексты хиппи были сюрреалистичными и мистическими.
Хард-рок
Ключевые группы: Black Sabbath, Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC, Aerosmith, Kiss, Van Halen.
Хард-рок вышел из блюз-рока, но отверг свинг, то есть раскачку, характерную для афроамериканской музыки.
Хард-рок заметнее разделён на пространство для соло-гитариста и ритм-секции, задающей повторяющиеся структуры — обычно в размере 4/4: сильный барабан и бас. Использование эффектов дисторшена и фузза, искажающих чистое звучание гитар до тяжёлого, уводило рок всё дальше от других жанров. Вокал также зачастую был агрессивным. Из хард-рока выросли все жанры метала.
Прогрессивный рок
Ключевые группы: Pink Floyd, King Crimson, Yes, Genesis, Soft Machine, Jethro Tull.
Все шестидесятые рок стремительно уходил от простоты, и в начале семидесятых появилась самая навороченная его форма, представителей которой в итоге стали считать чуть ли не эталонами всего рока!
Очень сложные аранжировки, песни по 15–20 минут, огромное количество инструментов, длинные соло-партии и высочайшее индивидуальное мастерство исполнителей. Тяга к большим форматам находила выход и в текстах: группы писали рок-оперы и концептуальные альбомы, многие из которых посвящены критике устройства общества.
Панк-рок
Ключевые группы: Sex Pistols, The Clash, Ramones, The Damned, Patti Smith, Minor Threat, Black Flag.
К концу семидесятых сложный и пафосный прогрессив надоел молодёжи: ей хотелось вернуть дух старого доброго угара, для которого не требуется в совершенстве владеть многими инструментами одновременно. Поэтому рок-н-ролл вернулся на новом витке, только более быстрым, злым и примитивным.
Панк с его короткими песнями и простыми, но меткими формами стал идеальной музыкой протеста, к которой прибегали и левые, и правые. Жанр произвёл новую эстетическую революцию, сделав модным грязное звучание и ненависть ко всему.
Постпанк
Ключевые группы: Joy Division, Public Image Ltd, Bauhaus, Siouxsie and the Banshees, The Cure, The Fall, Cabaret Voltaire.
Постпанк появился почти одновременно с панк-роком. Хотя идеология субкультуры была очень строга ко всему, что считала чужим, музыкальные вкусы панков всё же были очень широкими.
Поэтому одна часть музыкантов ушла в готическую сторону, полную апатичных и трансовых риффов, а другая привнесла фишки и методы нероковых жанров: даба, диско, фанка, индастриала (конечно, они пересекались друг с другом).
Постпанк конца семидесятых и начала восьмидесятых ярче всего показал, как сильно рок может отойти от своего первоначального звучания благодаря мультикультурному влиянию. Можно утверждать, что постпанк устроил в роке революцию не меньшую, чем сам панк.
Нью-вейв (новая волна)
Ключевые группы: Blondie, Adam and the Ants, Japan, Ultravox, Elvis Costello & The Attractions, Culture Club, Bow Wow Wow.
Есть разные определения новой волны. Под ней понимали околопанковые группы, которые были более лёгкими и поп-ориентированными, но всё ещё играли на гитарах. Но также в нью-вейв записывали и группы, игравшие преимущественно на синтезаторах (гитары уходили на второй план). Второй стиль постепенно одержал верх над первым, и восьмидесятые стали временем, когда электронная музыка прочно вошла как в поп-музыку, так и в рок.
Инди-рок (альтернативный рок)
Ключевые исполнители: Radiohead, Arcade Fire, Franz Ferdinand, Modest Mouse, R.E.M, Pavement.
Близкие термины, описывающие музыку, которая сначала была в оппозиции популярному року, а затем сама им стала. Это преимущественно ретроградная музыка, близкая к классическому року: без влияний электронщины и посторонних жанров, без перегруза и громких криков, но с большими эмоциями.
Это, пожалуй, одни из самых «культурных» и приятных для нейтрального слушателя поджанров.
Гранж
Ключевые группы: Nirvana, Alice in Chains, Soundgarden, Pearl Jam, Mudhoney, Melvins.
В начале девяностых спокойный поп-ландшафт взорвал непричёсанный подвид альтернативного рока, который стал голосом депрессивных подростков. В нём смешались ярость и апатичность, грязные и тяжёлые гитары в припевах чередовались с минималистичными и спокойными куплетами. Растрёпанные рокеры внешним видом напоминали хиппи шестидесятых, что шло вразрез с гламурным и вылизанным стилем восьмидесятых. Их тексты были посвящены одиночеству, депрессии и неприятию мира.
Бритпоп
Ключевые группы: Oasis, Blur, Suede, Pulp, Elastica, Ocean Colour Scene.
Одна из последних вспышек рока как мегапопулярного жанра произошла в Великобритании в середине девяностых — представителями жанра были заполнены все хит-парады страны. Особенно выделялась битва групп Oasis и Blur.
Звучание представляло собой реинкарнацию старого английского рока от шестидесятых до восьмидесятых, только с учётом времени и налётом альтернативного рока. Кто-то вдохновлялся The Beatles, кто-то The Kinks, но в итоге получилось что-то новое и о-о-очень британское.
Построк
Ключевые группы: God Is an Astronaut, 65daysofstatic, Godspeed You! Black Emperor, Sigur Rós, Stereolab, Mogwai, This Will Destroy You.
Через 40 лет после того, как рок выделился в жанр, он приблизился к границе своих возможностей. Но кто сказал, что за неё нельзя выйти?
Построкеры отказались от всего, что характерно для жанра: от чёткой структуры песен, ярких хуков, вокала. Этот жанр стал работать по законам техно, хоть он чаще всего и более спокоен.
Гитаристы не играют мелодий, риффов или аккордов, а создают тембры и текстуры, что больше свойственно электронному жанру эмбиент. Динамика в построке почти отсутствует, так что слушателю нужно быть внимательным и погружаться глубоко в пучину звука.
Гаражный рок
Ключевые исполнители: The Sonics, The Music Machine, Count Five, The Stooges, MC5, White Stripes, Black Keys.
Это один из вечных жанров. Он будет умирать и воскресать, покуда молодые парни и девушки будут собираться на репбазах с дешёвыми гитарами и мучить усилители, чтобы добиться звука погромче и погрязнее.
Он появился ещё в пятидесятые, когда для достижения дисторшена приходилось резать бритвами усилители. В шестидесятые и в начале семидесятых он был одним из самых ярких андерграундных жанров, предвосхитивших панк и хард-рок. Начало 2000-х породило волну ярких групп, которые не только радовали критиков, но и залезли в поп-культуру и на премию «Грэмми».
Эмо-рок
Ключевые группы: American Football, Sunny Day Real Estate, Cap’n Jazz, Rites of Spring, Moss Icon, The World Is a Beautiful Place & I Am No Longer Afraid to Die.
Музыку эмо непросто описать, но её всегда легко узнать. Особый строй гитар, эмоциональный вокал, личные темы (зачастую депрессивные) — эмо-рок часто звучит агрессивно, но никогда не теряет нежности.
Это грустная музыка, но в ней есть лучик надежды. Найти эмо в чистом виде — задача не из лёгких, потому что в большинстве случаев оно переплетается с другими жанрами, чаще всего с инди-роком, панком, постхардкором. В эмо-роке было много волн, и каждый раз жанр качало из стороны в сторону — от спокойного и чувственного инди до адских криков страдающих людей.
Мат-рок
Ключевые группы: Don Caballero, Craw, Shellac, The Dillinger Escape Plan, Protest the Hero.
Сложный для восприятия жанр: он стоит на постоянном разрушении ожиданий. Большинство музыкальных жанров построены на привычных музыкальных размерах вроде 4/4: в них ритм идёт ровно, просто и понятно, под это легко танцевать, этому легко подпевать.
В мат-роке (а это сокращение от «математического рока») всё поставлено с ног на голову: группы играют в размерах вроде 7/8, 11/8 или 13/8. Их нелегко уловить, потому что музыка постоянно «ломается» в неожиданных местах.
Вы можете подумать, что мы внезапно обрубили рассказ о роке началом 2000-х, но нет. В XXI веке сложно создать что-то принципиально новое. Обычно музыканты или комбинируют уже существующие жанры, или возрождают старые, по тем или иным причинам забытые.
Однако это не значит, что современные рокеры недостойны внимания!
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс