Кино и музыка
#новости

16 главных альбомов марта: Бейонсе, Ариана Гранде, Скриптонит и другие

С приходом весны оживились даже главные поп-звёзды — и выпустили долгожданные альбомы.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Привет, это наш новый дайджест с главными альбомами месяца. В марте новые релизы выпустили сразу несколько поп-звёзд — Ариана Гранде, Бейонсе, Джастин Тимберлейк. Но и без них хватало яркого контента.

Разбираем новинки в жанрах:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Поп

Ариана Гранде — Eternal Sunshine

Ариана вернулась после большой паузы в карьере — её последний альбом Positions вышел в 2020 году. Несмотря на длительный перерыв, звучание Гранде мало изменилось: вместе со своими продюсерами Максом Мартином и Ильёй Салманзаде она записала привычный микс из хип-хоп-битов и поп-мелодий, приправленный атмосферой винтажного соула, которую создаёт сахарный голос певицы. Разве что оркестровых аранжировок стало меньше, а на их место пришли лоснящиеся синтезаторы.

В январском дайджесте мы уже разбирали хаус-сингл «Yes, And?» — как выяснилось теперь, он дал неправильное представление о грядущем альбоме. Трек напоминал поп-музыку начала девяностых, особенно Vogue Мадонны, — казалось, новая пластинка порадует нас стильным винтажным синти-попом. Но это единственная хаус-композиция в Eternal Sunshine. К девяностым также отсылает данс-поп We Can’t Be Friends (Wait for Your Love) — на этом с ностальгией всё.

Название Eternal Sunshine — прямая отсылка к фильму «Вечное сияние чистого разума», в котором пара после расставания стирает воспоминания, чтобы забыть друг о друге. В 2023-м Ариана развелась, и в новом альбоме мы наблюдаем, как она пытается вытеснить негативные флешбэки и сосредоточиться на новых отношениях. Начинается пластинка песнями, выражающими обиду и злость на бывшего, а заканчивается новой любовью и радостью настоящего. Окончательно утверждает позитивный месседж альбома монолог Нонны, бабушки Арианы, которая рассказывает секрет счастливого брака.

Beyonce — Cowboy Carter

Как и в альбоме 2022 года Renessaince, Бейонсе Ноулз продолжает переосмыслять наследие афроамериканской культуры. На этот раз она взялась за кантри, традиционный жанр белых американцев, в котором много чёрных исполнителей — просто их давно пора подсветить. Что и делает Бейонсе.

В Cowboy Carter певица следует стандартам жанра, но сразу их нарушает. Поёт классические кантри-баллады под акустическую гитару, а потом добавляет в жанр хип-хоп, R&B или электронику. Использует типичный набор кантри-тропов: семья, машины, вестерны, — но при этом выворачивает их наизнанку, чтобы подчеркнуть свою независимость.

В песне Bodyguard она называет себя Джоном Уэйном: как и его киноперсонажи, певица бесстрашно охраняет своего любимого. Бейонсе перепела классику Долли Партон Jolene — героиня этой песни умоляет соперницу не уводить мужа из семьи. Но Бейонсе не умоляет, а заявляет: любимый, они тебя не получат, ведь я держу тебя крепко и я — лучшая. Это настроение проходит через весь альбом: спокойная музыка наполнена гордостью, более свойственной хип-хоп-исполнителям.

Justin Timberlake — Everything I Thought It Was

Джастин Тимберлейк выпускает альбомы раз в 5–6 лет, так что каждый раз это воспринимается как масштабное событие. А продолжительность нового релиза Everything I Thought It Was более часа как будто подтверждает, что происходит что-то и впрямь грандиозное.

Правда, это не значит, что Тимберлейк приготовил фанатам нечто новое или экспериментальное. Во-первых, его предыдущий мультижанровый альбом Man of the Woods вызвал противоречивые отзывы: например, Pitchfork назвал запись «огромной ошибкой». Во-вторых, публичный образ Тимберлейка как джентльмена и семьянина подорвала вышедшая в 2023-м автобиография Бритни Спирс, с которой Джастин встречался в нулевые. Певица призналась, что Тимберлейк вынудил её сделать аборт.

Певец провёл работу над ошибками и на этот раз записал классический конъюнктурный поп-альбом: поп-баллады с хип-хоп-битами, сладостный R&B, несколько заходов в танцевальную музыку через диско. Содержательно альбом тоже получился сдержанным — JT показывает, как он повзрослел и переосмыслил отношение к женщинам, много говорит о чувствах и выражает признательность жене, которая с ним больше 10 лет.

Norah Jones — Visions

Предыдущие три альбома Норы Джонс были спокойными, джазовыми, элегантными, с преобладанием фортепиано — этот стиль сделал её звездой в начале нулевых. Однако в Visions Нора вновь уходит в эксперименты, как в альбомах конца нулевых и начала десятых. Перед записью Visions певица пребывала в плохом настроении и, чтобы выбраться из негатива, специально сочиняла весёлые песни.

План сработал, ведь Visions звучит как никогда легко и даже игриво. Большинство песен Нора написала, джемя с продюсером Леоном Михелсом. В альбом вошли демоверсии песен, не перегруженные излишним продюсированием.

Некоторые песни Нора исполнила не на привычном фортепиано, а на гитаре, тёплые риффы которой звучат в стиле соула шестидесятых с нотками блюза и солнечной психоделии. Песни же для фортепиано написаны как чувственный и сексуальный R&B.

Хип-хоп

Скриптонит — Yeah Pt.2

В прошлом году Скриптонит выпустил целых шесть альбомов — мы разбирали их в январе. Адиль закончил 2023 год экспериментальным альбомом Yeah Pt.1 — его концепция в том, что у него нет концепции. Скриптонит просто писал всё, что придёт в голову: хип-хоп, инди-поп, R&B, гиперпоп. Yeah Pt.2 продолжает эту линию, только жанрового разнообразия тут ещё больше.

За все 13 треков едва ли найдёшь похожие песни: на Yeah Pt.2 есть поп в стиле восьмидесятых («Не так, как ты хочешь»), мелодичный трэп («Бэйб»), танцевальный R&B («Я люблю тебя»), дрилл («Алле»), джерси-клаб («Заново»), афробит (TripleX’n), ломаный хип-хоп («Нерелевантно») и загадочная психоделическая интерлюдия («Б**»).

Скриптонит ловко приспосабливает каждый жанр под себя. Например, в его исполнении дрилл-трек получился очень эклектичным: бит легко переходит от дрилла к трэпу, а затем к чему-то маршево-реггетоновому, хотя рэперы продолжают читать брутально. Также и с треком «Заново»: обычно дёрганые биты джерси-клаба сопровождают синты, а Скриптонит добавил красивую мелодию гитары, да и не прочитал, а скорее спел (или даже пробормотал) слова.

Это не значит, что исполнитель не умеет играть по правилам. Например, раньше он записал дрилл «Алле» с волгоградским дуэтом TSB & OPT, к которому Адиль заглядывал на фит, — песня Do It была классическим дриллом, и сам Адиль подстроился и зачитал аутентично в стиле TSB & OPT.

Schoolboy Q — Blue Lips

Новым альбомом Школьник стремится разрушить любые представления о своём творчестве и о том, как должен звучать уличный хип-хоп в целом. В релизе есть песня Yeern 101 с элементами клубной электроники и брейкбитовая Foux, а ещё в альбоме много живых инструментов.

Всё начинается с интро Funny Guy, которое звучанием напоминает альбом Tyler, the Creator — настолько оно мечтательное и распевное. Дальше на альбоме много битов с такой же мягкой соул-атмосферой, хоть она и подкрепляется щёлкающим битом. Или не подкрепляется: например, фортепианно-саксофонная oHio — классика винтажного рэпа.

Идея Blue Lips — не зацикливаться на одном и том же. Из-за этого возникает ощущение, что главный источник вдохновения для рэпера — это Канье Уэст. Послушайте, например, как в Love Birds сменяют друг друга отрывки с соулом и тяжёлым гитарно-электронным хип-хопом — нечто подобное Канье проворачивал на альбоме Yeezus. Да и в целом живые инструменты в альбоме использованы и для создания агрессивного хип-хопа: в песне Pop отполированный эффектами гитарный рифф тягуче перекатывается, будто в дум-метале, а поверх Schoolboy и Rico Nasty очень зло зачитывают.

Metro Boomin & Future — We Don’t Trust You

Самый каноничный дуэт в нашей подборке. Рэпер Future и Metro Boomin — одни из главных лиц трэп-сцены десятых, выпустившие немало альбомов и песен. Это благодаря им трэп звучит так, как мы его слышим сегодня. Перед выходом новой работы пара прогревала публику, обещая назвать альбом Monster 2 — намекая, что это будет продолжение альбома Monster 2014-го.

Название в итоге изменилось: альбом нельзя назвать продолжением «Монстра». Если смыслы текстов, которые читает Future, примерно те же, что всегда, то Metro даже не пытается подражать минималистичному трэпу 10-летней давности с ударными и холодными синтами. Идейно альбом похож на новый альбом 21 Savage «American Dream», к которому Boomin тоже приложил руку. Он как будто призван ответить на вопрос: что будет, если на трэп-трещотки наложить богатые и разнообразные по звучанию инструменты?

Кажется, никогда ранее Future не читал на такие разнообразные биты, которые могут меняться даже внутри одной песни:

  • синтезаторы из южного рэпа, только более приглушённые, чтобы альбом звучал статно, а не превращался в сумасшедший грув;
  • короткие переборы на клавишных и отрывки с оркестровыми струнными;
  • длинные синтезаторные проигрыши с космической атмосферой в стиле Майка Дина.

Yung Lean & Bladee — Psykos

Исполнители печального хип-хопа пришли к тому, к чему рано или поздно приходят рэперы, — записали альбом, в котором больше рока, чем хип-хопа. Мы ожидали такого от Янг Лина после предыдущего альбома — там он органично залетел в энергичный бит, в котором семплирована песня «Альянса» «На заре». Впрочем, Psykos куда ближе к тому меланхолическому стилю, которым оба шведа и прославились.

Янг Лин и Блейди читают, но всё же чаще поют под гитары в духе эмо с элементами инди. Обычно эти два стиля сочетаются так: компьютерные ударные на драм-машине Roland TR-808 сопровождают семплированые гитары. Однако Psykos звучит намного живее: музыканты используют ударные, гитары и даже мимоходные партии клавишных. Если не знать, что альбом выпустили два рэпера, то можно решить, что за ним стоит обычная эмо-группа, которая пишется в гараже и набирает от силы пару сотен прослушиваний на Bandcamp.

Рок

Folly Group — Down There!

В отличие от многих современных пост-панков лондонцы Folly Group любят минималистичность и эксперименты с «пустыми местами» в песне. В восьмидесятые так делали группы вроде Public Image Ltd — они будто играли в дженгу с рок-жанрами: а что получится, если мы удалим гитары из конструкции трека? а если убрать риффы и оставить только шум? а если построить всё на синтезаторах?

Современные пост-панк-группы нарастили мускулы и играют брутальную музыку с влиянием нойз-рока, а ещё специализируются на печальных готических риффах. Но Folly Group нарушают этот принцип. Например, песни Big Ground и Freeze построены вокруг танцевального лупа барабанов, а гитары или стонут где-то на фоне, или дают искрящиеся всплески энергии в стиле группы Gang of Four.

Трек Strange Neighbour звучит похожим образом, но с добавлением синтезатора. В East Flat Crows гитарные партии размываются до белого шума, так что из них трудно вычленить какую-то связную мелодию.

Читайте также:

Что такое панк-рок

The Jesus and Mary Chain — Glasgow Eyes

В восьмидесятые The Jesus and Mary Chain были одной из важнейших групп альтернативного рока и нойз-рока, а также стояли у истоков шугейза. Впрочем, сейчас от классического стиля группы ничего не осталось. Они распались в 1999-м, воссоединились в 2007-м и с тех пор выпустили два альбома. Собственно, Glasgow Eyes — второй. И если Damage and Joy 2017 года наполовину воспроизводил старые сольные записи участников, то Glasgow Eyes стал настоящим возвращением The Jesus and Mary Chain.

В альбоме музыканты рефлексируют о прошлом, наркозависимости и старости. «J-A-M-C O-D!» саркастически рассказывает о распаде группы в девяностых. А Second of June грустно описывает, что музыканты полны претензий друг к другу, но всё ещё держатся вместе. Такие вот созависимые отношения.

Glasgow Eyes — это первый альбом, в котором группа сделала ставку на комбинацию рока и электроники: например, «J-A-M-C O-D!» — это экстремальный синтипоп с панк-настроениями, а в песнях Mediterranean X Film и Discotheque есть драйвовые ритмы в духе краут-рока со множеством электронных эффектов на гитарах. Заканчивается альбом песней Hey Lou Reid, где медитативные гитары утопают в фидбэке.

Будет символично, если эта песня окажется последней во всей дискографии The Jesus and Mary Chain, — группу давно сравнивают с Velvet Underground, а Лу Рид был её лидером и основателем.

Bleachers — Bleachers

Джек Антонофф живёт двойной жизнью. В одной он бывший участник инди-поп-группы «Fun.», ярко сверкнувшей в начале десятых, а также единственный участник проекта Bleachers, где сочетает инди-поп, нью-вейв и синти-поп. В другой жизни Антонофф — поп-продюсер: он продюсировал Лану Дель Рей, Лорд, группу The 1975, а самый плодотворный союз у него состоялся с Тейлор Свифт.

Pitchfork назвал Bleachers невыпущенным альбомом инди-группы The National. Сравнение уместно, но только в случае с меланхоличными песнями. Антонофф не зацикливается на одной эмоции — например, в Modern Girl саксофоны выдают бодрый рок, изяществом напоминающий Брайана Ферри, драйвом — паб-рок семидесятых. Саксофоны вообще главное украшение этого альбома. Они придают ему эмоциональности, разгоняя тихий инди-краут-рок Jesus Is Dead до энергии панк-группы, орущей в ирландском баре.

Поскольку Антонофф — суперзвезда продюсерского цеха, то он может позволить себе гостей, которых трудно заманить в альбом обычных инди-рокеров (даже самых популярных). В разных песнях отметились Лана Дель Рей, Флоренс Уэлч, Кевин Эбстрэкт и Аарон Десснер из пресловутой The National.

«Кис-кис» — «Возраст согласия»

С каждым новым альбомом «Кис-кис» настроены всё серьёзнее. Название их альбома 2022 года «Как перестать беспокоиться и начать жить» говорит само за себя, хотя там ещё можно было встретить пару игривых треков. Например, герои песни «Качели» мучили друг друга, но музыкально это был весёлый поп-панк, да и в тексте встречались ироничные пассажи вроде «Такая глупая я, что не могу с тобой расстаться».

В новом альбоме «Возраст согласия» всё по-другому. Даже слова «Люби меня, милый» из песни «Беременна в 16» звучат безнадёжно в контексте бедности и социальной отчуждённости. Любовь в этой песне — последняя надежда, но по всему выходит, что надежда не оправдается.

Кстати, эта песня самая позитивная. «Партак» и «Стокгольмский синдром» — про боль в отношениях, «Виселица» — о том, как лечиться весельем, когда вокруг мрак, а «П***й» — сатира на тех, кому наплевать на других людей и кто чувствует себя королём там, где все страдают. Причём по подаче последняя песня близка даже не поп-панку, а ню-металу из нулевых, а солистка Софья Сомусева в куплетах читает, а не поёт.

Электронная музыка

Kim Gordon — The Collective

Ким Гордон — участница культовой нойз-рок-группы Sonic Youth. Спрашивается, что она забыла в этом разделе? А всё дело в том, что 70-летняя Ким выпустила чуть ли не самый экспериментальный альбом в карьере. The Collective — это и хип-хоп, и рок, и электроника — жанры смешались густо и нетипично.

Основа альбома — тяжёлый бит, который взят то ли из индастриала, то ли из хип-хопа. В песне Shelf Warmer ритм напоминает типичный трэп, а в The Candy House — модный фонк, и всё это сопровождает низкий и бьющий по ушам 808-й бас. Вокал Ким Гордон на самом деле не назовёшь вокалом, равно как и декламацией. Она шепчет — томно, эротично и мрачно.

По мере развития песни на биты наслаиваются шумные электронные эффекты или тяжёлые гитарные запилы. Всё это по стилю напоминает группу Death Grips, однако те обычно превращают подобное смешение в панк-истерику с морем криков, а Ким Гордон приглушила все звуки, чтобы они не мешали ей наговаривать сексуальные заклинания.

Egoless — Dubternal

Хорват Egoless прославился как экспериментальный дабстеп-диджей, который не боится включать в канон жанра нетипичные приёмы, звуки и инструменты. Его новый альбом Dubternal продолжает эту линию и показывает, насколько необычно может звучать жанр, сформировавшийся вокруг набора нескольких типичных звучаний.

В каждом треке Egoless добавляет что-то новое:

  • Dubternal — загадочное интро, в котором электронные наложения появляются только в конце, а в остальное время играет живая перкуссия.
  • Rivers of Earth подходит к территории оригинального ямайского даба семидесятых настолько близко, насколько это возможно в электронной музыке: живая ритм-секция и трубы, минимальная полировка современными эффектами.
  • Vitae Eterna по ударным и басу — классический дабстеп нулевых в духе диджеев из Лондона, но есть и новое: африканские распевы и духовые.
  • В Disquietude и Degenerate Dub длинные гитарные запилы превращают дабстеп практически в пост-рок, а в Degenerate Dub есть ещё и кислотный писк баса из эйсид-хауса.

Four Tet — Three

Новый альбом Кирана Хебдена короче предыдущих: вместо часа — 45 минут. От Three мы ждали чего-то клубного: последнее время Киран часто выступал со Skrillex и Fred Again — диджеями, которые делают энергичную и стадионно-ориентированную музыку. Но ожидания не оправдались. Почти.

На Three есть два околотанцевальных трека:

  • хаус Daydream Repeat — трек, который начинается с шипящих индустриальных эффектов, а затем переходит в светлую партию фортепиано;
  • минимал-техно 31 Bloom с одним ударным паттерном на всю песню, но при этом с разнообразной мелодией жужжащего синта.

Остальной альбом — это классическая для Four Tet рефлексия над жанром даунтемпо через превращение его в что-то призрачное: отстранённые ударные, оборванные клавишные мелодии, атмосфера общей потерянности.

Заметно выделяется трек Skater: в нём есть наслоения синтов и мимолётные вокализы, но основу составляет чистая электронная гитара, будто вырезанная из неизданной баллады Metallica.

9 Lazy 9 — Jam 9

Ещё один альбом от ветеранов даунтемпо. 9 Lazy 9 — итальянский секстет, который в девяностые и начале нулевых выпускался на культовом электронном лейбле Ninja Tune, а сейчас ушёл в самиздат. В их песнях можно услышать медленное течение синтезаторной патоки, элегантные ударные и много живых инструментов. 9 Lazy 9 не работают с семплами и любят джаз — это понятно по тому, как они разбросали по всему альбому нуарные саксофонные партии, мягкие и ненавязчивые.

Частая проблема даунтемпо-групп — все их треки сливаются в одну большую песню. Но 9 Lazy 9 находят необычные приправы к основному блюду — так что у каждой композиции есть изюминка. В одной звучат хип-хоп-грув или брейки в стиле драм-н-бейса, в другой на первом плане электронное подобие ксилофона или акустическая гитара, а где-то нет бита, есть только басовые пульсации позади саксофона.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована