«Думал, будет как в американском кино»: Саша разочаровался в лингвистике и нашёл себя в SMM
Саша окончил РУДН и стал медицинским переводчиком, но работа его не радовала. Сейчас он креативщик в SMM, а языки — его любимое хобби.
Фото: личный архив Александра Овода
Александр Овод
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
за последний год
Сменил профессию, вырос от джуниор-SMM-специалиста до креативщика в рекламном агентстве.
рост дохода
+100%
В интервью Александр рассказывает:
- что вдохновило его поступить на переводчика;
- как он пытался пробиться в SMM-отделы глянцевых журналов;
- почему не хочет преподавать;
- как во второй рабочий день оказался в эпицентре разборок;
- почему хотел устроиться именно в digital-агентство;
- какой у него кейс мечты.
— Саша, по образованию ты лингвист. Расскажи, как ты им стал.
— В школе я учился средне. Единственный предмет, который мне более или менее давался, — это английский. Так что большого выбора у меня не было. Я мечтал, что стану синхронным переводчиком, буду работать в какой-нибудь крутой компании и летать в разные страны.
Поступил в РУДН, но уже на первых курсах почувствовал, что английского там меньше, чем политологии или математики. Постепенно начал понимать, что из иняза только два реальных пути — в науку или в преподавание. Ни то ни другое меня не привлекало.
— А как же «работать в крутой компании и летать в разные страны»?
— Для этого нужен уровень языка, которого ты не достигнешь в российских университетах. На лекциях ты получаешь, наверное, только 20% знаний. Остальные 80% — самообучение и дополнительные занятия. То есть нужно огромное желание, а у меня оно пропало ещё на втором курсе.
Но я всё же окончил бакалавриат и поступил в магистратуру Сеченовского университета на лингвистику с уклоном в медицинский перевод. Такое образование помогло бы устроиться в международную фармкомпанию. Ну и благодаря магистратуре я получил отсрочку от армии, куда совсем не хотел идти.
«Мы вам перезвоним»
— Ты пробовал устроиться по профессии?
— Пробовал. Меня звали на собеседования, но общение всегда заканчивалось фразой: «Мы вам перезвоним». Наверное, это из-за моей неопытности и из-за того, что я сильно нервничаю на собеседованиях. У меня случается какой-то ступор, я начинаю заикаться, хотя в реальной жизни всё ок. Люди это видят, и у них складывается негативное представление обо мне.
— Ого, а как ты планировал стать синхронным переводчиком с такой особенностью?
— Честно говоря, я и сам до конца не понимаю, зачем пошёл в иняз. Может, на меня повлияла история моей двоюродной сестры. Она работала в агентстве переводов, и однажды ей попался клиент, с которым они сработались, и он пригласил её в Канаду. Как в американских фильмах! Она переехала, сейчас купила дом, перевезла родителей — и у неё всё хорошо. Возможно, я просто вдохновился этой историей и подумал, что тоже хотел бы переехать в другую страну.
— Но ты мог бы преподавать и хорошо зарабатывать как репетитор.
— Я бы точно не смог. У меня был опыт репетиторства, два года я занимался с детьми. Я всегда старался сделать уроки интересными: искал видео, делал таблицы, иллюстрации, но отдачи было минимум. Потом задумался, почему так, и понял: в 90% случаев детям английский не нужен, их заставляют заниматься родители. Кроме английского у них музыка, танцы, математика и другие дополнительные занятия. Ко мне они приходили уставшие, а ведь им элементарно ещё надо делать домашку, которую в школе задают. Мне не нравилась такая атмосфера, поэтому я перестал преподавать.
Тестовые для глянца и китайско-армянские разборки
— Когда ты задумался о карьере в SMM?
— У меня появился знакомый, который как раз изучал маркетинг в университете. Именно он, узнав меня лучше, сказал, что мои склонности к написанию текстов и стиль помогли бы стать классным эсэмэмщиком. Он много говорил об этом, предлагал завести блог и начать писать, даже неважно о чём.
— И как тебе эта идея? Получилось с блогом?
— Я писал о мужской моде в «Яндекс.Дзене». Было интересно, но, чтобы попасть в алгоритмы «Дзена», надо было постить каждый день. Так что я быстро перегорел и всё забросил. Но поначалу использовал блог как портфолио.
Друг, кстати, помогал мне искать вакансии, анализировать требования работодателей. Это было полезно.
— Получилось куда-то пробиться?
— Тогда нет. Я хотел работать в глянце: GQ, Vogue, The Blueprint, Buro 24/7, Peopletalk. Несколько раз был на собеседованиях, делал тестовые, но как только руководители понимали, что у меня нет опыта, то прощались со мной. Были даже те, кто говорил: «Всё круто, но у вас не хватает базы».
— Но работа в SMM и правда требует знаний. Как ты делал тестовые?
— SMM в глянце и SMM в агентстве различаются. В тестовых для глянца меня просили рассказать, чем отличаются тексты для Telegram от текстов для «ВКонтакте», предложить улучшения аккаунтов — это не так уж сложно.
— И чем закончились твои попытки попасть в SMM без «корочки»?
— Шёл последний год магистратуры. Летом я реально устал, опустились руки. Это было состояние, когда ты в принципе не понимаешь, чего хочешь, кем хочешь стать, что умеешь. Потом я решил пойти работать — неважно куда, просто ради денег.
Подруга помогла устроиться в стартап китайской табачной компании личным помощником гендиректора. Я должен был переводить всё, что говорит начальник, но на деле от меня начали требовать намного больше: навыки sales-менеджера, грузчика, бухгалтера, кладовщика. Меня хватило на пару месяцев.
— Расскажи самую трешовую историю того периода.
— Китайская компания уже была на рынке, но после неприятного инцидента они сделали ребрендинг. У нас была встреча с владельцем табачного магазина — колоритным армянином лет пятидесяти, которого компания ранее обманула. Мы приехали как поставщики: мой начальник-китаец, который говорит на китайско-английском, и я — напуганный и растерянный.
Армянин через слово матерился, а я старался выбрать что-то адекватное и переводить. Потом начальник говорит мне: «Продавай!» Но я переводчик, а не продажник! В итоге мы с трудом заключили договор, собрались уходить, а владелец магазина кидает нам вслед: «Попробуете обмануть, вам будет плохо. Приеду и воткну в живот нож».
— Ужас! А что-нибудь хорошее было?
— Да, это когда я понял, что не могу работать только ради денег. Тогда я взял всё, что скопил за несколько месяцев, вспомнил про SMM и купил курс.
«Я увидел курс и подумал: „Вау, хочу именно его!“»
— Как выбирал место обучения?
— Я уже слышал о Skillbox, поэтому когда задумался об учёбе, то просто зашёл на сайт и нашёл подходящий курс. Увидел, что в программе уроки по таргетингу, копирайтингу, креативам, фотошопу, — и подумал: «Вау, хочу именно его!» Как только окончил блок по SMM, решил закрепить навыки на реальных задачах и поискать первую работу.
— Быстро нашёл подходящее место?
— Нет, потому что поиски выпали на пандемию и я вообще не понимал, как влиться в индустрию. Сам я искал через hh.ru, но попадались только вакансии с требованием опыта от нескольких лет. Потом я получил консультацию в Центре карьеры Skillbox — и там мне очень помогли.
— Куда ты устроился?
— В digital-агентство. Из-за пандемии мы долго не могли договориться, было непонятно, стоит ли им набирать новых людей в условиях кризиса. Параллельно я получил оффер от школы английского языка и принял его. Но буквально на третий день работы мне позвонили из агентства и сказали, что они выходят в офис — и можно выйти вместе с ними.
— Почему? Тебя же уже взяли…
— Быть SMM-специалистом в агентстве и в конкретном бизнесе — разные вещи, разный опыт. Я хотел попасть в штат опытных SMM-специалистов, где всегда есть человек, который может дать тебе подзатыльник и сказать: «Ну что ты творишь? Так нельзя!» В школе английского я был бы предоставлен сам себе. Слишком рано для меня: как будто выбросили за борт в океане и сказали: «Плыви!» Тогда мне ещё нужен был наставник.
— Тебе нравилась твоя работа?
— Сначала было комфортно. Я модерировал группы, готовил публикации, следил за аналитикой — в общем, вёл первые этапы сотрудничества с заказчиками. Но потом мне стало скучно. На этой работе у меня просто не было возможностей, чтобы генерировать интересные решения для заказчика. Во-первых, приходили клиенты с маленьким бюджетом. Во-вторых, в штате было мало людей, которые могли бы придумать что-то интересное, не было даже дизайнеров, способных собрать хороший мудборд и сделать оформление постов. А мне хотелось больше креативить, создавать концепции и идеи, которые можно продвигать не только в соцсетях, но и в офлайне.
Поэтому я ушёл оттуда и устроился в рекламное агентство «Пикчер» креативщиком. Здесь я наконец уже в полной мере стал делать то, о чём мечтал ещё в самом начале своего пути в digital-сфере. Можно сказать, что я достиг цели, с которой пришёл на курс.
— Какие у тебя задачи?
— Сейчас я работаю с клиентами, а не с социальными сетями. Придумываю спецпроекты для компаний, пишу SMM-стратегии. Например, приходит компания и ставит задачу придумать нечто для повышения охвата и привлечения новых людей. Я делаю документ для заказчика, в котором поэтапно расписываю, какие у нас есть идеи, возможности для их реализации, ищу референсы. Придумываю, какая будет механика продвижения, и описываю подробно, почему сработает именно она.
— Ты сказал, что добился того, чего хотел. Есть ли какие-то минусы в твоей новой работе?
— Страшных минусов я пока не нашёл. Но есть некоторые особенности профессии. Я люблю писать литературно — с эпитетами, с мощными определениями и сравнениями, но такие тексты в этой профессии никому не нужны. Важно уметь внятно объяснить клиенту идею.
Ещё из сложностей — даже вне рабочего времени необходимо изучать рынок, смотреть, какие есть тенденции, какие направления могут пойти в гору, а какие «упасть», понимать, как это повлияет на рекламу. В digital-сфере нужно постоянно развиваться, свободного времени почти не остаётся.
Но у нас на работе есть классная штука — мы проводим собрания, на которых каждый рассказывает об интересном ему новом направлении или вообще о чём угодно, что может быть полезно для нас и нашей работы. Это очень удобно, потому что не нужно пытаться успеть узнать всё и сразу, а можно послушать других.
— Как ты отдыхаешь от работы?
— Я вновь заинтересовался языками и хожу на курсы японского — это моя отдушина. Надеюсь, что однажды Япония перестанет быть такой дорогой страной и я смогу туда съездить.
— Помимо поездки в Японию, какие у тебя цели на будущее?
— Я постоянно размышляю над этим вопросом и понимаю, что не могу придумать на него ответ, — у меня уже всё хорошо! Мне нравится место, где я сейчас работаю. У меня прекрасный коллектив, задачи — тоже. Я занимаюсь тем, чем хотел. Пока мне не хочется менять ни компанию, ни сферу. Было бы здорово выиграть в каком-нибудь конкурсе креативной рекламы, например в Effie Awards Russia. Это был бы хороший кейс и для компании, и для моего портфолио.
Блиц
— SMM — это эстетика, искусство или инструмент продаж?
— Думаю, что микс из креатива и цифр, поэтому над SMM и работает команда — чтобы сохранить баланс.
— У тебя бывает, что после работы хочется сжечь телефон и никогда не заходить в соцсети?
— М-м-м… нет, по ощущениям, я в соцсетях 24/7, и всё ок.
— В какой соцсети проводишь больше всего времени?
— Раньше это был TikTok, сейчас «Инстаграм»*.
— Какой сериал смотрел на английском во времена студенчества?
— Я скорее залипал на YouTube-канале Рики Томпсона.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Читайте также:
- Лариса Корженко из Минусинска в 48 лет выучилась на маркетолога, ушла со стабильной офисной работы на удалёнку и ни разу не пожалела!
- До курсов Екатерина боялась digital-маркетинга. Теперь обучает ему и управляет агентством
- Олегу Валерьевичу скучно на пенсии. Поэтому он прошёл курсы по контекстной рекламе, осваивает таргет и хочет запустить медитативный канал на YouTube