Кино и музыка
#новости

Нора Джонс выпустила новый альбом Visions. Она снова экспериментирует

Разбираем, как звучит альбом, и вспоминаем прежние работы певицы, установившей несколько рекордов «Грэмми».

Фото: Shervin Lainez / Nora Jones

30 марта иконе интеллектуальной поп-музыки Норе Джонс исполняется 45 лет. А 8 марта она выпустила свой девятый альбом — первый после рождественской пластинки I Dream of Christmas в 2021 году.

Visions значительно отличается от всего, что певица записывала в последние 10 лет: альбомы Day Breaks, Pick Me Up Off the Floor и I Dream of Christmas были ближе к винтажному джазу, то есть к  звучанию, которое прославило Нору в начале нулевых. Visions — это сексуальные фортепианные баллады и ламповый гитарный соул с блюзовыми нотками.

В нашей статье разберём:

Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂

Как Нора Джонс изменила поп-музыку в нулевые

В начале нулевых Нора Джонс была огромной звездой с мультиплатиновыми продажами. Сегодня мода на её музыку как будто прошла. Тем не менее Нора остаётся довольно популярной и уважаемой критиками певицей — например, за последние три года она была номинирована на «Грэмми» в категориях Best American Roots Performance и Best Traditional Pop Vocal Album.

Чтобы понять, чем так крута и важна для современной поп-музыки Нора Джонс и почему мы говорим о её альбоме, давайте перенесёмся в 2002 год.

Начало нулевых — это время, когда хип-хоп управлял поп-музыкой. Эминем и 50 Cent были главными звёздами MTV, Доктор Дре выпускал хиты, а Фарелл Уильямс писал для поп-артистов вроде Джастина Тимберлейка песни с хип-хоп-битами. Схожая ситуация была и с другими традиционно афроамериканскими жанрами — например, в соуле сияли Лорин Хилл и Эрика Баду и в музыке обеих встречались элементы хип-хопа. Но в 2002 году американка Нора Джонс нарушила равновесие и будто вернула поп-сцену обратно в 1950-е.

Её первый же альбом Come Away With Me продался тиражом более 27 миллионов. Этого, кажется, не ждал никто — ни сама Нора, ни её лейбл Blue Note Records, специализирующийся на джазе. Альбом сложно описать одним жанровым тегом. Хочется назвать его просто винтажной поп-музыкой в стиле пятидесятых и шестидесятых: только акустические инструменты, медленный темп, сдержанное пение, влияние джаза, R&B, соула, местами даже блюза и кантри.

Оригинальные композиции Норы соседствовали с каверами на песни 1940-х — от кантри-певца Хэнка Уильямса до эстрадного композитора Хоги Кармайкла. Отличить песни от каверов было трудно без специального пояснения. Певица вдохновлялась медленными балладами Билли Холидей, Этты Джеймс и Нины Симон и не думала о Come Away With Me как о джазовой пластинке — скорее как о поп-альбоме с джазовыми нотками.

Некоторые критики объясняли аномальный успех тем, что американцы искали успокоение в старом добром звучании после теракта 11 сентября. Впрочем, после атаки на ВТЦ прошёл год, так что причиной успеха ностальгического звука её назвать можно лишь с натяжкой.

Певица отличалась от других поп-звёзд: не стремилась к роскоши и гламуру, её образ был подчёркнуто классическим и спокойным, без громких тусовок и звёздных романов, — Нора даже почти не красилась и не носила броские дорогие наряды. Яркая деталь: когда перед выходом Visions журналистка Independent брала у Норы интервью по Zoom, певица не только уклончиво отвечала на личные вопросы, но даже не включила камеру.

Альбом Come Away With Me не изменил историю музыки — хип-хоп по-прежнему оставался популярным. Однако Нора Джонс проложила дорогу для других любителей ретро, на которых обратили внимание лейблы, искавшие своих мультиплатиновых звёзд с винтажным звучанием.

Такими исполнителями стали Эми Уайнхаус, Джосс Стоун, Эрин Роча, Гвинет Герберт, Джейми Каллум, Кэти Мелуа — за контракты с ними боролись крупные компании. «Открылся неиспользованный рынок, — сказала менеджер по джазовому маркетингу Universal Дионн Кларк. — Раньше джазовый коллектив продавался тиражом не более 10 тысяч копий».

В 2004 году обозреватель Guardian Нил Спенсер написал, что все ретроартисты — плоды «эпохи Норы Джонс». Причём все исключительно молодые — например, Джосс Стоун прославилась, когда ей было 16. Ретропоп снова стал модным, и последние 20 лет он периодически возвращается, например, в лице Адель или Меган Трейнор.

В 2003–2005 годах Джонс выиграла восемь (!) «Грэмми», а её песни звучали в саундтреках многих голливудских фильмов, от «Госпожи горничной» до «Реальной любви» и «Любви с уведомлением». В 2007 году Нора снялась в главной роли в фильме Вонга Карвая «Мои черничные ночи» — фильм номинировался на «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах.

Слава была такой неожиданной, что, кажется, исполнительница просто не знала, что с ней делать, — поэтому и не задержалась на вершине. После альбома Not Too Late в 2007 году продажи пошли вниз. Впрочем, саму Нору Джонс это ничуть не расстроило. Она говорила:

«Мне кажется, что я больше никогда не достигала такого успеха. Но меня это устраивало. Это было слишком напряжённо! Хотя я много работала и гордилась музыкой, звёзды сошлись так, что именно Come Away With Me добился сумасшедшего успеха. Я не знаю, как это повторить, поэтому не собираюсь пытаться».

В каких жанрах работает Нора Джонс

Снижение популярности для Норы Джонс стало самосбывающимся пророчеством. Она не планировала долго продержаться на поп-олимпе, поэтому пробовала новые стили и записывалась со множеством музыкантов.

Джонс увлеклась кантри в сайд-проекте Little Willies, играла панк-рок с группой El Madmo, выпускала совместные работы с Рэем Чарльзом, Райаном Адамсом, Foo Fighters и Belle & Sebastian. В альбоме Little Broken Hearts 2012 года она ушла от акустики в атмосферный полуэлектронный инди-поп — в этом ей помог продюсер Danger Mouse, работавший с рокерами и рэперами.

Последние альбомы будто вернули прежнюю Нору. Лейбл Blue Note Records анонсировал Day Breaks слоганом «Нора Джонс возвращается к фортепиано и своим корням». В этом пресс-релизе пластинка была названа «родственной душой» Come Away With Me. Альбом 2020 года Pick Me Up Off the Floor сохранил эти вайбы. Большая часть песен там исполняется на фортепиано, а не на гитаре.

Рождественский альбом 2021 года I Dream of Christmas завершил очередной джаз-поп-этап в карьере Норы Джонс. В Visions она снова изменилась. Не так радикально, как в Little Broken Hearts, — винтажный звук на месте, но жанрово альбом получился очень разнородным.

Почему альбом Visions не похож на прежние работы Норы Джонс

Название альбома связано с тем, что идеи к Норе Джонс обычно приходят в пограничном состоянии между сном и реальностью. Обычно смешение сна и жизни выливается в мрачное творчество в духе Дэвида Линча, однако у Норы всё вышло наоборот. Этот альбом намного светлее и позитивнее её предыдущей работы Pick Me Up Off the Floor — камерного и одиноко звучащего альбома, где основная роль отведена меланхоличным и разрозненным переборам фортепиано.

Джонс вспоминала, что в период между Pick Me Up Off the Floor и Visions почувствовала усталость от концертов и интервью. Тогда она задумалась: что делать, если мне не весело, как это исправить? Певица решила: не настроение должно управлять музыкой, а наоборот, — и специально начала писать весёлые песни. В интервью с Independent она несколько раз повторяет слово fun — такие у неё сейчас вайбы. А процесс записи Visions Нора описывает так: «Не было никакого давления, мы просто получали удовольствие, играя музыку».

Есть ли сейчас у Джонс какие-то глобальные музыкальные амбиции? Кажется, нет. Когда журналистка Independent спросила у Норы о планах на будущее, певица ни разу упомянула музыку, а ответила следующее:

«То, чем я действительно хочу заняться в будущем, связано с отпуском, который я никогда не брала. Я бы хотела поехать в лагерь для сёрфинга в Коста-Рике. Мне нравятся физические нагрузки на свежем воздухе. Я хочу, чтобы моя семья была счастлива, я хочу быть счастливой, я хочу смеяться и наслаждаться своим днём. И если я смогу заниматься музыкой — что ж, тогда я действительно счастлива».

Как звучит Visions

Слушать альбом

В новом альбоме Нора продолжила сотрудничество с Леоном Михелсом, который продюсировал её рождественский кавер-альбом I Dream of Christmas. Visions создавался не месяц или два — работа растянулась на полтора года. Джонс и Михелс раз в несколько недель играли по паре часов и сочиняли песни. Когда у Джонс появлялась идея, она садилась за пианино или брала гитару, Михелс садился за барабаны и они джемовали в стиле гаражной группы. После этого они вместе с аккомпанирующей группой добавляли бас, гитару, духовые, орган или что-то ещё.

Михелс говорил, что первые демо, которые Нора сыграла с аккомпанирующей группой, звучали глупо, поэтому он снова созывал музыкантов для записи версий настолько чистых, насколько это возможно. Но каждый раз Нора резюмировала: «Лучше не стало». В итоге это и оказалось изюминкой альбома — «гаражный» звук, ощущение незавершённости. Многие песни на пластинке на самом деле демо.

All This Time

Всё начинается с чувственной песни All This Time, которая сразу создаёт расслабленный настрой, противоположный альбому Pick Me Up Off the Floor. Там был элегантный и тихий джаз-фолк, а здесь — эмоциональное соул-исполнение под соблазнительные переборы фортепиано.

All This Time — это трек, который состоит из трёх коротких ритм-паттернов, материал, который так и не принял форму песни. Нора циклично переходит от одного мотива к другому, а через три минуты покидает слушателя, мягко растворяясь в успокаивающем пении птиц.

Staring at the Wall

После второй песни Staring at the Wall становится понятно, что фортепиано не будет безраздельно править в альбоме. Нора Джонс поёт под тёплую и гаражно-шероховатую гитару, обволакивающий грув бас-гитары и тихие ударные. Всё вместе это создаёт атмосферу солнечной психоделики родом из шестидесятых — в современной музыке это получается, например, у Леона Бриджеса или группы Khruangbin.

Queen of the Sea

Схожие вайбы и у песни Queen of the Sea — гитарного блюза с раскачивающимся рифом. Нора пару раз порывается перейти от спокойного вокала к надрывному, но сдерживается. По этой песне можно изучить метод Норы Джонс и Леона Михелса: неважно, какой инструмент доминирует, главное, что все остальные должны притихнуть и лишь изредка, вполголоса добавлять настроения.

Блюз-песню легко сделать дикой — достаточно добавить бешеную импровизацию нескольких инструменталистов или отдельные лид-партии для гитары, саксофона, фортепиано, губной гармошки. Однако Queen of the Sea концентрируется на гитаре и вокале, а отдельные акценты фортепиано или саксофона появляются на секунды и вплетаются в общую картину, а не требуют соло.

Тому же принципу Нора следует и в фортепианных треках — например, в сексуальной балладе Alone With My Thoughts. Она подчёркнуто медленная, даже вальяжная. Тенор-саксофон, который появляется в конце, служит лишь приятным фоном, а не перетягивает внимание на себя. То же самое в усталой ночной Swept Up the Night.

Running

Полуджемовый процесс записи альбома обеспечил ему лёгкость: композиции слетают с инструментов под мимолётным вдохновением, а не в результате долгих репетиций. Например, песня Running записана на двух джемах. Джонс и Михелс нашли приятный ритм, а затем дополнили его фортепиано, электрогитарой, басом, причём Михелс сыграл одновременно на барабанах, тамбурине и баритон-саксофоне.

I Just Wanna Dance

Гипнотизирующее повторение можно услышать и в I Just Wanna Dance, где рефреном служит название. При этом Джонс подаёт текст вариативно: небольшие корректировки мелодии, интонации, акцент на конкретных словах, динамика громкости, тайминги фразировки. В сущности, для высказывания не нужно много слов.

Visions

Нора Джонс и Леон Михелс смогли найти баланс — их песни разнообразные и минималистичные одновременно. Пожалуй, ярче всего это проявляется в заглавной песне Visions. Нора на гитаре наигрывает цепляющие блюзовые аккорды, но специально не доводит их до конца: не увеличивает громкость, не ускоряется, обрывает себя на середине, делает молчаливые паузы. При этом песня не растягивается, а сохраняет форму и имеет понятную структуру.

That’s Life

По завершающей песне понятно, что Норе Джонс действительно было весело во время записи альбома. Песня похожа на олдскульное R&B, а её игривая мелодия с распевами «ла-ла-ла» напоминает ду-воп-группы пятидесятых. Ближе к концу That’s Life буквально излучает энергию: Нора наконец перестаёт сдерживать себя, сильнее стучит по клавишам фортепиано, поёт выше, а вторит ей искрящийся орган.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована