Кино и музыка
#Интервью

«Помогая студентам, я помогаю себе»: интервью проверяющего преподавателя Даниила Малова

В музыке Даниил более 25 лет. Последние три года проверяет работы студентов курса по музыкальному менеджменту. В интервью — о профессии и её нюансах.

Иллюстрация: Nunny / Rawpixel / Lovepik / Annie для Skillbox Media

Даниил Малов

Профессиональный диджей Funky G, участник группы True Flavas Band, музыкальный менеджер. Более 25 лет пишет электронную музыку и выступает. Создаёт саундтреки и ремиксы.

Проверяющий преподаватель курса «Музыкальный менеджер»

Даниил рассказал:

Даниил — опытный диджей и музыкальный менеджер. У него много проектов и совсем немного свободного времени. Тем не менее он работает проверяющим преподавателем на курсе в Skillbox и считает эту работу очень важной и ценной. Ведь, помогая другим людям, он поддерживает в тонусе и себя: следит за изменениями на музыкальном рынке и прокачивает софт-скиллы.

Кто такой проверяющий преподаватель и как им стать

— Даниил, вы работаете проверяющим преподавателем на курсе по музыкальному менеджменту. Пожалуйста, расскажите: за что отвечает человек на такой позиции?

— Проверяющий преподаватель — это эксперт в определённой профессии с релевантным опытом и необходимыми компетенциями в сфере. Он не только проверяет практические задания, но и помогает студентам — разъясняет непонятные моменты в учебных материалах, делится полезными ссылками, поддерживает психологически.

К каждому человеку нужно найти индивидуальный подход. Всё-таки бэкграунд у всех студентов разный. Возраст, образование, прошлая профессия, скорость восприятия информации — всё это влияет на прогресс в обучении.

— Что, по вашему мнению, должен уметь проверяющий преподаватель, чтобы эффективно поддерживать своих студентов?

— Думаю, ответ скрыт в самом названии позиции — преподавать. Если конкретнее: анализировать учебный опыт студента со стороны и быстро диагностировать проблему — что именно непонятно и вызывает затруднения. А затем доходчиво объяснить материал. Так, чтобы у человека сложилась цельная картинка, заполнились пробелы.

— Вы упомянули, что проверяющий преподаватель обязательно должен иметь опыт работы, релевантный обучению. Расскажите о своём: как вы связаны с музыкой?

— Я начал свой музыкальный путь ещё в далёком 1997 году. Будучи старшеклассником, работал клубным диджеем. В начале нулевых — организовал первую в России музыкальную группу диджеев-тёрнтейблистов — True Flavas Band.

Мы создавали авторскую музыку в реальном времени с помощью техники scratch (использовали винил и микшер с проигрывателем). Со временем частые джемы с джазовыми музыкантами привели нас к новому звучанию: мы стали постоянно задействовать инструменты в наших треках — в ход шли гитары, барабанные установки, синтезаторы. В этом стиле и продолжаем развиваться сейчас, только теперь свою музыку издаём за рубежом.

Sevcableport live х True Flavas Band / Pilot

Также Даниил:

  • участвовал в международном проекте Boiler Room;
  • написал музыку к современному балету O2 («Кислород»), номинированному на премию «Золотая маска 2014»;
  • записал EP «Облачность» в рамках дуэта «Петербургские Звуковые Системы»;
  • в течение последних трёх лет сотрудничал с группой «СБПЧ» в качестве приглашённого музыканта для записи двух альбомов и одного EP.

— А как вы развивались конкретно в музыкальном менеджменте?

— Сперва роль музыкального менеджера я постигал, исполняя его функции в нашей же группе True Flavas Band. Мы гастролировали по стране, неоднократно участвовали в фестивалях «Пикник „Афиши“», Outline, Present Perfect Festival и многих других. Я общался с организаторами, обсуждал условия, продвигал наш коллектив.

А в 2005 году благодаря навыкам в диджеинге получил персональное предложение от президента компании Soundcraft — стать представителем возрождённой марки легендарных микшерных пультов UREI на территории России.

DJ Funky G
Фото: личный архив Даниила Малова

Также я пять лет работал арт-директором клуба Griboedov Hill, два года менеджером проектов в компании «Дело Звука» (компания оформляет лицензии на использование зарубежных фонограмм на территории России) и три года менеджером независимого лейбла Spasibo. А с 2017 года и до сих пор — менеджером независимого лейбла Minor Notes Recordings.

— Был ли у вас опыт преподавания до работы в Skillbox?

— Да, я давал частные уроки по продюсированию и диджеингу, а также сведению и мастерингу музыки. Знакомые и знакомые знакомых часто обращались ко мне, просили помочь, объяснить, показать, и на удивление у меня это хорошо получалось.

Работать в Skillbox меня пригласил продюсер курсов, мой давний знакомый из творческой сферы. Сперва он предложил мне записать несколько лекций для разных музыкальных курсов, а затем — попробовать себя в роли проверяющего преподавателя на программе по музыкальному менеджменту. Мне понравилось: и вот я работаю здесь уже три года.

— Что вы любите в профессии проверяющего преподавателя?

— Эта работа постоянно подталкивает меня к развитию. Помогая студентам, я помогаю себе.

Во-первых, когда проговариваю сложные технические и организационные моменты для других людей, и сам начинаю в них лучше разбираться.

Во-вторых, благодаря своей деятельности я постоянно слежу за всеми событиями и изменениями на музыкальном рынке. Ведь как иначе ответить на вопрос студента и дать ему совет, если сам не знаешь, что происходит в сфере и какие законы принимают?

— Несмотря на то что с каждым годом онлайн-обучение набирает всё большую популярность, до сих пор не утихают споры — в самом ли деле оно так же эффективно, как и офлайн-формат? Какой ваш взгляд на этот счёт?

— Я вижу в онлайн-обучении одни лишь плюсы. Перечислю:

  • Экономия времени на дорогу

Освободившееся время можно потратить на дополнительное обучение или отдых.

  • Более гибкий график

Большинство студентов онлайн-платформ не только учатся, но и зарабатывают деньги. Благодаря онлайн-формату они могут посмотреть лекции и выполнить домашние задания в удобное для себя время, без вреда для основной работы.

  • Переписка как дополнительный конспект

Всё общение с преподавателем идёт в переписке: студент в любой момент может вернуться к необходимой информации и освежить её в памяти.

Наконец, в онлайн-формате меньше эмоций, а значит, меньше конфликтных ситуаций.

«Потребность в музыкальных менеджерах выросла»: о профессии и её особенностях

— Студенты курса «Музыкальный менеджер» — кто они? И с какой целью идут на обучение?

— К нам приходят люди от 15 до 69 лет, с разным бэкграундом и такими же разными целями.

Кто-то — вдохновляется быстрым взлётом молодых артистов и хочет повторить их путь самостоятельно. Для этого изучает у нас инструменты продвижения, способы монетизации творчества, варианты сотрудничества с лейблами.

True Flavas Band и Roots United после выступления на фестивале Outline
Фото: личный архив Даниила Малова

Кто-то — очень любит музыку, слушает её и днём и ночью, хочет связать с ней жизнь, но не умеет ни петь, ни играть на музыкальных инструментах. И тогда он погружается в продюсирование и менеджмент, учится продвигать на музыкальный Олимп других артистов. Или близких талантливых людей — друзей, девушку, братьев и сестёр.

Кто-то — просто хочет сменить сферу деятельности. Допустим, человек уже добился успеха в маркетинге или продажах, но устал от рутины и решил переключиться на что-то более творческое.

Приходят и профессионалы с опытом. К примеру, у меня учился музыкальный менеджер участницы «Евровидения». Несмотря на солидный опыт, он хотел глубже изучить ряд вопросов и разобраться, почему сейчас не работает то, что работало раньше.

В общем, сколько людей, столько и целей. Кто-то после курса добивается желаемого, а кто-то возвращается к прежней жизни, а музыкой занимается лишь для себя.

— Какие перспективы открываются перед выпускниками программы?

— Карьерных возможностей очень много, хотя бы потому, что музыкальный рынок за последние 10–15 лет многократно вырос. На стриминговых платформах ежедневно выходят десятки тысяч релизов. Территориальных ограничений в наше время нет — благодаря интернету сервисы доступны каждому и работают по всему миру.

Сегодня любой человек может стать артистом и на домашнем компьютере или ноутбуке создать и свести песню. А ведь ещё 30–40 лет назад даже запись в профессиональной студии была доступна далеко не всем музыкантам! Более того, теперь независимые артисты могут самостоятельно выбирать площадки для дистрибуции, в то время как раньше выпуск музыки осуществлялся исключительно через лейблы.

Музыки и исполнителей стало больше, а значит — выросла и потребность в людях, всё это продвигающих.

Мы помогаем нашим студентам начать карьеру. На защиту итоговых работ приглашаем представителей крупных лейблов: они предлагают стажировки, а затем и работу тем, кто им понравится.

— Любой человек может стать музыкальным менеджером? Или нужен какой-то определённый набор личных качеств?

— Безусловно, есть качества, которые музыкальному менеджеру всегда пригодятся: общительность, настойчивость, хороший вкус. Но они скорее опциональны. Карьеру можно построить и без этих характеристик: среди моих знакомых немало таких примеров.

Однако есть две вещи, без которых, на мой взгляд, музыкальному менеджеру точно не обойтись:

  • Любовь к музыке

Тем, кто не обожает, не чувствует и не понимает музыку, в музыкальном менеджменте придётся тяжело. Если мелодии и песни не находят отклика в вашей душе, как же вы поймёте, что вызовет отклик у аудитории?

  • Эмпатия, умение поддерживать людей

Артисты и любые творческие люди — натуры ранимые. Из-за отсутствия ощутимых успехов они часто впадают в депрессию и ставят творчество на паузу. Менеджеру нужно уметь грамотно поддержать музыканта, настроить его на дальнейшие победы и свершения.

А всё остальное можно наработать.

Наблюдения проверяющего преподавателя, или Учебный процесс с другой стороны

— Курс для музыкальных менеджеров состоит из 23 тематических модулей и дипломного проекта. Не слишком ли большая и сложная программа?

— Совсем нет. Материалы курса — это основа, база профессии. Универсальные механизмы и инструменты, которые актуальны сейчас и будут актуальны в ближайшее время.

Фото: личный архив Даниила Малова

Конечно, в связи с политическими событиями многое на рынке меняется, но мы всегда помогаем подстроиться под новые реалии.

Например, ещё полгода назад было невозможно пользоваться услугами западных дистрибьюторов или получать монетизацию при работе с зарубежными площадками. А сейчас появились обходные пути. Всё это я рассказываю при личном общении.

Музыкальный менеджмент осваивают как пятнадцатилетние подростки, так и взрослые люди. Главное — желание и мотивация. Конечно, если человек приходит за компанию или хочет получить быстрый рецепт по заработку миллионов, «волшебную таблетку», он, скорее всего, отвалится, не дойдя до конца.

Если серьёзно относиться к обучению, последовательно выполнять практические задания и прислушиваться к рекомендациям, результат обязательно придёт. Десятки хороших отзывов тому подтверждение.

Иногда студенты делают долгую паузу, и это нормально. В последнее время, например, возвращаются те, кто приобрёл курс более трёх лет назад. Значит, они наконец созрели и готовы подойти к делу серьёзно.

— Как структурирован курс? Из каких заданий состоит?

— Курс устроен очень логично. В его основе — видеоуроки. Они сопровождаются практическими заданиями, которые нужно выполнять последовательно. Пока я не проверю и не приму первое задание, второе просто не откроется.

Есть два типа заданий: формальные и творческие. Формальные обычно звучат так: «Составьте план подготовки релиза для артиста», «Рассчитайте смету на запуск проекта». В этих заданиях много механики: писать, считать, заполнять таблицы. Они довольно рутинные, поэтому студентам даются сложнее. И всё же это — неотъемлемая часть работы музыкального менеджера.

А есть более творческие задачи. Например, синхронизировать музыку с видео и получить готовый аудиовизуальный продукт. Или взять понравившийся трек и придумать, к каким уже существующим фильмам и рекламным роликам он подойдёт.

Каждое из упражнений — тренировка необходимых навыков музыкального менеджера. Например, есть задания по поиску перспективных артистов: нужно найти в соцсетях исполнителя с аудиторией менее 10 тысяч подписчиков, но со своей изюминкой, зацепившей именно вас: классной музыкой, интересным образом.

Затем — подготовить анализ страницы и всего творчества этого артиста, и предложить варианты по улучшению. Да, такая задача — довольно трудоёмка и длительна, но зато очень показательна. После её выполнения студенты осознают, сколько фрешменов уже есть на рынке, чем они различаются и что не так в их текущем позиционировании.

— А какое задание студенты выполняют в самом конце обучения в качестве итоговой работы?

— Они создают полную стратегию продвижения и первого релиза для конкретного артиста, с учётом его репертуара и индивидуальных особенностей. Определяют наиболее выгодные способы монетизации музыки и планируют гастрольный тур. Кто-то выбирает знакомого исполнителя, кто-то — из нашей базы. В этой работе им нужно самостоятельно применить всё то, что они изучали на лекциях и в практических заданиях.

Даниил (справа) с легендой граффити и стрит-арта, современным художником Trun
Фото: личный архив Даниила Малова

— Есть ли типичные ошибки, которые совершают почти все студенты при выполнении работ?

— Безусловно. Чаще всего ошибки связаны с банальным непониманием задания. Чтобы их минимизировать, я всегда даю своим студентам полезные советы в конце предыдущего модуля, наперёд: на что обратить особое внимание.

— Какие приёмы и лайфхаки вы используете, чтобы поддержать своего студента?

— В этом вопросе всё очень индивидуально. Нельзя сказать, что есть некий единый и универсальный способ. Многое зависит от личности человека, его бэкграунда, мотивации и целей.

Поделюсь частым примером: студенты нередко нервничают, если им подолгу не поддаётся одно или несколько заданий подряд. Допустим, написать пресс-релиз или подготовить презентацию артиста для СМИ и лейблов. Мысли не складываются в красивый текст, а картинки — в визуальный ряд. Люди накручивают себя и хотят уйти из профессии, думая, что непригодны для неё, хотя на самом деле решение лежит на поверхности.

В таких случаях я всегда успокаиваю человека и объясняю: на курсе мы опытным путём пробуем, какие задачи мы, как музыкальные менеджеры, можем успешно выполнить самостоятельно, а какие — лучше отдать на аутсорс, сторонним исполнителям.

Я постоянно напоминаю студентам: их главная задача — грамотно координировать процессы в команде. Музыкальный менеджер — как дирижёр в оркестре. Он не обязан владеть всеми инструментами, а должен лишь показывать, что, кому и когда делать.

— А какими критериями для оценивания работы студента вы руководствуетесь при проверке?

— К счастью, у нас нет оценочной системы, как в школе, с двойками и пятёрками. Здесь скорее «принял — не принял» и пояснение результата: советы для улучшения или похвала.

Если я не принимаю работу, значит, она пока недотягивает или не соответствует заданию и её надо переделать. Я всегда расписываю, над чем именно нужно дополнительно поработать, советую полезные источники. Если работа тщательно проработана и верно сделана, конечно, принимаю её и пишу свои положительные наблюдения.

Любую работу мы всегда доводим до хорошего результата. Иначе какой смысл? Всё-таки наша главная цель — помочь студенту достичь того результата, к которому он стремится. Даже если это займёт месяц и пять переработок.

— Что бы вы посоветовали новичку на программе: как эффективно пройти обучение и не «слиться» в процессе?

— Прежде всего советую не торопиться. А то нередко студенты уж слишком куда-то спешат. Особенно часто это происходит перед Новым годом: «Скорее примите у меня эту работу, хочу успеть до конца года».

Торопиться, чтобы получить «корочку» не стоит. Действуйте последовательно, получайте максимум знаний и навыков. Давайте информации время усвоиться.

Конечно, ситуации бывают разные: если человек только начал курс, но уже нашёл реального артиста для сотрудничества и теперь хочет сразу перейти на модуль про продвижение и лейблы, мы, безусловно, пойдём навстречу и дадим нужную информацию, но это скорее исключение.

И ещё: советую не стесняться и всегда задавать любые возникающие вопросы по поводу лекций или практических заданий своим проверяющим преподавателям. Мы этому только рады: обязательно всё вам разъясним и поясним. Пользуйтесь этой возможностью во время обучения, ведь после её уже не будет.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована