Кино и музыка
#подборки

9 лучших рок-опер XXI века

Воспоминаем музыкальные альбомы, в которых панки и металлисты рассказывают целые истории!

Фото: Matthew Simmons / WireImage / AOL Music / Getty Images

Рок-опера — это вид музыкального альбома, песни в котором связаны одной историей. Золотая эра формата пришлась на семидесятые — тогда рок-оперы стали записывать самые популярные музыканты. Например, Pink Floyd выпустили альбом The Wall, герой которого вырастает в жестоком обществе и постепенно становится абсолютно одиноким. Альбом имел колоссальный успех: было продано более 30 млн пластинок.

Уже в восьмидесятых интерес среди музыкантов к такому трудоёмкому формату поутих, однако не пропал совсем — рок-оперы продолжают писать и по сей день. Если раньше их сочиняли по большей части представители прогрессивного рока, то в XXI веке им заинтересовались и группы, играющие в жанрах вроде пауэр-метал или симфоник-метал. Некоторые из них увлеклись настолько, что проводят сквозную историю через несколько своих альбомов или даже через все.

Мы отобрали девять современных ярких рок-опер. В них музыканты поют о проблемах общества, о жизни и смерти, даже о науке и религии.

American Idiot

Green Day

Год: 2004

Жанр: поп-панк

Страна: США

Пожалуй, самая популярная рок-опера наших дней. Green Day взяла темы, про которые панки поют ещё с семидесятых, и вывели их на новый уровень концептуальности.

Билли Джо Армстронг рассказывает о подростке по прозвищу Иисус Из Пригорода, который по-панковски протестует против американской реальности: уходит из дома, принимает наркотики, следует за проповедником, протестует против правительства и СМИ.

В отличие от многих панк-песен, призывающих к чистому разрушению социального порядка, альбом Green Day можно считать аналогом романов воспитания. Иисус Из Пригорода по ходу истории развивается, учится жить в обществе, а затем и возвращается домой.

The Black Parade

My Chemical Romance

Год: 2006

Жанры: поп-панк / альтернативный рок

Страна: США

Ещё один альбом, показывающий, каким концептуальным может быть панк-рок. Его главный герой по прозвищу Пациент умирает от рака, вспоминает свою жизнь и представляет, что будет дальше.

Пациента пугают картины ада, в который он боится попасть из-за грехов прошлого. Он представляет себя мёртвым и рассказывает, как во время спиритического сеанса пытался вызвать возлюбленную. Единственное хорошее, что он вспоминает из жизни, — это Чёрный парад с дирижаблями и воздушными змеями, на который героя в детстве водил отец.

В конце альбома становится понятно, что Пациент умер. Но когда это произошло? Альбом не даёт чёткого ответа. Лидер группы Джерард Уэй считал, что смерть приходит к человеку под видом его самого доброго воспоминания. Поэтому, возможно, Пациент умер ещё в песне про парад, в середине альбома.

Annette

Sparks

Год: 2021

Жанры: глэм-рок / барокко-поп

Страна: США

Дуэт Sparks пишет музыку с начала семидесятых, но самую концептуальную работу братья Рон и Рассел Мэйл создали в 2021-м, написав саундтрек для фильма Леоса Каракса «Аннетт».

Мюзикл Каракса рассказывает о любви стендап-комика (Адам Драйвер) и оперной певицы Энн Дефрасну (Марион Котийяр), воспитывающих дочь Аннетт. Энн погибает, и Аннетт обретает дар петь её голосом. В какой-то степени Каракс пытался передать через эту историю свои чувства: он сам потерял жену и один воспитывал дочь.

Яркий оркестровый стиль Sparks придаёт фильму Каракса атмосферу пафосной оперы, с её высокими голосами и глубокой драмой. Медленные и мрачные арии соседствуют с энергичными рок-клавишными и весёлым многоголосием. Каждая песня ощущается очень объёмной, и это отлично сочетается со стилем «Аннетт».

VK

The Second Stage Turbine Blade

Coheed and Cambria

Год: 2002

Жанры: прогрессивный рок / пост-хардкор

Страна: США

Почти вся дискография группы Coheed and Cambria посвящена истории Кохида Килганнона и Камбрии Майерс — героям комиксов The Amory Wars («Войны Амори»), созданных солистом группы Клаудио Санчесом.

Комиксы и песни образуют целую вселенную в жанрах sci-fi и фэнтези. Она повествует о мире Небесной Изгороди, состоящем из 78 планет и семи звёзд, которые связаны между собой лучами энергии. В этом мире живут люди, маги, правящие 12 секторами Небесной Изгороди, и раса прайсов, охраняющая те самые лучи, которые скрепляют звёзды.

Альбом The Second Stage Turbine Blade рассказывает, как Кохид и Камбрия сражаются против Вильгельма Райана — Верховного Тримага, который вместе со своей Красной Армией развязал войну, чтобы захватить мир. Его подручный генерал Мэйо Дефтинвульф убеждает Кохида и Камбрию, что их дети заражены вирусом, который в итоге уничтожит всю Небесную Изгородь.

Пара убивает трёх детей из четырёх, однако потом узнаёт про обман и начинает мстить. А за Клаудио, единственным выжившим ребёнком Кохида и Камбрии, уже началась охота: пророчество говорит, что остановить злодеев может только избранный, и, возможно, это Клаудио.

Power of Dragonflame

Rhapsody

Год: 2002

Жанр: симфонический метал

Страна: Италия

Rhapsody, которая со временем стала Rhapsody of Fire, провела сквозной сюжет через девять альбомов. В отличие от Coheed and Cambria, итальянцы даже не пытались походить на sci-fi, а ударились в чистое фэнтези, которое так любят группы, играющие пауэр- или симфоник-метал.

В их сагах есть полный набор классических фэнтези-тропов. Зачарованные Земли пережили нашествие бога войны Крона: он хотел захватить Изумрудный Меч, дарующий победы во всех битвах. Правители четырёх королевств вместе дают ему отпор, но спустя пару веков демоны возвращаются с новыми предводителями — Акроном и Даргором, принцем Тёмных Земель. Этой войне посвящена Сага об Изумрудном Мече, которая растянулась на пять дисков.

Альбом Power of Dragonflame — самый драматичный момент повествования. Зачарованные Земли почти пали, лидер протагонистов Воин Льда пленён и ранен.

Charles Darwin

XII Alfonso

Год: 2012

Жанр: прогрессивный рок

Страна: Франция

Парни из XII Alfonso не размениваются на мелкие формы. Их посвящение Чарльзу Дарвину вылилось аж в тройной альбом на 52 песни, в которых они рассказывают историю жизни биолога от начала до конца. К оригинальным дискам прилагался 74‑страничный буклет со временной шкалой.

Музыкальные темы биографии отличаются стилистически. Юность, первые увлечения природой, путешествие на корабле «Бигль» переданы мечтательной и романтичной музыкой. Часть про дом и семью сопровождает медленный и мрачный звук с влиянием эмбиента. Третий диск о «Происхождении видов» больше всего похож на классический прогрессив, эдакая «наука о звуке» с богатыми и сложными партиями — в записи использовали 70 инструментов.

Интересная деталь: на альбоме разбросаны короткие интермедии на одну и ту же тему, каждый раз играемую на разных инструментах. Интермедии символизируют страсть Дарвина к коллекционированию объектов природы.

Mabool

Orphaned Land

Год: 2004

Жанр: прогрессивный метал

Страна: Израиль

Конечно, не все металлисты — атеисты. Некоторые даже пишут альбомы по Библии. Израильская группа Orphaned Land рассказывает историю ветхозаветного потопа. Всё начинается с ливня и перечисления грехов человеческих, а дальше группа не скупится на подробные описания божьих наказаний:

Thunder roars as a lion caged, heat that comes like waves of fear.

Oceans rise and rage as we watch the world powers fall.

Гром ревёт, как лев в клетке, жар приходит, как волны страха.

Океаны поднимаются и бушуют, пока мы наблюдаем падение мировых держав.

В предпоследней песне слышны молитвы о спасении после 40 дней катастрофы, а затем следует спокойная инструменталка с птичьим пением, символизирующая спасение.

Orphaned Land цитируют не только Книгу Бытия, но и традиционную хвалебную песню «Галель» и стихи раввина-каббалиста Шалома Шабази. Традиционный рок-набор дополняют еврейские народные инструменты.

VK

The Lost Christmas Eve

Trans-Siberian Orchestra

Год: 2004

Жанр: симфонический метал

Страна: США

Рок-оперы от металлистов обычно или очень мрачные, или очень серьёзные. Но Trans-Siberian Orchestra пишут музыку в режиме вечного праздника. Причём одного конкретного: все их альбомы посвящены Рождеству. Сделаны они в той сказочной, душевной и слегка помпезной манере, которая свойственна голливудской классике на эту тему.

Господь отправляет юного ангела на Землю, чтобы тот нашёл самого преданного заветам Христа человека. Ангел бродит по Нью-Йорку и ищет праведника среди уличных артистов, в ветхом отеле, в блюз-баре, в магазине игрушек, в готическом соборе и в больнице. Такая история не получилась бы без слёзовыжимательной концовки: ангел говорит Богу, что все встреченные им люди продолжают дело Иисуса.

Ziltoid the Omniscient

Devin Townsend

Год: 2007

Жанр: прогрессивный метал

Страна: Канада

Куда без постмодернистской иронии даже в таком жанре! Девин Таунсенд в одиночку записал рок-оперу, которая идиотизмом происходящего троллит присущую прогрессиву серьёзность. Вместо пафосного эпоса получилась метал-версия фильма «Марс атакует».

Инопланетянин Зилтоид Всеведущий прилетает на Землю, чтобы найти чашку лучшего кофе во Вселенной, однако ему подают какую-то противную жижу. Недовольный Зилтоид объявляет себя четырёхмерным гитарным героем и командует захватить Землю. Однако сделать это не получается, поэтому Зилтоид обращается за помощью к шестимерному Разрушителю Планет, но в ответ слышит только: «Я ненавижу мюзиклы».

Диалоги, развивающие сюжет, чередуются с ариями, которые намеренно написаны абстрактными и бессмысленными. Сюжет становится ещё смешнее, потому что сопровождает его мегапафосный звук прог-метала с элементами треша и индастриала.


Научитесь: Профессия Продюсер музыкальных проектов Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована