Бизнес
#статьи

Что такое расчётный счёт и для чего он нужен

Расчётный счёт нужен всем компаниям и желателен для ИП. Рассказали, какие операции можно проводить с помощью него и как его открыть.

Иллюстрация: Joel Filipe / Unsplash / Rawpixel / Shutterstock / Annie для Skillbox Media

Согласно Указанию ЦБ РФ, расчёты между компаниями и ИП на сумму больше 100 тысяч рублей можно проводить только безналично. Это нельзя делать без расчётного счёта.

В статье рассказываем главное о расчётном счёте. Материал будет полезен тем, кто хочет разобраться в этих вопросах — например, планирует запускать бизнес и изучает юридические нюансы.


Что такое расчётный счёт

Расчётный счёт (р/с) — банковский счёт компании или предпринимателя, открытый для ведения бизнеса. С помощью расчётных счетов бизнес, например, расплачивается с контрагентами, переводит зарплаты сотрудникам, уплачивает налоги, получает деньги от покупателей и так далее.

Компаниям нельзя работать без расчётного счёта. Налоги и страховые взносы они должны уплачивать только переводом с него.

ИП могут работать без расчётного счёта, но только в случае, если не проводят безналичные платежи. Также без расчётного счёта ИП не могут заключать договоры на суммы свыше 100 тысяч рублей.

Расчётные счета бывают рублёвыми — для проведения операций в рублях — и валютными, для работы с иностранными контрагентами. В свою очередь, валютные р/с делят по видам валют — например, в долларах, евро, иенах и так далее.

Компании и ИП сами решают, какие расчётные счета и в каких банках им открывать. У бизнеса может быть несколько р/с в разных банках.

Иногда расчётный счёт бизнеса путают с лицевым счётом. В следующем разделе разберём, чем они различаются.

Чем расчётный счёт отличается от лицевого

«Лицевой счёт» — более широкое понятие, чем «расчётный счёт». Его применяют не только в банках, но и в других организациях — например, в ЖКХ, в Социальном фонде, в сфере связи.

Банковский лицевой счёт и расчётный счёт различаются в двух аспектах: кто ими пользуется и для чего. Разберём подробнее.

Кто использует. Расчётный счёт могут использовать только компании и предприниматели. Лицевой счёт — компании, предприниматели и физические лица.

Для чего можно использовать. Бизнес может использовать лицевой счёт только для хранения денег, выдачи зарплат и получения кредитов. Для ведения коммерческой деятельности его использовать нельзя. Расчётный счёт используют для полноценного ведения бизнеса: проведения переводов, хранения и получения денег.

В банках лицевой счёт — последние семь цифр расчётного счёта. Как правило, лицевой счёт оформляют в дополнение к другим продуктам — например, к дебетовой карте или вкладу.

Что можно сделать с помощью расчётного счёта: основные операции

Выше мы определили, что расчётный счёт нужен для полноценного ведения бизнеса. С его помощью:

  • Рассчитываются с контрагентами, партнёрами, поставщиками, клиентами.
  • Начисляют зарплаты сотрудникам.
  • Уплачивают налоги, взносы, штрафы, госпошлины.
  • Оплачивают аренду и коммунальные услуги.
  • Получают кредиты и ежемесячно платят по ним.
  • Зачисляют выручку. Например, с помощью самоинкассации — когда заработанные наличные вносят на р/с через банкомат или кассу банка. Или с помощью эквайринга — когда деньги, полученные по безналичной оплате, сразу зачисляются на р/с.
  • Снимают наличные в банкоматах или в кассе банка. В первом случае к расчётному счёту должна быть привязана бизнес-карта.

Кроме того, наличие расчётного счёта — обязательное условие для участия бизнеса в тендерах и государственных закупках.

Что означают цифры в номере расчётного счёта

Номер расчётного счёта состоит из двадцати цифр. Эти числа объединяются между собой в шесть блоков. У каждого блока своё значение.

Пример номера расчётного счёта
Изображение: Skillbox Media

Первая группа. Состоит из трёх цифр — 408, 407, 406 или 405. Они показывают, к какой категории относится владелец счёта. 408 — физическое лицо, в эту категорию входят и ИП; 407 — юридическое лицо; 406 и 405 — государственные организации.

Вторая группа. Состоит из двух цифр. Они отражают специфику деятельности владельца расчётного счёта. Эти цифры дополняют цифры из первой группы и трактуются совместно. Например, чтобы показать, что р/с принадлежит ИП, используют цифры 40802; чтобы показать, что принадлежит коммерческим компаниям, — 40701, некоммерческим — 40702.

Третья группа. Состоит из трёх цифр. Это код валюты счёта. Например, цифры 810 означают, что счёт открыт в рублях, 840 — в долларах США, 978 — в евро, 392 — в иенах. Полный общероссийский классификатор валют можно посмотреть здесь.

Четвёртая группа. Состоит из одной цифры. Её называют проверочной цифрой или защитным ключом. Она формируется автоматически и служит для защиты от опечаток в номере расчётного счёта.

Пятая группа. Состоит из четырёх цифр. Они показывают код филиала банка, где открыт счёт.

Шестая группа. Состоит из семи цифр. Как мы говорили выше, это лицевой счёт, или уникальный номер клиента. Каждый банк генерирует эти цифры по собственному алгоритму.

Как открыть расчётный счёт

Открыть расчётный счёт можно в разных банках. В некоторых банках это можно сделать онлайн на сайте или в приложении, в некоторых — только лично в отделении банка. Порядок открытия расчётного счёта в каждом случае тоже разный. Рассмотрим основные этапы.

Выбрать банк. Важно сравнить тарифы обслуживания расчётного счёта, лимит поступления денег; выяснить, можно ли подключить эквайринг и завести бизнес-карту, есть ли мобильное приложение для контроля операций и так далее.

Собрать пакет документов. Обычно в список документов для компаний входят:

  • решение об учреждении компании;
  • устав;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • ИНН;
  • приказ о назначении директора и его паспорт;
  • заявление на открытие расчётного счёта по форме банка.

Стандартный список документов для ИП:

  • паспорт ИП;
  • выписка из ЕГРИП;
  • ИНН;
  • заявление на открытие расчётного счёта по форме банка.

Некоторые банки могут запросить и другие документы. Окончательный перечень нужно уточнять в выбранном банке.

Фото: freepik / Freepik

Передать документы и дождаться результата проверки документов. Можно лично привезти документы в отделение банка или договориться о встрече с представителем банка и передать их ему.

Банки проверяют документы максимум три рабочих дня. Если с ними что-то не так, банк может запросить дополнительные документы или отказать в открытии счёта — например, если выяснено, что у компании или ИП есть проблемы с законом. При этом банк имеет право не раскрывать причину отказа.

Подписать договор. После успешной проверки документов банки приглашают подписать договор на расчётно-кассовое обслуживание (РКО). Договор подписывают также лично в банке или на встрече с его представителем.

Сразу после этого можно пользоваться расчётным счётом и подключать дополнительные услуги: зарплатный проект, эквайринг и так далее.

Как узнать номер расчётного счёта? Это можно сделать тремя способами:

  • посмотреть в договоре на РКО;
  • узнать в личном кабинете на сайте банка или в мобильном приложении;
  • запросить в отделении банка лично.

Главное о расчётном счёте

  • Расчётный счёт — банковский счёт для ведения бизнеса.
  • Расчётный счёт нужен всем компаниям. ИП могут обходиться без него, но только если они принимают плату исключительно наличными и не заключают договоры более чем на 100 тысяч рублей.
  • Перед открытием расчётного счёта нужно сравнить предложения РКО разных банков: тарифы обслуживания, лимит поступления денег, список дополнительных услуг и так далее.
  • Состав пакета документов для открытия расчётного счёта лучше уточнять в выбранном банке.

Как узнать больше о ведении бизнеса

  • Если вы планируете открывать своё дело, но ещё не определились с формой, прочитайте статью Skillbox Media «Что выбрать: ИП или ООО». В ней опытный юрист рассказал о преимуществах и недостатках этих вариантов и объяснил, на что обращать внимание.
  • Если вы планируете регистрировать ИП, прочитайте пошаговую инструкцию «Как открыть ИП в 2023 году». Рассказали, что для этого нужно, какие документы подавать и куда.
  • Разобраться в системах налогообложения поможет статья «Системы налогообложения: что такое, какие есть и как между ними выбрать». В ней мы рассказали об условиях всех налоговых режимов и о том, как подобрать самый выгодный для себя.
  • Также в Skillbox Media можно почитать отдельные гайды по всем системам налогообложения: ОСНО, УСН, ПСН, НПД, АУСН, ЕСХН. В них разобрали подробно, какие есть ограничения, какие налоги и взносы нужно платить, какую отчётность сдавать при каждом режиме.
  • Большинству компаний и ИП в работе понадобится онлайн-касса. В статье о видах онлайн-касс рассказали, как выбрать подходящую кассу для своего бизнеса. В статье «Как подключить онлайн-кассу» дали инструкцию по её установке и регистрации.
  • В Skillbox есть курс «Основы предпринимательства: запуск бизнеса». Знания, полученные на курсе, помогут не допустить ошибок на старте, успешно создать и развивать своё дело.

Другие материалы Skillbox Media для предпринимателей

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована