Кино и музыка
#статьи

7 альбомов рэпера Скриптонита: полный путеводитель по дискографии музыканта в 2023-м

Когда и целого года мало.

Кадр: Skryptonite / YouTube

В этой статье разбираем:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

В истории российского хип-хопа 2015 год стоит особняком. Тогда интерес к жанру значительно вырос: чего стоит один только Oxxxymiron (объявлен в России иностранным агентом), который выпустил «Горгород» и заставил писать о рэпе все российские медиа. Ещё был рэпер ATL, который выбился в главные герои андерграунда, и объединение Yung Russia, продвигавшее угарный молодёжный стиль. А на их фоне выделялся дебютный альбом Скриптонита (Адиля Жалелова) «Дом с нормальными явлениями» со сложным и разнообразным продакшеном — для российского хип-хопа того времени вещь абсолютно новая.

Минуло восемь лет, и можно уверенно заявить: из плеяды героев 2015-го Скриптонит сильнее всех повлиял на то, куда отечественный хип-хоп двинулся потом. После него рэперы стали экспериментировать с жанрами, играть рок и пробоваться в электронной музыке. К тому же Скриптонит показал — в хип-хопе музыка и стиль могут значить больше слов. Многие фрешмены конца 2010-х и начала 2020-х взяли эту идею за основу. Впрочем, тексты самого Скриптонита отнюдь не поверхностны — у него большой талант к документальной точности воспроизведения ситуаций и подбору характерной лексики.

За эти годы в российской музыке стало слишком много поджанров и микротрендов, за которыми пытаются угнаться новые рэперы. Скриптонит по-прежнему выделяется среди всех. Он выпускает в среднем по альбому в год, не повторяется и каждый раз придумывает что-то новое.

В 2022 году Адиль закрыл лейбл Musica36 и вернулся в Казахстан. Концертов стало меньше, но музыкант, похоже, не слишком расстроен — он признавался в интервью Юрию Дудю (объявлен в России иностранным агентом), что работу в студии предпочитает живым выступлениям. Теперь, наконец, у Адиля появилось больше времени, и его буквально прорвало: за год исполнитель выпустил семь альбомов, и все разные.

Такого марафона не было в истории русского хип-хопа. И хотя индустрию это вряд ли изменит — слишком уж оригинально творчество Адиля, — в учебники музыки 2023 год точно попадёт как самый плодотворный в истории одного исполнителя.

«7»

Адиль любит поругать в «Инстаграме»* фанатов, которые жалуются на то, что он очередной раз меняет стиль. Дело в том, что «классического Скриптонита» не существует — он постоянно переизобретает себя и меняет звучание от альбома к альбому.

Особенностью двух первых альбомов — «Дома с нормальными явлениями» и «Уробороса» — было использование других жанров, в частности рока. В хип-хоп композициях звучали гитарные партии.

Затем Скриптонит отошёл от этого стиля и стал работать с семплами. Это лейтмотив двух его альбомов — «2004» и «Свистков и бумажек». Первый — в духе качового хип-хопа нулевых, второй — лайтовый и расслабленный.

В «7» Адиль тоже работает с семплами, но настроение уже другое — напряжённое, злое, мрачное. Самые характерные звуки альбома — восточная скрипка и флейта, задающие брутальный настрой.

Тексты в альбоме самые что ни на есть рэперские. Скриптонит ядовито отзывается обо всём, до чего дотягивается. То достаётся городам Казахстана («Здесь повсюду мойки, но город грязный»), то ленивым и лицемерным людям («Там, где ты решил отдохнуть, мы нашли work. / Там, где был песок, мы нашли камни»).

Скриптонит частенько писал тексты о том, как выбрался из бедности. Их мотивационный посыл — «я смог, и вы сможете». Но в альбоме «7» строки песен не отличить от комментариев в «Инстаграме»* — а комментарии и видео Скриптонита всегда были очень злыми. Он вечно с кем-то ругался, оскорблял комментаторов и обвинял их в том, что они не понимают его песен и не знают «настоящего» Скриптонита.

Фианиты

Песня «Фианиты» посвящена новым рэперам, которые кажутся Адилю кичливыми посредственностями.

Их тексты — «детский трёп за бабло» без единой мысли («Те, у кого не получилось связать пару слов, кричат: н* *** текст»), свежего стиля у них нет, ведь ведь «флоу со всех [собран] по кусочку». В итоге всё, что эти бездари могут, — хвастаться побрякушками и так самоутверждаться («Фианиты вместе с VVS — один вариант намутить им секс»).

Свистки

Адилю так хотелось выговориться, что в песне «Свистки» он переходит от хип-хопа к будничному бормотанию под музыку. Исполнитель жалуется на глупых людей, которые занимаются глупыми делами, ведутся на бессмысленные символы успеха и неспособны к переменам.

«Пальцуя на видео символы, смысла которых не знаем,

Укутаны знаменем,

Таким же фальшивым, так же рождённым в незнании,

Стоим среди слепленных на о*******ь зданий.

Тут некому строить, ведь кругом лишь дизайнеры ё***** карт желаний,

Н* *** им лес, они заблудились в „Ашане“».

Но даже токсичная риторика не делает тексты Скриптонита проще для восприятия: его флоу запутанный и малоразборчивый как никогда.

Fantasy Mixtape, vol. 1

Те, кто ничего не знает о Скриптоните, могут подумать, что семь альбомов за год — результат отшельничества и полного погружения в себя, которому наконец ничто не мешает. Это не так.

С самого начала карьеры Адиль не работал один. В 2014 году он вошёл в лейбл Басты «Газгольдер», где часто фитовал с его резидентами — самим Бастой, Смоки Мо, Чарушей. С последним записан один из главных хитов раннего Скриптонита «Космос».

Когда Скриптонит стал большой звездой, то подтянул из Казахстана группу Jillzay — рэперов Truwer, 104, Niman. Сейчас у него новые постоянные партнёры — рэперы Kali и Malcolm Kush, певица TAYÖKA.

Помимо «своих», Скриптонит фитовал с самыми разными рэперами. И похоже, что в Fantasy Mixtape, vol. 1 он решил закрыть гештальт и сделать все возможные совместки. Поэтому он собрал в одной записи рэперов, у которых общего — только сам Скриптонит. Всего получилось 28 песен.

Слово «микстейп» в названии уже намекает на эксперимент и предлагает не относиться к результату серьёзно. Хип-хоп — единственный жанр, где граница между альбомом и микстейпом понятна. Например, в девяностые и нулевые они различались так: микстейпы выпускались пиратским путём, поэтому для них можно было взять чужую песню и, нарушая авторские права, читать под уже знакомый слушателю бит. Сегодня это в прошлом, а разделение носит скорее концептуальный характер — оно показывает, насколько серьёзен автор. Если он назвал релиз альбомом — значит, внутри новый оригинальный материал, а если микстейпом — там может быть всё что угодно.

Скриптонит так и сделал. В Fantasy Mixtape, vol. 1 есть и новые песни, и старые, в которые внесли изменения. Внутри поместились:

  • Сольные версии старых совместок. Танцевальная песня Bad Vision, где барабаны звучат как саундтрек к шаманскому ритуалу, в оригинале была с рэперами Kali, Райдой и 104. Скрип оставил только свой куплет и склеил его со второй частью, где бит меняется и становится расслабленным.
  • Новые биты к старым песням. Вместе с битмейкером BULLYWO Скрип переделал хитовую песню «Чистый» из сериала «Псих». В оригинале бит построен на вокальном семпле, в ремиксе — на скрипке. И немного изменились ударные.
  • Новые куплеты к старым песням. В песне «Веселей» появились куплеты Malcolm Kush и 104.

Микстейпы подчёркивают братский характер хип-хоп-сообщества. Выпуская материал в такой форме, рэперы позволяют ему «переходить» от одного к другому.

Мне п****

В 2021 году Скриптонит исполнил фит «Мне п****» с фрешменом Lovv66. В оригинале это песня в стиле Playboi Carti, с отрывистым речитативом и перегруженным электронным битом, — и даже в неё Адиль впихнул кусочек с акустической гитарой. Теперь альтернативная версия этой песни появилась в микстейпе Скрипа без изменений в тексте и флоу, а бит основан на той самой акустике.

Фиты микстейпа разношёрстные — формат даёт Скрипу полную свободу. То он играет по правилам приглашённого рэпера, то по собственным, то балансирует между ними.

Легал

В «Легале» Словетский, старый товарищ Адиля по «Газгольдеру», читает простой пацанский рэп под стильный и характерный для Скриптонита бит с восточными мотивами, многоуровневым саунд-дизайном и качающими ударными.

Зита и Гита

В песне с OG Buda «Зита и Гита» Скрип неожиданно играет в соавтора и накидывает странные и глупые панчи.

Бонг

Для ветерана ру-рэпа Крип-а-Крипа Адиль сделал нечто среднее между современным электронным битом и джи-фанком девяностых.

Fantasy Mixtape, vol. 1 — абсолютно самобытный материал, который напоминает о том, что Скриптонит всё ещё с нами, пусть он и не в России. Он часть культуры, взаимодействует с её акторами и никуда не исчезнет.

Потеплело

В 2019 году Адилю надоел хип-хоп, и он создал проект Gruppa Skryptonite. Его результатом стал мини-альбом Solitude, в котором исполнитель осуществил все свои нерэперские идеи. Это арт-поп с живыми инструментами, элементами электроники, а Скриптонит не читает, а поёт. Несмотря на меланхоличное настроение альбома, в нём звучат и танцевальные ритмы.

После Solitude Скрип вернулся в хип-хоп. Про группу он обычно вспоминал на шоу Антона Беляева LAB, где каверил известные песни — например, «Ты не верь слезам» Шуры. Ещё в 2021 году вышла песня «Скучаю», которая теперь попала в мини-альбом «Потеплело».

«Скучаю» показала Скриптонита с неожиданной стороны. У него и раньше были песни про любовь, но, как правило, горькие. Здесь Скриптонит — нежный, как 15-летний мальчишка, переживающий первую любовь.

Остальной «Потеплело» получился в том же духе. Почти весь альбом построен на акустических гитарах и фортепиано и полон светлой, весенней, жизнеутверждающей романтики, в которой нет ничего от привычного нам грубого уличного рэпа. Старый Скриптонит проглядывает разве что в песне «Всё, что легко пришло» — там он рассказывает, с каким трудом зарабатывает деньги. Но солнечная подача и посыл «Легко поднял — легко потратил» делают трек ненапряжённым.

Куда больше в «Потеплело» строк, в которых Скриптонит показывает свою чувственную, женскую сторону: «Я на скользкой дорожке / Танцую под твоими окнами» или «Мы так долго собой быть не решались». Наверное, никто больше в русском рэпе так откровенно не демонстрирует свою слабость. Моментами вокал Адиля даже звучит как женский.

Самое время вспомнить, что Скриптонит — фанат Tricky, мастера нарративных манипуляций с гендером. Этот трип-хопер показывает мужчин слабыми, женщин — сильными, пишет и исполняет тексты от лица женщин, а мужские партии отдаёт приглашённым вокалисткам. Мужское и женское в его песнях вечно неустойчивы.

«Потеплело» устроен не так, но смелость и честность Tricky повлияли на Скриптонита. В той же «Под твоими окнами», например, нет местоимений и глаголов, указывающих на пол исполнителя, так что песню легко могла бы петь девушка.

Upgraded

Скриптонит любит перерабатывать старый материал. Например, для «Дома с нормальными явлениями» он изменил свой хит «Стиль». В оригинале это был вязкий психоделический хип-хоп, а версия из альбома имела два разных бита (в стиле африканской электроники и клауд-рэпа), включала куплет рэпера ATL и длилась почти семь минут. Или рок-баллада «Вечеринка» — Адиль переделал её в электронно-психоделический трип для альбома «Праздник на улице 36». И вот теперь Upgraded — сборник из шести старых треков в новом прочтении. И без рэпера Niman.

В июне 2023-го Скриптонит поссорился с Ниманом, старым товарищем из Казахстана. Из-за ссоры со стримингов пропали все совместные работы рэперов. Среди них были такие хиты, как «Поворот», «Животные», «Мистер 718», «Капли вниз по бёдрам». Апофеозом стало исчезновение с YouTube клипа «Мультибрендовый», одной из самых популярных работ Скрипа.

Альбом Upgraded — это старые треки, но без куплетов Нимана. Звучание песен предсказуемо изменилось — с момента их выхода прошло много времени. Так что треки получили новые биты.

В «Животных» основной семпл стал звучать ниже и появились дополнительные подложки. В «Напомни» низкий трэп-бит с электронным дрожанием в семпле сменился на семпл восточного духового инструмента. «Мультибрендовый» просто получил новый бит — со схожими ударными, но музыка стала спокойнее и глубже, чем в оригинальном бэнгере.

Los Demos

Скриптониту не хватило нового материала, поэтому он решил загрузить слушателей ещё и демозаписями периода с января 2017-го по ноябрь 2022-го. Это даже не первые версии известных треков — в Los Demos вошли песни, которые не попали ни в один релиз. Исключение — песня «Аванс»: Адиль заменил в ней трэп-бит на акустическую гитару под барабаны и выпустил песню в составе Fantasy Mixtape, vol. 1.

Записи и правда остались на уровне демо, многие недоделаны и длятся от силы пару минут. И хотя от такого сборника нечего ждать проработанных битов, наслоения звуков и инструментов, даже в нём есть чему подивиться. Например, в «Улице 36» сочетаются клавесин и синтвейв, а «По****ь какой музон» похожа на модный гиперпоп — редкий случай, когда Адиль оглянулся на популярную музыку.

Главный экспириенс альбома — понаблюдать за процессом творчества очень закрытого музыканта. Выясняется, что в первозданном виде песни Скриптонита очень просты. Это как заглянуть в мастерскую прославленного художника и узнать, что музейная реликвия создавалась в беспорядке, а не в строгости и стерильности хирургического кабинета.

Yeahh, Pt. 1

Этот альбом даже для Скриптонита кажется очень странным. В других его альбомах обычно есть концепция. Это может быть новое видение звука, как в случае с «7», или переработка старого, как в Fantasy Mixtape. Yeahh, Pt. 1 сложно подогнать под какую-то идею — это альбом обо всём.

Возникает ощущение, что вы попали в виртуальную вселенную Скриптонита: можно её исследовать, находить пасхалки и обнаружить доселе неведомое. Адилю будто кто-то сказал, что так можно было, и он разрешил себе сделать альбом без концепции. Просто взять и создать песни из чего захочет.

В альбоме есть чистый хип-хоп — дуэт с Федуком, на который даже сняли клип. Остальное — микс жанров реггетона, электроники и светлого инди-попа. Впервые в альбомах Скриптонита акустика и электронные инструменты доминируют над битами — такое раньше встречалось разве что у Gruppa Skryptonite.

Кое-чё лучше чем

Одна из самых новаторских песен русскоязычного хип-хопа последних лет — «Кое-чё лучше чем» в жанре постклаб. В нём клубная танцевальная музыка превращается в ломаные и дёрганые песни, которые звучат дико и провоцируют слушателя позволить себе на танцполе то, что он обычно не делает.

Скриптонит так обращается с этим жанром, что песня превратилась в светлую и чувственную. Да и весь альбом такой — позитивный, нежный, местами романтичный.

Никакого брутального Адиля, он звучит легко и счастливо. И это самый прекрасный итог 2023-го — безумная производительность не утомила Скриптонита; напротив, он звучит свежо как никогда.

Romantic Collection

Похоже, к концу года Адиль начал зависеть от выпуска новых релизов. Поэтому в последние дни декабря он выпустил ещё один альбом. На первый взгляд он кажется тематической компиляцией старых треков, однако среди них спрятано четыре новых. На самом деле, конечно, они хорошо забытые старые — это архивные композиции 2011–2012 годов, которые сейчас звучат просто и наивно.

Название альбома обманчиво: сюда попали не только романтические хиты вроде «Космоса» и «Это любовь», но и все песни Адиля про чувства. Тут всё, начиная от треков «Вечеринка», «100 поцелуев» и заканчивая «Кое-чё лучше чем».


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Фейсбук и Инстаграм на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована