Маркетинг
#Мнения

Не дедлайном единым: 9 навыков востребованного фрилансера

Рассказали о базовых скиллах, которые помогают специалистам на фрилансе находить заказчиков, брать за работу больше денег и правильно отдыхать.

Кадр: сериал «Кремниевая долина» / 3 Arts Entertainment

О навыках успешных фрилансеров рассказала PR Lead сервиса для безопасных сделок с проектными исполнителями Solar Staff Валерия Акыева.

Согласно результатам опроса «Работы.ру» и «Подработки», около половины россиян задумываются о переходе на фриланс. Среди главных преимуществ этого режима они выделяют возможность работать удалённо, самостоятельно определять свой график и больше зарабатывать. Среди минусов чаще всего упоминают нестабильный доход, необходимость самостоятельно искать заказчиков и ненормированный рабочий день.

В статье для Skillbox Media рассказываю, какие навыки позволяют нивелировать недостатки фриланса и приумножать его достоинства. Но сначала расскажу о тенденциях на российском рынке фриланса в 2024 году.

Что происходит на рынке фриланса

Всё больше компаний предпочитают сотрудничать с фрилансерами, а не нанимать сотрудников в штат. Наиболее востребованными профессиями среди внештатных специалистов в первом квартале 2024 года стали программисты, блогеры и дизайнеры. В топ также входят копирайтеры, аналитики и менеджеры.

Также растут и доходы фрилансеров. Согласно исследованию Solar Staff, за первое полугодие 2024 года уровень доходов программистов, работающих в этом формате, вырос на 40% в сравнении с аналогичным периодом в 2023 году, уровень доходов редакторов — на 34%, финансовых менеджеров — на 14%.

Вместе с ростом популярности фриланса меняются и требования работодателей к навыкам специалистов. Одних только хард-скиллов уже недостаточно — компаниям нужны специалисты с прокачанными «мягкими» компетенциями. Заказчики предпочитают эффективных исполнителей, которые умеют самостоятельно выстраивать коммуникацию, быстро учатся и адаптируются к изменениям.

Расскажем, что должны уметь фрилансеры, чтобы выделяться среди конкурентов, быть востребованными у заказчиков и иметь стабильный заработок.

1️⃣ Не срывать дедлайны

Это базовое правило для всех специалистов, но тем не менее соблюдают его не все. Поэтому, когда планируете работу, учитывайте вашу текущую загрузку, сложность задачи и оставляйте запас времени на правки и форс-мажоры.

Составьте план проекта — он поможет увидеть все задачи, дедлайны и корректно оценить время работы. Чтобы составить план, можно использовать метод декомпозиции — так вы поймёте, сколько ресурсов и времени понадобится на достижение цели. Подробнее о декомпозиции рассказывали в этой статье Skillbox Media.

Если не успеваете закончить задачу к оговорённой дате, обязательно сообщите об этом заказчику заранее: пропадать — самая плохая стратегия, она может разрушить отношения и вашу репутацию. Объясните заказчику, почему вам требуется больше времени, согласуйте новые сроки или предложите альтернативное решение. Например, можно предложить сдать часть задачи в срок, а остальное — с небольшой задержкой. Это покажет, что вы не просто тянете время, а действительно работаете над проектом и готовы идти навстречу.

Когда ведёте несколько проектов одновременно, фиксируйте дедлайны — например, в «Google Таблицах». Это поможет не только укладываться в сроки, но и эффективно распределять ресурсы, избегать ситуаций, когда дедлайны проектов накладываются друг на друга.

2️⃣ Искать заказчиков

Самый насущный вопрос для фрилансера: «Где искать заказы?» Помимо популярных фриланс-бирж — например, Fl.ru или Freelance.ru, — можно использовать соцсети и телеграм-каналы для поиска заказчиков. Например, в каналах «Норм работа» и «Норм удалёнка» ищут не только сотрудников в штат, но и исполнителей на разовые проекты.

Личный бренд — тоже отличный способ продемонстрировать свои компетенции. Блог в соцсетях, экспертные комментарии в СМИ, участие в конференциях повысят вашу узнаваемость в профессиональной среде, а значит, помогут быстрее находить клиентов.

На начальных этапах и в период затишья между проектами есть соблазн соглашаться на любую работу, но даже в таких случаях старайтесь обезопасить себя. Если заказчик задерживает платежи, не прописывает чёткое техзадание или постоянно требует выполнить больший объём работ без увеличения платы — стоит задуматься, нужен ли вам такой проект.

Перед началом сотрудничества поищите отзывы о заказчике на платформах для фрилансеров или спросите коллег в тематических чатах и каналах. Да, отсутствие негативных отзывов не даст гарантии, но значительно снизит риск неприятных сюрпризов.

3️⃣ Собирать и регулярно обновлять портфолио

Чтобы заказчики выбирали вас, подготовьте портфолио. Оно должно отражать ваши навыки и демонстрировать выполненные проекты. Сделайте его максимально удобным для восприятия — например, можно оформить свои успешные кейсы в виде презентации или лендинга.

Если проектов уже много, не добавляйте в портфолио все, а выберите только те, которыми вы действительно гордитесь. Также не забывайте регулярно актуализировать портфолио или личный лендинг.

Требования в проектах могут различаться, поэтому перед переговорами с новыми заказчиками выносите вперёд кейсы, которые наиболее релевантны для их проекта.

Вместе с портфолио отправляйте актуальное резюме и сопроводительное письмо с небольшим рассказом о себе. Напишите в письме, почему вы заинтересовались этим проектом, а также предположите, чем заказчику будет полезен ваш опыт. Не забывайте обновлять сопроводительное для каждого проекта.

4️⃣ Собирать обратную связь

После завершения проекта запрашивайте у заказчиков отзывы на свою работу или просите их заполнить заранее подготовленную форму. Во-первых, так вы сможете анализировать свои сильные и слабые стороны. Во-вторых, положительные отзывы можно будет, например, добавить к своему портфолио и показывать будущим клиентам.

Чтобы собирать отзывы, можно использовать, например, «Google Формы», платформы LinkedIn, Behance или площадки для фрилансеров. Скриншот из мессенджера с отзывом заказчика для портфолио тоже подойдёт.

Отзывы о специалисте на Fl.ru
Скриншот: Fl.ru / Skillbox Media

5️⃣ Управлять временем

Вот несколько техник и методов, которые помогут меньше прокрастинировать и выполнять больше задач в рабочее время.

«Съешь лягушку». Одна из популярных техник тайм-менеджмента. «Лягушка» — самая крупная и важная, но неприятная задача из списка дел, которую вы постоянно откладываете. «Съесть» её — значит выполнить эту задачу в первую очередь, от начала и до конца.

Определите, когда вы наиболее продуктивны, и «съедайте лягушку» в это время. Так вы выполните задачу, которую долго не можете закрыть, и с облегчением приступите к другим, более приятным делам. Подробнее об этой технике тайм-менеджмента Skillbox Media рассказывали в этой статье.

Принцип «1-3-5». Согласно ему, за день нужно завершить одно большое дело, три средних и пять небольших. Так вы не будете надолго откладывать большие задачи, не забудете про незначительные и продуктивно проведёте день, не перегружая себя.

Если сложно настроиться на важные задачи сразу, выполните в начале дня небольшие поручения — они помогут включиться в рабочий процесс. А затем приступайте к серьёзным задачам, не отвлекаясь на мелкие.

«Метод помидора». Поставьте таймер на 25 минут и в течение этого времени выполняйте работу, ни на что не отвлекаясь. Дальше сделайте перерыв в пять минут и повторите цикл заново. Через каждые четыре цикла делайте большой перерыв в 30 минут. Такой подход повышает продуктивность и концентрацию на задаче.

Можно скачать приложения, которые в игровой форме помогут отслеживать интервалы работы и перерыва, не позволяя сбавлять темп и отвлекаться.

«Съешь слона». В этой методике «слон» — большая сложная задача, к которой вы не можете подступиться. Такую задачу нужно разбить на несколько небольших кусочков — «бифштексов». «Бифштексы» нужно «съедать» каждый день, пока не завершите большую задачу полностью.

Эта техника помогает соблюдать дедлайны проектов и избегать прокрастинации, поскольку в планере вы видите несколько маленьких задач, а не одну большую, которая кажется невыполнимой.

6️⃣ Систематизировать работу с документами и автоматизировать рутину

База обязательных документов для фрилансера — договор о возмездном оказании услуг, акт о выполненных работах и счёт на оплату.

Можно подготовить шаблоны договоров и актов, а дальше адаптировать их к разным проектам. Если фрилансер работает как самозанятый, то, с точки зрения закона, договор использовать не обязательно, но лучше обезопасить себя. Письменно зафиксированные условия сотрудничества помогут гарантированно получить плату и не делать дополнительную работу — например, десять раз вносить правки — бесплатно.

Автоматизировать документооборот и получение платежей от заказчиков можно с помощью специальных сервисов. Они позволяют быстро создавать и отправлять клиентам договоры, счета и акты, а также отслеживать платежи в режиме реального времени.

Также значительно облегчат жизнь CRM-системы для учёта клиентов, чат-боты для ответов на часто задаваемые вопросы и искусственный интеллект для подготовки драфтов работы. Но эти инструменты целесообразно использовать уже продвинутым фрилансерам, у которых много заказчиков и проектов.

7️⃣ Вести учёт финансов

Когда нет стабильной зарплаты дважды в месяц, как при работе в штате, следить за доходами и расходами становится сложнее. Чтобы держать финансы под контролем — понимать, сколько денег приходит и как вы их тратите, — используйте специальные финансовые приложения, банковские инструменты или электронные таблицы.

Пример сервиса для учёта финансов
Скриншот: DrebeDengi / Skillbox Media

Поскольку выплаты могут быть нестабильными, важно создать резервный фонд на случай непредвиденных ситуаций — например, болезни или потери клиента. По возможности откладывайте часть поступающих денег на отдельный счёт. Желательно, чтобы на нём была сумма, которой хватит на 3–6 месяцев привычной жизни.

8️⃣ Развиваться и расширять связи

Исследования показывают, что после появления ChatGPT спрос на фрилансеров, пишущих тексты и код, снизился. Поэтому чтобы оставаться востребованным и не конкурировать с нейросетями, важно постоянно развиваться и учиться новому.

Получите дополнительные знания о работе с ИИ, повышайте свою квалификацию и беритесь за более сложные задачи, которые заказчики не доверят нейросетям.

Будьте на связи с комьюнити вашей сферы, чтобы быть в курсе последних тенденций и найти полезные знакомства, которые могут привести в интересные проекты. Посещайте мероприятия, подключайтесь к вебинарам, вступайте в профессиональные чаты, каналы, форумы.

Для эффективного нетворкинга полезно иметь подготовленную короткую самопрезентацию, визитку или QR-код на ваш профиль в мессенджере, чтобы быстро обменяться контактами.

9️⃣ Соблюдать work-life balance

Совместное исследование Solar Staff и сервиса психотерапии Zigmund.online показало, что фрилансеры больше подвержены тревожности, чем штатные сотрудники. Почти половина дизайнеров и программистов, а также больше трети маркетологов и копирайтеров чувствуют раздражительность и хроническую усталость. А почти 40% опрошенных фрилансеров чувствуют выгорание.

Справиться с этим поможет чёткое распределение времени между работой и личной жизнью. Не соглашайтесь на дополнительные проекты, если ради этого придётся жертвовать выходными или вечерним отдыхом. Также зонируйте пространство — у вас должны быть отдельные места для работы и для отдыха.

Чтобы не выгореть и оставаться продуктивным, делайте перерывы в течение дня, занимайтесь спортом, уделяйте время хобби и заботьтесь о своём ментальном состоянии. Это поможет дольше сохранять здоровое отношение к работе, комфортно жить и спокойно выполнять задачи.

Главное о том, как быть успешным фрилансером

  • Эффективно управляйте временем и проектами. Не срывайте дедлайны, используйте техники тайм-менеджмента и автоматизируйте рутинные процессы, чтобы работать быстрее и эффективнее. Ведение учёта документов и финансов тоже поможет избежать хаоса в делах.
  • Привлекайте новых клиентов. Обновляйте портфолио, укрепляйте личный бренд, общайтесь с комьюнити в вашей сфере — так можно попасть в интересные проекты. Также старайтесь получать обратную связь от заказчиков, чтобы анализировать свои преимущества и недостатки и становиться востребованнее.
  • Развивайтесь и сохраняйте work-life balance. Чтобы оставаться конкурентоспособным, развивайте новые навыки и будьте в курсе трендов вашей сферы. Не забывайте про баланс между работой и личной жизнью — отдыхайте, занимайтесь спортом и уделяйте время хобби.

Другие статьи Skillbox Media для тех, кто работает или хочет работать в диджитале

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована