Конструктор или CMS: что выбрать маркетологу

Конструктор или CMS — вот в чём вопрос. Достойно ли терпеть безропотно власть конструктора или оказать сопротивленье незнанию HTML, хостингов и SSL?

При запуске нового интернет-проекта нужно решить, как создавать сайт: на конструкторе или CMS. От этого зависят:

  • стоимость и сложность работ, состав рабочей группы;
  • удобство пользования и управления;
  • возможности SEO-оптимизации, оформления, наполнения контентом, модернизации, масштабирования и др.

Разбираемся в плюсах и минусах, нюансах и подводных камнях по каждому варианту. Резюмируем, в каких случаях больше подойдёт конструктор, а в каких — CMS.

Иван Иваничев

Пишущий интернет-маркетолог, автор-фрилансер. Помогает развивать и продвигать блоги, делает контент для внешних площадок. Пишет об интернет-маркетинге, реже о финансах и бизнесе.


Для начала — что такое CMS?

CMS — content management system, система управления контентом, в народе — движок.

CMS создавались, чтобы администратору сайта было удобнее:

  • добавлять и редактировать контент;
  • создавать и удалять страницы;
  • распределять уровни доступа;
  • загружать файлы без FTP-клиента и т.д.

Управление производится через административную панель, короче говоря — админку.

К примеру, это админка «1С-Битрикс: Управление сайтом 12.0»

CMS значительно упрощают управление сайтом, но тем не менее требуют определённых навыков в области веб-разработки, дизайна, безопасности. Особенно в самом начале — при установке и настройке.

Бывают как платные, так и бесплатные CMS. Первые гарантируют выпуск обновлений, безопасность и техническую поддержку. Примеры систем управления сайтами: «1C-Битрикс», WordPress, Drupal, Joomla! , ModX.

Так, а что же такое конструктор сайта?

Конструктор — тоже платформа для создания сайтов, работы с контентом, хранения данных пользователей.

В отличие от CMS, для конструктора совсем не требуются навыки по веб-программированию, вёрстке, безопасности. Сайт собирается как лего — из разных блоков. Если не брать в расчёт наполнение контентом, добавление товарных карточек, SEO-оптимизацию и т.д., запустить сайт можно в течение часа. Проще — только создать страничку в соцсети.

Процесс работы в конструкторе Nethouse: блоки можно перемещать, редактировать, скрывать.

При этом все конструкторы условно-бесплатные. То есть их можно использовать бесплатно, но с ограниченным функционалом. Примеры конструкторов сайтов: Tilda, Nethouse, Wix, Vigbo, uCoz.

В чём слабые и сильные стороны конструкторов?

Ключевое преимущество конструкторов — возможность запустить сайт быстро, легко и практически бесплатно.

Команда конструктора сама отвечает за безопасность данных и защиту от атак, работоспособность сайта, шаблонов, интеграций и т.д. Даже купить и подключить домен зачастую можно в панели управления, не переходя на другие сайты. С созданием простенького сайта на конструкторе справится даже школьник и пенсионер. Если есть сложности, всегда можно обратиться в техподдержку.

Поначалу кажется, что конструктор — идеальное решение, но у всей этой лёгкости, скорости и минимальной ответственности есть обратная сторона.

Во-первых, это сильные ограничения в плане функциональности и дизайна. Шаблонов не очень много, а сайтов на конструкторах — тысячи. Получается, все они похожи, и легко понять, как именно сделан сайт. Вряд ли удастся особо кастомизировать внешний вид и тем более использовать сторонние решения (калькуляторы, формы и др.), не предусмотренные конструктором. Почти все такие платформы — с закрытым исходным кодом и запретом вставлять чужой. Если не нравится, как что-то реализовано, придется смириться или жаловаться и ждать нововведений.

Несмотря на гибкость Tilda по сравнению с другими конструкторами, сайты довольно узнаваемы

Во-вторых, сайт на конструкторе фактически вам не принадлежит — вы арендуете его на время. Максимум, что можно сделать, — оплатить тариф на год-два вперёд (только несколько платформ разрешают выкупить сайт полностью и перенести на свой хостинг). Разработчики конструкторов могут менять функционал как угодно, повышать тарифы и вводить новые, избавляться от старых шаблонов и т.д. — пользователь мало что решает.

В-третьих, в долгосрочной перспективе содержать сайт на конструкторе недёшево (в среднем 6 000 р. в год, если судить по популярным платформам). Само собой, за экономию времени и простоту создания сайта надо платить. Часто на бесплатных тарифах нельзя подключить свой домен, убрать рекламу, включить каталог интернет-магазина, собирать статистику с помощью «Яндекс.Метрики» и Google Analytics. С такими ограничениями нельзя серьёзно заниматься бизнесом в интернете.

А какие преимущества и недостатки у CMS?

Главный минус CMS по сравнению с конструкторами — сложность создания сайта.

Особенно если с нуля и без соответствующего бэкграунда. Также есть риск допустить серьёзные ошибки в плане безопасности, работоспособности, оптимизации сайта, если речь о бесплатных CMS. А помощь специалистов, чтобы настроить всё должным образом и поскорее, получится недешёвой.

Зато есть огромный плюс — широкие возможности. Можно редактировать и дорабатывать исходный код, интегрировать любые сторонние решения, есть огромный выбор шаблонов и плагинов, платных и бесплатных. Нет лимитов на трафик, число страниц, количество загружаемых фото или товарных карточек.

На wordpress.org тысячи тем и десятки тысяч различных плагинов.

Другое немаловажное преимущество — отсутствие ежемесячной арендной платы, как в случае с SaaS-конструкторами. Можно использовать бесплатную CMS и вообще не тратить деньги. Или платить только за уникальные, редкие, крутые темы/шаблоны/плагины. Даже если брать коммерческую CMS (например, «1С-Битрикс»), оплата производится разово. Владелец решает не продлевать лицензию — сайт не отключится и продолжит работать без исчезновения отдельных модулей, отсоединения домена, навязчивой рекламы. Потому что сайт на CMS полностью принадлежит владельцу.

Кстати, «1С-Битрикс», Drupal, Joomla! — так называемые массовые CMS, а бывают ещё самописные — разработанные на заказ под конкретный бизнес. С одной стороны, это максимальная кастомизация и гибкость. С другой — высокая цена, зависимость от конкретного разработчика, сложности с техподдержкой, отсутствие полноценной документации, риск получить некачественный и небезопасный продукт. Ведь даже в случае с открытым исходным кодом (например, WordPress) надёжности больше, так как в проекте участвуют тысячи разработчиков-энтузиастов со всего мира. Почти никогда нет необходимости выбирать самописную CMS вместо популярного массового продукта.

Что же выбрать: конструктор или CMS?

Делаем выводы из всего вышеперечисленного.

Конструкторы сайтов идеально подходят для быстрого запуска простых небольших интернет-проектов. Например, одностраничников, сайтов-визиток, портфолио, маленьких магазинов. И любых некоммерческих, личных проектов «для души» (типа персонального сайта любимого котика). Где нет необходимости в сложном функционале, уникальном дизайне, тысячах страниц с контентом и т.п. И это точно не понадобится в будущем (потому что очень тяжело будет переносить готовый проект на другую платформу).

Это хороший вариант для начинающих свой бизнес в интернете, кто пока только пробует себя, не разбирается в тонкостях самостоятельного создания сайта, заходит с маленьким бюджетом (на старте дешевле, но в долгосрочной перспективе конструктор получится дороже). Серьёзному бизнесу тоже могут пригодиться конструкторы.

Например, для тестирования новых направлений: создать лендинг → закупить трафик → проанализировать результаты. Ещё можно таким образом запускать дополнительные разделы, спецпроекты (страницы Tilda, к примеру, можно вставлять в существующий сайт).

Движки или CMS однозначно стоит выбирать для создания мощных корпоративных сайтов, информационных порталов, крупных интернет-магазинов с десятками тысяч позиций. Потому что многочисленные ограничения конструкторов не позволят нормально реализовать такие проекты.

В то же время они подойдут и для создания простых сайтов — тех же визиток, личных блогов, небольших интернет-магазинов. Правда, это вариант для тех, кто готов потратить достаточно времени и сил на освоение CMS, изучение веб-разработки и вопросов безопасности сайта. Зато в долгосрочной перспективе получится дешевле, чем арендовать сайт у конструктора.

Кстати, по поводу персональных и корпоративных блогов. Можно не выбирать между конструктором и CMS, а попробовать специализированные блог-платформы: LiveJournal, Teletype, Medium или «Яндекс.Дзен» (здесь авторам ещё доступна монетизация).

Наполнение и запуск сайта — это только начало. Самое интересное впереди: оптимизация под поисковые системы, настройка рекламы, анализ конверсий и т.д. Много надо уметь, чтобы получать хорошие результаты по трафику и лидам. Курс «Я — интернет-маркетолог PRO» поможет разобраться с этими вопросами от А до Я. После обучения сможете продвигать и свой проект, и любой другой — за достойную зарплату.

Курс

Я — интернет-маркетолог PRO


Двухлетний учебный курс для глубокого погружения в профессию интернет-маркетолога. Вы разберётесь в тонкостях сквозной аналитики и performance-маркетинга, научитесь строить эффективные рекламные стратегии и управлять рекламными кампаниями.

  • Первые полгода учёбы — без оплаты.
  • Первые клиенты — уже через четыре месяца.
  • Неограниченный доступ к материалам курса.
  • Обучение на реальных задачах.
  • Карьерные консультации и помощь в трудоустройстве.

Хочешь получать крутые статьи по интернет-маркетингу?
Подпишись на рассылку Skillbox