Маркетинг
#истории

«Теперь я сама выбираю, во сколько начинать рабочий день»: история менеджера маркетплейсов

Алёна не побоялась перемен: она уволилась из Сбербанка и стала менеджером маркетплейсов. Теперь работает на удалёнке и чувствует себя свободной.

Иллюстрация: Ozon / Adamans / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Алёна Вебер

Россия, Ульяновск



Достижения

Сразу после прохождения курса нашла работу менеджером маркетплейсов. В ближайших планах — запустить собственное производство.


Помощь Центра карьеры Skillbox


Алёна рассказала:


Нередко я слышу от знакомых, что им не нравится их работа. В такие моменты всегда про себя задаюсь вопросом: так зачем вы на ней остаётесь? Почему не поменяете компанию, не попробуете получить другую профессию? Да, понимаю, многие боятся и любят стабильность. Но кто сказал, что невозможно найти стабильную работу в новой сфере? У меня, например, получилось.

«О смене профессии я задумалась благодаря моим клиентам в банке»

Я работала в Сбербанке с 2013 года. Долгие годы занималась прямыми продажами: выезжала на предприятия, проводила презентации для сотрудников и рассказывала о новинках компании. Наконец, в 2021 году перешла на новую должность, где требовалось юридическое образование, которое у меня как раз было. Стала помогать клиентам банка развивать их малый бизнес: подбирала подходящие продукты, объясняла, как приобрести спецоборудование по самой выгодной цене.

И вот в прошлом году я заметила, что все мои клиенты разделились на две группы: на тех, кто уже ведёт бизнес на маркетплейсах и успешно справляется с этим самостоятельно, и тех, кто пока не работает с Ozon и Wildberries, но планирует. Мне стало очевидно, что на онлайн-площадках много возможностей для малого бизнеса и с каждым днём их становится всё больше, — это-то и натолкнуло меня на мысль о смене профессии.

Конечно, были и другие причины уйти с работы. Во-первых, основная деятельность начинала надоедать. Задачи в течение рабочего дня постоянно менялись, причём резко: полдня мы двигались в одном направлении, потом оказывалось, что «‎бежать» нужно совсем в другую сторону, а вечером главным и единственным вопросом было: «Почему ничего не сделано?» И в таком ритме — неделя за неделей.

Алёна во время работы в банке
Фото: личный архив Алёны Вебер

Во-вторых, я уже давно хотела попробовать себя в другой сфере. Однажды мне даже выпал такой шанс: в 2018 году меня сократили, и я пыталась найти новую работу. Откликалась, ходила на собеседования, вот только ничего не получалось. Мне казалось, что единственное, что я могу, — это трудиться в банке. Тогда меня взяли обратно в Сбербанк, но мысль о «другой жизни» осталась.

Ну и, наконец, в тот период я переехала за город. Ездить на работу из области — это лишняя трата и времени, и денег. Поэтому подумывала об удалённом заработке. Вот и получалось, что маркетплейсы подходили под все мои критерии.

«Одни зазывали на маркетплейсы, другие отговаривали»: о противоречивых роликах на YouTube

Решила, что сперва попробую погрузиться в профессию с помощью тематических ютуб-роликов. План провалился: почти все видео оказались уж слишком поверхностными. Да, в них частично рассказывали, как зайти на маркетплейсы, на что обратить внимание, но конкретных шагов не давали, тонкостей не объясняли.

А ещё ролики друг другу противоречили. Одни спикеры агитировали: «‎Заходи на маркетплейсы прямо сейчас! Это очень просто, даже ребёнок справится». Другие предупреждали о сложностях товарного бизнеса, перечисляли минусы и советовали даже не пробовать. Полярные мнения сбивали и путали.

В итоге я так и не разобралась, что же такое маркетплейсы и как с ними работать. «Ну ладно, тогда пойду другим путём: приобрету онлайн-обучение», — подумала я. Взвесив все за и против, взяла сразу профессию, а не курс. Размышляла так: чем больше знаний — тем лучше. А ещё в программе профессии есть гарантия трудоустройства.

«Взять себя в руки помогла чёткая цель»: о мотивации к учёбе и сложных темах

Я планировала освоить профессию за полгода, но вначале двигалась в расслабленном темпе. Ничего не могла с собой поделать. Иногда приходила с работы уставшая, жалела себя и не включала лекции. Иногда ленилась.

Фото: личный архив Алёны Вебер

Взять себя в руки помогла чёткая цель. Сформулировала её так: «Я хочу уйти с работы и в будущем стать селлером (продавцом) на маркетплейсах, запустить своё производство». Набросала примерный план: каких результатов и к каким срокам собираюсь достичь. Всё это мотивировало меня составить график обучения: решила начать с двух часов учёбы вечером, с 20:00 до 22:00, два раза в неделю. Впоследствии занималась ежедневно.

Погружаться в рынок маркетплейсов оказалось интересным. С каждым занятием я всё меньше смотрела на площадки как покупатель и всё больше как селлер. В рамках практических заданий мне особенно нравилось создавать карточки: указывать наименования, продумывать рекламную кампанию для них, а ещё — смотреть остатки и оформлять доставки.

Сложнее всего давалась юнит-экономика и аналитика. До сих пор набиваю руку и не сильно жалую эти этапы работы. Но понимаю, зачем они нужны. Например, благодаря им мы можем определить, какой товар выгоднее увезти на склад маркетплейса, а какой держать на собственном. Думаю, вскоре окончательно освоюсь во всех этих расчётах — это ведь вопрос опыта.

О поиске работы и молчаливых работодателях

Предварительно изучив рынок вакансий, я узнала, насколько больше платят специалистам по маркетплейсам, чем людям с моей специальностью в банковской сфере. Так что к концу обучения сомнений не оставалось: надо уходить с работы. Пробовала откликаться на объявления на HeadHunter, даже выполняла тестовые, но ответа так ни разу и не получила. А ведь в каждое задание я вкладывалась: подходила индивидуально и не копировала ответы, хотя многие тестовые были похожи.

Проскользнула мысль: «Может, я что-то делаю не так?» Тогда я обратилась за помощью в Центр карьеры, где мне помогли составить и оформить резюме и подключили к рассылке телеграм-канала с вакансиями. Там я и нашла заветное объявление от будущего работодателя. Откликнулась, мне позвонили и пригласили на онлайн-собеседование. Тестовое я выполняла прямо в процессе: составляла сводную таблицу и рассчитывала скидку на товар.

Всё произошло очень быстро, но при этом спокойно по внутреннему ощущению. И… меня взяли! После стольких молчаливых отказов я даже удивилась — не ожидала.

«Теперь я менеджер маркетплейсов»: о задачах на работе и удобном графике

Я добилась своей цели и стала менеджером маркетплейсов. Реализую уходовую косметику: шампуни, кремы. Личный кабинет веду и на Wildberries, и на Ozon: контролирую рекламные кампании, рассчитываю юнит-экономику, ежедневно анализирую продажи, сравниваю конкурентов — на основе полученных данных прописываю дальнейшие действия.

Мой ежедневный план работы такой: первым делом смотрю продажи прошлого дня, заполняю отчёт. Затем проверяю, какое количество товара реализовано, какой была выручка. А дальше — думаю над новыми шагами и идеями для продвижения товара. С работодателями мне повезло. Они положительно реагируют на мои предложения, не боятся изменений и нововведений.

Мой доход в сравнении с прошлым местом работы увеличился.

А ещё я наконец-то на удалёнке за городом, как мечтала! Не трачу время на дорогу на работу и с работы, не стою в пробках. Рабочий день начинается тогда, когда этого захочу я, без привязки ко времени. И не нужно ни у кого отпрашиваться. Работа при этом выполняется — достаточно везде брать с собой ноутбук.

Фото: личный архив Алёны Вебер

Более того: я стала больше времени уделять детям. Если раньше видела их три часа перед сном, то сейчас мы всегда вместе — и утром, и днём, и вечером. Порой мне кажется, что они не очень-то и рады, что мама постоянно дома. Ведь теперь находятся под постоянным присмотром 🙂

Ozon vs Wildberries: что выбрать

Два титана — Ozon и Wildberries — различаются аудиторией. На WB в основном заходят женщины, ведь там есть всё, что может понадобиться: от вечерних платьев до губок для мытья посуды. К тому же цены на площадке гораздо ниже, чем у конкурентов. Недаром среди завсегдатаев площадки ходит шутка, что Wildberries нужно закрыть: невозможно остановиться и не покупать!

Ozon скорее для тех, у кого зарплата повыше. А ещё здесь больше мужская аудитория, потому что площадка продаёт то, что трудно найти на WB: технику, запчасти, инструменты и тому подобное. Но, если вы селлер, не стоит ориентироваться лишь на описанные характеристики. Выставьте свой товар на оба маркетплейса, и тогда его будут лучше покупать — это хитрость. Люди любят сравнивать цены в разных местах, зачастую даже не задумываясь, что и там и там — один и тот же продавец.

«Не соглашусь с теми, кто говорит, что менеджер маркетплейсов — сложная профессия»

Теперь, когда я сама работаю в сфере, могу с уверенностью сказать: менеджер маркетплейсов не самая сложная работа. Так что те, кто в ютуб-роликах заверял, что всё это неимоверно трудно, на мой взгляд, ошибались. Да, в первые дни вы, как и я, скорее всего, будете бояться нажать не на ту кнопку, занести не ту цифру, но это пройдёт. Чем глубже погружаешься в процесс, тем лучше его понимаешь.

Со своим товаром зайти на площадки с нуля действительно непросто. Потребуется больше усилий, но и это возможно. Необходимо лишь чётко понимать, какого результата вы ждёте и какой бюджет для этого понадобится. Придётся заранее отложить средства, грамотно их распределить и быть готовым к неожиданностям.

Кстати: у новичков перед опытными продавцами есть одно преимущество. Старожилы маркетплейсов довели свои действия до автоматизма и не всегда обращают внимание на нововведения и изменения в правилах. Новички к этой информации более восприимчивы и могут использовать её себе во благо.

О собственном производстве и мечте создать команду

Я тоже хочу выйти на маркетплейсы как продавец. Создать личный бренд, запустить производство. Что это будет за товар — пока секрет. Вдруг не сбудется 🙂 Но намекну: планирую начать в следующем году, в «чёрную пятницу», когда в воздухе будет витать предновогоднее настроение. Мой продукт под эту атмосферу как раз отлично подойдёт.

К обучению я ещё точно вернусь: пройду бонусные курсы, которые открыли после защиты диплома. Скорее всего, также изучу создание личного бренда и продвижение с его помощью (среди прочего через сторис и рилсы в соцсетях). Я не хочу создавать продукт в отрыве от себя, потому что уверена: реклама должна работать в комплексе.

Если всё сложится удачно и бизнес начнёт окупаться, буду его масштабировать: набирать команду, давать рабочие места. Очень жду момента, когда смогу поделиться знаниями с другими. Свежи воспоминания о том, как я сама была студенткой с горящими глазами, как хотела попасть к наставнику. Тому, кто доверил бы мне сложные задачи и подбодрил. Однажды для кого-то таким человеком стану я.

Научитесь: Профессия Менеджер маркетплейсов Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована