Как понять, что вам звонят мошенники, и как защититься от телефонного мошенничества
Это нужно знать всем.


Иллюстрация: freepik / Freepik / Colowgee / Midjourney / Star Wars: Knights of the Old Republic II — The Sith Lords / Obsidian Entertainment / Colowgee для Skillbox Media
По данным Центробанка РФ, в 2024 году мошенники украли с банковских счетов россиян и российских юрлиц 27,5 миллиарда рублей. Жертвами злоумышленников могут стать люди любого возраста, уровня достатка или профессии. Поэтому знать, как можно себя обезопасить, важно всем.
В этой статье редакции «Деньги» Skillbox Media рассказываем:
- как действуют мошенники;
- какие схемы они используют;
- как распознать мошенничество в разговоре;
- как защититься от злоумышленников;
- что делать, если вы стали жертвой мошенников.
Как действуют телефонные мошенники
Мошенники звонят по телефону и обманом убеждают перевести им крупную сумму либо выведывают данные, которые позволяют получить доступ к банковским счетам или профилю на «Госуслугах».
В разговоре злоумышленники могут представляться сотрудниками полиции, банка, поликлиники, телефонного оператора — практически кем угодно. Под разными предлогами они просят человека продиктовать конфиденциальные данные (например, код из СМС) или убеждают перевести им деньги. Нередко пострадавшие не только отдают собственные сбережения, но и берут в долг у родных и знакомых или влезают в кредиты.
Как правило, у мошенников есть личные данные потенциальных жертв: Ф. И. О., номера телефонов, адреса электронной почты. Они берут эту информацию из социальных сетей, мессенджеров, украденных баз данных или баз, которые попали в Сеть.
О том, какие схемы используют мошенники и какие есть меры защиты от них, мы расскажем ниже.
Какие сценарии используют мошенники
Сценариев у мошенников очень много, и те постоянно придумывают новые. Описать их все невозможно, поэтому мы рассмотрим несколько схем, распространённых в последнее время.
«Сотрудник банка». Злоумышленник притворяется сотрудником службы безопасности банка и говорит, что с вашей карты была совершена подозрительная операция. Например, снятие наличных, покупка или перевод на счёт другого человека.
Мошенник может попросить назвать данные банковской карты — номер и CVC — или продиктовать код из СМС. Если они у него будут, он сможет получить доступ к онлайн-банку и перевести деньги с карты или, например, оплатить вашей картой покупку в Сети.
«Сотрудник телефонного оператора». Мошенник говорит, что вы превысили лимит по тарифу или что нужно переоформить договор, иначе номер перестанет действовать.
Затем он просит назвать личные данные и код подтверждения из СМС. Таким образом он может получить доступ, например, к онлайн-банку или аккаунту на «Госуслугах», а уже после — украсть деньги со счетов и (или) оформить на человека кредит.
«Родственник». Эта схема рассчитана на провоцирование сильных эмоций. Мошенник пишет или звонит вам с незнакомого номера, выдавая себя за близкого родственника, и утверждает, что попал в беду — например, в аварию. Затем он говорит, что нужно дать взятку полицейским или заплатить пострадавшим, чтобы у него не было проблем.
Мошенник скидывает реквизиты карты с просьбой срочно перевести крупную сумму и обещает рассказать подробности позже. Если жертва верит в историю, она лишается денег.
«Сотрудник правоохранительных органов». Эта схема рассчитана на психологическое давление и запугивание пострадавшего. Мошенник представляется сотрудником полиции, прокуратуры или ФСБ и говорит, что ваши банковские счета были использованы в преступных целях.
Например, мошенник может сказать, что кто-то попытался украсть деньги с ваших счетов, оформил на вас кредит или от вашего имени перечислил деньги террористической или преступной группировке. Затем он просит посодействовать в поимке этих злоумышленников и говорит, что в противном случае ответственность за преступление может лечь на вас.
По этой схеме мошенники могут работать не один день: постоянно названивать, задавать вопросы о финансах или работе. Часто жертву запугивает сразу несколько людей. Они звонят с разных номеров и представляются сотрудниками разных организаций, участвующих в расследовании, — например, полиции, банков или прокуратуры.
При этом мошенники настоятельно просят не разглашать содержание телефонных разговоров, ссылаясь на Уголовный кодекс РФ. Так они дезориентируют человека и не дают ему обратиться за помощью к родным или друзьям.
В результате мошенники убеждают жертву взять на себя крупный кредит, часто не один, перевести все сбережения на некий «безопасный счёт» или даже отписать им своё имущество.
Какие ещё бывают сценарии? Мы перечислили далеко не полный список возможных схем — мошенники постоянно придумывают новые «легенды» и могут представиться по телефону практически кем угодно. Вот что говорят об этом специалист в области кибербезопасности и руководитель отдела арбитражного управления.

Евгений Царёв
Управляющий RTM Group, специалист в области кибербезопасности и права в IT
— Мошенники сегодня продолжают представляться сотрудниками банка, хотя это уже не очень эффективно, поэтому они ищут другие варианты.
Пару месяцев назад была волна обращений от «сотрудников поликлиник», которым нужно было якобы проверить какие-то данные и записать на диспансеризацию несовершеннолетнего или престарелого родственника. Чтобы произвести «обновления», они просили назвать код из СМС и таким образом захватывали контроль над аккаунтом в «Госуслугах» жертвы.
Ещё есть мошенники, которые звонят от имени коммерческого партнёра компании бухгалтеру и, например, просят срочно провести сделку, перечислить на счёт средства.
Также мы сталкивались со схемой, когда в ходе звонка использовали аудиодипфейк (подделку) с голосом руководителя, который просил бухгалтерию совершить перевод.
Сейчас активно звонят от имени онлайн-платформы «Сферум» родителям учащихся и также просят назвать пароль из СМС, чтобы получить доступ к «Госуслугам». После этого преступники стараются набрать кредитов от имени жертвы.

Виктория Порсева
Руководитель отдела арбитражного управления «АБ.Солюшен»
— Среди моих клиентов, проходящих процедуру банкротства, около 30% пострадали от мошенников. Преступники используют разные схемы, вот несколько примеров.
Пожилой женщине позвонили якобы из компании «Газпром» с предложением поиграть в игру и заработать большие деньги. Преступники связались с ней по видеосвязи в WhatsApp, собрали личные данные, подключили её к программе и сказали, что нужно внести залог, чтобы из игры можно было выводить заработанные деньги.
Затем они «помогли» женщине оформить кредит на 800 тысяч рублей и положить их на отдельный счёт. Всё это время мошенники были с ней на связи и рассказывали про будущую шикарную жизнь, но доступ к деньгам она так и не получила. Сейчас женщина проходит процедуру банкротства и реализации имущества.
Ещё один случай: молодому человеку позвонили с рекламой заработка на бирже, после разговора прислали в мессенджере ссылку. Сначала он ради интереса перевёл 500 рублей, через неделю ему вернули 750 рублей. Молодой человек ради интереса положил 10 тысяч рублей, ему вернули 17 тысяч.
В итоге он в зарплатном банке оформил кредит на 5,5 миллиона, попросил в долг ещё 900 тысяч и всё перевёл мошенникам. А в ответ — тишина. Сейчас дело расследует полиция, параллельно пострадавший проходит процедуру банкротства.
Как распознать телефонных мошенников
В онлайне или по телефону сегодня можно сделать практически всё: записаться к врачу, оплатить счета или покупки, подписать документы. Поэтому звонки якобы из поликлиники или банка не кажутся чем-то необычным. Тем не менее важно сохранять бдительность и не стесняться проверять информацию. Вот признаки, которые выдают мошенников в разговоре.
Просят действовать быстро. Мошенники всегда звонят по срочным поводам. Например, они говорят, что, если вы не продлите договор с сотовым оператором, завтра номер отключат и вы не сможете им пользоваться.
Эта уловка нужна, чтобы человек не успел проанализировать происходящее и распознать обман. Если собеседник настойчиво торопит вас и подталкивает к ответам, скорее всего, это мошенник.
Не могут ответить на уточняющие вопросы. В разговоре мошенники, как правило, называют человека по имени или упоминают другие личные данные вроде даты рождения. Эту информацию они берут из слитых баз данных. Но они не могут знать о жизни потенциальной жертвы всё.
Специалист по коммуникациям и основатель проекта Efcom.pro Светлана Желтова советует уточнять как можно больше деталей: «Если вам звонят от имени мобильного оператора, спросите, какой у вас сейчас тарифный план или остаток на счёте. Если звонят якобы из поликлиники, спросите имя вашего участкового терапевта, номер или адрес поликлиники. У полицейского можно узнать его имя, звание и адрес отделения и спросить, можно ли прийти туда лично».
Просят никому не сообщать о разговоре. Часто так делают подставные «сотрудники полиции». Они могут даже сослаться на уголовную статью, по которой вы якобы можете нести ответственность, если расскажете кому-то о происходящем.
Запрет на общение с родными или коллегами — явный признак, что с вами говорят мошенники. Настоящие сотрудники силовых структур никогда не будут обращаться к гражданским лицам по телефону с просьбой стать участником тайной операции.
Угрожают уголовной или административной ответственностью. В разговоре мошенники могут в красках расписывать ужасные последствия, которые наступят, если потенциальная жертва не сделает так, как они просят. В частности, угрожать штрафами или тюремным сроком.
Это тоже яркий признак мошеннических действий. Пока человеку официально не предъявили обвинение и не доказали, что он совершил противоправные действия, никакого наказания он получить не может.

Евгений Царёв
Управляющий RTM Group, специалист в области кибербезопасности и права в IT
— Мошенники не всегда называют своё имя и должность или делают это быстро, в самом начале разговора, чтобы человек не фокусировал на этом внимание.
Один из главных признаков мошенников — они пытаются воздействовать на эмоции потенциальной жертвы, то есть запугать, удивить и так далее. И они настаивают, чтобы вы всё делали быстро. Например, нужно вот прямо сейчас перевести деньги и никому не сообщать об этом или немедленно продиктовать код из СМС. Такая спешка всегда должна насторожить.
Если вам звонит кто-то, кто представился вашим знакомым — например, руководителем с работы, — и просит срочно перевести деньги, попробуйте задать ему вопрос, ответа на который преступник не будет знать. Например: «А как насчёт завтрашней сделки с банком?» И послушайте внимательно, что и как будет говорить человек. При малейших сомнениях просто кладите трубку.

Светлана Желтова
Специалист по эффективным коммуникациям, основатель проекта Efcom.pro
— Мы способны критически мыслить только в безопасных условиях, поэтому мошенники стараются создать стрессовую ситуацию, чтобы легче управлять действиями жертвы.
Не бойтесь подвергать сказанное сомнению. Помните, что ни один сотовый оператор никогда не прекратит с вами договор по собственной инициативе, пока вы исправно ему платите. Сменить тариф без вашего запроса также невозможно.
Вам не могут назначить никакие медицинские процедуры или диспансеризацию дистанционно, если вы не обратились к врачу с жалобами. От поликлиники могут прийти СМС только с уведомлением о времени и дате приёма.
Если звонящий нагнетает обстановку, запрещает советоваться с родными, оказывает давление и подгоняет, — это мошенник.
Не бойтесь грозных слов «госорганы», «ФСБ», «служба безопасности» и прочих. Их специально используют, чтобы вызвать чувство паники. Действительные сотрудники спецслужб всегда полно и чётко сообщают свои данные, не боятся проверок, с пониманием относятся к вашей осторожности.
Кроме того, они не будут общаться с вами исключительно по телефону. Полиция или Следственный комитет могут прислать повестку по месту прописки с просьбой прийти в отделение, могут явиться к вам лично и предъявить документы.
Как защититься от телефонных мошенников
Есть несколько базовых правил, которые помогут избежать контактов с мошенниками или вовремя распознать их. Они кажутся элементарными, о них часто говорят, но тем не менее именно они самые действенные.
Не берите трубку, если звонят незнакомые номера. Особенно если у них код другого региона или страны. Лучше всего поставить антиспам-программы и антивирусы на телефон. Такие сервисы есть у сотовых операторов и у специализированных компаний.
В некоторых случаях мошенники могут подделать номер телефона — например, позвонить с номера 900 и представиться сотрудниками «Сбера». Так что входящий звонок с официального номера тоже не всегда является гарантией безопасности.
Перезвоните в организацию самостоятельно. Если вы ответили на звонок, а собеседник представился сотрудником полиции, банка или телефонного оператора, положите трубку и перезвоните в организацию по официальному номеру. Контакты легко можно найти в интернете.
Если вам пришло сообщение от якобы родственника или друга, позвоните ему на его мобильный номер, рабочий номер или используйте звонки по видеосвязи в WhatsApp или Telegram.
Не сообщайте свои личные данные. К ним относятся, например, дата рождения, ИНН, адрес, пин-коды, коды банковских приложений, номера счетов или банковских карт, пароли, кодовые слова.
Также не стоит рассказывать, есть ли у вас кредиты, ипотека, имущество в собственности или обременения, наложенные из-за долгов.
Не переходите по ссылкам в сообщениях и не скачивайте файлы. Мошенники могут прислать вам сообщения в мессенджерах или СМС после разговора и попросить открыть их. В них могут быть вирусы или отслеживающее ПО, с помощью которого можно украсть данные с вашего телефона или компьютера.
Поговорите с родными или друзьями. Если звонящий угрожает вам или запугивает, расскажите об этом родителям, супругам, друзьям или коллегам. Мошенники рассчитывают на испуг и психологически давят на человека, чтобы он не обратился за помощью.
Что делать, если стали жертвой мошенничества
Если мошенникам всё же удалось украсть у вас деньги, вот что нужно сделать в первую очередь.
Обратиться в полицию и написать заявление. Подробно опишите ситуацию, укажите номера телефонов, с которых звонили мошенники. Расскажите, сколько денег, куда и как именно вы перевели.
Обратиться в банк и попытаться отменить перевод денег. Это возможно только в случае, если транзакцию задержали. Но если деньги успели уйти со счёта, банк уже не сможет отменить операцию.
Шанс того, что транзакцию задержат, есть. С 2024 года действует Федеральный закон от 24.07.2023 №369-ФЗ о блокировке подозрительных денежных транзакций при соблюдении ряда условий.
Так, если информация о получателе денег содержится в базе данных Центробанка о случаях и попытках мошеннических действий, банк может заморозить транзакцию сам на два дня. Если у транзакции есть признаки мошеннической операции, банк может попросить подтвердить её. Если вы это сделаете, вернуть деньги будет практически невозможно. Кроме того, деньги, скорее всего, не вернут, если пострадавший переводит наличные на счёт мошенников через банкомат.
Главное о телефонных мошенниках
- Цель телефонных мошенников — убедить перевести деньги или получить доступ к вашему личному кабинету в онлайн-банке или на «Госуслугах». Для этого они могут использовать разные схемы: представляться сотрудником банка или телефонного оператора, полицейским, сотрудником поликлиники.
- Распознать мошенничество можно по ряду признаков. Если звонящий просит назвать одноразовый код или ваши личные данные, просит действовать быстро, просит никому не сообщать о разговоре, не может ответить на уточняющие вопросы, угрожает уголовной или административной ответственностью — это мошенник.
- Чтобы защититься от мошенников, не сообщайте никому свои личные данные, не переходите по подозрительным ссылкам и не скачивайте подозрительные файлы. Кроме того, можно не брать трубку с незнакомых номеров, перезванивать самостоятельно в организацию, представитель которой вам позвонил, и советоваться с близкими всегда, когда возникают сомнения.
- Если вы всё же стали жертвой мошенников, обратитесь в полицию. Ещё можно обратиться в банк и попытаться отменить перевод денег, но шансы того, что банк действительно не проведёт транзакцию, малы.
Эти материалы Skillbox Media могут быть вам полезны
- Финансовая грамотность: что это такое и как её повысить во взрослом возрасте
- Что такое семейный бюджет и как его вести?
- Как проходит процедура банкротства физических лиц и какие у неё последствия
- Как копить деньги: копилка-таблица, случайные суммы, деньги в конвертах и ещё 15 способов
- Куда девать деньги в ожидании потрясений. Если на улице революция, война, беспорядки