Бизнес EdTech
#статьи

Зачем компаниям обучать незнакомцев: что даёт соцобразование и возьмут ли с ним на работу

Корпорации бесплатно обучают посторонних людей. Что это: социальная миссия или способ найти кадры? И реально ли освоить новую профессию без денег?

Tima Miroshnichenko / Pexels / Colowgee для Skillbox Media


Глобальный тренд на онлайн-курсы и образовательные программы усилился с приходом пандемии. Как рассказала Skillbox Media руководитель молодёжного направления hh.ru Ирина Святицкая, удалённый режим работы заставил многие компании пересмотреть свои бизнес-процессы и перевести их в онлайн — включая программы развития персонала.

Согласно исследованию hh.ru, проведённому в конце 2020 года, 19% работников заявили, что полностью перешли на онлайн-обучение. Работодатели организуют для сотрудников курсы и тренинги как собственными силами, так и привлекая внешних специалистов.

Но вместе с внутренним обучением появился ещё один тренд — крупный бизнес начал бесплатно обучать востребованным (в первую очередь цифровым) навыкам и специальностям совершенно посторонних людей. Это называется социальным образованием.

Зачем это бизнесу?

Организовать масштабное и качественное обучение для любого желающего могут позволить себе только крупные компании. Такое обучение не принесёт бизнесу быстрых результатов, это скорее инвестиции в долгосрочную перспективу, считает Анастасия Богданова, карьерный консультант, коуч и HR-эксперт. Эти программы во многом нацелены на создание позитивного имиджа работодателя:

«Компании организовывают проекты по социальному образованию с разной мотивацией. Например, чтобы создать лояльное профессиональное сообщество. Также бренд может преследовать социальные цели. Например, поддержку молодых и даже совсем юных талантов, которые хотят учиться новым софт- и хард-навыкам. В интересах B2B-бизнеса также повышение общего уровня грамотности среди предпринимателей».

Фото: официальная страница «Тинькофф Образование» во «ВКонтакте»

Часто цель таких проектов — решить кадровую проблему, считают специалисты по рекрутингу.

Ирина Святицкая (hh.ru):

«В связи с цифровой трансформацией меняется и значимость высшего образования. На смену ему приходит запрос на конкретные навыки, появляется дефицит IT-специалистов. Компании, с одной стороны, вынуждены создавать собственные образовательные программы и курсы для закрытия этих потребностей и формирования кадровых резервов, с другой — ориентироваться на альтернативные классическому образованию программы обучения дефицитным профессиям в оценке кандидатов на вакансии».


Анастасия Богданова, карьерный консультант, коуч и HR-эксперт:

«Сейчас мы наблюдаем бум IT-специалистов, компании хантят друг у друга разработчиков, программистов, тестировщиков. Зарплаты разогреты, а рынок всё равно не справляется. Курсы должны быстро штамповать кадровый резерв, чтобы закрыть потребность в кандидатах».

Чему же учат на бесплатных программах?

Академия продуктовых менеджеров Made: прокачивают продактов

Организаторы: Mail.ru Group.

Для кого: для продуктовых менеджеров уровня Middle и выше.

Сколько длится: два месяца; состоит из четырёх спринтов. Во время обучения студенты будут работать над продуктом в команде, встречаться с менторами и экспертами, налаживать нетворкинг с продактами.

В программе:

  • работа с командой и процессами;
  • работа с целевой аудиторией;
  • составление дорожной карты;
  • разработка продукта.

Какую потребность закрывает компания с помощью курсов: прежде всего репутационную. На сайте указано, что эта программа — инвестиция компании в создание среды для общения, обучения, развития и обмена опытом людей с сильной продуктовой экспертизой.

Цель инициативы — внести вклад в развитие продуктового сообщества.

Сайт программы.

«Пронавыки»: дают базовые знания о цифровых профессиях

Организаторы: Microsoft, АНО «Центр развития инновационных технологий „ИТ-Планета“» и АНО «Агентство развития профессионального мастерства при поддержке Министерства науки и высшего образования Российской Федерации».

Для кого: для всех. В проекте, по данным организаторов, принимают участие больше 14 тысяч человек. Большинство участников — люди от 25 до 44 лет. Их в общей сложности 59%. 14% участников от 45 до 54 лет. И только 20% людей моложе 24 лет. 65% участников — женщины, 35% — мужчины. Высшее образование есть у 67% участников. 5% участников — люди с инвалидностью.

Один из студентов этих курсов — Анатолий Соин. У него инвалидность — нет одной ноги. Он успел окончить курс «Менеджер по продажам» и частично прошёл курс «Онлайн-маркетолог». По словам Анатолия, курсы дали ему представление о профессии маркетолога и многому научили:

«Я усвоил основные навыки, теперь можно идти дальше. Немного отдохну и пойду изучать специальность маркетолога. Информация очень клёвая, но в основном для старта. Я хочу поступить в вуз. Буду поступать на информационные профессии, так как без протеза я почти ничего не могу делать физически».

В программе: участники получат базовые цифровые и профессиональные знания, соответствующие наиболее актуальным на рынке вакансиям в сфере менеджмента продаж, интернет-маркетинга, проектного менеджмента, IT-администрирования и аналитики данных.

Обучение проходит в онлайн-формате на сайте proskilling.ru. После прохождения курсов участники получают специальные сертификаты, подтверждающие квалификацию, а также карьерную поддержку: бесплатные консультации по созданию резюме и подготовке к собеседованию от HR-специалистов, содействие в поиске работы, возможность трудоустроиться в компании, которые стали партнёрами проекта. По словам организаторов, программа трудоустройства сейчас только в процессе реализации, Поэтому назвать партнёров и озвучить статистику найма студентов они пока не могут.

Скриншот: сайт «Пронавыки»

Сергею Кострубе 30 лет, у него высшее образование, он работает экспертом службы безопасности и хочет сменить профессию. Поэтому окончил курс «Профессия IT-администратор»:

«Учёба проходила со скрипом, так как две трети преподавателей, возможно, хорошие практики, но как лекторы слабы, слушать и запоминать их слова нелегко. Они говорили скомканно, кратко и быстро. Многие моменты приходилось пересматривать несколько раз. После данного курса мои шансы на трудоустройство по новой специальности ненамного возросли». Сергей подал заявку на карьерную консультацию и надеется, что это поможет ему стать ближе к цели.

Тем не менее истории успеха Skillbox Media тоже удалось найти. Денису Кузовкину 50 лет. У него среднее образование. До того как пройти курс по графическому дизайну, он был затяжчиком обуви. Сейчас Денис работает стажёром дизайнера-печатника в оперативной полиграфии. «На курсы я пошёл, чтобы сменить работу, Давно увлекаюсь карандашным рисунком, фотографией и работой в графических редакторах. Хотелось систематизировать мои разрозненные знания самоучки», — говорит он. Денис планирует и дальше развиваться в графическом и веб-дизайне.

Все курсы на платформе дистанционные, бесплатные и представлены в видеоформате. Любой участник может пройти неограниченное количество курсов.

Какую потребность закрывает компания с помощью курсов: как показало исследование, проведённое Ancor при поддержке Microsoft и Американской торговой палаты в России, потребность в цифровых навыках приближается по важности к hard и soft skills и даже опережает «мягкие» навыки по привлекательности инвестиций. В ходе исследования выяснилось: 44% российских работодателей считают, что сотрудникам не хватает цифровых навыков. В важности диджитал-навыков в своей профессии уверены 24% сотрудников.

Цель инициативы — поддержать людей, которые столкнулись со сложностями во время ускоренной трансформации рынка труда, сказано в пресс-релизе.

Сайт программы.

«Тинькофф Образование»: учат техспециалистов финтеху

Организаторы: «Тинькофф» в сотрудничестве с кафедрами и лабораториями университетов, в числе которых МГУ и МФТИ.

Для кого: для студентов старше 18 лет и выпускников технических вузов, которые интересуются программированием, аналитикой, математикой и физикой. У «Тинькофф» есть:

  • бесплатная школа для аналитиков, разработчиков и тестировщиков, которые хотят попробовать себя в финтехе;
  • академия для студентов и выпускников вузов: бэкенд, аналитика, машинное обучение, функциональное программирование на языке Scala. Можно совмещать учёбу с работой.
  • интенсивы для Middle-девелоперов с опытом промышленной разработки;
  • оплачиваемые программы в IT для студентов, магистрантов и выпускников в Москве, Санкт-Петербурге, Рязани, Ростове-на-Дону, Екатеринбурге и других городах.

Программа

Учебные курсы по аналитике и разработке с практикой, теорией, домашними заданиями и командными соревнованиями. Есть курсы:

  • «iOS-разработчик»;
  • «Android-разработчик»;
  • «Frontend-разработчик»;
  • «Golang-разработчик»;
  • «Java-разработчик»;
  • «Системный анализ»;
  • «Прикладная статистика»;
  • «Продуктовая аналитика»;
  • «Управление проектами и продуктами»;
  • «Диджитал-маркетинг».

Какую потребность закрывает компания с помощью курсов: поиск, обучение и наём молодых талантливых специалистов.

Цель инициативы: обучить молодых специалистов знаниям и технологиям, необходимым в финтехе. Лучших берут на стажировку в «Тинькофф».

Сайт программы.

Youth Empowered: помогают развить софт-скиллы и не только

Организатор: Coca‑Cola. Партнёрами программы в России стали портал hh.ru, EY, X5 Retail Group, бизнес-школа «Сколково», социальная сеть «ВКонтакте», образовательные сервисы Brainify и Smart Course.

Для кого: для тех, кто хочет развивать социальные и деловые навыки. Целевая аудитория программ — это люди от 18 до 30 лет. Но участвовать в них могут специалисты любого возраста.

Программа: курсы помогают развивать так называемые гибкие навыки (soft skills). Это прежде всего презентационные и организаторские способности. Но в программу также входят блоки по продажам, тайм-менеджменту и финансовой грамотности. Всего на платформе 10 интерактивных обучающих онлайн-курсов. На изучение каждого из них потребуется 1,5–2 часа.

Какую потребность закрывает компания с помощью курсов: как отмечают на сайте компании, одна из целей подобных программ в бизнесе — подготовить себе кадровый резерв. Но Coca‑Cola Youth Empowered декларирует для своей программы социальные цели.

Цель инициативы: повысить конкурентоспособность молодых людей на рынке труда в России.

Сайт программы.

«Яндекс.Академия»: дообучают
IT-специалистов

Организаторы: «Яндекс» в партнёрстве с топовыми вузами

Для кого: для старшеклассников, студентов и начинающих специалистов со знаниями в математике, комбинаторике, теории вероятностей, программировании.

В академии есть лицей для учеников 8–10 классов, в этом году его окончили две тысячи человек. Следующая ступень — совместные программы «Яндекса» с вузами. Студенты и выпускники, которые хотят изучать анализ данных на более глубоком уровне, поступают в ШАД — Школу анализа данных. В 2021 году школа выпустила 133 специалиста в области Data Science.

Фото: официальная страница «Яндекс.Академии» в Twitter

Чтобы поступить в ШАД, нужно уже что-то уметь. Но не обязательно иметь профильное высшее образование, нужны конкретные знания. Например, необходимо иметь представление о высшей алгебре, математическом анализе, комбинаторике, теории вероятностей и знать основы программирования. Отбор — на конкурсной основе.

Программа: в академии есть школы:

  • бэкенд-разработки;
  • разработки интерфейсов,
  • анализа данных;
  • менеджеров «Яндекса»;
  • дизайна;
  • мобильной разработки;
  • работы с текстом.

Учиться в этих школах нужно очно, но в открытом доступе есть видеозаписи лекций — их можно бесплатно прослушать на Coursera. Также есть онлайн-магистратура и совместные специальности — например, «Яндекса» и БГУ.

Какую потребность закрывает компания с помощью курсов: это социальная образовательная инициатива. Но в то же время она помогает решить проблему кадрового голода — выпускников школ берут на стажировку и трудоустраивают в «Яндекс».

Студент Школы бэкенд-разработки (ШБР) «Академии Яндекса» Кирилл Неевин рассказал Skillbox Media о своём опыте от вступительных экзаменов до планов на будущее:

«Чтобы попасть в школу, сначала нужно было решить контест (за четыре часа — семь задач). Я прошёл его легко, потому что уже был знаком с этим форматом, — спасибо моему олимпиадному прошлому. Потом по результатам контеста мне дали второе задание — написать простенький сервис на Python. Задание было несложным, но, чтобы сделать его идеально, пришлось потратить целую неделю.

В школе мне больше всего понравилась атмосфера: на три летних месяца ты фактически становишься полноценной частью команды „Яндекса“. Сейчас я на втором курсе университета. В ШБР мне удалось получить те знания, которых не даёт университет: многолетний опыт разработчиков „Яндекса“ и best-practice от них». Кирилл рассказал, что уже подал документы на стажировку в «Яндекс».

Цель инициативы: это одна из образовательных инициатив «Яндекса». Она входит в программу улучшений образовательной среды с помощью технологий.

«Компания выигрывает от создания экосистемы. У школы есть программы и магистратуры с Физтехом, ВМК МГУ, появился факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ и „Яндекса“, где готовят полноценных специалистов в computer science, чего раньше не было», — говорит руководитель группы рекомендательных систем Михаил Ройзнер.

Сайт программы.

Бизнес-класс: дают знания, необходимые для ведения бизнеса

Организаторы: Google и «Сбер».

Для кого: для предпринимателей.

Программа:

  • как запустить бизнес;
  • курс по учётам, налогу и праву для предпринимателей;
  • построение бизнес-модели и исследование рынка;
  • личная эффективность;
  • как выявить конкурентов;
  • управление командой;
  • сервис и продажи;
  • маркетинг;
  • фриланс;
  • юнит-экономика;
  • искусственный интеллект;
  • продвижение бизнеса и другие.

После прохождения курса нужно сдать тест. На это даётся час. После теста участник получает сертификат в формате PDF. В нём говорится, что человек прошёл обучение по программе развития навыков предпринимательства.

Скриншот: сайт «Бизнес класс»

«Но внизу есть уточнение о том, что настоящий сертификат не является документом об образовании и не предполагает предоставления квалификации. То есть это очень красивая, но абсолютно бесполезная бумажка», — пишет одна из участниц образовательного курса.

Какую потребность закрывает компания с помощью курсов: 160 тысяч человек зарегистрировались на платформе — все они предприниматели или хотят ими стать. А значит, это целевая аудитория рекламных сервисов Google и кредитных продуктов «Сбера». В качестве призов за прохождение курса участникам предлагают на выбор купон Google AdWords для новых рекламодателей, нанесение компании на карты Google, пакет услуг для малого бизнеса «Лёгкий старт», CRM или 90 дней бесплатного доступа к сервису «Моя торговля» от Сбербанка.

Цель инициативы: помочь бизнесу работать эффективнее. Стимулировать открытие бизнеса.

Сайт программы.

Зачем студенты идут на такие курсы?

По данным hh.ru, дистанционное обучение выбирают 58% соискателей из IT-сферы, 51% из сферы управления персоналом и 48% из сферы маркетинга и PR. Ключевой целью прохождения курсов соискатели считают дальнейшее продвижение по карьерной лестнице (68%) или повышение заработной платы (67%). При этом маркетологи чаще других отмечают, что сертификат о прохождении онлайн-курсов повышает вероятность трудоустройства. Согласно опросу hh.ru, так считает каждый второй.

Ирина Святицкая, руководитель молодёжного направления hh.ru:

«Это может быть связано с тем, что для некоторых новых направлений сферы маркетинга онлайн-курсы — единственный источник знаний. В том числе подавляющее большинство кандидатов (80%) отметили свою готовность проходить онлайн-курсы, если они будут гарантированно влиять на трудоустройство».

Дают ли курсы преимущество при трудоустройстве?

По данным hh.ru, главы подразделений чаще других респондентов отмечают, что не считают онлайн-курсы полезными для своей работы (20%), а руководители организаций не считают их полезными для трудоустройства (22%). Конечно, речь не идёт о курсах, созданных той компанией, в которую вы хотите трудоустроиться. В этом случае сертификат может пригодиться.

Ирина Святицкая, руководитель молодёжного направления hh.ru:

«Представители компаний говорят о том, что сегодня наличие дипломов из онлайн-школ у кандидата является в первую очередь свидетельством его желания развиваться в профессии и изучать новые компетенции — следовательно, такой сотрудник будет ценным для бизнеса. Кроме того, преподавателями таких курсов часто становятся сами владельцы бизнеса, которые рассказывают в своих программах о реальных кейсах. Поэтому наличие диплома о прохождении онлайн-обучения не гарантирует вам успешное прохождение интервью, а скорее будет приятным дополнением к основному набору ваших навыков и знаний».

Карьерный консультант Анастасия Богданова тоже считает, что определённая польза от таких программ есть: «Крупные компании могут взять джуниор-специалиста после курса на оплачиваемую стажировку. Также после курсов можно начать делать небольшие проекты на фрилансе, чтобы наполнить своё портфолио. Тренинги по soft skills сами по себе ничего не дают. Нужно сразу применять полученные знания и навыки, тогда они принесут пользу на собеседовании».

Ирина Святицкая (hh.ru) в разговоре со Skillbox Media перечислила самые перспективные с точки зрения карьеры области обучения: «Работодатели готовы платить больше за наличие у кандидатов ряда определённых soft skills и hard skills. Знание английского языка или такие навыки, как знание SQL в области маркетинга, а также знание CRM-систем для менеджера по клиентскому сервису, дадут вам конкурентное преимущество и, кроме того, позволят рассчитывать на более высокую стартовую заработную плату. Поэтому смело указывайте прохождение онлайн-курсов в резюме, они могут стать для вас подспорьем при обсуждении карьерных перспектив».


Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована