PR-технологии: что это такое, как они работают и какую из них выбрать
Пиар бывает разным: белым, чёрным, серым, жёлтым, зелёным и розовым. Разбираемся, в чём разница и что подходит бизнесу, политике и экспертам.
Кадр: фильм «Образцовый самец 2»
Статью подготовила
Ксения Котвиц
PR-специалист с 11-летним стажем, основатель PR-агентства Media Loves You. В списке клиентов Ксении и агентства — депутаты Государственной думы и администрации муниципальных образований, дизайн-завод «Флакон», ресторанный холдинг Ginza Project, блогеры-миллионники и лидеры рынка онлайн-образования России.
PR — развитие благоприятных отношений с общественностью. Это незаменимый для брендов и экспертов инструмент, который помогает вести диалог с потребителями и поддерживать репутацию. Благодаря ему можно выйти из кризиса и создать тёплые отношения с потенциальными покупателями.
Чтобы PR был эффективным, нужно использовать подходящие PR-технологии. Этот материал Skillbox Media поможет разобраться:
- что такое PR-технологии;
- какие есть виды PR-технологий;
- как выбрать подходящую технологию;
- как узнать больше о PR.
Что такое PR-технологии
PR-технологии — это совокупность методов, приёмов и средств, используемых PR-специалистами для достижения желаемого результата. Их применяют для продвижения коммерческих компаний, артистов, политических деятелей, экспертов, товаров.
Цель PR-технологий — повлиять на мнение потенциальных потребителей. Эти технологии позволяют:
- создать положительный имидж субъекта PR;
- поддержать репутацию и избавиться от негатива;
- привлечь потребителей и закрепиться на рынке;
- улучшить взаимодействие с целевой аудиторией.
В авторитетных источниках есть другие определения PR-технологий. Профессор Вадим Кузнецов полагает, что PR-технологии — это совокупность последовательно используемых действий, способов и методов деятельности. Филолог Александр Калмыков определяет PR-технологии как социально-коммуникативную технологию контроля над коммуникациями.
Без PR-технологий невозможно полноценное продвижение. Современная аудитория хорошо считывает маркетинговые и рекламные ходы и может не доверять им, а без доверия и лояльности люди просто не будут покупать продукты, несмотря на скидки и специальные предложения. PR работает именно на это — формирует доверие и лояльность к бренду и его продуктам.
Каждый PR-менеджер должен разбираться в PR-технологиях. Без этого работа будет хаотичной. Это приведёт к неэффективному расходованию бюджета и неосязаемому кратковременному результату.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет войти в PR
- «Профессия PR-менеджер» — получить практические навыки с нуля и через полгода устроиться в агентство или PR-отдел крупной компании.
- «PR-менеджер от PRT» — освоить всё, что нужно для старта карьеры, и собрать портфолио на реальных кейсах.
- «Репутационный менеджмент и маркетинг» — взять на себя или делегировать управление репутацией в Сети: работу с негативом и отзывами.
Какие есть виды PR-технологий
Классификаций PR-технологий много. Например, PR-менеджеры иногда подразделяют их на отношения со СМИ, отношения с сегментами целевой аудитории, с профессиональным сообществом, внутрикорпоративные отношения и другие.
Все классификации имеют право на жизнь — в них PR рассматривают с разных сторон. Мы расскажем об одной интересной классификации — её предложил один из основоположников PR Сэм Блэк. Согласно ей, PR можно разделить по цветам в зависимости от ниши и потребностей заказчика. И в каждом виде PR будут использовать разные технологии. Всего цветов PR шесть.
Белый PR — базовый. Цель такого пиара ― распространить положительную достоверную информацию о компании или эксперте, чтобы сформировать благоприятный имидж. Белый пиар универсален и подходит всем.
Вот какие технологии бывают в белом PR:
Нативный пиар. Это создание полезного для целевой аудитории контента с упоминанием о компании, её услугах или продуктах. В отличие от рекламных статей, СМИ могут бесплатно размещать такие публикации, потому что контент помогает решать проблемы читателей. Кроме того, основная масса читателей не доверяет рекламным публикациям и испытывает отторжение к ним. Отношение к нативному пиару лучше — он позитивно влияет на лояльность к компании, поэтому актуален для всех.
Например, основатель стоматологической клиники может подготовить материал о том, как неправильный прикус сказывается на здоровье. В него будут вшиты ключевые месседжи: в клинике лечили пациентов старше 40 лет, и это положительно сказалось на качестве их жизни.
Создание контента под инфоповоды. Инфоповоды — события, которые вызывают интерес и активное обсуждение в обществе. Бренды могут использовать их, чтобы привлечь к себе внимание. Многие артисты и предприниматели обязательно включают подобный контент в PR-стратегию.
Например, компания Aviasales хорошо взаимодействует с инфоповодами. Комментируя и обыгрывая значимые новости, она часто попадает в СМИ и обсуждения на форумах и в социальных сетях.
Инфлюенс-маркетинг. Инфлюенсеры ― это лидеры мнений: блогеры, артисты, публичные личности. Их мнение важно для аудитории. Многие бренды пользуются авторитетностью инфлюенсеров и размещают у них рекламу или приглашают их в спецпроекты. Подробнее об инфлюенс-маркетинге можно почитать здесь.
Например, блогер Оксана Самойлова не размещает прямую рекламу в соцсетях, но делает нативные коллаборации с продуктами разных брендов. Это вызывает всплеск спроса на них.
Чёрный PR известен многим — это распространение ложной информации. Бренды могут использовать его, чтобы испортить репутацию конкурента. Часто чёрный PR используют в политике и в высококонкурентных нишах рынка.
Негативную информацию могут распространять разными способами. Чаще всего это размещение заказных материалов в СМИ, на популярных площадках и форумах. Это основная технология чёрного PR. Также есть технологии противостояния ему — «прививка» и гиперболизация.
«Прививка» — намеренное распространение негативной информации о себе. Так компании избегают распространения этих же фактов конкурентами, которые могут приукрасить ситуацию.
Гиперболизация — усугубление ситуации до такой степени, что она становится комичной. Например, есть предвыборная кампания для кандидата Ивана Иванова. Накануне выборов на заборе появляется надпись «Иван Иванов ― вор».
Стерев надпись, кандидат получит ещё больше негатива в свою сторону. Можно дописать фразу, например, так: «Иванов ― вор и ест детей». Понятно, что кандидат не занимается каннибализмом. Благодаря этому негативная эмоциональная окраска снимается и с первого слова.
Серый PR тоже показывает конкурентов в невыгодном свете. Но для него прибегают не ко лжи, а к правде. Серый пиар есть и в политике, и в продвижении брендов — компания может публиковать негатив о конкурентах от имени «независимых» лиц.
Например, для серого пиара можно использовать статистику. Условная статистика авиакатастроф будет крайне невыгодна для перевозчиков, оказавшихся в лидерах антирейтинга, и даже отпугнёт некоторых пассажиров — из-за неё люди могут выбрать другую авиакомпанию.
Основная технология серого PR такая же, как у чёрного, — размещение материалов в СМИ и на популярных площадках. Чем больше людей увидят их, тем лучше будет эффект.
Жёлтый PR знаком всем по словосочетанию «жёлтая пресса». Это скандалы, сенсации, конфликты между публичными личностями, информация о которых распространяется в СМИ. Этот способ пиара часто используют знаменитости.
Например, 2022 год запомнился нам громким разводом между Джонни Деппом и Эмбер Хёрд. О нём рассказывали многие СМИ — это и есть технология жёлтого пиара. Нередки ситуации, когда «скандал» заранее согласован с оппонентом для повышения интереса аудитории к обоим участникам.
Зелёный PR используют социально ответственные компании и эксперты. Это пиар, связанный с экологией. Он подходит экспертам и брендам, но здесь важно быть искренними в желании помочь природе. Иначе аудитория может посчитать ваши намерения лицемерными, и это вызовет негатив.
Для зелёного PR используют разные технологии — от коллабораций брендов с экоорганизациями до всемирных акций и митингов с целью защиты экологии.
Коллаборации — сотрудничество компаний или людей, когда они вместе выпускают какой-то продукт. Их используют и в других видах пиара. Например, бренд одежды H&M нередко устраивает коллаборации с именитыми дизайнерами — Роберто Кавалли, Джимми Чу, Versace и многими другими.
В Skillbox Media есть подробная статья о коллаборациях. Прочитать её можно по ссылке.
Розовый PR создан для аудитории, верящей в легенды и мифы. Он лёгкий и волшебный, как мир в розовых очках. Его задача — вызвать эмоции и сопереживание. Розовым PR часто пользуются блогеры для продажи инфопродуктов.
Технологии розового PR — эмоциональные истории о становлении, препятствиях на пути к успеху и неудачах. Эти истории называют легендами. Одна из самых известных и удачных легенд — история создания сети ресторанов быстрого питания KFC полковником Сандерсом, который самостоятельно разработал рецепт приготовления курицы и работал всю жизнь.
В последнее время аудитория скептически воспринимает легенды. Поэтому использовать их нужно осторожно, чтобы не вызвать негатив. Например, эксперты советуют не гиперболизировать — не рассказывать об ужасной жизни, если на самом деле всё было иначе.
Самая популярная технология PR — работа со СМИ: её используют почти в каждом виде PR. Но есть и другие технологии — спонсорство мероприятий, обучение пользователей, контент-маркетинг и так далее.
Как выбрать подходящую PR-технологию
Нет единого алгоритма выбора PR-технологий. Их подбирают исходя из целей продвижения и позиционирования и ценностей бренда или эксперта. Важную роль также играет ниша. Например, для серьёзных корпораций технологии жёлтого PR недопустимы — они нанесут большой урон репутации.
Лучше фокусироваться на белом PR. Чаще говорите о преимуществах продукта в СМИ, выступайте на конференциях с полезными материалами, делайте акцент на выгоду для аудитории. Эти инструменты помогут создать хороший образ.
Приведём пример из практики Media Loves You. Мы сотрудничали с компанией, выпускающей ионизаторы воды. Её целью было расширение целевой аудитории. Изначально потребителями ионизаторов были последователи ЗОЖ и веганы, а массовая аудитория не была заинтересована в продукте.
Для расширения целевой аудитории использовали технологии белого PR:
- Публикации в новостных и развлекательных СМИ о том, что водородная вода может быть полезна для восстановления после COVID-19. Были подобраны темы «Что такое водородная вода на самом деле», «Может ли вода очистить организм от вредных токсинов», «11 признаков того, что ваш организм обезвожен (и как это исправить)» и другие.
- Вирусные комментарии по теме ионизации от врачей, работающих в компании, — комментарии расходились по разным изданиям и привлекали внимание к бренду. Например, комментарий «Диетолог Хачатрян назвал привычку, которая поможет выглядеть моложе» привлёк внимание женской аудитории и разошёлся по разным СМИ.
Так удалось заинтересовать людей, которые хотели узнать о выздоровлении и восстановлении.
Также можно использовать:
- Технологии зелёного PR. Это тренд последних лет, который поощряется широкой публикой. Даже автомобильные компании, имеющие не самый хороший бэкграунд в экологии, в последние годы активно развиваются в этом направлении. Например, проводят экологические пресс-туры и ивенты.
- Технологии розового PR. Лучше использовать их редко, а не на постоянной основе. Например, можно создать короткометражный фильм о становлении компании или эксперта. Подобные трогательные истории особенно актуальны в преддверии праздников.
Технологии чёрного, серого и жёлтого PR лучше не использовать. Любая негативная информация о бренде навсегда останется в Сети. А отрабатывать негатив гораздо дороже и сложнее, чем его предупредить.
Главное о PR-технологиях
PR-технологии — это совокупность методов, приёмов и средств, которые используют для достижения желаемого результата. Они позволяют повлиять на мнение целевой аудитории или сформировать его. Без PR-технологий невозможно полноценное продвижение, поэтому их должен знать каждый PR-менеджер.
Есть много видов PR-технологий. Все их можно отнести к белому, чёрному, серому, жёлтому, зелёному или розовому PR. Чаще всего для всех типов пиара используют публикации в СМИ, реже — другие технологии вроде инфлюенс-маркетинга, контент-маркетинга, спонсорства.
Единого алгоритма выбора PR-технологий нет. Всё зависит от целей, позиционирования и ценностей компании либо эксперта. Но есть общие рекомендации: использовать белый, зелёный и розовый PR. От чёрного, серого и жёлтого можно получить негатив — а бороться с ним сложно.
Как узнать больше о PR
- PR-технологии — составляющая PR-кампании. Это комплекс мероприятий для улучшения имиджа бренда или эксперта. В Skillbox Media есть материал о PR-кампаниях — из него вы узнаете, чем они отличаются от рекламных, какие бывают и какие инструменты в них используют.
- При выборе PR-технологии важно оценить позиционирование бренда. Эта статья поможет разобраться в том, что такое позиционирование и как с ним работать, чтобы добиться желаемого эффекта.
- За применение PR-технологий отвечает PR-менеджер. Это перспективная профессия, войти в которую можно через курс Skillbox «Профессия PR-менеджер». На нём учат создавать положительный имидж и выстраивать бренд-коммуникации при помощи блогеров и СМИ.
Прочитайте другие материалы Skillbox Media о PR и работе с брендами
- Основы брендинга. Что такое бренд, из чего состоит и как его создать
- Всё о маркетинговых коммуникациях: что это, какие они бывают и зачем нужны
- Что такое узнаваемость брендов, как её измеряют и повышают
- Основы управления репутацией: как получить положительные отзывы
- Что такое личный бренд и как он помогает построить карьеру