Кино и музыка
#подборки

Психоделический рок XXI века: 10 главных групп

Жанр не умер вместе с эпохой хиппи, а остался прибежищем для экспериментаторов.

Фото: Timothy Norris / Getty Images

Конец шестидесятых был временем хиппи-революции. Главное место в ней занимал психоделик-рок, звучание которого создали The Doors, Джими Хендрикс, Cream, The Grateful Dead и другие. К началу семидесятых движение распалось, а музыку хиппи вытеснил более сложный прогрессивный рок.

Психоделический рок, конечно, никуда не делся, он развивается и сейчас. В этой подборке изучаем творчество самых знаковых групп, работающих с этим жанром в XXI веке.

Tame Impala

Страна: Австралия

Tame Impala — проект Кевина Паркера, ярко сверкнувшего в начале десятых с песнями, в которых психоделия накладывалась на гаражные гитары с весомым перегрузом. Однако звёздный час группы пришёлся на 2015 год, когда она выпустила альбом Currents. Синтезаторы доминируют над гитарами, кислотно-космическая атмосфера превратилась в винтажную и меланхоличную романтику (пример — песня New Person, Same Old Mistakes).

В том же альбоме проявился и выдающийся поп-потенциал Паркера — песня The Less I Know the Better была лёгкой, танцевальной и похожей на диско, хоть и не теряла в психоделичности.

Паркер часто записывает композиции совместно с поп-исполнителями, которые превращают старые танцевальные жанры во что-то стильное и современное: Lady Gaga, The Weeknd, Кендрик Ламар, Марк Ронсон, Thundercat.

King Gizzard & The Lizard Wizard

Страна: Австралия

За последние 10 лет Австралия стала одним из главных центров психоделической музыки наравне с Британией и США. Среди многих групп ярко выделяется King Gizzard & The Lizard Wizard — не только названием, которое отсылает к Джиму Моррисону из The Doors, объявившему себя Королём ящериц, но и тем, с какой несвойственной для жанра лёгкостью она всё делает.

С 2012 года King Gizzard & The Lizard Wizard выпустила 23 альбома. Оставаясь в рамках психоделического рока, она радикально меняла звучание, исследуя разные уголки жанра. У группы есть милый синтезаторный поп (Catching Smoke) и треш-метал (Hell), приджазованный мягкий рок из восьмидесятых (Countdown) и гаражный рок (Robot Stop), солнечный фолк (Paper Mâché Dream Balloon), мистические отсылки к восточной музыке в стиле шестидесятых (Open Water) и отвязный панк (Uh Oh I Called Mum).

Куда группа повернёт дальше — попробуй угадай.

Animal Collective

Страна: США

На современной психоделической сцене Animal Collective — главный исследователь возможностей звука, при этом творчество группы не перестаёт быть очень красивым и эмоциональным. Её звучание застыло где-то между роком и электронной музыкой, а методы создания ушли далеко от инструментария стандартной гаражной группы.

Первый альбом группы Spirit They’re Gone, Spirit They’ve Vanished начинается с песни, большая часть звуков в которой создана с помощью закольцованного фидбэка — акустического эффекта, который возникает, когда микрофон улавливает звук, исходящий из колонок, и как бы возвращает его обратно в колонки, и так по кругу.

В более простой песне April and the Phantom акустическая гитара звучит под барабаны, на которых играют щётками. В начале карьеры группа проповедовала фрик-фолк — жанр, смешивающий фолк с психоделией и авангардными экспериментами.

Прорывным в плане признания критиков стал альбом Merriweather Post Pavilion, куда более пышный и многослойный, чем кустарные работы раннего этапа, при этом простой и доступный. В студии установили акустические системы, имитирующие звук живого выступления. Песню My Girls, основанную на почти не меняющейся мелодии синтезатора, которая идёт через весь хронометраж, журнал Pitchfork назвал лучшей песней 2009 года.

Børns

Страна: США

Гарретт Кларк Борнс одновременно и винтажный, и современный. Его мягкие и красивые клавишные мелодии отсылают к поп-психоделии шестидесятых, The Beatles (особенно в Bye-bye Darling) и барокко-попу — жанру, который втискивал оркестровые инструменты в формат трёхминутных песен.

При этом Børns часто использует современный электронный звук (Iceberg) и запрограммированные ударные (Second Night of Summer), а некоторые песни с искрящимися гитарами близки к инди-року (We Don’t Care).

Главное отличие Борнса от других исполнителей психоделии во влиянии глэм-рока: это касается и сценического образа, и энергии некоторых песен, и вокальной манеры, близкой к поп-музыке.

Khruangbin

Страна: США

Музыка Khruangbin вызывает ассоциации с солнечным светом, заботливо разлитым по бутылкам, или с зельем Felix Felicis, которое приносило не только удачу, но и ощущение эйфории и расслабленности (Maria También).

Мягкие переливы гитар сложно отнести к одному жанру: они сплавляют психоделию, соул, ямайский даб и сёрф-рок — жанр из начала шестидесятых с энергичными гитарными соло, популярный на пляжах Калифорнии. Правда, Khruangbin играет очень неспешно. В отличие от других групп из этой подборки, которые широкими мазками лепят риффы друг на друга, Khruangbin выписывает минималистичные мелодии очень элегантно и утончённо. Пример — If There is No Question.

Звучание группы весьма старомодно, а потому она легко работает с другими похожими артистами. У Khruangbin есть совместные работы с соул-певцом Леоном Бриджесом, которые звучат как потерянная пластинка года из 1966-го (Texas Sun), а также с малийским гитаристом Вьё Фарка Туре, совмещающим джаз, соул, регги и народную музыку (Alakarra).

Ещё Khruangbin из тех групп, которые вживую звучат даже лучше, чем в студии. Отдельные композиции сплетаются в один бесконечный поток, в котором тонет любое ощущение реальности.

Spiritualized

Страна: Великобритания

Свой первый альбом группа из Рагби выпустила в 1992-м, но до сих пор сохраняет активность и фирменный стиль. В отличие от других исполнителей неопсиходелии, её можно назвать скорее группой ритма, нежели группой мелодий. Её творчество отмечено печатью шугейза — жанра начала девяностых, для которого были характерны стены звука, собранные из шумных гитарных партий с большим количеством эффектов. В шугейзе мелодия растворяется в потоках бескрайних гитарных партий.

Хотя творчество Spiritualized не имеет прямого отношения к шугейзу, песни группы также состоят из массивных стен звука, которые только разрастаются по ходу песни и альбома (пример: The Morning After). Музыка Джейсона Пирса раздувает все эмоции и тексты до космических масштабов.

Не будучи религиозным, Пирс постоянно прибегает к госпелу — жанру христианских песнопений (Headin’ for the Top Now). Он так склонен к помпезности, что в альбоме Let It Come Down участвовали 115 сессионных музыкантов, включая лондонский госпел-хор (Out of Sight).

Kairon; IRSE!

Страна: Финляндия

А вот и полноценный результат любви между психоделическим роком и шугейзом. От первого — глубина звука и уровень погружения в глубины сознания, от второго — стены звука, простые и красивые мелодии и романтичная атмосфера. Кажется, что главной целью группы стала именно эстетика, ради которой она обращалась к нестандартным для жанров ходам. Например, в песне Cuscuspin звучит скрипка.

Ещё послушайте восхитительно красивый альбом The Defect In That One Is Bleach / We’re Hunting Wolverines.

Wavves

Страна: США

Из конца шестидесятых в наши дни перенеслась плотная связь психоделии и гаражного рока. И если в первых записях Tame Impala грязный шум гитар сгущал космическую атмосферу, то Wavves обращается к другой стороне хиппи-культуры — счастью и веселью.

Многие песни Wavves быстры и панковаты. Энергичные гитарные риффы периодически покрываются слоем эффектов, как в песне Post Acid. В Idiot они выдают убойное соло, а King of the Beach, несмотря на все рокерские атрибуты, беззаботна, как летний поп-хит.

Впрочем, в Wavves не забывают про баланс: в Baseball Cards они замедляются, вокал утопает в эхе, а гитары превращаются в густую абстрактную кашу.

A Place to Bury Strangers

Страна: США

Эту группу можно назвать концентратом многих жанров, к идеям которых часто обращается современный психоделический рок. Помимо чувства, будто твоё сознание отделяется и улетает в космос, у A Place to Bury Strangers есть стены звука из шугейза, пилящие гитарные партии из нойз-рока, грязь гаражного рока и энергия панка.

Если провести грубую аналогию, то похожим образом в девяностых жанры смешивала «Гражданская оборона». Правда, в музыке Егора Летова всегда перевешивала любовь к классической психоделии шестидесятых, тогда как у A Place to Bury Strangers все влияния имеют примерно равную долю. Примеры: So Low, Straight, My Head Is Bleeding.

Olimpia Splendid

Страна: Финляндия

Olimpia Splendid не очень известна, однако отлично отражает стиль, характерный для многих групп в современном психоделическом андеграунде. Они уделяют больше внимания ритму, нежели мелодиям, и пишут длинные композиции, в которых бесконечно повторяется один и тот же рифф.

Благодаря такому подходу Olimpia Splendid детально прорабатывает мистическую атмосферу, насыщая ритмические повторы зловещими скрипами струн и мрачными эффектами. Подача близка к готической: оцените песни Pupuliini, Jacksonin Paita, Nicotinella.

Психоделия и традиционная музыка

Психоделический рок стал глобальной музыкой. Его играют во всех странах, причём он органично сочетается с традиционной музыкой. Ниже небольшая подборка групп с разных континентов, которые соединили космические гитарные риффы с народными мотивами.

Научитесь: Профессия Продюсер музыкальных проектов Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована