Маркетинг
#истории

От выгоревшей официантки до продуктивного менеджера маркетплейсов: путь Ангелины

Ангелина с 15 лет работала официанткой. Став менеджером маркетплейсов и устроившись в Mixit, она наконец забыла о 12-часовых сменах и обрела свободу.

Иллюстрация: продукция производителя косметики Mixit / скриншот сайта Wildberries / Annie для Skillbox Media

Ангелина Ботвинникова

Россия, Санкт-Петербург



Достижения

Прошла обучение всего за полгода и устроилась менеджером маркетплейсов бренда Mixit.



Ангелина рассказала:


«С 15 лет я пахала в общепите по 12–14 часов в день»: о начале пути и важных уроках

Впервые на работу я устроилась в 15 лет, чтобы заработать себе на карманные расходы. Как и любому подростку, мне хотелось иметь свободные деньги, но родители эту потребность закрыть не могли, так как сами получали очень мало. Вот я и нашла выход — обеспечить себя самостоятельно.

Меня взяли официанткой в кафе. Работа в сфере общепита — не для слабонервных, это знают все. Но на удивление в профессии я видела больше плюсов, чем минусов. Например, иногда за одну смену я зарабатывала до 6000 рублей чаевыми! Это и сейчас большие деньги, а тогда подобная сумма вообще казалась невероятной — я могла ни в чём себе не отказывать.

Кроме того, я благодарна первой работе за крутую прокачку моих коммуникативных навыков. Постоянное общение — с клиентами, коллегами, начальством — научило грамотно доносить свои мысли, избавило от стеснения и внутренних блоков. Сейчас я быстро и легко нахожу общий язык с людьми и не боюсь подходить к незнакомцам, если это необходимо.

Но… отрицательных сторон в сфере общепита действительно не меньше, чем положительных. Ради больших и быстрых денег приходилось пахать. Я работала по 12–14 часов в день, а по вечерам буквально валилась с ног от усталости. И если первое время в перерывах от работы ещё успевала видеться с друзьями и даже профессионально заниматься самбо и дзюдо, то с годами сил и энергии на всё и сразу уже не хватало.

Спортивную карьеру в итоге завершила из-за многочисленных травм. Их было так много, что моя тренер даже запретила мне ходить на обычные тренировки, не то что ездить на соревнования. Поняв, что не смогу зарабатывать на спорте в будущем (а это был мой план), стала думать о смене профессии. Но, не имея подушки безопасности, ещё долго оставалась в общепите.

В итоге я ушла из общепита, лишь когда нас всех закрыли на карантин, в сумме проработав официанткой почти пять лет. И хоть на момент увольнения мне было всего 20, я уже чувствовала себя ужасно истощённой и выгоревшей. Казалось, четыре года пролетели как один миг.

В душе я испытывала небольшую грусть: обидно, что я не заметила прошедших лет — суетилась-суетилась и выросла. Всё же неправильно, что девочка-подросток живёт как взрослый человек.

«‎Говорят, чтобы добиться цели, нужно выйти из зоны комфорта. Я же — выходила из зоны дискомфорта, то есть буквально выживала»‎

Итак, начался карантин, рестораны и кафе закрылись, и мне пришлось срочно искать новую работу. Однажды я где-то услышала, что в Wildberries даже простой сотрудник склада зарабатывает очень приличные деньги. Решила проверить: только устроилась не на склад, а в пункт выдачи.

Работа шла хорошо, но очень скоро у меня внутри включилось новое любопытство: мне стало интересно, чем занимаются сами продавцы, поставляющие товар. Как работают, за что отвечают. Захотелось погрузиться во внутреннюю кухню маркетплейсов и, возможно, вскоре самой перейти на другую сторону.

В процессе поисков в интернете я узнала, что между продавцами и маркетплейсами есть посредники — менеджеры. Изучала список их обязанностей, нашла профильные курсы и загорелась: «Это то, что мне нужно!» Тем более занятость у таких специалистов почти всегда удалённая, а я уже с 16 лет мечтала о работе дома: за ноутом, в тепле, без беготни.

Но осуществить своё желание и купить курс я смогла не сразу. В моей жизни наступил очень сложный период: не стало мамы, а вскоре и отца. Мне пришлось разбираться с навалившимися проблемами: ипотекой, оставшейся мне от мамы, кредитом от отца, а ещё — оформлять опеку над младшим братом.

Но так просто взять и сдаться, опустить руки, я не могла. Я пообещала себе, что обязательно добьюсь всех своих целей, а ещё — что всегда буду иметь достаточно денег.

Зареклась, что обустрою свою жизнь во что бы то ни стало. Это убеждение даже нельзя назвать мотивацией или целью. Скорее я будто взрастила в себе внутренний стержень. Ощущая его внутри, я каждый день вспоминала, зачем просыпаюсь с утра, ради чего много работаю и почему порою сплю всего по четыре часа.

Говорят, нужно выходить из зоны комфорта. Я же — выходила из зоны дискомфорта. Буквально выживала.

Правда, даже сильный внутренний стержень время от времени нужно как-то поддерживать. Забавно, но я воодушевляла себя мотивационными цитатами из «ВКонтакте». Теперь я их ходячий сборник, знаю их множество: «‎Кто не падает, тот не встаёт»‎, «В трудные моменты тебя поддержит только твой собственный позвоночник», «Лучше сделать и пожалеть, чем жалеть о том, что не сделал»‎. И всё в таком духе 😀

Фото: личный архив Ангелины Ботвинниковой

Вдохновляющие цитаты сильно помогали мне морально. Двигали к цели. Помню, когда я наконец накопила и смогла приобрести курс, то была собой очень горда.

«Тест на профориентацию показал, что я на сто процентов менеджер маркетплейсов!»: об обучении и кризисе

Я приобрела курс перед новым годом и уже с первого января начала учиться. Поначалу было сложно. Особенно много вопросов вызывали Excel-таблицы и разнообразные подсчёты, юнит-экономика.

Зато легко давалось составление технических заданий для дизайнера и фотографа. Этому модулю уделялось много времени и практики, поскольку именно внешний вид товара, оформление карточки — то, что в первую секунду привлекает покупателя.

Менеджер маркетплейсов должен уметь грамотно использовать этот инструмент. Здесь важна насмотренность и фантазия: мы учились представлять, как должен выглядеть товар на картинке, выбирать подходящий ракурс, верное выставление света и множество других характеристик.

Также меня очень увлекли модули, связанные с аналитикой ниши и товара. У меня аналитический склад ума, поэтому, думаю, и профильные темы особых трудностей не вызвали.

Ещё понравилось, что составители программы записали для нас, студентов, мотивационные видео, где рассказывали о том, как грамотно распределять учебное время, объясняли, почему лучше проходить курс в своём темпе и не стремиться как можно скорее его окончить, и давали другие дельные советы.

Для меня именно человеческая поддержка облегчила весь процесс учёбы. Выручали не только мотивационные видео, но и кураторы и одногруппники в студенческом телеграм-чате, которые всегда оперативно отвечали на любые вопросы.

Думаю, благодаря всему перечисленному я не выгорела, несмотря на то, что параллельно продолжала работать в пункте выдачи. Правда, однажды я начала сомневаться: а точно ли я выбрала для себя подходящую профессию? И чуть не бросила обучение.

Кризис случился после «экватора». Сейчас я уже знаю, что это абсолютно нормальное явление.

Студент проходит половину профессии и видит, как много сил потратил и как многое узнал, но не может принять тот факт, что впереди — ещё ровно такой же путь с куда более сложными темами. Возникает сопротивление, человек начинает жалеть самого себя и не хочет продолжать.

То же самое случилось и со мной. Начав сомневаться, я решила пройти тест на профориентацию, и… результат поразил: оказалось, мне подходит лишь одна профессия — менеджер маркетплейсов 🙂 После такого «совпадения» у меня словно камень с души упал, и я спокойно продолжила учиться дальше.

«Первое время при сложных задачах я испытывала сильный стресс, но это проходит»: о работе на крупную компанию

Свою текущую работу я нашла с помощью Центра карьеры. Сперва мы созвонились с карьерным консультантом. Разговаривали около часа: девушка задавала мне вопросы касательно моего пути, и мы вместе выявляли мои сильные стороны. Например, тот же опыт работы в маркетплейсах и развитые коммуникативные навыки.

Затем консультант подробно объяснила, как составить резюме и ещё раз сделала акцент на том, какие навыки и опыт в нём мне точно следует указать. После разговора я подготовила документ и отправила на проверку. Дождалась правок и доработала. И так — несколько раз.

Мне помогли со всеми мелочами: даже подсказали, какое фото лучше выбрать для анкеты.

И когда не осталось ничего, к чему можно было бы придраться, моё резюме забрали и отправили одной из компаний-партнёров, бренду Mixit. Вскоре мне написал их представитель и пригласил на собеседование. На созвоне рекрутер проверил мои знания, задал пару общих вопросов, и уже через три дня я приступила к работе.

Моя основная задача — создавать и контролировать рекламные кампании. Я отслеживаю, насколько хорошо они работают и какие факторы на это влияют. Собираю еженедельную статистику, работаю с минус-словами.

Минус-слова — это такие слова или словосочетания, которые не являются ключевыми для бизнеса, но при этом по ним почему-то показывается ваш товар. Например, мы продаём косметику, а нас показали в нише велосипедов. Я слежу за тем, чтобы такого не происходило и на это не уходили рекламные деньги.

Новых задач для меня практически нет, почти со всем я сталкивалась в рамках курса. Главная сложность, к которой мне пришлось адаптироваться, — большое количество товаров. Всё-таки компания крупная, популярная, на рынке уже десять лет — понятно, что линейка продуктов у них широкая. Кроме того, первое время я работала за двоих, потому что коллега была в отпуске. Было тяжеловато.

Интересно, что первые недели при стрессовых ситуациях в голове часто возникал белый лист: как на экзамене, когда ответ-то ты знаешь, но вспомнить и рассказать его преподавателю не можешь. Хорошо, что спустя время это всегда проходит — теперь многие задачи я делаю на автомате.

Мне нравится моя работа, и, честно, я даже не могу вспомнить ни одного её минуса. Единственное: мне иногда жаль, что я не могу применить все свои знания как клиент маркетплейсов. Разве что, когда сама заказываю что-то на Wildberries, невольно анализирую, как сделаны карточки и фото и отдаю предпочтение самому грамотному продавцу. Но на этом всё.

«Я больше не работаю по принципу „принеси, подай, иди и не мешай“»: об изменениях в жизни

Сейчас я чувствую себя намного свободнее. Хоть всё ещё и кручусь как белка в колесе каждый день. Но, видимо, такой темп со мной уже навсегда: я привыкла постоянно куда-то бежать в попытке всё успеть.

Главное, что теперь я и только я управляю своей жизнью.

Я долго мечтала об этом: не работать по принципу «принеси, подай, иди и не мешай». Наконец, я сама выстраиваю свой график в том ритме, который мне удобен. Могу приступить к задаче хоть утром, хоть вечером. Зачастую вообще выполняю весь объём работы за пару часов и освобождаю себе оставшийся день.

Приятно осознавать, что мне больше не нужно вставать рано утром и бежать на смену. Что я могу работать откуда захочу. И отдыхать когда и как угодно. Благо теперь на всё это есть средства. Я хожу в кино и театры, слежу за здоровьем и каждый день гуляю. Стараюсь дышать свежим воздухом, даже если очень холодно.

Что касается развития в профессии: пока учусь на практике и набиваю шишки. В будущем планирую выйти на Wildberries уже селлером, при этом не увольняясь с текущей работы. Хорошо, что мой менеджерский график позволяет это осуществить. Но самая моя главная и масштабная цель — отшить одежду, зарегистрировать свой бренд и открыть магазин.

Я уже достигла многого из того, о чём когда-то мечтала. Оставшееся — дело времени и опыта. Надеюсь, кому-то моя история поможет и послужит примером того, что, даже сталкиваясь с тяжёлыми жизненными испытаниями и переживая утрату близких, не имея финансовых возможностей и будучи очень уставшим физически, можно добиться всего чего захочешь. Ведь если получилось у меня — значит, получится и у вас 🙂

Научитесь: Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована