Кино и музыка
#подборки

Стандарты джаза: 20 песен, которые считаются классикой жанра

Эти песни каверят уже почти век — или даже больше.

Фото: Joa Souza / Shutterstock

Мы уже рассказывали о том, что такое джаз и без каких приёмов этот жанр не может существовать. Также мы затрагивали и тему джазовых стандартов — произведений, которые считаются классикой жанра и так или иначе лежат в основе всех современных джазовых композиций.

В этой подборке — ещё 20 значимых песен.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Saint Louis Blues

Год: 1915

Жанр: блюз

Джаз в начале своего пути тесно соприкасался с блюзом. Некоторые блюзовые стандарты стали и джазовыми. На Saint Louis Blues оказал влияние не только блюз, но и регтайм (фортепианный стиль джаза начала века), духовные песни афроамериканцев и танго. Критики называли Saint Louis Blues «Гамлетом джаза» и говорили, что она очень изменила ландшафт американской музыки.

Tiger Rag

Год: 1917

Жанр: диксиленд

Одна из самых ранних форм джаза. В 1917 году альбом Livery Stable Blues оркестра Original Dixieland Jass Band стал первой джазовой пластинкой. А в стандарте Tiger Rag группа также играла в стиле диксиленд — жанра из Нью-Орлеана, родины джаза. Он смешал элементы оркестровых маршей, блюза и регтайма.

В дикси особо богата духовая секция (кларнеты, трубы, тромбоны), а почти все исполнители импровизируют вокруг основной темы композиции, которую обычно играет трубач.

Charleston

Год: 1922

Жанр: джаз

1920-е называли веком джаза. В это десятилетие жанр захватил США. Под него теперь танцевали не только афроамериканцы, но и вообще все, особенно модная молодёжь, субкультура эмансипированных девушек — флэпперов и потерянное послевоенное поколение.

Одним из главных танцев был чарльстон, популяризованный бродвейским мюзиклом Runnin’ Wild, для которого Джеймс П. Джонсон написал эту композицию. Сам Джонсон говорил, что видел этот танец в исполнении докеров из одноимённого города в Южной Каролине.

Sweet Georgia Brown

Год: 1925

Жанр: традиционный джаз

Джаз двадцатых опирался на импровизацию, а в тридцатые стал популярен более упорядоченный свинг. Немногие стандарты «сырого» раннего джаза двадцатых перешли в эпоху свинга, но композитор Масео Пинкард в своей Sweet Georgia Brown сохранил звук джазовых первопроходцев.

Эта песня была хитом в тридцатые (в исполнении Бинга Кросби) и в сороковые, а также стала гимном «Гарлем Глобтроттерс» — выставочной команды, устраивавшей шоу с элементами баскетбола и театральной постановки.

Basin Street Blues

Год: 1928

Жанр: диксиленд

Эта песня — лучшая иллюстрация для среды, из которой вышел джаз. Пианист Спенсер Уильямс назвал её в честь улицы в Новом Орлеане, на которой вырос. В те годы она входила в Сторивилл — местный «квартал красных фонарей», а воспитывала Спенсера тётя Лулу Уайт — владелица знаменитого борделя. Одним из первых Basin Street Blues начал исполнять Луи Армстронг, выросший в том же Сторивилле.

Body & Soul

Год: 1930

Жанр: джаз

Джаз часто играли в Голливуде, что популяризировало жанр. Body & Soul была написана для актрисы Гертруды Лоуренс, песня часто исполнялась на Бродвее, а потому быстро стала стандартом.

Несмотря на то, что в ней типичная для джазовой композиции последовательность аккордов, бридж песни (переход между частями) звучит очень необычно. Из-за этого Body & Soul считают сложной для солирования, но зато она даёт большой простор для импровизации.

Moten Swing

Год: 1932

Жанр: свинг

В тридцатые джаз перешёл от диксиленда и регтайма к свингу — новой форме, которая стала ещё массовее. Это была поп-музыка США того времени. В свинге уже оформился классический инструментарий в противовес раннему джазу: контрабас вытеснил тубу, гитара — банджо, фортепиано прочно вошло в ритм-секцию, а лидирующую роль наряду с трубой стал играть саксофон. Одним из главных хитов, утвердивших свинг в поп-культуре, стала Moten Swing.

Let’s Dance

Год: 1935

Жанр: свинг

Свинг играли биг-бандами: оркестрами из 17–20 человек, 4–5 из которых — саксофонисты и (или) трубачи. Для слаженной игры такому составу требовалась чёткая партитура, в которой уже не оставалось места такой абсолютной импровизации, какая была в раннем джазе.

Хотя многие свинг-песни состояли из запланированной части и места для импровизации солиста, уровень хаоса всё равно заметно снизился, что заметно, например, по Let’s Dance биг-банда Бенни Гудмена.

Summertime

Год: 1935

Жанр: вокальный джаз

Ария из оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» — новаторского произведения, в котором композитор разнообразил классическую музыку джазом, блюзом и афроамериканским фольклором. В этой арии есть элементы спиричуэлса — религиозной музыки темнокожего населения американского юга.

По количеству исполнений Summertime соперничает даже с Yesterday группы The Beatles. Одной из самых каноничных версий считается дуэт Эллы Фицджеральд и Луи Армстронга.

In a Sentimental Mood

Год: 1935

Жанр: джаз

Одна из самых красивых баллад в истории джаза с невероятно утончённой партией трубы была написана благодаря ссоре. Дюк Эллингтон устроил на табачной фабрике вечеринку, в ходе которой его друг поссорился с двумя девушками. Чтобы успокоить их, сидевший за пианино Эллингтон сходу наиграл мелодию будущего стандарта.

In the Mood

Год: 1939

Жанр: свинг

Чтобы музыка биг-бандов не превратилась в хаос, нужен был руководитель. Именно с ними обычно ассоциировали свинг, они были звёздами. Одним из таких руководителей стал Гленн Миллер. В 1942 году он получил первый в истории золотой диск (то есть продал более 500 тысяч копий одной записи). А сингл In the Mood стал самым покупаемым инструментальным свингом.

Salt Peanuts

Год: 1942

Жанр: бибоп

Бибоп стал ответом на поп-джаз тридцатых и многочисленные ансамбли, паразитировавшие на популярном стиле. Музыканты вроде Диззи Гиллеспи хотели создать джаз для джазменов, а не для слушателей. Они играли быстро и сложно, при этом отринув развитие мелодии: импровизация бибоперов была построена вокруг последовательностей аккордов. Также бибоперы использовали не большие оркестры как в свинге, а группу из 5–6 человек, и такой формат до сих пор остаётся стандартным для джаза.

В Salt Peanuts великолепный трубач Гиллеспи показывает всё своё мастерство и основные идеи бибопа.

’Round Midnight

Год: 1944

Жанр: бибоп

Исполнители бибопа стремились к сложности, но не обязательно к дикости звучания. Одним из апостолов жанра был пианист Телониус Монк, чей стандарт ’Round Midnight стал, пожалуй, самым часто исполняемым в джазе. Один критик назвал песню «национальным джаз-гимном», хотя к таким амбициям Монк будто бы не стремился. Это элегантная баллада с атмосферой ночной прогулки, в которой звучит только фортепиано.

Anthropology

Год: 1945

Жанр: бибоп

Частым приёмом в бибопе была импровизация на основе темы или гармонической последовательности из популярных песен тех лет. Чарли Паркер считается одним из самых искусных саксофонистов бибопа, его изощрённый стиль импровизации шёл против простого коммерческого джаза.

В Anthropology (как и в Salt Peanuts, кстати) использована гармоническая последовательность из I Got Rhythm Джорджа Гершвина — песни, последовательность аккордов которой переняли многие джазмены.

Airegin

Год: 1954

Жанр: хард-боп

Хард-боп появился из бибопа и обогатил его множеством влияний. Мелодии упростились. Из церковной музыки приходили аккорды и гармонии, а на энергию саксофонов и фортепиано влиял стиль исполнителей ритм-н-блюза.

По сравнению с бибопом здесь стала больше заметна игра барабанщиков и басистов, которые тоже получали импровизационную свободу. Однако главную роль играла духовая секция. Стиль Сонни Роллинза, автора Airegin, считают одним из самых высококлассных в хард-бопе.

Waltz for Debby

Год: 1956

Жанр: кул-джаз

Буйный бибоп появился в Нью-Йорке, а вот на Западном побережье любили более спокойный и прохладный звук. Для кул-джаза характерен медленный и средний темп, слабые изменения в динамике, расслабленная атмосфера, плавные переходы между звуками, полифония. В стандарте трио Билла Эванса даже нет саксофона, зато есть утончённые сольные партии фортепиано и контрабаса.

So What

Год: 1959

Жанр: модальный джаз

Хотя Майлз Дэвис не был изобретателем модального джаза, его альбом Kind of Blue по-настоящему перевернул игру. В бибопе основой для композиции являются аккорды — ритм-секция играет их последовательности, а солист импровизирует поверх. В модальном джазе аккорды используются по минимуму, а импровизация происходит в рамках ладов — системы организации тонов.

В классической музыке есть условно весёлый мажор и условно грустный минор, но джазмены использовали лады из народной музыки. So What написана с использованием дорийского лада, придуманного ещё древними греками. Из-за повторения аккордов музыка звучит завораживающе и гипнотически.

Countdown

Год: 1960

Жанр: хард-боп

Ещё один культовый саксофонист, оказавший огромное влияние не только на хард-боп, но и на весь джаз в целом. Его точность и скорость в игре превзошли даже работы мастеров бибопа, как и умение импровизировать. Джон Колтрейн тренировался по 12–15 часов в день, чтобы на концертах играть по 40 минут подряд, не отнимая мундштук ото рта.

The Girl from Ipanema

Год: 1964

Жанры: босанова/джаз

Совместная работа американского саксофониста Стэна Гетца и бразильского гитариста Жуана Жилберту стала самой популярной песней в истории босановы — бразильского жанра с расслабленными гитарами, который соединил гармонию джаза и ритмику самбы.

Музыкальное восхищение красотой девушки из пляжного района Ипанема для богачей Рио-де-Жанейро тронуло не только бразильских гитаристов, но и самых больших звёзд джаза и эстрады — песню записал даже Фрэнк Синатра, а общее число исполнений исчисляется тысячами.

500 Miles High

Год: 1973

Жанр: джаз-фьюжн

Чем дальше шло развитие джаза, тем сильнее он ветвился на поджанры, а потому и новых стандартов становилось меньше: музыканты всё дальше отдалялись друг от друга.

500 Miles High — пример позднего стандарта, который помнит о корнях, но всё равно уже смотрит в будущее. Быстрый ритм и неудержимая импровизация наследуют традициям бибопа, но электрическое фортепиано делает звучание почти космическим — в семидесятых подобное можно было встретить скорее на альбомах прогрессивного рока.

Научитесь: Профессия Продюсер музыкальных проектов Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована