Кто такой CRM-менеджер, чем он занимается и сколько зарабатывает
Спойлер: это профессия для тех, кто любит работать и с креативными задачами, и с большим массивом данных.


Иллюстрация:Оля Ежак для Skillbox Media
CRM-менеджер — профессия, для которой не нужно получать образование: чтобы попасть на позицию стажёра, достаточно уметь грамотно писать. А уже через пять лет, получив необходимые навыки, специалист может достичь дохода 250 тысяч рублей в месяц.
В этой статье редакции «Маркетинг» Skillbox Media рассказываем:
- кто такой CRM-менеджер;
- чем он занимается;
- какие навыки нужны CRM-менеджеру;
- сколько зарабатывают такие специалисты;
- как стать CRM-менеджером.
Кто такой CRM-менеджер
CRM-менеджер — это специалист, который отвечает за работу с CRM-системой в компании. Он может внедрять CRM, дорабатывать её, настраивать, следить за тем, чтобы лиды не терялись. А ещё он может сегментировать клиентскую базу и передавать отделу маркетинга данные для настройки рассылок и кампаний.
Больше о видах и принципах работы CRM-систем можно узнать в нашей статье.
Мы перечислили классические задачи CRM-менеджера. Но на рынке почти не ищут таких специалистов. В большинстве вакансий работодатели понимают под CRM-менеджером CRM-маркетолога, а у него другие задачи. В этом материале мы расскажем именно о CRM-маркетологах, но будем называть их менеджерами, как это делают на рынке.
CRM-менеджер — специалист, который создаёт персонализированные email-рассылки, рассылки в СМС, пуш-уведомлениях, мессенджерах и чат-ботах. Также он может разрабатывать программы лояльности совместно с отделом маркетинга или продаж.
Специалисты обычно нужны крупным компаниям, в которых уже внедрена CRM-система и есть большая клиентская база. Малому бизнесу, сотрудники которого общаются с немногочисленными клиентами в условном Telegram, CRM‑менеджеры не нужны.
CRM-менеджера могут путать с email-маркетологом или копирайтером, но его работа выходит за рамки создания писем. Он занимается не только рассылками, но и автоматизацией процессов, анализом клиентских данных и стратегией удержания аудитории. Однако в небольших компаниях его функции могут выполнять другие специалисты — например, маркетолог или контент-менеджер.
Чем занимается CRM-менеджер
Перечислим задачи, с которыми CRM-менеджер сталкивается чаще всего.
Администрирует CRM-системы. CRM-менеджер следит за «чистотой» базы клиентов: обновляет данные, удаляет дубли и сегментирует аудиторию. Также специалист интегрирует CRM с другими сервисами — например, платформами для рассылок, чат-ботами и аналитическими инструментами.
Настраивает цепочки коммуникаций. CRM-менеджер разрабатывает сценарии коммуникации для каждого сегмента аудитории и канала взаимодействия. Например, если клиент давно не делал покупок, специалист может запустить серию пуш-уведомлений и email-писем с персональными скидками и промокодами, чтобы вернуть его интерес.
Пишет тексты для цепочки коммуникации. В большинстве случаев CRM-менеджер самостоятельно разрабатывает цепочки писем: продумывает их логику, последовательность и содержание. Он анализирует клиентский путь, определяет, какие триггерные письма нужны на каждом этапе, и настраивает автоматические рассылки. Например, если клиент добавил товар в корзину, но не оформил заказ, CRM-менеджер создаёт серию писем с напоминаниями о брошенной корзине.
В некоторых компаниях тексты для писем пишут копирайтеры или email-маркетологи. В этом случае CRM-менеджер составляет техническое задание, указывая, что должно быть в письме и какие CTA (призывы к действию) нужно использовать. Такой подход распространён в крупных компаниях, где маркетинговые задачи распределены между несколькими специалистами.
Верстает письма. Часто CRM-менеджер не только продумывает логику и содержание писем, но и самостоятельно занимается их вёрсткой. Обычно он верстает письма во встроенных редакторах email-сервисов (например, Unisender, Mailchimp или SendPulse): размещает текст, добавляет изображения, настраивает кнопки для перехода сайт. Его цель — сделать так, чтобы письма привлекательно выглядели и корректно отображались на всех устройствах.
В некоторых компаниях дизайном email-рассылок занимаются графические дизайнеры. В таком случае CRM-менеджер формирует техническое задание.
Анализирует поведение клиентов и эффективность рассылок. CRM-менеджер анализирует реакцию клиентов на рассылки, выявляет наиболее активные сегменты аудитории и определяет эффективные триггерные цепочки. Для этого он может анализировать разные метрики — рассмотрим распространённые.
Конверсия на разных этапах воронки. Например, процент клиентов, которые открыли письмо, — open rate, и процент пользователей, которые перешли на сайт по ссылке в письме, — click rate | LTV (lifetime value) — суммарная прибыль от клиента за всё время взаимодействия с бизнесом | Churn rate — показатель оттока клиентов. CRM‑менеджеры работают над снижением этого показателя, анализируя причины ухода пользователей | Redemption rate — процент клиентов, которые воспользовались предложенными бонусами и акциями. Эта метрика показывает, насколько эффективно работает программа лояльности |
Сотрудничает с отделами продаж, маркетинга и продуктовой командой. CRM‑менеджер в B2B Лидия Калугина отмечает, что именно отдел продаж лучше всего понимает клиентов. Менеджеры знают, какие вопросы покупатели задают чаще всего, какие сомнения мешают им принять решение и какие моменты особенно важны. Используя эту информацию, CRM-менеджер может выстраивать более точные и эффективные сценарии коммуникации и повышать конверсию.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет начать работу в маркетинге
- «Профессия Интернет-маркетолог» — для тех, кто хочет научиться привлекать клиентов для бизнеса в Сети.
- «Профессия Копирайтер с нуля до PRO» — для тех, кто хочет научиться писать тексты, которые помогают продавать товары и услуги.
Какие навыки нужны CRM-менеджеру
На российском рынке труда от CRM-менеджера ждут разных хард-скиллов. Чаще всего в вакансиях упоминают следующие.
Знание CRM-систем. CRM-менеджер работает в специальных системах (Bitrix24, amoCRM, «Мегаплан» и других), где хранятся данные о клиентах, их покупках и взаимодействиях с компанией. Без них невозможно наладить эффективную работу с клиентской базой.
Чем больше клиентов, тем сложнее работать вручную. Поэтому CRM-менеджер должен уметь настраивать автоматические процессы — например, связывать CRM с сайтом, складом, колл-центром и сервисами рассылок.
Умение сегментировать базу. Клиенты разные: одни покупают часто, другие — редко, а кто-то подписался на рассылку, но так ничего и не заказал. CRM-менеджер должен уметь делить базу на группы, чтобы формировать персонализированные предложения для каждой из этих групп.
Навыки работы с инструментами для автоматизации маркетинга. CRM-менеджер настраивает автоматические рассылки в разных каналах: email, СМС, мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Viber) или пуш-уведомлениях. Для этого он должен разбираться в сервисах для автоматизации маркетинга — например, Mindbox, Unisender, Sendsay.
Умение работать с аналитикой. Так, CRM-менеджер должен понимать, на какие метрики ему можно ориентироваться, как можно на них влиять, какими должны быть показатели. А ещё он должен уметь работать с отчётами: пользоваться стандартными отчётами сервисов и создавать свои в Excel, использовать BI‑системы и базы данных SQL.
Способность писать грамотно и понятно. Она пригодится, если менеджеру предстоит самостоятельно писать письма для цепочек коммуникации. Рассылка должна быть понятной и легко читаемой, говорит руководитель отдела CRM и программы лояльности в сети зоомагазинов «Бетховен» и автор телеграм-канала «CRM, вокруг да около» Максим Трусов.
Кроме того, в работе пригодятся мягкие навыки. Наиболее важный из них — эмпатия. Специалисту важно уметь понимать клиента, чтобы наладить с ним связь, считает CRM-маркетолог в B2B Лидия Калугина.
Ещё важны коммуникативные навыки. CRM-менеджер взаимодействует с разными отделами: маркетингом, продажами, а иногда и клиентской поддержкой. Поэтому он должен уметь объяснять сложные вещи простыми словами и договариваться с коллегами.
Гибкость и желание учиться тоже пригодятся. Технологии меняются, появляются новые CRM-системы и маркетинговые инструменты. CRM-менеджеру нужно быть готовым разбираться в новых сервисах и адаптироваться к изменениям на рынке.
В работе также будет плюсом развитая насмотренность, считает Максим Трусов. CRM-менеджер, который изучает успешные кейсы, анализирует рассылки конкурентов и следит за креативными решениями в email-маркетинге, применении пуш-уведомлений и мессенджеров, предлагает удачные решения. Он может не просто копировать приёмы, а адаптировать их под заказчика.
Сколько зарабатывают CRM‑менеджеры
Согласно данным локального исследования маркетологов Дарьи Гущи и Павла Касаткина, уровень дохода CRM-менеджера напрямую зависит от его грейда.
Стажёр | Джуниор (опыт 0–3 года) | Мидл (опыт 3–5 лет) | Синьор (опыт более 5 лет) | Руководитель (опыт более 5 лет) |
---|---|---|---|---|
От 25 тысяч до 60 тысяч рублей | От 60 тысяч до 115 тысяч рублей | От 125 тысяч до 190 тысяч рублей | От 150 тысяч до 250 тысяч рублей | От 235 тысяч до 335 тысяч рублей |
Однако на практике не всегда можно настолько чётко разделить CRM-менеджеров по грейдам. Размер зарплаты зависит ещё и от объёма задач, и от объёма ответственности, который возлагают на специалиста.
Для начинающих специалистов вакансий мало. Как правило, в списке их задач только работа с рутинными процессами: настройкой, запуском и оформлением рассылок. Поэтому и платят им мало.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Если специалист готов взять на себя больше задач, он сможет рассчитывать на более высокую зарплату. Например, в вакансии ниже работодатель ожидает, что CRM-менеджер будет самостоятельно разрабатывать и реализовывать стратегии коммуникации.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Таких навыков ждут от специалиста с опытом работы 2–3 года. При этом в вакансии указано, что кандидат должен иметь профильное образование в сфере маркетинга.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
В вакансиях для CRM-менеджеров уровня lead список обязанностей заметно отличается — больший упор сделан на работу со стратегией, масштабированием и проверкой гипотез. Платить им готовы больше, чем специалистам уровня middle.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
Часто компании готовы платить не только фиксированный оклад, но и премии за достижение ключевых показателей эффективности (KPI). В таких случаях CRM-менеджеру могут начислять бонусы, например, за увеличение выручки через CRM-каналы. То есть если рассылки и автоматизированные коммуникации приносят бизнесу больше прибыли, специалист получает дополнительное вознаграждение.

Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media
На уровень дохода CRM-менеджера влияет не только объём задач и опыт, но и отрасль, в которой он работает. «Высокие зарплаты у специалистов в финтехе, e-commerce и EdTech, где конкуренция за клиента особенно жёсткая. В этих сферах персонализированные коммуникации напрямую влияют на выручку компании», — говорит CRM-маркетолог в B2B Лидия Калугина.
Как стать CRM-менеджером
Если у вас нет специфических знаний и навыков, начать карьеру CRM-менеджера будет сложно. Для начала нужно хотя бы базово освоить маркетинг, копирайтинг и CRM-системы.
В вузах нет отдельных программ для CRM-менеджеров, но полезные знания можно получить на направлениях вроде «Маркетинга» или «Связей с общественностью». Эти специальности дают базовое представление о работе с аудиторией, анализе данных и автоматизации коммуникаций.
Освоить работу с CRM можно и самостоятельно — проходя курсы, читая статьи, смотря вебинары и участвуя в профессиональных сообществах. Начать можно с изучения основ CRM-маркетинга: разобраться, как работать с клиентскими базами, сегментацией, автоматическими рассылками, узнать, на какие метрики ориентироваться, чтобы оценить эффективность CRM-маркетинга.
Ещё один способ войти в профессию — переквалифицироваться. Опыт в продажах, маркетинге или клиентском сервисе облегчит адаптацию. Кроме того, пригодятся навыки работы с текстами, аналитические способности и понимание логики взаимодействия в мессенджерах и email-каналах, уточняет руководитель отдела CRM и программы лояльности в сети зоомагазинов «Бетховен» Максим Трусов.
Главное о работе CRM-менеджера в 4 пунктах
- На российском рынке труда от CRM-менеджера часто ждут выполнения задач CRM-маркетолога. Такой специалист организует взаимодействие компании с клиентами с помощью email-рассылок, СМС, пуш-уведомлений и мессенджеров.
- CRM-менеджеру важно разбираться в CRM-системах (Bitrix24, amoCRM), инструментах email-маркетинга (Unisender, Mindbox), в аналитике и в сегментации базы клиентов. Полезны навыки автоматизации процессов, грамотная речь, эмпатия.
- Доход CRM-менеджера зависит от опыта, отрасли и объёма задач. Начинающие специалисты получают 25–60 тысяч рублей, а специалисты с опытом работы более пяти лет могут зарабатывать от 200 тысяч рублей в месяц.
- Чтобы начать работать CRM-менеджером, нужны знания. Получить их можно в вузе или самостоятельно. Кроме того, в CRM-менеджмент можно прийти из других сфер: продаж, маркетинга, клиентского сервиса.
В маркетинге ещё много интересных профессий — читайте о них в статьях редакции «Маркетинг» Skillbox Media
- Кто такой маркетолог, чем он занимается, зачем он нужен бизнесу и как им стать
- SMM-менеджер: чем он занимается, что умеет, зачем нужен бизнесу и как им стать
- Контент-менеджер: чем он занимается на самом деле и тяжело ли освоить профессию
- Менеджер маркетплейсов: чем он занимается, что умеет, зачем нужен бизнесу и как им стать
- Кто такой инфлюенс-маркетинг-менеджер, чем он занимается и сколько зарабатывает