Кино и музыка
#подборки

Стандарты блюза: история жанра в 7 песнях

Как блюзовые стандарты меняли звучание от начала XX века до наших дней.

Кадр: фильм «Ма Рейни: Мать блюза» / Netflix

Недавно мы рассказывали о том, что такое блюз, как он появился и какие у него характерные черты. Мы приводили примеры классических для жанра произведений, но всё же решили сделать отдельный материал про блюзовые стандарты — песни, которые прочно вошли в репертуар многих исполнителей и не перестали быть актуальными даже спустя многие десятилетия.

Время идёт, стандарты звучат иначе, поэтому по их изменениям можно отследить историю жанра целиком. Многие стандарты появились в 1920–1930-е годы, когда блюзмены жили в деревнях и играли на акустике. Потом в жанр проникли электрогитары, а вместе с этим блюзовые стандарты стали частью репертуара первых рок-групп.

House of the Rising Sun

Народная баллада наиболее известна по фолк-роковому исполнению The Animals, но у неё есть и немало блюзовых версий. По тексту это типично блюзовая история: герой или героиня (есть разные прочтения) вспоминает свою неблагополучную жизнь и сетует, что сгубил(-а) её в «Доме восходящего солнца».

Речь в песне идёт про Новый Орлеан — город в Луизиане, один из центров рабовладельческого Юга и, соответственно, афроамериканской культуры. Но точно не известно, чем был этот «дом восходящего солнца» — борделем, тюрьмой или игорным домом. Да и неизвестно, существовал ли он в реальности. Однако его образ архетипичен для блюза и вбирает в себя многие ключевые темы: проигрыш порокам жизни, неизбежность судьбы, нищета.

Одна из самых ранних версий песни записана как Rising Sun Blues.

Классический блюз от Ледбелли — абсолютно легендарного персонажа, блюзмена в квадрате. Он бродяжничал, несколько раз сидел в тюрьме, а за время странствий выучил едва ли не все песни, которые были в репертуаре темнокожих музыкантов.

В исполнении певицы Нины Симон песня обрела задорный орган и стала танцевальной.

Baby Please Don’t Go

Поскольку блюз — музыка про то, как людям плохо, то и любовь в блюзе не бывает счастливой. Baby Please Don’t Go восходит ещё во времена рабства и рассказывает о заключённом, который боится, что его любимая уйдёт от него, прежде чем тот выйдет из тюрьмы.

Несмотря на архетипичность песни, в ней остались детали, по-видимому, отсылающие к личному опыту одного из первых исполнителей (кто это был, конечно, неизвестно). Так, герой просит взять девушку её любимое мороженое.

Песню популяризовал Биг Джо Уильямс в 1930-е.

Стандартом песня стала в начале пятидесятых во многом благодаря версии Мадди Уотерса, сыгранной на электрогитаре.

Впоследствии песня стала и рок-стандартом — блюзово-психоделическая версия от Them.

И даже есть хард-рок от AC/DC.

Call It Stormy Monday (But Tuesday is Just as Bad)

Ключевой перелом в истории блюза — массовое распространение электрогитар в середине XX века. Консерваторы считали, что настоящий блюз можно играть только на акустике, но молодых музыкантов это не останавливало.

Одним из первых блюзменов с электрогитарой стал Ти-Боун Уокер, а его хит 1948 года, который обычно называют просто Stormy Monday, вдохновил многих переключиться на новый инструмент, например Би Би Кинга, одну из главных легенд жанра.

В песне чувствуется влияние джаза, поскольку Уокер в начале карьеры играл в джаз-бандах. Роскошный и расслабленный звук сильно отличал песню от традиционного деревенского блюза.

В начале шестидесятых песня стала хитовой в исполнении Бобби Блэнда по прозвищу Блю, который изменил часть аккордов и дал неправильное название Stormy Monday Blues.

Ну и куда без рок-версии от The Allman Brothers Band. В ней есть типичные черты блюз-рока шестидесятых — длинные соло и акцент на гитарном мастерстве.

I Can’t Quit You Baby

Эту песню написал Вилли Диксон и впервые исполнил Отис Раш в 1956 году. Несмотря на достаточно позднее появление, композиция быстро стала стандартом. Она принадлежала уже не к деревенскому акустическому блюзу, а к более модерновому стилю, развивавшемуся в Чикаго. Жанр в то время стал саундтреком для принудительного переселения афроамериканцев в города.

Для чикагского блюза характерно использование электрических гитар, но музыка не ограничивается только ими — Отису Рашу аккомпанируют барабанщик, пианист и саксофонист. Тема песни, однако, вполне классическая: неудачные отношения, испорченные супружеской изменой.

Слушая I Can’t Quit You Baby в исполнении автора, обратите внимание на то, как Вилли Диксон вытягивает стартовую ноту. В блюзе голос тоже был инструментом и двигался в единстве с гитарой.

Песня стала дико популярной у британских рокеров, которые черпали вдохновение в американском блюзе. Свою версию записала The Rolling Stones.

Led Zeppelin утяжелила песню — так благодаря блюзу рождался хард-рок.

See See Rider

Женщин в блюзе было не так много, как мужчин, но See See Rider стала популярна благодаря Ма Рейни, которую называли королевой блюза. Это другой стиль, более эстрадный, ориентированный на вокальное исполнение. Аккомпанировал Ма Рейни джазовый ансамбль с Луи Армстронгом, а музыка была похожа на то, что играли в водевиле.

See See Rider показывает женский взгляд на типичный для блюза конфликт с неверным партнёром. Ма Рейни назвала его easy rider, но с тех пор выражение чаще использовали для описания женщины свободных сексуальных нравов.

Но у песни, конечно, было множество исполнений мужчинами, причём в более традиционном стиле с опорой на гитару. Всё — сплошные классики. Миссисипи Джон Харт повлиял не только на блюз, но и на кантри с фолком.

Песню исполняли первые рокеры вроде Чака Берри.

И сам король рок-н-ролла Элвис Пресли.

Ещё одной культовой женской версией стало исполнение блюз-рок-певицы Дженис Джоплин.

Ain’t Nobody Business

Снова женский стандарт с аранжировкой в стиле водевильного джаза, считающийся одним из первых стандартов блюза. Оригинальная версия Анны Майерс вышла в 1922 году.

Это мощный феминистический гимн, посвящённый праву женщины делать то, что она захочет, даже если мужчины будут презирать её за это. Вдвойне смелая песня, если учесть расу её исполнительницы.

«If my friend ain’t got no money

And I say „Take all mine, honey“

'Ain’t nobody’s business if I do, do, do do».

«Если у моего друга нет денег

И я говорю: „Возьми все мои, дорогой“ —

Никого не должно волновать, если я так сделаю».

Ain’t Nobody Business перепевали в основном блюзово-джазовые певицы вроде Сары Мартин.

Поскольку блюз — музыка угнетённых, то посыл «Я сам вершу свою судьбу» откликнулся не только у женщин. Фрэнк Стоукс записал версию на стыке блюза и кантри, поменяв текст так, что в нём появились какие-то криминальные черты: «Никого не касается, где я нахожу деньги, никого не касается, с кем я веду дела».

Пика популярности песня достигла уже после Второй мировой войны. Джимми Уизерспун перепел её в стиле блюза Западного побережья, добавив элегантную поддержку фортепиано, гитары, баса, ударных и саксофона. Версия Уизерспуна была одной из самых продаваемых пластинок 1949 года.

Catfish Blues

В блюзе, как и в народных балладах, вопросы авторства стоят не так остро. Часто песни становятся известны в исполнении не автора, а тех, кому повезло записаться на студии. Ещё эта культура богата музыкантами, которые оставляют большой след, а информации о них почти нет, поскольку это обычные бродяги, игравшие в случайных заведениях.

Так было и с Робертом Петвеем. Неизвестно, когда он родился и умер, есть только одно его фото. Осталось от Петвея всего 16 песен, но они повлияли на многих более известных блюзменов и рокеров.

Главной его работой стала Catfish Blues. Петвей поёт, что хочет быть сомом в море — подобный рефрен встречался ещё в конце двадцатых в песне Kansas City Blues Джима Джексона, но блюзмены любят цитировать друг друга.

А вот уже Петвея цитировал Мадди Уотерс, один из самых популярных блюзменов середины века. Он использовал аранжировку Catfish Blues, немного подправил текст и записал на электрогитаре Rollin’ Stone, одну из своих самых знаменитых песен, от которой взяла название группа The Rolling Stones.

Куда более энергичной песня получилась в ритм-н-блюзовом исполнении Би Би Кинга: танцевальный ритм, барабаны, фортепиано.

Ну и вишенка на торте — Джимми Хендрикс любил играть Catfish Blues на концертах в тяжёлом хард-роковом стиле, но не теряя блюзовую ритмику.

Научитесь: Профессия Продюсер музыкальных проектов Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована