Маркетинг
#статьи

Перелинковка страниц сайта: что это такое, почему она важна для SEO и как её сделать

Даём советы и предостерегаем от ошибок.

Кадр: фильм «Железный человек 2» / Marvel Studios

Перелинковка есть на большинстве сайтов. Она влияет на позиции ресурса в поисковой выдаче, поэтому разбираться в том, как она работает, важно всем, кто связан с SEO.

Чтобы разобраться в теме, мы поговорили с руководителем группы сопровождения клиентов платформы Rookee Сергеем Секеновым.

О перелинковке рассказал

Сергей Секенов

Руководитель группы сопровождения клиентов платформы Rookee.

Что такое перелинковка

Перелинковка — это процесс размещения гиперссылок, которые ведут на другие страницы сайта и на другие сайты. Также перелинковкой называют сами гиперссылки на сайте.

Названия курсов — гиперссылки: если пользователь нажмёт на «Профессия Менеджер маркетплейсов», он перейдёт на страницу курса
Скриншот: Skillbox Media

Перелинковка решает две задачи:

  • Улучшает юзабилити. Пользователи могут быстро перейти на страницы, которые им интересны, а не искать их по всему сайту. Например, если в обзоре наручных часов есть ссылки на карточки часов в каталоге, то посетитель сайта может перейти к понравившейся модели прямо из обзора.
  • Улучшает позиции сайта в выдаче. Ссылки со страницы и на страницу — один из факторов, которые поисковые системы учитывают при ранжировании. Если страница ссылается на другие и другие страницы ссылаются на неё, при прочих равных у неё больше шансов занять топ выдачи, чем у страницы без ссылок.

У поисковых систем есть отдельные алгоритмы, которые оценивают ссылки. Например, в Google работают алгоритмы PageRank и CheiRank. Первый оценивает количество и качество ссылок на страницу сайта, второй определяет, на что ссылается страница. «Яндекс» тоже учитывает ссылки при ранжировании с помощью нескольких алгоритмов.

Для перелинковки используют разные виды ссылок, а саму перелинковку делят на внутреннюю и внешнюю. Подробнее об этом расскажем дальше.

Курсы Skillbox для тех, кто интересуется SEO

  • «Профессия SEO-специалист» — освоить востребованную профессию и работать удалённо.
  • «SEO-специалист от AMDG» — начать карьеру в диджитале на фрилансе или в штате агентства.
  • «SEO PRO» — научиться искать точки роста трафика и управлять подрядчиками.

Какие есть виды ссылок для перелинковки

В зависимости от того, на что, откуда и как ссылаются страницы, выделяют разные виды ссылок. Знать о различиях между ними важно всем, кто связан с SEO, — чтобы понимать, о чём идёт речь. Мы разберём основные типы ссылок.

В зависимости от того, на что и откуда ведут ссылки, выделяют:

  • Внутренние исходящие ссылки. Они ведут с просматриваемой страницы на другую страницу на этом же сайте.
  • Внешние исходящие ссылки. Они ведут с просматриваемой страницы на страницы на других сайтах.
  • Внешние входящие ссылки. Они ведут со страниц на других сайтах на просматриваемую. Их ещё могут называть обратными ссылками.
  • Внутренние входящие ссылки. Они ведут с других страниц этого же сайта на просматриваемую.
  • Сквозные ссылки. Это ссылки, которые расположены на всех страницах сайта и ведут на одну страницу. К ним относятся, например, ссылки в меню и футере.

В зависимости от формы отображения ссылки делят на анкорные и безанкорные.

Анкорные ссылки — ссылки, кликабельной частью которых выступает какой-то контент. Например, слова, после нажатия на которые пользователь переходит на другую страницу. Эти слова называют анкором. Например, вот анкор ссылки на курс по SEO.

Безанкорные ссылки — URL-адрес в тексте. Например, https://skillbox.ru/. Также к безанкорным можно отнести ссылки на словах «здесь», «тут», «там» и подобных.

Так выглядят анкорные ссылки — они «зашиты» в текст
Скриншот: Skillbox Media
Так выглядит безанкорная ссылка
Скриншот: Skillbox Media

В зависимости от того, каким образом размещают ссылки, их делят на естественные и неестественные:

  • Естественные — ссылки, которые разместили обычные люди и сервисы. Например, ссылки в статье, которые автор оставил для того, чтобы лучше раскрыть тему. Ещё их называют контекстными.
  • Неестественные — ссылки, за размещение которых приходится платить. Их ещё называют «сеошными».
Так выглядят контекстные ссылки: они ведут на соответствующие статьи КоАП и УК РФ
Скриншот: Skillbox Media

Дальше в тексте мы будем использовать ещё два термина — «битые ссылки» и «хлебные крошки».

Битые ссылки — ссылки, которые ведут на несуществующие страницы. Когда пользователь переходит по ним, он видит сообщение об ошибке. Больше можно прочитать в статье о битых ссылках.

Хлебные крошки — это навигационная цепочка, которая отображает путь от главной страницы до той, на которой находится пользователь. Обычно хлебные крошки размещают вверху.

Хлебные крошки, ведущие к товару, на сайте магазина «М.Видео»
Скриншот: «М.Видео» / Skillbox Media

Что такое внутренняя перелинковка и в чём её польза

Внутренняя перелинковка — это когда одна страница сайта ссылается на другую страницу этого же сайта. Внутренняя перелинковка облегчает навигацию и ускоряет индексацию сайта в поисковых системах.

Как она облегчает навигацию? Если на странице сайта есть ссылки на другие страницы, пользователь может быстро перейти к контенту, близкому по смыслу к тому, что он уже изучает. Это положительно влияет на поведенческие факторы: когда пользователи переходят по ссылкам, увеличиваются глубина просмотра и время просмотра сайта. Чем лучше поведенческие факторы, тем чаще поисковые системы показывают страницы сайта в топе выдачи.

Как внутренняя перелинковка ускоряет индексацию? За индексацию отвечают краулеры — поисковые боты. Они сканируют сайты; обходят все его страницы по порядку и вносят в индекс новые. Иногда краулерам нужно много времени на то, чтобы добраться до нового контента, — например, если он находится глубоко в структуре сайта.

Благодаря внутренней перелинковке новая страница становится заметнее для краулеров. Краулер видит ссылку и переходит на новую страницу, минуя очередь. А если на страницу ссылается несколько других, краулер воспринимает это как сигнал о том, что она полезна, и индексирует её ещё быстрее.

Кроме того, внутренняя перелинковка помогает краулерам определить тематику страницы. Поисковые боты определят её как релевантную запросам пользователей и это положительно повлияет на позиции в поисковой выдаче.

Для внутренней перелинковки используют контекстные, сквозные, внутренние исходящие, внутренние входящие ссылки и хлебные крошки. Ссылки размещают автоматически и вручную.

Автоматически — с помощью специальных плагинов — формируют, например, хлебные крошки и блоки рекомендованных материалов в блоге. А вот контекстные ссылки в большинстве случаев размещают вручную.

Размещение меню сайта в шапке или на боковой панели — это тоже перелинковка, причём сквозная.

Что такое внешняя перелинковка и зачем она нужна

Внешняя перелинковка — это когда страница одного сайта ссылается на страницу другого сайта. Внешняя перелинковка повышает авторитетность сайтов, а это положительно влияет на ранжирование.

Авторитетность страниц — один из критериев, которые учитывают в метриках E-E-A-T в Google и Proxima «Яндекса». Если страница содержит ссылки на другие сайты, поисковые системы считают её надёжной. Если другие сайты содержат ссылки на страницу, поисковые системы считают её авторитетной и чаще показывают в поиске.

Почему так происходит? Когда страница сайта содержит ссылки на другие сайты, это говорит о том, что контент на ней достоверный. Например, заявления автора не голословны и не предвзяты, а подтверждены исследованиями, на которые в тексте сделаны ссылки. Пользователи и поисковые системы понимают, что контенту можно доверять.

Пользователи и поисковые системы понимают, что контенту можно доверять: факты подтверждены ссылками
Скриншот: Skillbox Media

Когда другие ресурсы ссылаются на сайт, поисковые системы понимают, что этому сайту доверяют: его цитируют, используют как первоисточник информации. Чем больше обратных ссылок у сайта, тем он авторитетнее и тем выше появляется в выдаче по релевантным запросам.

Для внешней перелинковки обычно используют контекстные ссылки. Например, в статьях могут ссылаться на мнения экспертов и статистику; в обзорах — на карточки товаров в интернет-магазинах и сайты-отзовики. Ссылки размещают вручную.

Реклама (и баннеры тоже) не относятся к внешней перелинковке, хотя сайты ссылаются на другие ресурсы. Это связано с тем, что для рекламных ссылок в коде прописывают запрет на индексацию.

Как сделать внутреннюю перелинковку сайта

Внешняя перелинковка — сложный процесс. Больше о ней можно прочитать в статье о линкбилдинге. Здесь же мы рассмотрим четыре основных этапа внутренней перелинковки.

Первый этап — поиск целевых страниц для перелинковки: на них будут ссылаться другие страницы. С целевых страниц начинают работу над внутренней перелинковкой, даже если потом планируют перелинковку всего сайта.

Какие страницы брать в первую очередь — зависит от целей. Это могут быть страницы услуг с высокой конверсией, посещаемые статьи или, наоборот, малопосещаемые страницы, которым нужна большая видимость в поисковых системах.

Второй этап — поиск подходящих анкоров. Найдите ключевые слова, которые можно добавить в анкор ссылки на подобранные вами страницы. Если вы занимаетесь SEO или запускаете контекстную рекламу, у вас наверняка уже есть список ключевых слов — в нём можно искать подходящие анкоры.

Третий этап — поиск страниц, в которые можно добавить ссылку на продвигаемые страницы. Страницы должны подходить по теме. Например, если вы продвигаете такие целевые страницы, как каталог сыров в интернет-магазине и статья о выборе сыра под сорт вина, на них можно поставить ссылку в статье «Какой сыр купить на праздничный стол».

В обзоре профессии копирайтера есть ссылки на тексты, которые могут быть интересны новичкам в отрасли. Это релевантный контент
Скриншот: Skillbox Media

Четвёртый этап — размещение ссылок. Обычно их размещают вручную в уже готовом контенте. Но во время создания нового контента тоже стоит думать о том, на какие страницы вы можете поставить ссылки в нём и с каких страниц можете сослаться на него.

После того как вы сделали внутреннюю перелинковку, важно проверить, как она работает, и отслеживать, как она влияет на оптимизацию сайта. Для этого используют специальные сервисы — например, Screaming Frog. Он оценивает состояние внутренних URL-адресов, находит дубликаты и битые ссылки. Больше об этом сервисе можно узнать в обзоре.

Советы по перелинковке

Универсальных схем перелинковки нет — потому что для блога и каталога товаров подходят разные способы. Но есть общие рекомендации, которые желательно соблюдать.

Размещайте ссылки так, чтобы они были полезны. Например, если в блоге есть статья о создании сайта, добавьте ссылку на свой конструктор, когда впервые упомянете его или конструкторы сайтов в целом. Так вероятность того, что пользователи перейдут по ссылке, будет выше.

Не прячьте далеко важные страницы. Каждая важная страница должна быть доступна в один-два клика из любого раздела сайта.

Не перегружайте страницы большим количеством ссылок. Обычно достаточно одной-двух ссылок на 1000–1500 знаков текста. Но, например, в карточке товара можно использовать больше ссылок: на бренд, на категорию, на страницы с отзывами, на страницы с описанием условий доставки и оплаты. Здесь все эти ссылки будут полезными, поэтому не страшно, что их много.

Регулярно проверяйте сайт на наличие битых ссылок и редиректов. Исправляйте или удаляйте битые ссылки: они негативно влияют на оптимизацию. Если важные страницы переведены на новые URL-адреса, стоит все ссылки на них заменить на новые. Прямая ссылка работает быстрее, чем редиректная, и будет более полезна для SEO и пользователей.

Используйте хлебные крошки. Это важный элемент навигации. Хлебные крошки помогают пользователю понять, где он находится и куда ему кликнуть, чтобы найти другие похожие страницы.

Какие ошибки допускают при перелинковке и как их избежать

Перелинковка — трудоёмкий процесс, и даже опытные SEO-специалисты могут совершать ошибки. В этом разделе разберём ошибки, которые встречаются чаще всего.

Ссылки на нерелевантные страницы. Внутренние ссылки должны вести на контент, который логически связан с исходным материалом, а текст вокруг ссылки должен соответствовать тому, что пользователь найдёт на целевой странице. Например, не стоит использовать омонимы и омографы в качестве анкоров: текст про породу собаки боксёр не должен содержать ссылку на страницу ставок на бокс.

Переоптимизация анкоров. Если использовать один анкор на разных страницах, поисковые системы могут воспринять это как попытку манипулирования ранжированием. Поэтому лучше подбирать разные анкоры — или хотя бы склонять их.

Избыточное количество ссылок. Если на сайте много ссылок (неважно, внутренних или внешних), пользователи могут воспринимать его как рекламный. Кроме того, множество ссылок передаёт меньше веса страницам, на которые эти ссылки сделаны, и не приносит необходимой пользы.

Закрытие от индексации внутренних ссылок. Если использовать атрибут nofollow для всех внутренних ссылок, поисковые системы не проиндексируют их и гиперссылки не отдадут ссылочный вес продвигаемым страницам. Использовать атрибут nofollow стоит только тогда, когда вы точно не хотите продвигать страницу, на которую ведёт ссылка.

Ошибки 404. Битые или неправильно проставленные ссылки, которые ведут пользователя на несуществующую страницу, — одна из самых распространённых проблем. Поэтому стоит проводить регулярный аудит: находить ошибки 404 на сайте и исправлять их.

Эти ошибки сводят на нет пользу перелинковки. Чтобы не допускать их, используйте ручную перелинковку: специальные плагины экономят время, но не могут проставить ссылки так же качественно, как это сделает человек.

Главное о перелинковке в 4 пунктах

  • Перелинковка — это процесс размещения гиперссылок, которые ведут на другие страницы сайта и на другие сайты. Также перелинковкой называют сами гиперссылки на сайте. Перелинковка бывает внутренней и внешней.
  • Внутренняя перелинковка — когда страница ссылается на другую страницу этого же сайта. Она облегчает навигацию, улучшает поведенческие факторы и ускоряет индексацию страниц.
  • Внешняя перелинковка — когда страница ссылается на другой сайт или другие сайты ссылаются на страницу. Внешняя перелинковка повышает авторитетность сайта, а это положительно влияет на позиции ресурса в поисковой выдаче.
  • Чтобы перелинковка была полезной, размещайте нужные ссылки, используйте подходящие анкоры, не перегружайте страницы большим количеством ссылок и регулярно проверяйте сайт на наличие битых ссылок.

Редакция «Маркетинг» Skillbox Media рекомендует

Как узнать больше о поисковой оптимизации

  • Если вы только начали погружаться в тему, прочитайте статью о SEO. Рассказали, что это такое, какие работы относятся к оптимизации сайта и какой результат может принести оптимизация.
  • Если вы хотите разобраться, что влияет на позиции сайта в выдаче, прочитайте статью о факторах ранжирования и материал о поведенческих факторах ранжирования.
  • Тем, кто хочет продвигать сайты в поисковых системах и зарабатывать на этом, может подойти курс Skillbox «Профессия SEO-специалист». Он позволяет освоить навыки, востребованные на рынке труда, найти работу или клиентов на фрилансе уже во время обучения.

Больше материалов Skillbox Media для тех, кто интересуется SEO

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована