Кино и музыка
#статьи

Мантры в музыке: от Джорджа Харрисона до Далай‑ламы

7 исполнителей, которые использовали «заветные слова» в своих песнях.

Фото: Zoltan Szabo Photography / Shutterstock

Во второй половине XX века в мире массово стали появляться новые мистические и эзотерические движения, из-за чего это время сегодня называют «нью-эйдж» (буквально имея в виду, что это «эра новых религий»). В этих течениях смешивались разные околорелигиозные и околофилософские учения, часто восточные — особенно южноазиатские.

Тем же термином стали обозначать жанр саундтреков для религиозных ритуалов и медитаций. Это спокойная музыка с большим количеством этнических инструментов, иногда включающая лёгкие электронные элементы. Вокал не обязателен, но если он присутствует, то музыкант обычно не поёт, а говорит. Тексты часто или отсылают к священным текстам, или прямо их цитируют.

В этой статье рассказываем о музыкантах нью-эйджа, которые делали «каверы» на мантры, а также на молитвы и другие священные тексты — преимущественно из буддизма, индуизма, джайнизма и сикхизма.

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Дэва Премал

Немецкая певица выросла в семье людей, увлекавшихся религиозной культурой Индии. В детстве её главной колыбельной была Гаятри-мантра, которую брахманы обычно читали на рассвете и закате, обращаясь к высшим силам в лице бога солнца Савитара, чтобы получить мудрость и просветлиться.

Позже Дэва стала петь эту мантру на концертах. Обратите внимание на сочетание западного и восточного в аранжировке: пианино, акустическая гитара, но при этом индийская флейта.

Премал поёт мантры о внутреннем мире, защите от тьмы, освобождении, целостности, изобилии, благоговении, совершенствовании мудрости, счастье, Будде, природе, исцелении. Одно из самых запоминающихся исполнений Дэвы — мантра «Ом мани падме хум», распространённая в буддизме Махаяны и тибетском буддизме. Дословный перевод: «О, жемчужина, сияющая в цветке лотоса!»

Эту мантру обычно интерпретируют так: люди с открытым сердцем получат от Вселенной всё и в достатке, но нужно быть готовым принимать эти дары всем своим естеством.

Исполняя «Ом мани падме хум», Дэва Премал держится в рамках классического нью-эйджа, но добавляет немного нового. Тут есть хоть и не очень настойчивая, но всё же перкуссия. Благодаря ей создаётся аранжировка, явно проникнутая не только духом Индии, но и атмосферой, которую создают в своих песнях исполнители трип-хопа.

Альбом Radha Krsna Temple

Под этим названием в 1971 году Международное общество сознания Кришны (The International Society for Krishna Consciousness, ISKCON) выпустило музыкальный альбом. Участники ISKCON поклонялись Кришну, и одной из их ключевых практик был киртан — коллективное пение мантры «Харе Кришна».

Миссионерская деятельность общества пошла на взлёт, когда его участники встретились с The Beatles. Из ливерпульской четвёрки их идеями сильнее всего проникся Джордж Харрисон — он стал кришнаитом и записал немало религиозных песен, продюсировал альбом Raha Krsna Temple и выпустил его в битловском лейбле Apple Records.

Главная запись в альбоме, конечно, мантра «Харе Кришна». Это индийская традиционная музыка с добавлением современных инструментов. Она постепенно убыстряется и сплетается в один большой дроун. Помимо старинных ударных инструментов, в песне есть партии фисгармонии, электрогитары и трубы.

В молитвах Говинде сочетались рок-инструменты (гитара, бас). Также в песню попали орган и записи Лондонского филармонического оркестра.

В Британии ансамбль стал довольно известен и даже выступил в самой популярной музыкальной ТВ-программе Top of the Pops. Помимо мантр, основанных на повторах, в его репертуаре были и молитвы с более разнообразным текстом. В альбоме соседствовали песни, где был только голос и дроун (Bhaja Hure Mana), и песни под гитару (Sri Isopanisad) в духе тех, что Джордж Харрисон писал для себя.

Рави Шанкар

Среди индийских музыкантов самым знаменитым на Западе был Рави Шанкар. Он играл на ситаре — струнном инструменте, похожем на лютню. Обычно Рави исполнял фольклорные песни хиндустанцев, одного из народов Индии. Но в 1997 году Шанкар вместе с Харрисоном, с которым дружил и сотрудничал 30 лет, выпустил альбом Chants of India с религиозной музыкой.

Шанкар вырос в индуистском священном городе Варанаси, где постоянно пели ведические гимны. Там Шанкар принял концепцию «Звук — это Бог».

Перед записью своего самого религиозного альбома Шанкар говорил, что песни из священных книг в конце XX века существовали либо в полностью классическом виде, либо в сильно упрощённом, ориентированном на форму популярной музыки тех лет. Шанкар искал третий путь, поэтому записал много не очень длинных песен, которые слушать легче, чем его ранние 20-минутные партии на ситаре. При этом Рави насытил альбом множеством традиционных инструментов: струнные, перкуссия, флейты. Также есть западные инструменты: акустическая гитара, бас, автоарфа, вибрафон. На них сыграл Харрисон.

Таким же был подход к лирике: большая часть основана на древних текстах, но некоторые Рави написал сам, как в песне Svara Mantra. Перед этим он советовался с религиозным экспертом насчёт того, как правильно представить текст.

Карунеш

Карунеш обращается прежде всего к практикам Южной и Юго-Восточной Азии, но не только. Он смешивает музыку со всего мира, создавая что-то новое и наднацинальное.

В его песнях можно услышать индийский ситар, австралийский диджериду, греческий бузуки, китайскую или индийскую флейту, а также звуки природы, о которой так заботятся последователи движения нью-эйдж. Карунеш делает надстройку над традиционной музыкой и использует синтезаторы, чтобы определить свои творения как современные, нацеленные на духовную поддержку человека XXI века.

Среди песен иногда встречаются и мантры. В Мула-мантре текст приводит слушателя к единению со всем миром, прямой связи индивидуального и космического, поднимает сознание на уровень беспричинной любви и безграничной радости.

Песни Карунеша стали так популярны среди ценителей нью-эйджа, что под них начали проводить тренинги и медитации последователи эзотерических учений.

White Sun

Группа — дважды обладатель «Грэмми» в номинации «Лучший альбом в жанре нью-эйдж». Её последний альбом занял первое место в 10 странах, согласно чарту iTunes Worldwide. Да, нью-эйдж — это действительно популярная музыка, и её слушают не только в йога-центрах.

Основанное на нью-эйдже звучание White Sun с годами развивалось и включало элементы других жанров: попа, латиноамериканской музыки, электроники. Музыка White Sun известна изысканным вокалом, который как бы стоит выше музыки: Гуруджас Каур Кхалса поёт так, как принято скорее в западной поп-музыке, нежели в традиционных мантрах.

«Гобинде Муканде» направлена на развитие сострадания и терпения. Как считают участники группы, звуки, проникая внутрь человека через мышцы, дают способность лучше понимать суть слов других людей.

Мантра «Суниэ» нужна, чтобы люди прислушались к важнейшему звуку, который существует всегда, но который не все могут воспринять, — личному звуку человека, из которого можно получить все знания во Вселенной. «Суниэ» значит «слушать», и научиться делать это по-настоящему — как открыть третий глаз.

Далай-лама XIV

В 2020 году, когда лидеру тибетского буддизма исполнилось 85 лет, он сделал подарок и себе, и всем последователям, а заодно и любителям необычной музыки. Джунель Кунин, его ученица из Новой Зеландии, пять лет уговаривала учителя записать альбом, и в итоге Далай-лама согласился, а Кунин с мужем продюсировали запись.

С музыкальной точки зрения там нет каких-то откровений, обычный успокаивающий нью-эйдж, а основной интерес представляет лирика — Далай-лама выбрал свои любимые религиозные тексты и лично их зачитал: о сострадании, человечности, детях и будущем.

Во вступительной песне «Одна из моих любимых молитв» Далай-лама читает стих индийского монаха VIII века Шантидева, который внёс значительный вклад в разработку философии и этики буддизма. Текст такой: «До тех пор, пока есть пространство и пока есть живые существа, я тоже смогу развеивать страдания мира». Лама говорит поверх минималистичных флейт и случайных переборов на гитаре.

Ama La написана вместе с Анушкой Шанкар, дочерью Рави, которая играет на ситаре, пока Далай-лама рассуждает об ответственности матерей за привитие ценностей детям.

Дэйв Стрингер, Мади Дас и Bhakti Without Borders

В одном из стихотворений Редьярда Киплинга есть такая строка: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им никогда не сойтись». Дэйв Стрингер, Мади Дас и Bhakti Without Borders разрушают идею писателя, смешивая санскрит и Евангелие, индийские мелодии и акцент жителей Аппалачей, акустическую гитару в духе кантри и индийские барабаны табла.

Традиционные индийские ритмы, исполняемые на табле и фисгармонии, сочетаются с пышными вокальными гармониями, гитарой, банджо, электрическими цимбалами и губной гармошкой — такого обычно не встретишь в мантровой музыке.

Онлайн-школа для детей Skillbox Kids
Учим детей программированию, созданию игр, сайтов и дизайну. Первое занятие бесплатно! Подробности — по клику.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована