Кино и музыка
#подборки

21 самая необычная джаз-песня

Эта подборка понравится и панкам, и рейверам, и рэперам.

Фото: Brian Feinzimer / Getty Images

Если у вас вдруг есть стереотип о джазе как о скучной музыке, которая всегда звучит одинаково, то мы хотим его разрушить. В этой подборке мы вспомним исполнителей из необычных направлений джаза, а также приверженцев других жанров, которые много из джаза заимствовали.

Читайте также:

Что такое джаз

Concierto de Aranjuez: Adagio — Miles Davis

Жанр: третье течение

Год: 1960

Майлз Дэвис — один из главных людей в истории джаза, который за свою долгую карьеру перепробовал много жанров. Пожалуй, самой необычной его работой стал альбом Sketches of Spain. В нём Дэвис экспериментирует с жанром Third stream — совмещением джаза и академической музыки.

Ради идеально выверенных оркестровых партий Дэвис почти отказался от импровизаций. В альбоме использованы вариации испанских композиторов, фламенко и народные песни.

Machine Gun — Peter Brotzmann

Жанр: фри-джаз

Год: 1968

Экспериментаторов особо привлекал фри-джаз — жанр, который отказался от традиционной ритмики и тональной организации в пользу импровизации.

Немец Петер Брёцман выкрутил звук инструментов до максимума: три тяжёлых и резких саксофона, ударные, которые долбят как в хард-роке, стены шума и общее ощущение индустриального апокалипсиса.

Facelift — Soft Machine

Жанр: кентерберийская сцена

Год: 1970

Среди групп прогрессивного рока выделилась так называемая кентерберийская сцена, возникшая в британском городе Кентербери. Лидерами этого поджанра стала Soft Machine.

Рок и джаз в их творчестве совмещаются в одинаковых пропорциях: строгая организация прогрессивного рока не мешает джазовой импровизации. Хотя Soft Machine начинала с простых и коротких песен, со временем группа пришла к эпичным 20-минутным монстрам, которые дают по полной проявить талант инструменталистов.

Journey In Satchidananda — Alice Coltrane

Жанр: спиритуал-джаз

Год: 1971

Исполнители спиритуал-джаза добавляли элементы традиционной музыки Африки и Азии. Элис Колтрейн, помимо саксофона и фортепиано, использовала колокольчики, арфу и индийский струнный инструмент, который называется танпура.

Песня Journey In Satchidananda медитативна, а её основу составляет трёхнотный перебор на танпуре, вокруг которого развиваются саксофоны и бас. Песня посвящена Свами Сатчидананде — буддистскому учителю для Колтрейн и кумиру многих хиппи, особенно после его выступления на Вудстоке.

The Revolution Will Not Be Televised — Gil Scott-Heron

Жанр: джазовая поэзия

Год: 1971

Джаз, как и другие афроамериканские жанры, попал в ДНК хип-хопа — не зря рэперы так часто семплируют его. Среди агентов влияния особо выделяется поэт Гил Скотт-Херон. В песне The Revolution Will Not Be Televised он декларирует свои стихи на бодрый джаз-фанковый ритм — это один из классических примеров проторэпа.

Лабиринт — Георгий Гаранян и ансамбль «Мелодия»

Жанр: джаз-фьюжн

Год: 1974

«Мелодия» играла достаточно традиционную для середины семидесятых смесь джаза и рока: длинные песни, продолжительные соло и богатый инструментарий. Что отличает ансамбль Гараняна, так это необыкновенно брутальные гитары, которые дадут фору многим металлистам тех лет. В начале песни звучит быстрый и тяжёлый запил, достойный треков Deep Purple.

Ronde — Univers Zero

Жанр: цойль

Год: 1977

Цойль — это своеобразный ответ кентерберийской сцене из Франции и Бельгии, только более странный и фантасмагорический. Группы больше акцентировались на ритме, нежели на соло, а к року добавляли самый авангардный джаз и элементы классической музыки. Для цойля характерен маршевый ритм, непривычное звучание инструментов и готическая атмосфера.

The Contortions — James Chance & The Contortions

Жанр: панк-джаз

Год: 1978

Джеймс Ченс — представитель авангардного панка из Нью-Йорка, группы которого играли атональные риффы на очень шумных гитарах, наплевав на традиционную песенную структуру. The Contortions на фоне ноу-вейверов выделились ещё сильнее, добавив в общий коктейль грубый саксофон.

Papa's got a brand new pigbag — Pigbag

Жанр: дэнс-панк / панк-джаз / фанк-рок

Год: 1981

Ещё больше экспериментировали группы пост-панка. Если звук Contortions можно определить как просто ноу-вейв + саксофон, то у Pigbag панк, джаз и фанк смешаны в настолько причудливых пропорциях, что песню сложно отнести к определённому жанру.

О чём можно сказать уверенно, так это о том, что у британцев получилась одна из самых необычных и весёлых песен для танцев за все восьмидесятые. Ну и семпл в хите нулевых от Алекса Гаудино это только подчёркивает.

What Goes Around — Shadowfax

Жанры: нью-эйдж / джаз

Год: 1986

Со спиритуал-джазом плотно связано движение нью-эйджа, которое нашло воплощение и в музыке: спокойные композиции для медитации с лёгким налётом экзотической музыки. Shadowfax применили такой подход к джазу, не забыв про целую россыпь инструментов, особенно перкуссионных (гонг, маримба, ксилофон, мбира) и духовых (флейта, окарина). Музыка Shadowfax поддерживает тренд на лёгкий и лаунжевый джаз, который тогда был популярен.

Reanimator — Naked City

Жанр: джазкор

Год: 1990

Очень авангардная группа саксофониста Джона Зорна смешивала всё и вся, зачастую в пределах одной песни. Больше всего их прославило сочетание джаза и грайндкора — крайне экстремального панк-метала. Для грайндкора характерны очень быстрые и короткие песни, атональные риффы, адовый перегруз гитар и примитивные мелодии.

Зорн в эту густую смесь добавил быстрый и нервный саксофон, звучащий не менее агрессивно, чем гитары. Но делать только так ему было скучно. Например, песня Reanimator начинается с джазкора, а потом переходит в спокойный саундтрек для лаунж-бара.

Mellow My Man — The Roots

Жанр: джаз-рэп

Год: 1994

Многие рэперы читают под джазовые биты, но обычно для этого хватает битмейкера, который соберёт интересные отрывки из старых песен и положит их на ударные. The Roots пошла дальше — это одна из немногих групп, играющая на инструментах и сочиняющая оригинальную музыку.

И в студии, и на концертах группа использует живые инструменты: ударные, бас, клавишные, саксофон, трубу, тубу. Сейчас в их составе 12 человек, из которых не играет только один — главный солист Black Thought.

F Jam — Adam F

Жанр: джазстеп

Год: 1996

Джазстеп — это подвид драм-н-бейса. Многие диджеи пытались сделать его «интеллигентную» версию, которую можно было бы слушать не только на рейве, но и дома. Adam F выпустил одну из первых композиций в жанре, в которой было ощутимое влияние джаза. Здесь есть живые бас, труба, саксофон и бонго.

Yérélélé — Momo Wandel Soumah

Жанр: афроджаз

Год: 1999

Всё богатство африканского джаза не покроешь и в целой подборке, но хочется представить хоть что-то. Гвинейский джазмен Сума многое берёт из народной музыки: переборы струнных, ксилофон, который не только задаёт ритм, но и солирует вместе с саксофоном. Музыкант сам же и поёт, отдавая дань памяти песенным традициям Гвинеи.

The Unnamable — Musica Cthulhiana

Жанр: дарк-джаз

Год: 2003

Дарк-джаз — пожалуй, одно из главных направлений в андерграунде. Загадочные готы, любители кладбищеской эстетики, мистики, ищущие трансцендентного опыта, — дарк-джаз для них. Это мрачная и очень медленная музыка, в которой не осталось места для технических изысков старого джаза. Только гипнотический ритм и траур, а также атмосфера ужаса из произведений Говарда Лавкрафта.

Triesta — Boris Kovac & La Campanella

Жанр: джипси-джаз

Год: 2005

В джаз пришли и романсы балканских цыган. Как и положено душевным песням, они невозможны без классической гитары и аккордеона. Нежность и танцевальность, одиночество и коллективность, при этом никаких ударных, зато есть элегичный саксофон Бориса Ковача.

Catgroove — Parov Stelar

Жанр: электро-свинг

Год: 2013

Наверное, это главный диджей в электро-свинге — жанре, который из-за сочетания ретро и модерна был популярен у хипстеров на стыке 2000-х и 2010-х. Parov Stelar берёт танцевальные стили середины прошлого века и превращает их в модный и стильный хаус, идеально вписывающийся в современные танцполы.

Конечно, в этой музыке много семплов. Например, в треке Catgroove использованы отрывки сразу из трёх хитов 1930-х — Эллы Фицджеральд, Бенни Гудмена и Сиднея Беше.

Never Catch Me — Flying Lotus

Жанры: джаз-рэп / футворк

Год: 2014

Продюсер Flying Lotus (Стивен Эллисон) — дальний родственник Элис Колтрейн. С учётом этого ещё интереснее посмотреть, как далеко Стивен смог увести джаз от корней. FlyLo смешивает джазовые фортепиано и бас, хип-хоповый ритм и агрессивные брейки со слегка «резиновым» звуком, характерным для танцевального жанра футворк.

Will You Sing — Kamasi Washington

Жанр: симфонический джаз

Год: 2017

Из современных джазменов критики едва ли не больше всего почитают Камаси Вашингтона. К тому очень располагает его стиль с длинными композициями, эпичными партиями и огромным количеством сессионных музыкантов — там целый оркестр. При этом Вашингтон пишет не приторно пафосную, а очень личную и духовную музыку.

Heavyweight Sinner — Loure

Жанр: фьюче-джаз

Год: 2020

В творчестве Loure элементы прошлого и будущего смешались так плотно, что не всегда можно отличить, где настоящие инструменты, а где синтезированные. Впрочем, их уже не отделить друг от друга — джаз будущего будет именно таким, элегантным и компьютерным, но при этом живым, а не механистичным и повторяющимся.

Technicolour — The Comet Is Coming

Жанр: космический джаз

Год: 2022

Один из многочисленных проектов лондонского новатора Шабаки Хатчингса. Все его группы объединены мощными и энергичными партиями саксофона, однако Шабака постоянно находит тем необычное обрамление. В песнях The Comet Is Coming джазовая классика обволакивается густым слоем синтезаторов, которые создают атмосферу одинокого полёта через космос на сверхсветовой скорости. Технологичность, загадочность, инаковость — всё воедино.

Научитесь: Профессия Продюсер музыкальных проектов Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована