«Я ничего не знала об интернет-маркетинге, а теперь я middle-специалист»: путь Виктории
Став интернет-маркетологом, Виктория вышла на удалёнку и смогла уделять больше времени семье. А ещё — повысила доход почти в 3 раза.

Виктория Свитина
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Совмещала учёбу на курсе с материнством и работой, за три года выросла до уровня мидл+, увеличила доход в 2,5 раза.
Виктория рассказала:
- как и почему она поменяла профессию;
- почему из всех онлайн-школ выбрала именно Skillbox;
- чему научилась на курсе;
- сколько зарабатывает начинающий специалист в Москве;
- что она посоветует тем, кто тоже решился сменить профессию.
— Виктория, сейчас вы профессионал. Но три года назад вы совсем не разбирались в интернет-маркетинге. Стало быть, наш курс помог вам освоить новую профессию? :)
— Конечно! Всю необходимую базу знаний об интернет-маркетинге я получила именно здесь. И свою первую работу я получила благодаря Skillbox. Вы мне очень помогли в начале моего профессионального пути 🙂
А ещё я искала профессию, которая позволила бы мне работать удалённо или хотя бы в гибридном формате, чтобы я могла больше времени уделять семье: у меня родился второй ребёнок.
До этого я никогда так не работала, сфера деятельности не подразумевала удалёнку. И сейчас, к счастью, именно к этой цели я и пришла, работаю из дома.
— Звучит здорово! А чем вы занимались до курса?
— У меня два образования. По первому я специалист — товаровед. По второму — бухгалтер. Специфика обеих профессий мне, увы, не подошла, поэтому я ушла в другие сферы и в итоге где только ни работала: администратором в салоне красоты, менеджером в языковой школе, даже попробовала себя в сфере организации праздников. Перед тем как уйти в декрет, я работала менеджером в гостинице.
— Ого! Большой послужной список. А как вы выбирали площадку для обучения? Онлайн-образование сейчас очень востребовано, на рынке десятки предложений.
— Это правда. И я очень подробно, даже придирчиво изучала разные площадки и структуру курсов. Мне важно было понимать, что я точно смогу устроиться на работу после курса.
Потому что войти в новую профессию без опыта работы — сложно.
Особенно, будем честны, после курса. Люди с высшим образованием не всегда могут найти работу! Что говорить о выпускниках онлайн-школ.
К тому же я переучивалась уже во взрослом возрасте: это в двадцать лет кажется, что все двери открыты, ты энергичен, у тебя полно времени искать работу и набивать шишки. После тридцати хочется стабильности и уверенности в будущем. Короче, я обращала внимание на те школы, которые могли бы помочь с трудоустройством. В Skillbox такая опция была уже тогда, три года назад, а этим могли похвастаться далеко не все школы.
«Когда есть чёткая цель, мотивацию найти легко»: про обучение на курсе
— Вы совмещали работу, обучение на курсе и материнство. И это непросто: когда так много сфер контроля, одна обязательно выпадает. Как вы находили время и мотивацию на учёбу?
— Мне кажется, когда есть чёткая цель, мотивацию найти легко. Я твёрдо решила сменить профессию. И шла к этому без всяких отговорок.
Училась я почти всегда по вечерам, а иногда и ночью. Мой рабочий день заканчивался около восьми вечера, поэтому, бывало, я только за полночь садилась за курс. Но я находила в этом свои плюсы: ночью дома стояла идеальная тишина, и ничто меня не отвлекало 🙂
Надо ли говорить, что с таким графиком я не слишком быстро окончила курс! Он был рассчитан на шесть месяцев, а я растянула его на год. Зато я училась в комфортном для себя темпе и старалась вникнуть в каждую тему.
Наверное, я бы могла пройти его и быстрее, но мне было важно не просто получить обучение для галочки, а знать, что я действительно разобралась в сфере.
— Какие направления вы изучали на курсе и чему конкретно научились?
— Это вводный курс, он рассчитан на таких же новичков, каким была я, — то есть людей, пришедших с нулевыми знаниями. Мы не углублялись в узкие направления интернет-маркетинга, но изучили его базу: что это за сфера, какие у неё задачи и цели, зачем и как делать модель воронки продаж. Нам дали основы SEO-оптимизации, контекстной и таргетированной рекламы, SMM. Был и урок по системам взаимодействия с клиентами (CRM).

В самом начале нам предложили на выбор несколько проектов, один из которых мы должны были вести на протяжении курса. По мере изучения каждого модуля мы выполняли практические задания, а потом все наработки объединяли в итоговую дипломную работу.
Я выбрала реально существующий интернет-магазин «Московское время». Конечно же, я не взаимодействовала с представителями компании, но использовала их бренд как шаблон. Моей задачей было предложить комплексную стратегию и рассчитать детальный медиаплан по всем направлениям интернет-рекламы.
Последнее мне понравилось больше всего, а ещё было увлекательно рассчитывать конверсии и анализировать, какие каналы продвижения лучше всего подходят для бизнеса, а какие — нет. Кроме того, мне было очень интересно проводить анализ конкурентов.
— Пересекаются ли как-то интернет-маркетинг и сферы, которые вы изучали раньше: бухучёт, товароведение?
— Да, безусловно! Например, работа с ЦА — это фундаментальная основа не только для интернет-маркетинга, но и для любой сферы торговли. Ключевые вопросы — «что вы продаёте», «кто ваш клиент» и «почему он должен купить именно у вас» — универсальны. Более того, товар, который продаётся онлайн, часто представлен и в офлайн-ретейле.
Что касается работы с цифрами, то здесь я тоже вижу некоторую связь с бухгалтерским учётом. Интернет-маркетинг требует тщательного подсчёта и аналитики результатов: в идеале эффективность каждого канала продвижения должна быть чётко измерена.
Ведь главная цель бизнеса — это заработок, и если каналы продвижения не работают и не приносят денег, они бизнесу не нужны.
— Значит, ваши два высших образования пригодились?
— Основы, принципы работы — да. Но вообще-то в интернет-маркетинге много своих нюансов, и, конечно, без дополнительного обучения, в эту сферу идти не стоит.
«Я не строила воздушных замков и была готова много работать»: о том, каково это — быть новичком в профессии
— Поговорим о том, как вы искали работу. Вы сказали, Skillbox помог вам с трудоустройством?
— Да, я обращалась в Центр карьеры. Но почему-то не сразу про него вспомнила и до этого несколько месяцев пыталась искать работу самостоятельно: активно откликалась на вакансии на HeadHunter. И получала много отказов. Некоторые компании мне вообще не отвечали.
Получать отказы было неприятно, но я продолжала отправлять отклики.
В какой-то момент я решила обратиться в Центр карьеры за консультацией. Со мной быстро связалась менеджер и попросила заполнить небольшую анкету. После этого меня добавили в закрытый телеграм-чат, где партнёры Skillbox публикуют вакансии. Никто не обещал трудоустройство и не продвигал меня куда-то, но у меня появился ещё один канал поиска — и это уже было здорово!
Правда, и тут получилось не всё сразу. На вакансию компании «Всё Смарт», где я сейчас работаю, мне посоветовала обратить внимание менеджер Центра карьеры. Я откликнулась по её рекомендации — и неожиданно процесс пошёл очень быстро. Конечно, как и всем, мне нужно было пройти собеседование и выполнить тестовое задание. Но именно эта подсказка стала решающей.

Читайте также:
— Вы говорили, что курс давал базовые знания. Чему-то пришлось доучиваться уже непосредственно на работе?
— Да, практически всю CRM-систему я осваивала уже на месте. На курсе был очень сжатый блок по директ-коммуникациям — всего несколько уроков, которые в сумме занимали около часа. И учиться создавать шаблоны писем, например, мне пришлось уже на работе.
Кроме того, на курсе мы не рассматривали многие специализированные платформы, с которыми в реальности работает почти каждый маркетолог. Например, Mindbox или другие популярные сервисы, которые решают узкие задачи. Со многими из этих инструментов мне пришлось знакомиться и учиться работать уже в процессе.

Фото: личный архив Виктории Свитиной
— Как коллеги и руководители относились к тому, что вы совсем новичок?
— С пониманием:) Меня взяли как начинающего специалиста, и первые задачи давали именно такого уровня. Подсказывали, направляли. По мере развития навыков, усложнялись и задания.Но и я не строила воздушных замков! Я была готова к нагрузке и понимала, что никто не будет со мной нянчиться и ждать, пока я раскачаюсь. У меня было какое-то время на адаптацию, но не слишком много — пару месяцев.
— То есть вы работали на позиции стажёра/джуниора. А зарплата в то время вас устраивала? Всё-таки, когда меняешь профессию, доходы могут резко снизиться, это может быть критично.
— Я сознательно шла на позицию начинающего специалиста — это было прямо указано в вакансии, и я понимала, что зарплата будет соответствующей.
Никто не будет платить большую зарплату новичку сразу после курсов.
Если говорить конкретнее — на ту зарплату, которую я получала в начале, я бы не смогла жить в Москве одна. Особенно с учётом того, что снимаю квартиру. Но у меня была поддержка мужа, и на тот момент меня мой доход вполне устраивал.
А сейчас мне нравится ещё больше! За эти три года моя зарплата выросла в 2,5 раза — и это очень вдохновляет.
«Раньше я откликалась на вакансии. Теперь уже компании откликались на моё резюме»: о ситуации на рынке интернет-маркетинга
— Через два года вы ушли из «Всё Смарт». Почему вы решили сменить место работы?
— Я почувствовала, что засиделась на одном месте. Привыкла к задачам, погрузилась в рутину — в таких условиях сложно расти профессионально. А мне хотелось развиваться и, конечно, увеличить доход.
К сожалению, рынок сейчас устроен так, что долгое пребывание в одной компании редко приводит к заметному повышению зарплаты. Лишь немногие работодатели готовы регулярно индексировать оклад с учётом роста цен и уровня жизни. Поэтому смена работы каждые несколько лет часто становится необходимостью. В моём случае это тоже было так.
Я сменила компанию, затем ещё одну, но направление не меняла — продолжаю специализироваться на CRM.
— Насколько сложно было снова менять работу и искать новое место? Ведь одно дело — устроиться с помощью курса, другое дело — продолжать карьерный путь в новой профессии самостоятельно.
— Вообще не сложно. Ведь теперь у меня был опыт работы в резюме, мне пришло много откликов, я могла выбирать из нескольких компаний!
Правда, сейчас, как мне кажется, ситуация на рынке несколько изменилась. Когда я меняла работу в третий раз — буквально недавно, сейчас я как раз на испытательном сроке, — предложений было уже не так много. У меня создалось ощущение, что рынок немного просел.
Возможно, дело ещё и в том, что с ростом профессионализма растут и требования к специалисту. Когда ты находишься на уровне «мидл+, работодатели уже детально изучают твой опыт и конкретные кейсы. Они смотрят, насколько уверенно ты держишься, как презентуешь себя и свои достижения, можешь ли аргументированно говорить о сильных сторонах и зонах роста. Но даже учитывая эти факторы, новую работу я нашла, и меня всё устраивает. 🙂
— Это здорово! Что бы вы посоветовали тем, кто меняет профессию?
— Я бы советовала начинать с глубокого анализа рынка. Прежде чем инвестировать время и деньги в обучение, изучите, какие вакансии сейчас востребованы, куда реально устроиться на начальные позиции.
Другими словами, нужно ориентироваться на существующий спрос и уже под него выстраивать свое обучение.
И, конечно, важно, чтобы душа лежала к тому, что вы делаете. Без настоящего интереса будет тяжело. 🙂
Интернет-маркетинг на практике
Вы изучите SMM, копирайтинг, таргетинг и продвижение в интернете. На примере кафе с доставкой еды вы разберёте, как продвигать бизнес в интернете, и соберёте сильное портфолио.
Пройти бесплатно