Бизнес
#статьи

Как открыть салон красоты с нуля

Большое руководство, которое мы написали вместе с экспертами, запустившими десятки салонов в России и Испании.

Кадры: фильм «Битва полов» / Cloud Eight Films

Многие салоны красоты закрываются, не проработав и года. И это несмотря на то, что сфера бьюти-услуг пользуется стабильным спросом.

Как избежать ошибок на старте и начать своё дело, которое будет приносить большой доход? Мы спросили об этом у экспертов — людей, которые открыли и успешно развивают свои салоны.

Об открытии салона красоты рассказали

Анна Соколова

Владелец салонов в сети имидж-лабораторий «Персона» и управляющий партнёр бизнес-школы сети. Преподаёт на курсе Skillbox «Менеджмент в индустрии красоты».

Ирина Ерошкина

Основатель сети салонов маникюра и педикюра Nails Up. За семь лет открыла более 30 салонов в России и Испании.

Почему открыть салон красоты — хорошая идея

Спрос на услуги салонов красоты будет всегда. В отрасли высокая конкуренция, но это не мешает зарабатывать. А ещё салон красоты — это бизнес, который можно вести с семьёй.

По данным исследования, проведённого агентством «ГидМаркет», 38% россиян ходят в парикмахерские раз в месяц или 2–3 раза в полгода. Женщины тратят на уход за собой в среднем 10–20 тысяч в месяц — это цифры из опроса тюменок, проведённого «72.ру». Мужчины всё чаще посещают салоны: в июне 2023 года они платили в барбершопах на 38% чаще, а в СПА-салонах — на 27% чаще, чем в июне 2022 года.

Конечно, на спрос могут влиять внешние факторы. Например, салоны красоты закрывались во время пандемии коронавируса из-за карантина. Сейчас спрос на услуги в бьюти-индустрии снова растёт. Во втором квартале 2022 года спрос на услуги бьюти-мастеров вырос в сравнении с первым кварталом на 45%, пишет РИА «Новости», ссылаясь на данные Data Insight и «Авито Услуг».

Конкуренция в этом бизнесе высокая. Но она не мешает, а, наоборот, помогает развитию рынка. Салоны борются за клиентов. Если салон будет оказывать качественные услуги, у него всегда будут клиенты.

Салон красоты — хороший вариант для семейного бизнеса. Например, франчайзи (покупатели франшизы) бренда «Персона» — нередко семейные пары, сёстры или мамы с дочерьми. Анна Соколова работает вместе с мужем.

Салон красоты — подходящий вариант для тех, кто устал от работы в найме. Например, для топ-менеджеров крупных корпораций, у которых есть достаточные для открытия своего дела накопления. Для владельцев других бизнесов открытие салона красоты — способ диверсифицировать активы.

Обучение в Skillbox для тех, кто хочет открыть салон красоты

«Менеджмент в индустрии красоты» — создать стратегию запуска собственного салона за три месяца и получить поддержку экспертов.

Какие есть типы салонов красоты 

Перед открытием салона красоты нужно выбрать формат и ценовой сегмент, в котором вы будете работать.

Вот какие есть форматы салонов:

  • Моностудии — они специализируются на одной услуге. Например, только на маникюре или педикюре, парикмахерских услугах или эпиляции. Самые популярные форматы: парикмахерские, барбершопы, броу-бары, студии ногтевого сервиса, загара, коррекции фигуры, наращивания волос.
  • Классические салоны красоты. В одном месте оказывают несколько услуг — например, ногтевой сервис, парикмахерские услуги и услуги эпиляции. Могут быть и другие сочетания услуг.
  • СПА. В таких салонах могут оказывать СПА-услуги, услуги эстетической медицины и услуги классического салона красоты. В основном такие салоны открывают владельцы коммерческой недвижимости в черте города, которые хотят получать больший доход от её использования.
  • Косметический центр — это салон с медицинской лицензией. В нём оказывают услуги по коррекции лица и тела, дерматологии и подологии, иногда пластической хирургии и лазерной медицины. Такие салоны больше похожи на медицинские центры, а не на салоны красоты.

Недавно появился новый формат — коворкинг: большое помещение сдают в аренду мастерам и салонам.

Так выглядит бьюти-коворкинг
Фото: Dimaris / Shutterstock

Есть четыре ценовых сегмента, в которых работают салоны: эконом, бизнес, премиум и люкс. Однако в реальности категорий гораздо больше, а границы между ними нечёткие. Если рассматривать в общем, то вот какие есть различия.

Эконом — салоны с недорогими услугами, от 300 рублей. Они расположены в местах с большой проходимостью. Собственной парковки обычно нет. У салонов простой интерьер, недорогое оборудование и расходные материалы. Сотрудники ходят в недорогой униформе, которая может не сочетаться с окружением, или вообще без неё.

Недавно на рынке появились лоукостеры — это подниша салонов эконом-класса. В них все услуги стоят одинаково. Лоукостеры развиваются медленно, но уже заняли часть рынка.

Бизнес, премиум, люкс — салоны с услугами дороже, от тысячи рублей. Они расположены в престижных районах, иногда в центре города. У них есть своя парковка. В таких салонах используют дорогое оборудование и расходники. Интерьер продуман: даже униформа сотрудников подобрана так, что сочетается с окружением. Однако мастера самого высокого уровня могут позволить себе ходить так, как им нравится.

Сколько стоит открыть салон красоты и как быстро он окупится

Стоимость открытия салона — от 600 тысяч рублей. Она зависит от формата салона, состояния помещения, региона и других параметров. Средний срок окупаемости бизнеса — 2 года.

На открытие небольшой студии может понадобиться до миллиона рублей. Есть кейсы, когда предприниматели открывали салоны эконом-класса с вложениями 500–700 тысяч рублей. Ирина Ерошкина недавно участвовала в открытии студии перманентного макияжа в Ессентуках — владелец потратил на неё 600 тысяч рублей.

Другой пример: моностудия в Москве. Её можно открыть с вложениями 1,5–2 миллиона рублей. Этого хватит на то, чтобы открыть салон площадью 40–45 квадратных метров с ресепшеном и комнатой для персонала. Останется и на подушку безопасности для первых двух месяцев работы.

В бизнес-сегменте цены в несколько раз выше. Стоимость открытия салона — 5–10 миллионов рублей.

Можно не открывать бизнес с нуля, а купить готовый и провести ребрендинг. Цена такого бизнеса может составлять 1,5–2 миллиона рублей. Но обязательно проверяйте, что покупаете: изучите финансовую отчётность и бизнес-процессы.

Как быстро окупится салон красоты? Моностудия ногтевого сервиса на 45 квадратных метров, в которую инвестировали 1,5–2 миллиона, окупится примерно за 12–14 месяцев. За 3–4 месяца студия достигнет точки безубыточности. Рентабельность такого бизнеса будет около 23%: каждые вложенные в бизнес 100 рублей принесут 23 рубля чистой прибыли.

Чем больше вложения, тем больше срок окупаемости. Так, салон красоты в бизнес-сегменте окупается в среднем за 3–3,5 года. Его рентабельность — около 20%.

Доходность зависит от сезонности. Если вы новичок, лучше открывать бизнес в сезон с высоким спросом — ближе к лету. Но есть нюансы — например, летом спрос на лазерную эпиляцию, наоборот, снижается.

Что лучше — франшиза или собственный бизнес

Открыть салон красоты можно по франшизе, а можно — с нуля самостоятельно. Разберём, чем различаются эти форматы.

Франшиза — это передача прав на использование бренда на оговорённых условиях. Вы платите владельцу бренда, а взамен получаете:

  • силу бренда — узнаваемость и наличие лояльной аудитории;
  • поддержку владельца бренда (франчайзера);
  • готовые стандарты — например, дизайна;
  • обучение;
  • налаженные бизнес-процессы.

Это более лёгкий путь в сравнении с открытием бизнеса с нуля. Покупатель франшизы может просто повесить известную вывеску, и клиенты придут сами. Также при работе по франшизе можно избежать ошибок, которые часто совершают при открытии салона с нуля.

Открытие своего бизнеса — более сложный, но не менее интересный путь. Его преимущества:

  • не надо делиться прибылью с франчайзером;
  • полная свобода действий — нет никаких ограничений.

Даже если вы хотите открыть свой бизнес, проанализируйте рынок франшиз. Это поможет сформировать свою концепцию.

Что лучше — открывать салон самому или с партнёром

Стартовать с партнёром проще, развиваться — сложнее. В самостоятельном ведении бизнеса наоборот: стартовать сложнее, а развиваться проще.

Самостоятельный старт сложнее, потому что придётся самому решать все проблемы. Есть три подхода к открытию бизнеса, которые дают больше шансов на успех:

  • Первый — использовать свои знания. Если у вас уже есть опыт ведения бизнеса, вы можете изучить специфику бизнеса в бьюти-сфере и сделать всё самостоятельно.
  • Второй — получить образование или пройти курсы. Вас будут учить те, кто уже открывал салоны красоты, — так вы узнаете тонкости этого бизнеса.
  • Третий подход — нанять консультанта. Он сопроводит открытие вашего бизнеса.

Каждый из подходов предполагает свою стоимость и скорость открытия салона. Также будет разным объём ошибок.

Партнёр, особенно если у него есть опыт, может помочь — вы откроете бизнес быстрее и совершите меньше ошибок. Но совместное управление бизнесом — непростая задача, даже если разделить обязанности. В среднем через год наступает переломный момент: один партнёр считает, что развивать бизнес следует в одном направлении, второй — что в другом.

В любом случае, чтобы открыть салон, нужно будет сформировать концепцию, составить бизнес-план, зарегистрировать бизнес, выбрать помещение, оформить разрешительные документы, купить оборудование и правильно его разместить, нанять сотрудников. Расскажем об этом подробнее.

Что нужно, чтобы сформировать концепцию

Концепция — это видение того, каким должен быть салон красоты. Она определяет всё: название, интерьер, набор услуг, регламенты для сотрудников, цены и многое другое. От неё зависит успех, поэтому концепции нужно уделить особое внимание.

Чтобы сформировать концепцию, нужно:

  • выбрать нишу и формат салона красоты и понять, какие услуги он будет оказывать;
  • проанализировать целевую аудиторию: понять, кому вы будете продавать услуги, какие у этих людей потребности и интересы, страхи и сомнения;
  • проанализировать конкурентов и найти способы выделиться на их фоне.

После этого можно провести позиционирование салона красоты и определить, какое место он займёт в сознании потребителей. И продумать маркетинг — как вы будете продвигать салон.

Как составить бизнес-план

Бизнес-план — документ, в котором описаны цели и планы бизнеса и способы их достижения. Его нужно разработать, чтобы понять, какие будут затраты, выручка и прибыль, когда окупится проект и как он вообще будет развиваться.

Бизнес-план нужен, чтобы проработать стратегию бизнеса, распределить ресурсы и оценить риски
Кадр: сериал «Шерлок» / BBC

В Skillbox Media есть статья с общей информацией о бизнес-планах. Здесь мы подробнее расскажем о планировании затрат на запуск и финансовой модели — это самые важные вещи при запуске салона красоты. Без них невозможно понять, будет ли бизнес прибыльным в принципе и когда окупятся вложения в него.

Планирование затрат нужно, чтобы понять, какой капитал понадобится для открытия салона красоты. Нужно определить:

  • какое помещение у вас будет — будете ли вы его покупать или арендовать, сколько это будет стоить;
  • какое оборудование вам понадобится и сколько денег нужно потратить на то, чтобы его купить, — подробнее об оборудовании мы говорим ниже;
  • будете ли вы прибегать к услугам консультанта.

Финансовая модель — таблица, в которой объединяют показатели доходов, расходов, прибыли компании и связи между ними. Подробнее о ней можно прочитать в этом материале.

В финансовой модели прописывают постоянные расходы салона красоты: покупку расходников, арендные платежи, зарплату персонала, оплату коммунальных услуг. Также прописывают выручку, исходя из того, какие услуги будет оказывать салон, по каким ценам и как много клиентов у него будет.

С этими данными вы сможете рассчитать точку безубыточности и понять, когда окупятся вложения.

Что выбрать: ООО или ИП, УСН или патент

Если для открытия салона не нужна медицинская лицензия, то лучший вариант — это ИП. Стать индивидуальным предпринимателем просто и быстро, и так вы сможете нанимать сотрудников.

На старте можно выбрать упрощённую систему налогообложения. По ней вы будете платить 6% выручки или 15% чистой прибыли в зависимости от того, что выберете — УСН «Доходы» или УСН «Доходы минус расходы».

Дальше лучше перейти на патентную систему налогообложения. По ней нужно платить фиксированную сумму. Стоимость патента зависит от региона — например, в Москве это 132 тысячи рублей в год. На патенте можно нанять до 15 сотрудников — этого лимита хватит на первые несколько лет работы салона.

Почему не стоит открывать ООО? Это дороже и труднее. Также в OOO сложнее вывод средств — это может стать проблемой, если вам срочно потребуются деньги для личных нужд.

Как выбрать подходящее помещение

Салон можно расположить в торговом центре, бизнес-центре, на первом этаже жилого помещения, в подвале. Чтобы выбрать подходящее помещение, нужно оценить конкуренцию и трафик, а также исследовать, что находится поблизости. Если выбрать неподходящее помещение, можно остаться без клиентов.

Посмотрите, сколько конкурентов работает поблизости. Учтите, что отсутствие конкурентов не всегда означает, что ваши услуги будут востребованы. Возможно, это индустриальный район, где много производств. Люди приезжают сюда работать, и спроса на салоны красоты нет. Но может быть и наоборот — это новый жилой комплекс, где ещё никто не успел открыть салон красоты.

Салоны с регулярными услугами, например с услугами маникюра, — это бизнес, привязанный к локации. Обычно клиенты готовы ехать далеко только к специалистам, оказывающим нерегулярные услуги, — например, к колористам или косметологам с высокой квалификацией.

Также посмотрите, какие магазины и кафе расположены в выбранной локации, — возможно, это ваши будущие партнёры. В крупном городе обычно оценивают территорию от 500 метров до одного километра вокруг. В небольшом можно посмотреть целый район.

В любом случае район вашего размещения нужно пройти самостоятельно пешком. Изучите возможность подъезда на транспорте, чтобы понять, удобно ли место для ваших будущих клиентов.

Трафик бывает автомобильный и пешеходный.

Чтобы оценить пешеходный трафик, нужно посчитать, сколько людей проходит мимо выбранной локации — в нескольких метрах от неё. Считают обычно в отдельно в будние и выходные дни, целый день — потому что трафик неравномерен. В выходные мимо будет проходить больше людей, чем в будни, утром и вечером — больше, чем в обед.

На основе полученных данных вы сможете рассчитать, сколько человек в месяц проходит мимо помещения. Один процент от пешеходного трафика — это ваши потенциальные клиенты.

Автомобильный трафик оценить сложнее. Но если посчитать, сколько машин проезжает мимо выбранной локации за пять минут, можно определить примерный трафик в час, в день и в месяц.

Считать трафик можно разными способами — наблюдать лично, установить видеонаблюдение или оставить автомобиль с включённым регистратором в выбранной локации. Если решите считать лично, используйте специальные приложения, чтобы не сбиться. Например, в «Счётчике» для iOS можно нажимать на плюс каждый раз, когда видите человека, — система будет считать нажатия.

Не стоит ждать, что после открытия салона люди начнут приходить сами и у вас сразу будет много клиентов. Чтобы найти клиентов, нужно продвижение. Заняться им стоит ещё до открытия — повесить вывеску и объявление о скором открытии, завести страницы в соцсетях. Выстраивать систему маркетинга нужно всё время, пока вы занимаетесь бизнесом.

Какие документы нужны для открытия

Чтобы открыть салон, нужно получить разрешения от местной администрации, санитарно-эпидемиологической службы, Роспотребнадзора и пожарной инспекции. Также нужно оформить уголок потребителя.

Чтобы получить разрешения, нужно изучить требования СанПиН, Роспотребнадзора, пожарной инспекции. Например, покрытия пола и стен помещений не должны иметь дефектов и повреждений, следов протекания и признаков поражений грибком. В педикюрных кабинетах должно быть не менее двух ванн для ног с подводкой горячей и холодной воды и отдельная раковина для мытья рук.

Основные требования к помещениям есть в СанПиН 2.1.3678-20. Нормы пожарной безопасности нужно смотреть в законах №69-ФЗ, №123-ФЗ и №1479. Требования постоянно обновляют, поэтому важно следить за изменениями в законах.

Вот что должно быть в уголке потребителя:

  • копия свидетельства о госрегистрации ООО или ИП;
  • копия листа с кодами ОКВЭД;
  • книга жалоб и предложений;
  • закон о защите прав потребителей;
  • правила оказания услуг;
  • информация об особенностях обслуживания льготных категорий граждан;
  • контактные данные территориального подразделения Роспотребнадзора;
  • контактные данные руководителя организации или ИП, которым принадлежит торговая точка, или ответственного работника.

Чтобы предоставлять услуги некоторых видов, нужно дополнительно получить лицензию. Например, она требуется для оказания услуг пилинга, татуажа, пирсинга и массажа.

Какое оборудование купить и как организовать рабочее пространство

Стандартное оборудование, которое нужно большинству салонов, — стол для администратора, шкаф для одежды, витрины для продажи продукции. Какое ещё оборудование понадобится, зависит от концепции.

Необходимое оборудование для педикюра: кресла, мойки, подставки для ног
Фото: Max4e Photo / Shutterstock

Например, для парикмахерской нужно закупить кресла, зеркала и мойки, подставки для ног клиентов, тележки для парикмахеров. Для маникюра будет нужно оборудование для дезинфекции, сухожар, автоклав, аппараты для маникюра, карбамидные пробы. Железные инструменты обычно покупают сами мастера — но вам нужно проследить, чтобы было не меньше трёх комплектов на мастера: это требование из статьи 8.2.28 СанПиН.

Если вы хотите купить готовый бизнес, вам достанется оборудование, бывшее в употреблении. Внимательно осмотрите его и проверьте наличие документов и чеков на него.

Если хотите расположить оборудование так, чтобы всем было удобно, вам нужен дизайн-проект. Его обычно заказывают у дизайнера.

Дизайнер разрабатывает концепт, делает расстановку оборудования, план полов, потолка, стены, разводки электричества. Этот концепт поможет не допустить ошибок во время ремонта.

Также дизайнер учитывает требования СанПиН: расстояние между столами, расположение ресепшена, комнат приёма пищи, отдыха. Изучать эти требования самостоятельно сложно, а сделать по ним план ремонта — ещё сложнее.

Если вы решите нанять дизайнера, обязательно выберите того, кто занимается именно дизайном салонов красоты, а не квартир: в дизайне салонов много нюансов. Примерная стоимость услуг дизайнера — от 3 тысяч рублей за квадратный метр.

Как нанимать сотрудников

Лучше нанимать сотрудников разного грейда. Кто именно вам нужен — зависит от того, какие услуги вы будете оказывать. На агрегаторах можно найти мастеров любого грейда.

Если салон будет работать по записи, скорее всего, вам понадобится администратор
Фото: RomanR / Shutterstock

Есть такие грейды: стажёр, мастер, топ-мастер. Если у вас будут сотрудники разных грейдов, то вы, во-первых, расширите целевую аудиторию: клиенты смогут выбрать мастера в соответствии со своей платёжеспособностью, а во-вторых, покажете сотрудникам возможности карьерного роста.

Классические каналы для поиска сотрудников: HeadHunter, Superjob и «Авито». Ещё можно искать сотрудников в соцсетях или с помощью кадровых агентств. Но также следует использовать и офлайн-каналы. Например, разместить баннер с сообщением о том, что ваш салон скоро открывается и вам нужны сотрудники.

Вам нужно быть готовым изучить большое количество резюме, провести много собеседований и проверить компетенции мастеров — например, на моделях. Обращайте особое внимание на то, как мастер общается с клиентами. Если у сотрудника недостаёт компетенций, его можно обучить. Если он не умеет общаться с людьми, это устранить сложно.

Ошибки при открытии салона красоты

Многие салоны красоты закрываются, потому что их владельцы совершают ошибки. Перечислим самые популярные:

  • Переоценить свои возможности: финансы, время, знания. Владелец может попытаться открыть студию с небольшим бюджетом, не обратиться за помощью к специалистам, случайно нарушить требования СанПиН — и получить штраф.
  • Не сделать бизнес-план. Без него невозможно понять, сколько салон будет зарабатывать и тратить, — есть риск долго работать «в минус».
  • Не изучить целевую аудиторию. Без этого будет сложно привлекать клиентов — вы не поймёте, как они выбирают мастеров, и не сможете воздействовать на них.
  • Игнорировать конкурентов. Если не оценить конкуренцию, можно открыть салон там, где он никому не нужен, или сделать концепцию, которая ничем не будет отличаться от концепций конкурентов.
  • Нерационально составить бюджет. Типичная ошибка новичков — потратить много денег на оформление и дизайн и сэкономить на оборудовании и расходных материалах.

Чтобы не допустить этих или других ошибок, мы советуем обратиться за помощью к профессионалам — найти партнёра или наставника, у которого есть опыт ведения бизнеса в бьюти-индустрии.

Обучение в Skillbox для тех, кто хочет открыть салон красоты

В Skillbox есть курс для тех, кто хочет открыть своё дело в бьюти-индустрии, — «Менеджмент в индустрии красоты». Курс создан совместно с сетью имидж-лабораторий «Персона». Сеть объединяет более 100 имидж-лабораторий в России и за рубежом.

Курс состоит из 14 тематических модулей и рассчитан на 3 месяца. На нём учат:

  • готовиться к проверкам из надзорных органов;
  • оценивать рентабельность помещения и рассчитывать инвестиции в локацию;
  • выбирать поставщиков, оборудование, косметику, расходники и планировать закупки;
  • находить клиентов с помощью офлайн- и онлайн-рекламы;
  • планировать финансы, оценивать инвестиции, рассчитывать окупаемость и рентабельность, формировать прайс;
  • отбирать, мотивировать и обучать сотрудников, а также оценивать эффективность их работы;
  • выстраивать бизнес-процессы так, чтобы салон работал эффективнее.

Обучение построено на практике. В конце каждого модуля есть практические задания — можно выполнять их в рамках своего бьюти-проекта.

Итоговая работа курса — план по созданию своего бьюти-проекта или развитию уже существующего. План будет посвящён действиям в ключевых направлениях — от финансов до работы с персоналом. Эксперты из «Персоны» прокомментируют бизнес-план и дадут рекомендации по его воплощению.

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто хочет открыть свой бизнес

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована