Кино и музыка
#статьи

Что такое эмбиент

Разбираем самый минималистичный, но при этом самый концептуальный жанр электронной музыки.

Группа Reutoff. Фото: djurga

Эмбиент — это жанр электронной музыки, название и концепт которого появились в 1978 году после выхода альбома Брайана Ино Ambient 1: Music for Airports.

Сам Ино определил эмбиент как музыку, которая должна играть на фоне, а не забирать внимание слушателя на себя. И эта идея расходилась с принципами любого другого жанра. Но хоть у эмбиента и не было амбиций захватить умы слушателей и стать мегапопулярным, в итоге он из саундтрека для ожидания в аэропорту или посиделок за чашечкой кофе в уютном заведении превратился в большой жанр со множеством нюансов.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Черты эмбиента

  • Обволакивающее фоновое звучание без чётких мелодий.
  • Долгие композиции, иногда без развития, только с изменением тембра.
  • Отсутствие ритма ударных, за исключением смежных жанров вроде эмбиент-техно.
  • Вокал или отсутствует, или существует лишь в виде фоновых вставок или распевок. Если присутствуют голоса, то это не вокал, а диалоги/монологи из фильмов или живые разговоры.
  • Музыка существует не как песня, а как арт-объект или аудиоинсталляция. Её можно слушать с любого места, плюс она приобретает разное значение в зависимости от условий прослушивания.
  • Важность реверберации, эха, дилея и других эффектов, при помощи которых музыка приобретает растянутое «пространственное» звучание, подходящее для воспроизведения в больших помещениях.
  • Использование звуков окружающего мира — природы, города и так далее. Эта традиция в эмбиент пришла от авангардных композиторов вроде Пьера Шеффера, творивших в жанре конкретной музыки: они записывали немузыкальные звуки и шумы, а потом составляли из них коллаж.
  • Композитор выступает не активным автором, а пассивным наблюдателем. Музыка во многом пишет сама себя благодаря новым технологиям и эффектам, а автор не играет вживую, а наблюдает и разве что слегка корректирует тембр.

Эмбиент — очень древняя музыка

Оформление эмбиента как жанра произошло в 1970-е, однако корни его уходят в глубь веков. Идея брать звуки из окружающего мира происходит из тех времён, когда люди жили в близком контакте с природой и не страдали от шумового загрязнения больших городов. Эти звуки используются не для подчёркивания самих себя, а для того, чтобы слушатель в них растворился.

Также музыка многих народов полна протяжных и гудящих звуков, в которых акцент идёт не на мелодию, а на тональные колебания. В пример можно привести игру на варгане или поющих чашах из Тибета.

Особенно такая музыка распространена в буддистских странах. Там она имеет религиозное значение и помогает в ритуалах, в том числе в медитации. Протяжный гул очищает сознание от посторонних мыслей и позволяет человеку «слиться со вселенной». Для такой музыки не нужны мелодии, потому что они привлекают слишком много внимания, и ударные, потому что они заставляют вскочить с места и танцевать. Идеи такого звучания пришли на Запад в шестидесятые, когда хиппи ринулись в Индию и другие страны юга и востока Азии.

Исследователь музыки Саймон Рейнольдс попытался дать ответ на вопрос, почему эмбиент так резонирует с духовными поисками, связанными с отрывом от окружающей действительности. В книге «Вспышка энергии» он, ссылаясь на идеи Зигмунда Фрейда, выдвинул такую гипотезу: эмбиент напоминает слушателю о его внутриутробном прошлом. Фрейд считал, что в эмбриональной стадии человек имеет сознание, которое не проводит различий между плодом, матерью и внешним миром. Эмбрион плавает в тёплой утробе, которая для него становится всем миром.

Эмбиент пытается вернуть человека в состояние «пасторального спокойствия, океанского блаженства, детства и небес», как пишет Рейнольдс. Но, разумеется, это описание подходит не для всего жанра — уже создатель термина «эмбиент» Брайан Ино записал один из первых альбомов в жанре дарк-эмбиент, попытавшись, напротив, вызвать у слушателя дискомфорт. Сейчас существуют и другие поджанры, которые точно не назовёшь блаженными. А также есть направления, которые работают с современной эстетикой — промышленной или космической. Однако у них всех есть общая цель — растворить человека в потоке музыки и лишить его привычной субъектности.

Современный эмбиент до Брайана Ино

Создателем эмбиента считают Брайана Ино, но многие музыковеды называют его скорее популяризатором экспериментальной музыки, потому что первые записи в этом жанре стали появляться ещё в начале семидесятых.

В 1972-м Питер Майкл Хэмел выпустил альбом Hamel, в котором помимо психоделических синтезаторов использовал лупы со звуками текущей воды. Также звуки воды использовал Эдгар Фрёзе в альбоме Aqua.

Альбом Хэмела Voice of Silence, вышедший в 1973-м, содержит повторяющиеся аккорды на фортепиано — этот приём позаимствован у композиторов-минималистов вроде Стива Райха. Однако наложенные поверх клавишных отрывки с горловым пением — это уже характерный приём эмбиента.

Ранние эмбиент-композиторы часто экспериментировали с инструментами. Сейчас жанр считается электронным, преимущественно синтезаторным, но в целом любой инструмент можно использовать для создания эмбиента. Например, в 1975 году авангардный композитор Эриэль Калма, вдохновившись Индией, выпустил альбом Le Temps des Moissons, в котором растянул ноты саксофона так сильно, что его треки лишились какого-либо аккордового развития и представляли собой лишь сплошной колеблющийся гул.

Стивен Халперн показал другую вариацию эмбиента, которая встречается и сейчас. В ней есть некоторые аккордовые переборы, но очень короткие. Кроме того, после них ещё и идёт мощное эхо, длящееся дольше основного звука. В своей работе Spectrum Suite он использовал ксилофон.

Брайан Ино и музыка для аэропортов

На этой личности нужно остановиться подробнее, ведь никто для развития эмбиента не сделал больше. В семидесятые Брайан Ино играл в арт-рок-группе Roxy Music, а после ухода из неё спродюсировал многие альбомы. При этом себя он предпочитал называть не музыкантом, а именно продюсером.

Ещё в молодости он любил гулять по своей крошечной деревне Мелтон, собирать старые бобины на свалках и паять. В 1973-м он вместе с гитаристом King Crimson Робертом Фриппом записал экспериментальный альбом No Pussyfooting, в котором использовал несколько новаторских техник звукозаписи, впоследствии ставших характерными для эмбиента.

Ключевой момент в истории эмбиента — выход в 1978 году альбома Ambient 1: Music for Airports. Так появился жанр с чётко сформированными идеями и названием. Вместе с альбомом Ино создал и манифест эмбиента, в котором постулировал цели новой музыки. Брайан разместил текст на конверте диска:

«Среда, эмбиентность определяется как атмосфера или как совокупность окружающих влияний, как оттенок. Я хочу записать произведения специально (но не эксклюзивно) для определённых моментов и ситуаций с целью создать небольшой, но универсальный каталог атмосферной музыки, подходящей для широкого круга настроений и сред. Эмбиент предназначен для создания покоя и пространства для размышления, он должен предусматривать несколько уровней погружения слушателя, не выделяя ни один из них: он должен быть столь же незаметен, насколько интересен».

Ино хотел делать музыку, которая звучала бы достаточно интересно, но при этом не заставляла бы себя слушать и подходила для различных помещений. Зашли в аэропорт — не надо напрягаться и вслушиваться, просто отдыхайте. Фактически Ино не был новатором, ведь ещё в начале XX века этими же принципами руководствовался Эрик Сати, авангардный композитор, создавший «меблировочную музыку», которая должна была играть на фоне в определённых пространствах. Однако тогда его идеи не нашли поддержки, а Брайану удалось дать им новое содержание.

Также Ино видел свою музыку как противодействие так называемому «музаку» — коммерческой музыке из супермаркетов, которая представляла собой упрощённые переработки популярных хитов или классической музыки. Цель музака — задержать покупателя в магазине, чтобы тому захотелось потратить больше. Ино же провозгласил отказ от всякой прагматической цели: музыка нужна, чтобы «окрашивать» помещения.

С культурологической точки зрения эмбиент можно оценить так: он был призван очистить сознание людей XX века, перегруженное музыкой. Люди воспринимают её везде: она играет в торговых центрах, по радио в такси, с рекламных экранов. При этом значимость музыки падает, ведь речь, конечно, не идёт об активном восприятии, таком же, как у посетителя филармонии.

Эмбиент после Ино

Эмбиент после Брайана Ино — это один сплошной отход от манифеста, заложенного в «Музыке для аэропортов», причём занимался этим и сам Ино, да ещё и одним из первых. Разберём, как эмбиент сумел сделать парадоксальное: сохранить свою уникальность, но стать совсем другим жанром и подружиться с непохожей музыкой.


Нью-эйдж

Уже во времена новаторских альбомов Ино стало понятно, что его манифест не станет единым для всех музыкантов, которых влекло к подобной музыке. Появился такой поджанр эмбиента, как нью-эйдж, тесно связанный с одноимённым идейным течением тех лет, представители которого увлекались духовными практиками и эзотерикой разных стран мира.

Музыка в нью-эйдже была такой же расслабляющей, однако имела функциональное значение — например, её слушали во время медитации, сеансов акупунктуры или восточного массажа.

Нью-эйдж как жанр не был нейтральным, а нёс ярко выраженное духовное значение. Он не переосмыслял отношения между слушателем и музыкой, а придавал современную форму традиционным ритуальным практикам.

Музыканты Алексей Шмурак и Олег Шпудейко предлагают такое объяснение разницы между эмбиентом и нью-эйджем: эмбиент — фильтр, через который люди приглушённо воспринимают мир, а нью-эйдж — это форма радикального эскапизма и отрицания реальности.

Эмбиент на рейвах

Ещё больше эмбиент отдалился от философии Ино в начале девяностых благодаря рейв-движению, став музыкой для расслабления. В то время музыка для клубов и рейвов становилась всё более быстрой, тяжёлой и в целом дикой, а посетители вечеринок ставили рекорды по потреблению наркотиков. После изнуряющих танцевальных марафонов рейверы искали место для отдыха, и тогда появились чилауты — комнаты в клубах или вечеринки, где можно было полежать на матрасе, попить чай, посмотреть в потолок и послушать расслабляющую музыку.

Играли там самые разные жанры. Появился жанр, который так и назвали — чилаут. Это производная эмбиента, поскольку в нём нет мелодий, только колеблющиеся текстуры звука синтезатора. Но в в чилауте есть бит. Он медленный и спокойный, иногда предельно минималистичный, но он есть.

Также тогда появились эмбиент-вариации основных рейв-жанров, преимущественно техно. Лейбл Warp рекламировал новинку как «интеллектуальное техно» и «музыку для домашнего прослушивания», под которую даже не обязательно танцевать, потому что танцевальный напор в эмбиент-рейве сведён до минимума. Классические примеры: Aphex Twin и Biosphere.

Эмбиент на стадионах

Некоторые авторы порвали представление об эмбиенте как о музыке, в которой автор не важен. Британская группа The Orb экспериментировала с разными жанрами, выпускала масштабные и эпичные альбомы, которые критик Саймон Рейнольдс назвал смесью Pink Floyd, Брайана Ино и Кинга Табби, патриарха ямайского даба. The Orb не включали свою музыку в аэропортах или чилаутах, а выступали на Гластонбери и целом прославились как стадионная лайв-группа с атмосферным видеорядом, сопровождавшим песни.

Саунд-художники

Эмбиент — один из любимых жанров саунд-художников и концептуальных артистов. В таком понимании эмбиент уже совсем не может быть фоновой музыкой и становится арт-объектом со своим смыслом, для прочтения которого нужно совершить мыслительную работу.

Например, альбом Якоба Киркегаарда 4 Rooms можно послушать как очень мрачный монотонный эмбиент, а гудящие звуки принять за синтезированные. Но это не так, ведь в альбоме Киркегаарда — записи, сделанные им в опустевших помещениях Чернобыльской зоны отчуждения.

А музыкант The Caretaker перерабатывает в эмбиент-записи вальсы тридцатых годов. Его серия альбомов отображает, как воспринимает мир и музыку человек с деменцией, а каждая из частей символизирует одну из стадий разрушения сознания. Всё начинается со светлых и ностальгических вальсов, но постепенно мелодии спутываются, улавливать музыку становятся всё сложнее, а в конце звуки складываются в огромный клубок шума, где тонут останки той музыки, которую человек может (или уже не может) вспомнить.

Работа с эмоциями и сеттингами

Сам Брайан Ино в 1982 году разрушил баланс эмбиента, выпустив альбом Ambient 4: On Land. В отличие от «музыки для аэропортов», эта пластинка имела ярко выраженный эмоциональный окрас и передавала тревогу, растерянность, ожидание плохого. Так родился один из самых популярных поджанров — дарк-эмбиент.

Музыканты в этом жанре работают в готической или оккультной эстетике, пугают слушателя мрачными звуковыми эффектами, зачастую с использованием методов индастриала. Также распространены эксперименты с джазом благодаря способности низкого звучания саксофона создавать гнетущее напряжение. Авторы часто отсылаются к хоррор-классике, как проект Musica Cthulhiana, вдохновлённый творчеством Говарда Лавкрафта.

Новые формы эмбиента не потеряли свою «фоновость», но наполнили её иным смыслом. Поскольку эмбиент «всеобъемлющий» и обволакивает слушателя, то он обладает кинематографическим эффектом и легко переносит человека в необычную среду. Например, эмбиент часто используют для изображения космоса — хорошее сочетание с бесконечными и вечными материями. Когда учёные преобразовали в звук колебания горячего газа у чёрной дыры, то получился вполне себе аутентичный эмбиент.

Влияние на другие жанры

Когда эмбиент начал контактировать с другими жанрами, выяснилось следующее: метод построения композиции в нём настолько универсален, что его можно смешивать практически с любым другим направлением. В начале девяностых это поняли рейверы, а в середине этого же десятилетия и рокеры — так появился жанр построк.

Группы вроде Godspeed You! Black Emperor или Mogwai использовали гитары не для риффов или мелодий, а для создания таких же плавных и текущих текстур, какие создают синтезаторы в эмбиенте. Композиции были долгими и не имели классической структуры куплет — припев, но при этом и значительно отличались от прогрессивного рока, в котором группы исполняли многочастные сюиты с разными мелодиями и инструментами, а также сложными переходами.

По сути построк, а затем и возникший на его основе постметал, — это один сплошной поток гитар с колеблющимся тембром, однако по приёмам этот жанр более разнообразен, чем эмбиент. В нём встречаются ускорения и утяжеления, но песни всё так же не имеют чёткого начала и логичного конца.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована