Скидки до 50% и курс в подарок : : Выбрать курс
Маркетинг
#статьи

Кто такой CRM-менеджер, чем он занимается и сколько зарабатывает

Спойлер: это профессия для тех, кто любит работать и с креативными задачами, и с большим массивом данных.

Иллюстрация:Оля Ежак для Skillbox Media

CRM-менеджер — профессия, для которой не нужно получать образование: чтобы попасть на позицию стажёра, достаточно уметь грамотно писать. А уже через пять лет, получив необходимые навыки, специалист может достичь дохода 250 тысяч рублей в месяц.

В этой статье редакции «Маркетинг» Skillbox Media рассказываем:


Кто такой CRM-менеджер

CRM-менеджер — это специалист, который отвечает за работу с CRM-системой в компании. Он может внедрять CRM, дорабатывать её, настраивать, следить за тем, чтобы лиды не терялись. А ещё он может сегментировать клиентскую базу и передавать отделу маркетинга данные для настройки рассылок и кампаний.

Больше о видах и принципах работы CRM-систем можно узнать в нашей статье.

Мы перечислили классические задачи CRM-менеджера. Но на рынке почти не ищут таких специалистов. В большинстве вакансий работодатели понимают под CRM-менеджером CRM-маркетолога, а у него другие задачи. В этом материале мы расскажем именно о CRM-маркетологах, но будем называть их менеджерами, как это делают на рынке.

CRM-менеджер — специалист, который создаёт персонализированные email-рассылки, рассылки в СМС, пуш-уведомлениях, мессенджерах и чат-ботах. Также он может разрабатывать программы лояльности совместно с отделом маркетинга или продаж.

Специалисты обычно нужны крупным компаниям, в которых уже внедрена CRM-система и есть большая клиентская база. Малому бизнесу, сотрудники которого общаются с немногочисленными клиентами в условном Telegram, CRM‑менеджеры не нужны.

CRM-менеджера могут путать с email-маркетологом или копирайтером, но его работа выходит за рамки создания писем. Он занимается не только рассылками, но и автоматизацией процессов, анализом клиентских данных и стратегией удержания аудитории. Однако в небольших компаниях его функции могут выполнять другие специалисты — например, маркетолог или контент-менеджер.

Чем занимается CRM-менеджер

Перечислим задачи, с которыми CRM-менеджер сталкивается чаще всего.

Администрирует CRM-системы. CRM-менеджер следит за «чистотой» базы клиентов: обновляет данные, удаляет дубли и сегментирует аудиторию. Также специалист интегрирует CRM с другими сервисами — например, платформами для рассылок, чат-ботами и аналитическими инструментами.

Настраивает цепочки коммуникаций. CRM-менеджер разрабатывает сценарии коммуникации для каждого сегмента аудитории и канала взаимодействия. Например, если клиент давно не делал покупок, специалист может запустить серию пуш-уведомлений и email-писем с персональными скидками и промокодами, чтобы вернуть его интерес.

Пишет тексты для цепочки коммуникации. В большинстве случаев CRM-менеджер самостоятельно разрабатывает цепочки писем: продумывает их логику, последовательность и содержание. Он анализирует клиентский путь, определяет, какие триггерные письма нужны на каждом этапе, и настраивает автоматические рассылки. Например, если клиент добавил товар в корзину, но не оформил заказ, CRM-менеджер создаёт серию писем с напоминаниями о брошенной корзине.

В некоторых компаниях тексты для писем пишут копирайтеры или email-маркетологи. В этом случае CRM-менеджер составляет техническое задание, указывая, что должно быть в письме и какие CTA (призывы к действию) нужно использовать. Такой подход распространён в крупных компаниях, где маркетинговые задачи распределены между несколькими специалистами.

Верстает письма. Часто CRM-менеджер не только продумывает логику и содержание писем, но и самостоятельно занимается их вёрсткой. Обычно он верстает письма во встроенных редакторах email-сервисов (например, Unisender, Mailchimp или SendPulse): размещает текст, добавляет изображения, настраивает кнопки для перехода сайт. Его цель — сделать так, чтобы письма привлекательно выглядели и корректно отображались на всех устройствах.

В некоторых компаниях дизайном email-рассылок занимаются графические дизайнеры. В таком случае CRM-менеджер формирует техническое задание.

Анализирует поведение клиентов и эффективность рассылок. CRM-менеджер анализирует реакцию клиентов на рассылки, выявляет наиболее активные сегменты аудитории и определяет эффективные триггерные цепочки. Для этого он может анализировать разные метрики — рассмотрим распространённые.

Конверсия на разных этапах воронки. Например, процент клиентов, которые открыли письмо, — open rate, и процент пользователей, которые перешли на сайт по ссылке в письме, — click rateLTV (lifetime value) — суммарная прибыль от клиента за всё время взаимодействия с бизнесомChurn rate — показатель оттока клиентов. CRM‑менеджеры работают над снижением этого показателя, анализируя причины ухода пользователейRedemption rate — процент клиентов, которые воспользовались предложенными бонусами и акциями. Эта метрика показывает, насколько эффективно работает программа лояльности

Сотрудничает с отделами продаж, маркетинга и продуктовой командой. CRM‑менеджер в B2B Лидия Калугина отмечает, что именно отдел продаж лучше всего понимает клиентов. Менеджеры знают, какие вопросы покупатели задают чаще всего, какие сомнения мешают им принять решение и какие моменты особенно важны. Используя эту информацию, CRM-менеджер может выстраивать более точные и эффективные сценарии коммуникации и повышать конверсию.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет начать работу в маркетинге

Какие навыки нужны CRM-менеджеру

На российском рынке труда от CRM-менеджера ждут разных хард-скиллов. Чаще всего в вакансиях упоминают следующие.

Знание CRM-систем. CRM-менеджер работает в специальных системах (Bitrix24, amoCRM, «Мегаплан» и других), где хранятся данные о клиентах, их покупках и взаимодействиях с компанией. Без них невозможно наладить эффективную работу с клиентской базой.

Чем больше клиентов, тем сложнее работать вручную. Поэтому CRM-менеджер должен уметь настраивать автоматические процессы — например, связывать CRM с сайтом, складом, колл-центром и сервисами рассылок.

Умение сегментировать базу. Клиенты разные: одни покупают часто, другие — редко, а кто-то подписался на рассылку, но так ничего и не заказал. CRM-менеджер должен уметь делить базу на группы, чтобы формировать персонализированные предложения для каждой из этих групп.

Навыки работы с инструментами для автоматизации маркетинга. CRM-менеджер настраивает автоматические рассылки в разных каналах: email, СМС, мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Viber) или пуш-уведомлениях. Для этого он должен разбираться в сервисах для автоматизации маркетинга — например, Mindbox, Unisender, Sendsay.

Умение работать с аналитикой. Так, CRM-менеджер должен понимать, на какие метрики ему можно ориентироваться, как можно на них влиять, какими должны быть показатели. А ещё он должен уметь работать с отчётами: пользоваться стандартными отчётами сервисов и создавать свои в Excel, использовать BI‑системы и базы данных SQL.

Способность писать грамотно и понятно. Она пригодится, если менеджеру предстоит самостоятельно писать письма для цепочек коммуникации. Рассылка должна быть понятной и легко читаемой, говорит руководитель отдела CRM и программы лояльности в сети зоомагазинов «Бетховен» и автор телеграм-канала «CRM, вокруг да около» Максим Трусов.

Кроме того, в работе пригодятся мягкие навыки. Наиболее важный из них — эмпатия. Специалисту важно уметь понимать клиента, чтобы наладить с ним связь, считает CRM-маркетолог в B2B Лидия Калугина.

Ещё важны коммуникативные навыки. CRM-менеджер взаимодействует с разными отделами: маркетингом, продажами, а иногда и клиентской поддержкой. Поэтому он должен уметь объяснять сложные вещи простыми словами и договариваться с коллегами.

Гибкость и желание учиться тоже пригодятся. Технологии меняются, появляются новые CRM-системы и маркетинговые инструменты. CRM-менеджеру нужно быть готовым разбираться в новых сервисах и адаптироваться к изменениям на рынке.

В работе также будет плюсом развитая насмотренность, считает Максим Трусов. CRM-менеджер, который изучает успешные кейсы, анализирует рассылки конкурентов и следит за креативными решениями в email-маркетинге, применении пуш-уведомлений и мессенджеров, предлагает удачные решения. Он может не просто копировать приёмы, а адаптировать их под заказчика.

Сколько зарабатывают CRM‑менеджеры

Согласно данным локального исследования маркетологов Дарьи Гущи и Павла Касаткина, уровень дохода CRM-менеджера напрямую зависит от его грейда.

СтажёрДжуниор (опыт 0–3 года)Мидл (опыт 3–5 лет)Синьор (опыт более 5 лет)Руководитель (опыт более 5 лет)
От 25 тысяч до 60 тысяч рублейОт 60 тысяч до 115 тысяч рублейОт 125 тысяч до 190 тысяч рублейОт 150 тысяч до 250 тысяч рублейОт 235 тысяч до 335 тысяч рублей

Однако на практике не всегда можно настолько чётко разделить CRM-менеджеров по грейдам. Размер зарплаты зависит ещё и от объёма задач, и от объёма ответственности, который возлагают на специалиста.

Для начинающих специалистов вакансий мало. Как правило, в списке их задач только работа с рутинными процессами: настройкой, запуском и оформлением рассылок. Поэтому и платят им мало.

Список обязанностей и ожиданий в вакансии для начинающего специалиста без указания зарплаты
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Если специалист готов взять на себя больше задач, он сможет рассчитывать на более высокую зарплату. Например, в вакансии ниже работодатель ожидает, что CRM-менеджер будет самостоятельно разрабатывать и реализовывать стратегии коммуникации.

Список обязанностей в вакансии, в которой предлагают от 150 до 200 тысяч рублей в месяц
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Таких навыков ждут от специалиста с опытом работы 2–3 года. При этом в вакансии указано, что кандидат должен иметь профильное образование в сфере маркетинга.

Список ожиданий в вакансии, в которой предлагают от 150 до 200 тысяч рублей в месяц
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

В вакансиях для CRM-менеджеров уровня lead список обязанностей заметно отличается — больший упор сделан на работу со стратегией, масштабированием и проверкой гипотез. Платить им готовы больше, чем специалистам уровня middle.

Список обязанностей в вакансии, в которой предлагают до 260 тысяч рублей в месяц
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

Часто компании готовы платить не только фиксированный оклад, но и премии за достижение ключевых показателей эффективности (KPI). В таких случаях CRM-менеджеру могут начислять бонусы, например, за увеличение выручки через CRM-каналы. То есть если рассылки и автоматизированные коммуникации приносят бизнесу больше прибыли, специалист получает дополнительное вознаграждение.

Список условий в вакансии, в которой предлагают от 150 тысяч рублей в месяц
Скриншот: HeadHunter / Skillbox Media

На уровень дохода CRM-менеджера влияет не только объём задач и опыт, но и отрасль, в которой он работает. «Высокие зарплаты у специалистов в финтехе, e-commerce и EdTech, где конкуренция за клиента особенно жёсткая. В этих сферах персонализированные коммуникации напрямую влияют на выручку компании», — говорит CRM-маркетолог в B2B Лидия Калугина.

Как стать CRM-менеджером

Если у вас нет специфических знаний и навыков, начать карьеру CRM-менеджера будет сложно. Для начала нужно хотя бы базово освоить маркетинг, копирайтинг и CRM-системы.

В вузах нет отдельных программ для CRM-менеджеров, но полезные знания можно получить на направлениях вроде «Маркетинга» или «Связей с общественностью». Эти специальности дают базовое представление о работе с аудиторией, анализе данных и автоматизации коммуникаций.

Освоить работу с CRM можно и самостоятельно — проходя курсы, читая статьи, смотря вебинары и участвуя в профессиональных сообществах. Начать можно с изучения основ CRM-маркетинга: разобраться, как работать с клиентскими базами, сегментацией, автоматическими рассылками, узнать, на какие метрики ориентироваться, чтобы оценить эффективность CRM-маркетинга.

Ещё один способ войти в профессию — переквалифицироваться. Опыт в продажах, маркетинге или клиентском сервисе облегчит адаптацию. Кроме того, пригодятся навыки работы с текстами, аналитические способности и понимание логики взаимодействия в мессенджерах и email-каналах, уточняет руководитель отдела CRM и программы лояльности в сети зоомагазинов «Бетховен» Максим Трусов.

Главное о работе CRM-менеджера в 4 пунктах

  • На российском рынке труда от CRM-менеджера часто ждут выполнения задач CRM-маркетолога. Такой специалист организует взаимодействие компании с клиентами с помощью email-рассылок, СМС, пуш-уведомлений и мессенджеров.
  • CRM-менеджеру важно разбираться в CRM-системах (Bitrix24, amoCRM), инструментах email-маркетинга (Unisender, Mindbox), в аналитике и в сегментации базы клиентов. Полезны навыки автоматизации процессов, грамотная речь, эмпатия.
  • Доход CRM-менеджера зависит от опыта, отрасли и объёма задач. Начинающие специалисты получают 25–60 тысяч рублей, а специалисты с опытом работы более пяти лет могут зарабатывать от 200 тысяч рублей в месяц.
  • Чтобы начать работать CRM-менеджером, нужны знания. Получить их можно в вузе или самостоятельно. Кроме того, в CRM-менеджмент можно прийти из других сфер: продаж, маркетинга, клиентского сервиса.

В маркетинге ещё много интересных профессий — читайте о них в статьях редакции «Маркетинг» Skillbox Media



Курс с трудоустройством: «Профессия Интернет-маркетолог» Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована