Кто такой стример, чем он занимается и как зарабатывает
Стример часами сидит у компьютера, разговаривает и получает за это деньги.
Кадр: сериал «Битые пиксели» / Channel 4
Стример — «профессия XXI века», которую легко освоить. Для этого нужны только компьютер, веб-камера (или смартфон) и готовность выходить в прямой эфир. Стримеры, набравшие большую аудиторию, могут зарабатывать миллионы рублей в год. Но стримить регулярно не так легко, как может показаться.
В этом материале Skillbox Media рассказываем:
- кто такой стример;
- чем он занимается;
- какие специализации бывают у стримеров;
- какие навыки нужны успешному стримеру;
- как и сколько зарабатывают стримеры;
- как стать стримером.
Кто такой стример
Стример — это человек, который проводит стримы (онлайн-трансляции) на разных площадках. В ходе трансляций стример может, например, играть в игры, готовить, смотреть видео. Многие стримеры параллельно показывают себя с помощью веб-камеры.
Основная часть контента стримеров — стримы; они редко выпускают видео. Но есть и блогеры, которые запускают стримы в дополнение к другим форматам, — например, сначала снимают видео или пишут посты в Telegram, а потом начинают иногда проводить трансляции. Для таких блогеров стримы — ещё один способ монетизации блога и общения с подписчиками.
Стримеров можно условно разделить на любителей и профессионалов. Любители обычно ведут стримы для себя и своего окружения, не занимаются этим регулярно. Профессионалы же устраивают трансляции на широкую аудиторию и делают это систематически. При этом многие профессионалы начинали как любители.
Стримеры появились относительно недавно. Одним из первопроходцев в этой сфере стал бывший финансовый директор YouTube Джастин Кан, который в 2007 году запустил сервис Justin.tv для проведения трансляций.
Первое время на этой площадке был только один стример — сам Джастин. Он вёл непрерывную трансляцию своей жизни. Позже на сайте открыли регистрацию для всех пользователей и ввели рубрики: новости и технологии, музыка и радио, развлечения, спорт, игры и так далее.
Спустя некоторое время команда сервиса заметила, что аудитории интереснее всего трансляции игр. Поэтому владельцы Justin.tv решили выделить для этой рубрики отдельный сервис и запустили Twitch.tv. В ноябре 2024 года, по данным Streams Charts, на этой платформе зарегистрировано почти 32 миллиона стримеров.
Чем занимается стример
Главное занятие стримера — проводить трансляции. Но кроме этого стримеры обычно ещё ведут свой блог. Давайте разбираться.
Вести трансляции. Стримеры могут запускать трансляции на разных площадках. Самая популярная из них — YouTube. Но после замедления видеохостинга в России некоторые стримеры в дополнение к нему также начали использовать Twitch, Trovo, VK Play Live, Kick и даже Telegram — но трансляции в нём чаще всего напоминают вебинары и подкасты. Некоторые стримят только на этих площадках, не заводя канал на YouTube.
Чтобы запустить трансляцию, стримеры подготавливают фон, настраивают камеру, источники звука и программу для стрима. Как правило, стримы ведут с компьютеров, но некоторые выходят в прямой эфир и с телефона: транслируют экран, показывают себя или окружающее пространство.
Сами стримы могут идти несколько часов. Всё это время стримеры что-то делают: поют песни, играют в игру, готовят. А ещё общаются со зрителями: читают комментарии, отвечают на вопросы, комментируют сообщения о донатах, задают вопросы в чате. При этом стримеры могут делать перерывы — отходить по делам, есть возле монитора, брать паузы в обсуждении главной темы трансляции.
Развивать блоги в соцсетях. Это нужно, чтобы сформировать комьюнити заинтересованных зрителей, которые готовы подключаться к стримам после публикации анонса.
Стримеры не всегда тщательно готовят контент для своих блогов — пишут объёмные посты или снимают видео. Для них важнее просто оставаться на связи с аудиторией и рассказывать о предстоящих стримах.
Ещё соцсети помогают прокачать личный бренд и, как следствие, увеличить популярность, востребованность и доход. Подробнее о доходах стримеров читайте ниже.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет монетизировать своё время за компьютером
- «Стример» — научиться стримить на YouTube и Twitch, вести соцсети, работать с аудиторией во время эфиров, красиво говорить и импровизировать.
- «Профессия Блогер» — разобраться в создании видео- и фотоконтента, продвижении блога, научиться работать в кадре.
Какие специализации бывают у стримеров
Все специализации условны. Один стример в разные дни может вести трансляции на разные темы и в разных форматах. Но всё же обычно стример выбирает одну основную тему, которая повторяется на его трансляциях чаще всего. Разберём популярные темы стримов.
Игры. Стример играет в игры, например в Dota 2, Minecraft, Counter-Strike. Иногда стример делает акцент на одной игре или на нескольких. А иногда играет во всё подряд, как, например, ютуб-блогер и стример Дмитрий Куплинов. Он на своём ютуб-канале Kuplinov Play стримит игры разных жанров: от инди-хорроров до MMORPG.
Общение. Как мы писали выше, общение с аудиторией — важная часть любого стрима. Но стрим может быть и целиком посвящён общению. Некоторые авторы включают трансляцию только для того, чтобы поговорить со своей аудиторией. Чаще всего это делают популярные блогеры и стримеры. Они, например, обсуждают со зрителями новости, рассказывают о своей жизни.
Нередко популярные стримеры смотрят в прямом эфире видео, шортсы, фильмы, сериалы и телешоу. Параллельно они комментируют происходящее, вставляют свои шутки.
Новости, интервью. Автор комментирует актуальные события в одиночку или приглашает для этого экспертов. Этот формат популярен не только среди стримеров, но и среди новостных медиа.
Лайфстайл. Это контент из обычной жизни. Стримеры показывают свои хобби — готовят блюда, играют на музыкальных инструментах, занимаются спортом.
Часто формат меняется в рамках одного стрима — например, сначала автор общается с аудиторией, потом читает и обсуждает новости, а затем переходит к компьютерной игре.
На YouTube также бывают прямые эфиры, на которых нет стримеров. Во время них, например, включают музыку, транслируют сериалы или мультфильмы. В этом материале мы не рассматриваем такие стримы.
Какие навыки нужны стримеру, чтобы стать успешным
Стримерам не нужны специальные технические навыки — научиться настраивать программы для трансляций можно в процессе. Важны софт-скиллы. Вот какие качества считают нужными сами стримеры.
Коммуникабельность. Стримеру нужно постоянно общаться. Даже если аудитория молчит, всё равно нужно что-то рассказывать — комментировать происходящее на экране или вокруг, обсуждать новости или рассказывать истории из жизни.
Уверенность в себе. Стример может столкнуться с хейтом, особенно если его трансляции смотрит много людей. Иногда негативные комментарии приходят прямо во время прямого эфира, и нужно быть готовым спокойно реагировать на них.
Насмотренность. Стримеру важно много разговаривать — причём на самые разные темы. Для этого нужно постоянно расширять кругозор и развивать насмотренность, быть в курсе событий.
Кроме того, стримеру желательно разбираться в том направлении, которое он показывает. Так, если человек решает стримить прохождение Genshin Impact, он должен уметь в неё играть, — чтобы поддерживать разговор со зрителями, объяснять, что делает, рассказывать о нюансах.
Как и сколько зарабатывают стримеры
Доход стримеров зависит от того, какая у них аудитория. Обычно чем больше у стримера подписчиков и зрителей во время прямых эфиров и чем чаще он проводит трансляции, тем больше он зарабатывает. Разберём основные способы заработка стримеров и расскажем, сколько они могут получать благодаря им.
Донаты во время прямого эфира. Зрители добровольно переводят на счёт стримера деньги. Стримеры часто настраивают трансляцию так, чтобы сообщения о донатах появлялись на экране и были видны всем зрителям трансляции. Так пользователи могут не только поблагодарить стримера, но и передать привет, поделиться своим мнением, чтобы его точно заметили.
Донатят даже тем, кто имеет небольшую аудиторию и проводит трансляции нерегулярно. Стримерша LizaMilande рассказала, что на протяжении семи лет стримила редко, но всё равно получала донаты — её средний ежемесячный заработок на них составил 1942 рубля.
Платные подписки на страницы стримера. Опция платных подписок есть на большинстве платформ для стриминга. Например, стримеры, которые ведут трансляции через VK Play Live, могут привязать к своей странице аккаунт на Boosty. Цену подписки авторы определяют сами.
Раньше значительный доход российским стримерам приносили подписки с Twitch. Например, после утечки данных в 2021 году стало известно, что стример Денис Коробков (Welovegames) за два года (2020–2021) заработал на подписках около 14,4 миллиона рублей. Также в топ тогда вошли:
- Алексей Губанов (Jesus AVGN) — 8,1 миллиона рублей;
- Илья Мэддисон (HoneyMad) — 6,4 миллиона рублей;
- Владимир Семенюк (bratishkinoff) — 5,2 миллиона рублей.
Однако с 2022 года оплатить подписку на Twitch из России стало проблематично. Из-за этого некоторые стримеры столкнулись с оттоком платных подписчиков — например, об этом рассказывал Денис Коробков, у которого период пикового дохода от подписок был в 2020–2021 годах.
На некоторых площадках есть система монетизации — так, Twitch и YouTube встраивают рекламу в трансляции и делятся со стримерами частью дохода от рекламодателей. Правда, YouTube в 2024 году отключил программу монетизации для российских пользователей.
Продажа рекламы на стримах или в соцсетях. Основную часть доходов популярным стримерам приносят рекламные контракты. Чаще всего такое сотрудничество сегодня предлагают букмекерские конторы. Также контракты стримерам предлагают онлайн-магазины техники, цифровые сервисы для геймеров, сервисы доставки еды.
Рекламодатели могут покупать у стримеров разовые интеграции — тогда стример, например, расскажет о продукте во время одного стрима или сделает пост в соцсетях. Ещё со стримерами заключают контракты — тогда стример, как правило, добавляет логотип рекламодателя на свой экран или на фон или надевает футболку с логотипом. То есть показывает рекламодателя постоянно.
Стример с охватом канала около 800 тысяч просмотров в месяц и средним онлайном в тысячу человек может получать 200–250 тысяч рублей за каждый контракт, рассказала менеджер Twitch-стримера Алексея Pch3lk1n Пчёлкина Мария Пчёлкина. При этом стример может заключить одновременно несколько контрактов.
Продажа своих продуктов. Стримеры могут продавать услуги и продукцию, которая связана с их деятельностью. Например, человек, который разбирает вокал известных исполнителей, может приглашать зрителей учиться вокалу у него.
Как стать стримером
Начать стримить несложно. Вот что для этого нужно сделать.
Подготовить оборудование. Минимальное необходимое оборудование: веб-камера или обычная камера, ПК или смартфон, с которого можно снимать или транслировать свой экран.
Также пригодятся искусственный свет, штатив для камеры, дополнительные атрибуты на фоне: лампы, цветы, надписи, постеры. Но стартовать можно и без этого.
Начать делать контент. Для этого нужно выбрать тему, о которой вам будет интересно рассказывать, — иначе стримы могут быстро надоесть. А ещё нужно выбрать площадку, на которой вы будете вести трансляции. Проще всего начинать на площадках, где есть рекомендательные алгоритмы, которые помогают привлекать аудиторию, — на YouTube и на Twitch.
Но даже на таких площадках сначала может не быть зрителей. Чтобы собрать минимальный онлайн, можно пригласить друзей на свои первые трансляции.
Развивать страницы в соцсетях. Это поможет привлечь аудиторию на ваши стримы. Но для страниц в соцсетях нужно создавать дополнительный контент — например, делать вырезки из стримов или писать посты.
Совершенствовать навыки. Многие стримеры говорят, что главное — не сдаваться после первых неудач. Нужно продолжать стримить: пробовать разные темы, подходы и площадки, отслеживать реакцию аудитории и делать в кадре то, что нравится зрителям и вам.
Главное о стримерах в 4 пунктах
- Стример — человек, который проводит прямые трансляции. На этих трансляциях он может играть в онлайн-игры, петь, обсуждать новости, готовить — делать что угодно, при этом общаясь со зрителями. Самое популярное направление стриминга — игры. Многие стримеры выбирают одно направление стримов, некоторые работают в нескольких.
- Для стримера важны коммуникабельность, уверенность в себе и насмотренность — без этих качеств будет тяжело общаться с аудиторией, а это основная составляющая стримов в любом направлении. Также стримеру важно разбираться в той теме, о которой он рассказывает.
- Заработок стримера зависит от размера его аудитории: чем она больше, тем больше стример может заработать. Основные способы заработка — приём донатов, продажа рекламы, создание платных подписок и продажа своих продуктов.
- Чтобы стать стримером, нужно оборудование и желание развиваться в этом направлении. На старте можно обойтись даже смартфоном; главное — не сдаваться после первых неудач.
Как узнать больше о стриминге
- Если вы планируете стримить на YouTube, почитайте нашу инструкцию о том, как создать и оформить канал. Внутри вы найдёте рекомендации блогеров и пиар-специалистов — и поймёте, как выбрать название канала и что добавить в описание, чтобы вас находила целевая аудитория. А после загляните в статью о том, как быстрее набрать первую тысячу подписчиков на YouTube.
- Чтобы быстрее развивать канал, можно публиковать видеоконтент — ролики или шортсы. Прочитайте статью, чтобы узнать, как делать шортсы.
- Также в Skillbox Media есть статьи о разных площадках, на которых можно проводить стримы. Прочитайте обзоры YouTube, Boosty и «Платформы», чтобы выбрать подходящую.
Хотите зарабатывать на создании контента? Почитайте другие статьи Skillbox Media
- Как стать блогером: с чего начать и как зарабатывать на своём блоге
- Как раскрутить группу во «ВКонтакте»: 10 советов для (почти) любых сообществ
- Кто такой копирайтер и как научиться зарабатывать на текстах
- Как раскрутить канал в Telegram: подборка из 17 бесплатных и платных способов продвижения
- Как развивать насмотренность и как использовать её при создании видеоконтента