Маркетинг
#Мнения

Нужно ли портфолио успешному специалисту? Ставим точку в долгом споре

Руководитель отдела маркетинга рассказывает, как портфолио оценивают работодатели и когда можно обойтись без него.

Кадр: фильм «Армагеддец» / Relativity Media

Мнением поделилась руководитель отдела маркетинга в «Аспро» Алина Абдулвалеева.

В портфолио специалисты презентуют свои скиллы и удачные проекты. Это самый простой способ выгодно выделиться среди множества кандидатов на должность, а также сэкономить время работодателя. Портфолио нужно в большинстве случаев, но оно не избавит от прохождения собеседования и испытательного срока.

Рассказываю:

Зачем нужно портфолио и будут ли вас оценивать только по нему

Специалистам портфолио нужно, чтобы показать свои навыки и опыт. Работодателям оно помогает составить первое впечатление о кандидате. Изучив портфолио и резюме, работодатель принимает решение, стоит ли рассматривать соискателя дальше.

Но обычно судят не только по портфолио — ещё оценивают выполненное тестовое задание, результаты собеседования и испытательного срока.

Тестовое задание. Оно показывает базовые навыки кандидата. Это первое подтверждение, что опыт соискателя, который он указал в резюме и портфолио, соответствует действительности. К сожалению, пусть и не часто, но специалисты могут включать в портфолио чужие работы.

Интервью. Оно позволяет работодателю познакомиться с кандидатом лично и больше узнать о его характере и опыте работы.

Испытательный срок. На мой взгляд, это единственный способ объективно оценить способности кандидата, его образ мышления и умение решать реальные задачи в условиях бизнеса. Никакие другие этапы не дадут такой точной картины.

У нас был случай, когда маркетолог очень убедительно презентовал себя в резюме и портфолио, а также хорошо показал себя на интервью. Но в ходе испытательного срока стало очевидно, что он не командный игрок, ему не хватает базовых навыков логики для написания текстов; также он проявлял нарциссические черты. В итоге нам пришлось расстаться с этим специалистом.

Этот пример подчёркивает, что важные качества специалиста нельзя оценить по портфолио, тестовому и собеседованию. Некоторые качества могут раскрыться лишь в процессе работы. Поэтому при поиске кандидатов работодатели обращают внимание как на портфолио и резюме, так и на личные качества.

У каких специалистов должно быть портфолио и можно ли обойтись без него

Портфолио будет хорошим бонусом к резюме почти всегда.

Оно точно необходимо всем специалистам, работа которых может быть визуализирована или выражена в метриках. К таким специалистам относятся, например, дизайнеры, копирайтеры, маркетологи, фотографы и архитекторы. Ещё портфолио будет полезно завести SMM-специалистам, разработчикам, специалистам по видео- и аудиопродакшену.

Приведу примеры из опыта компании «Аспро». Большое внимание портфолио мы уделяем при поиске видеографов — нам важно оценить реальные примеры работ кандидатов. Но, кроме отсмотра портфолио, мы проводим тестовое задание прямо на собеседовании. Это позволяет оценить, как человек справляется с задачей в реальных условиях — например, проводит съёмку с нашим спикером.

Портфолио меньше нужно тем, чью работу нельзя проиллюстрировать, — например, бухгалтерам и юристам. Их компетенции больше связаны со знанием нормативов, работой с документами. Хотя успешные кейсы тоже могут быть частью их профессионального досье.

Если у специалиста хорошая репутация, клиенты могут приходить к нему по рекомендациям. В таком случае портфолио тоже не обязательно.

Однако даже для квалифицированных специалистов портфолио служит подтверждением их опыта. Например, в маркетинге даже при хороших отзывах о своих услугах важно демонстрировать, как вы подходите к разным задачам, используя свежие методики и тренды.

Но в некоторых случаях ключевые факторы, которые определяют успех специалиста в долгосрочной перспективе, — способность работать в команде, гибкость мышления и готовность к обучению. Эти качества в портфолио не покажешь.

Что показывать в портфолио

Традиционно в портфолио включают лучшие проекты — те, что принесли самый хороший результат, или те, что нравятся самому специалисту. Соберите в одном месте лучшие, на ваш взгляд, кейсы и коротко опишите их: какая была задача, как вы её решили и какой результат получили.

Не стесняйтесь выкладывать в портфолио примеры работ, которые, на первый взгляд, нерелевантны вашей должности или профилю компании, в которую вы хотите попасть. Такие работы могут продемонстрировать ваши сильные стороны и стать решающим фактором для работодателя.

Например, у нас был случай с девушкой, начинающей карьеру в маркетинге. У неё не было опыта работы в B2B, но она приложила портфолио со статьями на разные темы, такими как воспитание детей и сексуальность. Тексты были хорошо написаны, отличались интересными оборотами и понравились нам. Несмотря на кажущуюся нерелевантность, эти тексты продемонстрировали навыки соискательницы и её креативный подход. В результате девушка показывала хорошие результаты и быстро выросла в нашей компании.

Больше о том, как составить портфолио, читайте в других материалах Skillbox Media

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована