Магазин во «ВКонтакте»: большое руководство. От добавления товаров до продвижения
Всё, что нужно знать о магазине в соцсети: настраиваем доставку и оплату, добавляем промокоды, а если нужно — импортируем товары с другого сайта.
Фото: Athena Pictures / Getty Images
Почему стоит продавать товары во «ВКонтакте»? Какие в этой соцсети возможности для бизнеса? В этом материале расскажем, как создать магазин во «ВКонтакте» с нуля: от загрузки товаров до настройки доставки для покупателей.
- Особенности и преимущества магазина «ВКонтакте»
- Каким магазинам подойдёт базовый режим, а каким — расширенный
- Создаём магазин в базовом и в расширенном режиме
- Оформляем карточку товара в базовом и в расширенном режиме
- Как создать подборку товаров для рекламы
- Как настроить оплату и доставку
- Как работают промокоды
- Как обрабатывать заказы по простому алгоритму
- Что такое автопродвижение товаров
- Как выгрузить товары с другого сайта и какие ещё есть возможности для автоматизации
Преимущества интернет-магазина во «ВКонтакте»
«ВКонтакте» даёт несколько преимуществ в сравнении с другими платформами. Перечислим их.
- Во «ВКонтакте» можно получить больше отложенных конверсий. Даже если пользователи не совершат покупку сразу, они могут подписаться на ваш магазин и следить за новостями и акциями. Так они не забудут о вас и смогут купить понравившиеся товары позже.
- У магазина внутри «ВКонтакте» выше LTV. Покупатели будут регулярно видеть ваши посты в ленте «ВКонтакте» — без спама, характерного для SMS и электронной почты. Можно рассчитывать, что подписчики будут чаще совершать спонтанные покупки и из разовых клиентов превратятся в постоянных.
- Лёгкая настройка продвижения товаров. Вы можете сделать всё автоматически: для этого есть функция автопродвижения, о ней мы расскажем далее в статье.
Во «ВКонтакте» можно легко настроить оповещения, систему оплаты и доставки. - Корзина с напоминанием. Если пользователь добавил товары в корзину, но не оформил заказ, соцсеть напомнит ему об этом.
- Несколько вариантов доставки. Клиенты смогут забрать заказ самостоятельно или выбрать подходящий способ доставки: курьер, почта или самовывоз из пункта выдачи СДЭК или Boxberry.
- Оплата на личный или расчётный счёт. Доступно несколько вариантов оплаты: при получении, онлайн в VK Pay или на расчётный счёт. Можно подключить кассу и пробивать чеки.
Какой режим выбрать: базовый или расширенный
Платформа позволяет создавать магазины в двух режимах. Они различаются функциональностью, в них разные настройки оплаты. В базовом вы будете обрабатывать заказы, принимать оплату и оформлять доставку вручную. Расширенный режим позволяет сделать автоматическими практически все процессы — от оплаты до подсчёта остатка товаров и передачи данных в CRM напрямую из «ВКонтакте».
В базовом режиме магазин — это витрина товаров с фото и описаниями. Для заказа клиенту нужно будет написать вам, а вам — ответить, оформить и принять оплату вручную.
Базовый режим подходит, если магазин не рассчитан на большое количество заказов. Например, если у вас не более 3–5 покупателей в день, вы обрабатываете заказы самостоятельно и не планируете значительно расширяться. В остальных случаях стоит выбирать расширенный режим.
Обучение в Skillbox
- Курс «Продвижение ВКонтакте» — для маркетологов и владельцев малого бизнеса. Поможет сделать эту социальную сеть прибыльным каналом продаж
- Профессия «Специалист по продвижению ВКонтакте» — для тех, кто хочет стартовать в SMM и превратить «ВКонтакте» в стабильный источник дохода
Создаём магазин в базовом режиме
Чтобы подключить магазин, зайдите в ваше сообщество и выберите «Управление» в меню справа, после этого зайдите в подменю «Разделы». В пункте «Товары» нажмите на «Отключены» и выберите нужный режим.
Вот как выглядят настройки магазина в базовом режиме:
Можно выбрать регионы доставки, валюту и кнопку для связи. Можно настроить кнопку «Написать продавцу» или «Позвонить продавцу».
В случае с «Написать продавцу» сообщения будут попадать в сообщество или в личные сообщения администратору — это можно выбрать. По моему опыту, лучше выбирать сообщения сообщества. Тогда позже вы сможете настроить рассылку пользователям, которые когда-либо к вам обращались.
Вот как будет выглядеть карточка товара для покупателя, если выбрать «Написать продавцу»:
А так будет выглядеть сообщение, которое вы получите от нового покупателя:
Обратите внимание на верхнюю часть чата: каждому покупателю можно присвоить метку и комментарий. Вы можете сохранить здесь телефон и адрес клиента, поставить метку о том, что заказ уже отправлен, и указать другие важные данные. Эти значения всегда на виду: это удобно, если вы общаетесь с клиентами прямо на платформе и у вас нет CRM-системы.
Если выбираете кнопку «Позвонить», можно указать рабочие часы, чтобы вас не беспокоили в другое время. Не стоит выбирать эту опцию, если у вас нет CRM-системы, которая зарегистрирует контакты клиента. В этом случае вашим вариантом остаётся кнопка «Написать».
Ещё один вариант кнопки — ссылка на товар во внешнем интернет-магазине. Но если у вас есть уже готовый интернет-магазин на других платформах, выбирайте расширенный режим — в нём можно синхронизировать площадки. О расширенном режиме мы поговорим в следующем разделе.
В пункте «Главный блок» не забудьте выбрать «Товары», чтобы они отображались на главной странице прямо под описанием.
Создаём карточку товара в базовом режиме: инструкция и советы
Чтобы создать карточку, перейдите в раздел товаров и нажмите «Добавить товар».
В меню добавления товара всё интуитивно понятно: есть название, артикул, описание, цена и габариты. Такие свойства, как цвет, материал, размер, страна-производитель или назначение товара, можно добавить в описание. В расширенном режиме их можно отнести в отдельные свойства.
Дадим пару рекомендаций:
- Название товара должно точно передавать его суть. Если ваш крем для рук называется «Бархат», пишите название полностью: «Крем для рук „Бархат“». Аналогично: «Набор посуды „Жар-птица“», а не просто «Жар-птица». Так пользователи смогут найти ваш товар через поиск по всей соцсети в разделе «Маркет».
- Указывайте старые и новые цены. Если вы снизили цену на время распродажи, старая цена будет зачёркнута и пользователи обратят внимание на акцию.
Вот так будет выглядеть поиск в «Маркете» во «ВКонтакте» по ключевому слову «эфирное масло»:
Зачем нужны подборки товаров и как их создавать
Подборки товаров удобны для пользователей и пригодятся для автопродвижения товаров в расширенном режиме. Можно сделать подборку продуктов, которые участвуют в акции, или объединить товары по специфике и назначению. Подборки можно прикреплять к постам сообщества.
Перейдите в меню «Магазин» → «Товары» → «Подборки»:
В правом углу вы увидите кнопку «Создать подборку». Нажмите на неё, и попадёте в окно создания подборки.
Впишите название подборки, отражающее её суть, и загрузите обложку размером не менее 1280×720 px.
По умолчанию подборки располагаются на витрине магазина над всеми товарами.
Во «ВКонтакте» есть несколько видов подборок.
Основная подборка сообщества. Если поставить этот флажок, товары подборки будут всегда видны первыми на вашей странице.
Скрытая подборка сообщества. Установите этот флажок, если не хотите, чтобы подборка отображалась на витрине. Это может понадобиться, когда вы создаёте подборку для автопродвижения в расширенном режиме.
Чтобы редактировать уже созданные подборки, зайдите в «Магазин» → «Товары» → «Подборки» → «Редактировать подборку».
Здесь вы можете:
- добавить или убрать товары из подборки;
- ещё раз нажать «Редактировать» и перейти в основные настройки, чтобы поменять название или обложку и сделать подборку основной или скрытой.
Как создать магазин в расширенном режиме
Расширенный режим — это формат полноценного интернет-магазина. Здесь пользователь может собрать корзину товаров, выбрать формат доставки, указать адрес, оплатить заказ прямо на платформе «ВКонтакте» и получать автоматические оповещения о доставке. Вам останется только упаковать и отправить товары.
Как только вы выберете в настройках расширенный режим, в главном меню появится раздел «Магазин»:
Через меню «Магазин» вы сможете добавлять товары, отслеживать новые заказы, настраивать оплату, доставку и продвижение:
Создаём карточку товара в расширенном режиме
Чтобы добавить товар в этом режиме, зайдите в раздел товаров с главной страницы и нажмите кнопку «Управление». Она находится справа вверху. В этом разделе можно отслеживать и корректировать количество товаров, добавлять новые:
Создание карточки происходит точно так же, как в базовом режиме.
Также вы увидите раздел «Свойства товаров». К свойствам относятся страна-производитель, цвет, состав, назначение, тип продукта и любые другие важные для покупателя характеристики.
Свойства вы задаёте вручную. Они создаются для всего магазина: всего их может быть 40, но отдельному товару можно назначить только два.
После создания свойств можно присвоить их каждому конкретному товару. Жмите на иконку «Управление вариантами»:
В открывшемся окне выберите свойство и присвойте его товару:
Обязательно укажите в расширенном режиме размеры и вес товара: это позволит платформе автоматически рассчитать стоимость доставки и добавить её к цене заказа.
Настраиваем оплату
Как мы и говорили выше, настройка оплаты доступна только в расширенном режиме.
Покупатели могут оплачивать выбранные товары напрямую через банковскую карту или через VK Pay. Для этого нужно включить и настроить приём платежей в сообществе.
Перейдите в раздел настроек магазина: «Оплата». Включите приём платежей:
Выберите правовую форму:
- Физическое лицо. Можно получать деньги на личный аккаунт VK Pay и выводить их на банковскую карту. Не забудьте оформить самозанятость или ИП, чтобы платить налоги. При выводе денег с VK Pay на банковскую карту взимается комиссия 3%, минимальная комиссия — 50 рублей. Вывести можно любую сумму от 1 до 200 000 рублей в месяц. Также можно снять наличные с карты VK Pay в любом банкомате с поддержкой бесконтактной технологии NFC. Комиссия за снятие составляет 2%, минимум 50 рублей.
- Юридическое лицо — ИП, ООО и другие. Чтобы получать средства на расчётный счёт, нужно заключить договор с платформой. После этого вы сможете настроить оплату.
Что ещё нужно указать:
- Тип оплаты. Доступны два варианта — «Оплата ВКонтакте» и «Оплата ВКонтакте или без оплаты». Второй вариант подразумевает, что клиент может как оплатить заказ прямо в соцсети, так и выбрать другие варианты после оформления заказа — на этапе общения с вами. Покупателям можно предоставить скидку за то, что они оплачивают заказ прямо в соцсети. Это имеет смысл, если вы выбрали тип оплаты «Оплата ВКонтакте или без оплаты» и хотите стимулировать их платить напрямую на ваши реквизиты.
- Минимальную сумму заказа. Система не позволит приступить к оформлению и оплате, если в корзине не будет товаров на нужную сумму. Минимальная сумма отображается в карточках товаров — покупатели будут информированы заранее.
Обучение в Skillbox
- Курс «Продвижение ВКонтакте» для маркетологов и владельцев малого бизнеса. Поможет сделать эту социальную сеть прибыльным каналом продаж.
- Профессия «Специалист по продвижению ВКонтакте» для тех, кто хочет стартовать в SMM и превратить «ВКонтакте» в стабильный источник дохода.
Настраиваем доставку
Доставка, как и оплата, доступна в расширенном формате магазина. Включите доставку в соответствующем разделе меню, укажите страну и город магазина, откуда будете отправлять товары.
«ВКонтакте» позволяет выбрать следующие варианты доставки:
- самовывоз;
- пункты выдачи Boxberry и СДЭК;
- Почта России;
- курьер (нанятый вами).
В случае доставки почтой или курьером нужно указать её стоимость — либо придётся считать и прибавлять её вручную при каждом заказе.
Доставка в пункты выдачи. Платформа официально сотрудничает с логистическими компаниями Boxberry и СДЭК. Это сильно облегчает работу администраторам магазинов:
- покупатель сам выбирает подходящий пункт выдачи;
- стоимость доставки рассчитывается автоматически, если указаны габариты, вес товара и город отправления;
- для магазинов «ВКонтакте» действуют выгодные тарифы;
- после отправки продавец указывает трек-номер в карточке заказа, и клиент сможет следить за доставкой в приложении «ВКонтакте».
Курьерская доставка. Этот вариант подразумевает, что вы доставите заказ самостоятельно или оформите его сами через курьерскую службу.
В настройках курьерской доставки можно добавить зоны доставки. Для каждой зоны указывайте:
- понятное клиенту обозначение: например, «в пределах МКАД»;
- стоимость;
- сроки доставки.
Здесь же можно загрузить изображение карты с подсвеченными зонами доставки. Но это не обязательно.
Как добавить промокоды
В расширенной версии магазина можно указать промокоды — платформа автоматически посчитает скидку, когда кто-то введёт код на этапе оплаты. Скидка считается в процентах или в рублях — вы выбираете это сами. Промокод можно использовать один раз или несколько: это также настраивается.
Как обрабатывать заказы во «ВКонтакте»
Как только пользователь сделал заказ, администратор получит оповещение в личные сообщения, а в правом меню сообщества в пункте «Магазин» появятся цифры:
Перейдите в меню «Магазин» → «Заказ» и в списке заказов выберите необработанный.
Внимательно проверьте все поля: оплачен ли заказ, правильно ли указаны габариты товаров (от них зависит расчёт стоимости доставки), указаны ли телефон и ФИО покупателя, нет ли вопросов в разделе «Комментарий».
Если заказ не оплачен через VK Pay, свяжитесь с клиентом, чтобы договориться о методе оплаты. Помимо VK Pay, есть система «Денежные переводы ВКонтакте». Она позволяет покупателю не вводить данные вашей карты. Деньги попадут на внутренний счёт «ВКонтакте», и вы сможете решить, на какую карту вывести деньги.
Если вы не указываете габариты и вес товаров, магазин не рассчитает стоимость доставки автоматически. Вам придётся считать её вручную и прибавлять к сумме заказа.
После получения оплаты измените статус во второй строке карточки заказа на «Оплачено» и вставьте ссылку на чек:
Алгоритм работы с заказом:
- Примите оплату и поменяйте статус вверху на «Оплачено».
- Отвезите заказ в ближайшее отделение выбранной службы доставки или вызовите курьера этой службы.
- Сервис доставки закрепит за вашим заказом трек-номер. Добавьте его в карточку заказа.
- Поменяйте статус внизу карточки на «Доставляется». После этого покупатель сможет следить за местоположением своего заказа.
Автоматическая загрузка товаров и другие инструменты автоматизации
Если у вас уже есть интернет-магазин — например, на платформе WordPress, Ecwid или «Яндекс.Маркет», вы можете выгрузить из него карточки с помощью специальных инструментов. Для магазина во «ВКонтакте» доступны:
- Интеграция с CMS (для Ecwid, InSales, «1С-Битрикс», «МойСклад»).
- Плагины для CMS (магазин на WordPress можно соединить с помощью VKMarket for WooCommerce, фиды данных «Яндекс.Маркета» и Auto.ru — через ZoomKit, October CMS — через Shopaholic for VK Goods и так далее).
- Парсеры, которые позволяют автоматически загружать товары из онлайн-магазина в группу во «ВКонтакте», — Cloudparser, iBurattino и другие.
- Интеграция по API.
Через методы API теперь можно не только загружать товары, но и указывать их габариты и вес, получать информацию о новых заказах и автоматически менять статусы.
Магазин можно связать с CRM-системами и программами складского учёта. Подробная информация для разработчиков есть на сайте «ВКонтакте».
Что такое мультимаркет? Если вы планируете вести продажи на площадках «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Юла», можно управлять ими одновременно через бесплатную платформу «Мультимаркет». Кстати, работать с «Юлой» так более выгодно, чем напрямую, потому что контакты с покупателями будут полностью бесплатны.
Товары в «Мультимаркете» можно импортировать автоматически, либо загрузить поштучно вручную. Изменения, которые вы будете вносить в карточки на «Мультимаркете», отобразятся на всех площадках. Обрабатывать заказы и продвигать товары со всех платформ также можно в едином кабинете.
Обучение в Skillbox
- Курс «Продвижение ВКонтакте» для маркетологов и владельцев малого бизнеса. Поможет сделать эту социальную сеть прибыльным каналом продаж.
- Профессия «Специалист по продвижению ВКонтакте» для тех, кто хочет стартовать в SMM и превратить «ВКонтакте» в стабильный источник дохода.
Реклама магазина и автопродвижение
Для рекламы товаров «ВКонтакте» можно использовать:
- таргетированную рекламу — через личный рекламный кабинет «ВКонтакте».
- продвижение у блогеров и в сообществах «ВКонтакте» — через маркет-платформу в рекламном кабинете или через прямой контакт с администраторами.
- автопродвижение.
«Автопродвижение» — специальная функция для магазинов «ВКонтакте», поэтому о ней мы расскажем подробно. Она позволяет настроить продвижение в несколько кликов.
Вот как это работает. На панели товаров есть кнопка «Продвижение товаров».
Если нажать на неё, система сама проанализирует аудиторию вашего магазина и подберёт потенциальных покупателей:
Далее можно придумать текст для двух объявлений:
- для новой аудитории;
- для тех, кто уже интересовался вашими товарами.
Вы можете выбрать геолокацию пользователей и добавить подборки товаров для рекламы.
Пользователи, которые уже заходили на вашу страницу, увидят пост с товарами, которые их интересовали, — ретаргетинг на «тёплую» аудиторию также работает автоматически.
Остаётся настроить расходы. Выберите, сколько денег вы готовы тратить на рекламу ежедневно. Платформа подсчитает примерное количество людей, которым покажет ваши объявления в течение недели за эту сумму.
Выберите рекламный кабинет, из которого будут списываться деньги, и не забудьте пополнить счёт:
Чтобы посмотреть статистику продвижения или пополнить счёт, выберите в меню слева пункт «Реклама»:
Пополните счёт в разделе «Бюджет». Это можно сделать через личную банковскую карту или расчётный счёт юридического лица. Учтите, что способ пополнения можно выбрать один раз. Позже поменять его нельзя — придётся создавать новый рекламный кабинет.
Вместо заключения: несколько рекомендаций, как сделать магазин во «ВКонтакте» прибыльным
Чтобы число покупателей росло и реклама окупалась, важно грамотно оформить страницу магазина.
- Составьте SEO-оптимизированное название и описание. Публичные страницы «ВКонтакте» ранжируются в поисковых системах, а значит, у вашего магазина есть возможность попасть в топ выдачи «Яндекса».
- Обратите внимание на детали, которые посетитель увидит первыми: обложка, название и аватар должны показать, что вы продаёте, и отразить географию продаж.
- В статусе пропишите контактные данные, по которым с вами можно быстро связаться. Это может быть телефон и, например, адрес офиса.
- В описании укажите главные преимущества вашего магазина. Это может быть, например, бесплатная доставка, широкая география присутствия, особенности производства: натуральные материалы, пометка «не тестируется на животных» — 3–5 пунктов, наиболее важных для вашей аудитории.
Больше материалов Skillbox Media о продвижении во «ВКонтакте»
- Живые обложки во «ВКонтакте»: инструкция по применению и 22 примера для вдохновения
- Как оформить сообщество во «ВКонтакте»: большое руководство с советами специалистов по SMM
- Продвижение во «ВКонтакте»: главные вопросы о контенте, форматах, инструментах и рекламе
- Как настроить эффективную рекламу во «ВКонтакте» за 60 минут: подробная инструкция
- Хештеги во «ВКонтакте»: работают ли они, как их правильно ставить, где искать популярные