6 способов удалиться из интернета
Уничтожить все данные не получится, но уменьшить их количество — легко.
Кадр: фильм «Люди в чёрном»
Мы почти не задумываясь доверяем интернету наши мысли и чувства, выкладываем фотографии и видео, сохраняем номера банковских карт, добавляем товары в избранное. Всё это — пользовательские данные. Важно знать, что их могут украсть — и ими торгуют.
Ежегодно в мире происходит более тысячи утечек данных и в Сеть попадает информация о десятках и даже сотнях миллионах пользователей. Но объём данных, которые собирают и продают привычные нам приложения и сервисы, вероятно, ещё больше. По подсчётам Clario, Facebook** агрегирует 79,5% всех возможных сведений о пользователе, Instagram* — 69,2%, а Tinder — 61,5%. Геолокация, доход, история покупок и даже манера нажимать на экран смартфона — всё это интересует информационных брокеров и маркетологов.
Полностью исчезнуть из интернета не получится. Но Wired назвал шесть способов, которые помогут сократить объём личной информации в интернете. Мы дополнили статью актуальными для русскоязычных пользователей советами.
- Почистите поисковую выдачу
- Удалите старые аккаунты на разных сайтах
- Избавьтесь от цифрового следа
- Скажите нет дата-брокерам
- Воспользуйтесь специализированными сервисами
- Будьте начеку
Обновите информацию о себе в поисковой выдаче
Рядовые пользователи неспособны значительно повлиять на то, как выглядит поисковая выдача Google или «Яндекса». Но они могут сделать так, чтобы она была актуальной и не содержала ссылок на страницы с незаконно размещённой информацией. Например, если контент на каком-либо сайте существенно изменили, но это никак не отображается в выдаче, стоит сообщить в Google через форму. Тогда компания обновит результаты поиска и уберёт из него устаревшие версии страниц. С «Яндексом» несколько сложнее: потребуется использовать сервис для оценки результатов индексации «Яндекс.Вебмастер».
Иногда нужно удалить информацию, которая может навредить пользователю. Например, опубликованные без его согласия откровенные фото или видео, медицинские, банковские или паспортные данные. В таком случае достаточно отправить простой запрос на удаление данных. Здесь — ссылка на форму Google, а здесь — на форму «Яндекса». Учтите: вас попросят доказать, что этот контент порочит ваше имя.
Ещё один способ убрать из выдачи поисковиков недостоверные или неактуальные данные — воспользоваться правом на забвение.
Оно действует в ряде стран мира, в том числе в России. Чтобы применить его, нужно написать заявление об удалении информации и отправить его через форму. Они есть у каждого сервиса — вот, например, формы Google, «Яндекса» и Mail.ru. Если компания отказывается выполнить требования и вы с этим не согласны, можно подать в суд.
У права на забвение есть нюанс: речь идёт об удалении ссылок из поисковой выдачи, а не самих материалов. К тому же сервисы часто отказывают заявителям, потому что не считают их обоснования достаточными. То есть если какая-то компания хочет скрыть ссылки на страницы с негативными отзывами, то её требования, скорее всего, не удовлетворят. Поисковик никак не может проверить, правда это или нет. «Яндекс», например, отклоняет обращения в более чем половине случаев.
Удалите старые аккаунты на всех ресурсах
Не существует простого способа разом удалить все аккаунты, которыми вы больше не пользуетесь. Но если вы действительно хотите сократить количество личной информации в интернете, придётся потратить время, чтобы избавиться от них. Для начала постарайтесь вспомнить все ресурсы, где вы когда-то регистрировались, и составьте их список, чтобы ничего не забыть. Теперь вам предстоит вручную удалить каждый аккаунт. На этом этапе может пригодиться сайт Just Delete Me — там есть инструкции о том, как аннулировать учётную запись на популярных ресурсах вроде Ask.fm или Vimeo.
Для начала стоит проверить менеджер паролей, историю браузера и сообщения в почте — возможно, там остались следы старых аккаунтов. Также полезно узнать, не попали ли ваши данные в интернет. Для этого используйте сервис Have I Been Pwned?. Он анализирует информацию об утечках и взломах и сообщает, если данные были украдены.
Ещё один способ вспомнить о давно забытых учётных записях — погуглить. Забейте в поисковую строку своё имя и, например, email или место жительства. Так вы обнаружите старые сообщения на форумах. Скорее всего, самостоятельно удалить их не получится, потребуется связаться с администраторами. Если на сайте не сохранились контакты ответственных людей, попробуйте поискать их через Who.is. Этот сервис собирает сведения о веб-ресурсах, их статусе и их владельцах.
Пополнили список — продолжайте удалять аккаунты.
Будьте готовы к тому, что не все учётные записи получится удалить. Это, например, касается аккаунтов в EdX, Pinterest или Roblox. В таком случае лучший выход — анонимизация. Удалите из профиля сохранённые данные о банковских картах, адресах доставки, старые заметки и задачи, дату рождения — все личные данные. Теперь придумайте фальшивое имя и фамилию, замените реальный адрес на созданный в анонимном почтовом сервисе типа Mailinator. Теперь, даже если базу данных с информацией из вашего аккаунта сольют в Сеть, вам это никак не навредит.
Избегайте приложений, которые обещают автоматически искать и удалять старые учётные записи. Зачастую непонятно, что они делают с персональными данными. Например, сервис Unroll.Me отписывал пользователей от рассылок и одновременно собирал личные данные этих людей, а компания Slice, владеющая им, затем продавала эту информацию. Её услугами, в частности, пользовалась Uber, чтобы больше узнать о бизнесе своего конкурента Lyft.
Сотрите свой цифровой след
Если вы не хотите удалять старые аккаунты, стоит хотя бы стереть ненужные данные, которые вы храните онлайн. Например, уничтожьте письма, которые вы получили несколько лет назад, и старые посты из «ВКонтакте», «Одноклассников» или Facebook*. Возможно, какие-то из них вы бы хотели никогда и никому не показывать.
У Twitter нет специальной функции, чтобы удалить сразу все старые твиты. Но это могут сделать такие сервисы, как TweetDeleter и TweetDelete. Учтите, что бесплатно они стирают лишь небольшое число сообщений. Если вам нужно удалить несколько десятков или сотен твитов, имеет смысл купить подписку на месяц, а потом её отменить. Для TweetDeleter, например, она стоит 5,99 доллара (465 рублей по текущему курсу). Также стоит помнить, что любые сторонние сервисы могут получить доступ к персональным данным, которые вы указали в вашем аккаунте.
Чтобы избежать неприятных сюрпризов, внимательно изучите политику конфиденциальности каждого ресурса.
Google не индексирует отдельные посты в Facebook*, поэтому они не появятся в поисковой выдаче. Но если вы стремитесь «исчезнуть» из интернета, стоит закрыть доступ к старым публикациям или удалить их. Сделать это можно через «Настройки». Встроенный сервис не самый удобный, и вам потребуется время, чтобы почистить ленту. Но лучшего решения пока не придумали. С «Одноклассниками» и «ВКонтакте» похожая ситуация: убирать ненужные посты со стены придётся вручную.
Можно действовать радикально и удалить аккаунты в соцсетях. Вот инструкции, как сделать это в Twitter, Facebook*, «Одноклассниках» и «ВКонтакте».
Запретите информационным брокерам собирать данные о вас
Alphabet (материнская компания Google) за 2021 год заработала более 200 млрд долларов на рекламе — 80% от всей выручки корпорации. Похожая ситуация и у технологических платформ вроде LinkedIn или Facebook*. Их успех связан с тем, что у компаний есть доступ к большому объёму пользовательских данных. Благодаря этому они могут показывать маркетинговые сообщения бренда наиболее релевантной аудитории. Но не только соцсети зарабатывают на личной информации.
Дата-брокеры собирают все доступные сведения о потребителях: от пола и возраста до того, как часто они заказывают пиццу. Позже эти брокеры продают информацию бизнесу или частным лицам.
Среди наиболее известных таких фирм — Acxiom, Equifax, Oracle и Epsilon. Только в США, по официальной статистике, их более 200.
Сами пользователи обычно не знают, что информационные брокеры собирают сведения о них. И хотя эти компании продают данные большими подборками и не сообщают имена потребителей, установить личности «жертв» можно зачастую за несколько минут. В 2020 году журналисты издания NRK приобрели у британской фирмы Tamoco базу данных, которая содержала сведения о передвижениях 140 тысяч жителей Норвегии, а также номера их мобильных телефонов. Используя эту информацию, можно было выяснить, где работает и живёт владелец смартфона, в какие магазины он ходит и как часто посещает больницы. Журналисты NRK ради эксперимента установили личность одного из тех, кто попал в базу. Тот был очень удивлён, когда ему позвонили из редакции и подробно рассказали обо всех его передвижениях в конкретный день.
Снизить вероятность подобных ситуаций можно, если отозвать у информационных брокеров разрешение на сбор и обработку персональных данных. Для этого нужно связаться с каждой организацией, подтвердить личность и заполнить специальную форму. Здесь можно найти список самых крупных брокеров и инструкции, как запретить им получать ваши личные сведения. Но учтите: некоторые такие компании разрешают лишь ограничить количество собираемых данных.
Не старайтесь сделать всё самостоятельно
Не всегда удалить информацию о себе легко. В некоторых случаях придётся оформлять множество заявлений и заполнять кучу разных форм. Если ваш случай сложный, особенно если речь об откровенном контенте или клевете, проконсультируйтесь с юристом. Это поможет справиться с проблемой быстрее.
Хотя выше мы писали, что вам стоит с осторожностью пользоваться специализированными сервисами, которые помогают стереть данные о себе из интернета, среди них есть довольно полезные. Например, DeleteMe удаляет информацию из баз данных дата-брокеров. А Jumbo предупреждает об утечках личных сведений клиента и может автоматически удалять посты в соцсетях через несколько дней после публикации. Главное, если решите установить один из них, внимательно изучите соглашение о конфиденциальности. Так вы точно будете знать, какие данные о вас и зачем собирают такие сервисы.
Цифровой след чист. Что дальше?
- Решите, как много информации вы готовы публиковать в интернете. Когда регистрируетесь на очередном сайте, подумайте, стоит ли указывать реальные данные или достаточно ввести временную почту, которая перестанет действовать через несколько часов или дней.
- Везде, где это возможно, избегайте сервисов крупных технологических корпораций вроде Meta. Подберите браузер и поисковик, которые не будут собирать данные о вас. Используйте приложения со сквозным шифрованием и отправляйте исчезающие сообщения. Выясните, какие персональные сведения о вас есть у WhatsApp, Instagram*, Google, Amazon, Spotify.
- Наконец, поговорите с близкими и друзьями. Большинство из них с пониманием отнесётся к просьбе не постить ваши фотографии или не указывать геолокацию в соцсетях. Спрашивать разрешение на сбор или публикацию чужих данных — новое правило современного этикета. Даже топ-менеджер Google Рик Остерлох, который отвечает за выпуск умных колонок, однажды сказал, что владельцы подобных устройств должны предупреждать о них гостей.
Читайте также:
- Тест: что знают о вас соцсети?
- Рынок рекламы: как его изменили новые правила приватности от Apple
- Мошенники и бесполезные расходы. Как решить главные проблемы рынка цифровой рекламы?
- Google тайно сговорился с Facebook*. На корпорацию подали в суд США. При чём тут джедаи?
- Персональные данные для digital-маркетинга: полный гайд и шаблоны документов