Маркетинг
#Мнения

Как строить карьеру в PR и куда уходить, если хотите развиваться дальше

Опытные PR-специалисты рассказывают, как дорасти до своего агентства, как не допустить выгорания и в каких отраслях пригодятся навыки пиарщика.

Иллюстрация: Pngwing / Freepik / Colowgee для Skillbox Media

Материал подготовила

Диана Поздеева

PR-специалист, основатель PR-агентства Gord Agency.

В индустрии PR я нахожусь уже восемь лет, а если считать с момента поступления в СПбГУ — все одиннадцать. Я замечаю, что коллеги всё время обсуждают вопросы карьеры в PR, выгорания, смены сферы деятельности. Разобраться в том, как строить карьеру и стоит ли менять профессию, действительно может быть сложно.

Я поговорила с опытными PR-специалистами, и вместе мы подготовили статью, в которой рассказываем:

Кто такой пиарщик в 2024 году

Пиарщиков часто принимают за маркетологов, SMM-специалистов, менеджеров блогеров и даже ивент-менеджеров. Десять лет назад такой путаницы не было — тогда PR подразумевал только работу со СМИ. Сейчас PR-специалист — это человек, который умеет использовать разные инструменты и разрешать кризисные ситуации.

Специалист должен уметь работать с разными инструментами, потому что его задача — построить репутацию бренда и создать нужный образ. Для этого нужно взаимодействовать с аудиторией везде, где она есть. Поэтому PR-специалист должен разбираться не только в пиаре, но и в смежных профессиональных областях — например, в маркетинге или ивент-менеджменте.

Сейчас пиарщик может проверять настройки рекламы или вести сообщества в социальных сетях самостоятельно. Это нормальная практика: одних публикаций в СМИ для полноценного PR-проекта уже недостаточно.

Например, PR-специалисты могут отвечать на негативные отзывы
Скриншот: Otzyvru.com / Skillbox Media

Ещё один важный навык современного пиарщика — умение разрешать кризисные ситуации. В мире каждый день что-то меняется, и не всегда эти изменения в обществе встречают положительно. Уходят популярные и знакомые большинству бренды, создаются новые медиаканалы, авторитет которых ещё только предстоит проверить, меняются лидеры мнений, блогеров и бренды всё чаще бойкотируют из-за их действий.

Пиарщику нужно быть готовым буквально ко всему. Он должен уметь работать с репутацией брендов в переломные для них моменты.

В Skillbox Media есть обзор профессии PR-менеджера — из него вы узнаете о задачах специалиста больше.

Какие форматы работы есть в PR

PR-менеджеры обычно сначала работают в найме, а потом на себя. Расскажу о возможных форматах.

Работа в найме в компании. С компаний часто начинают новички.

В крупной компании пиарщик работает с одним продуктом или услугой, а значит, может полностью погрузиться в его особенности и изучить работу в PR от и до, не отвлекаясь на другие проекты.

Есть нюанс — со временем специалист в найме рискует оказаться в «‎пузыре»‎ одной ниши. Чтобы избежать этого, примкните к PR-сообществу: общайтесь в чатах, ходите на бранчи и нетворкинг-встречи, расширяйте кругозор и связи. Иначе можно потерять связь с реальностью и не уследить за трендами.

Работа в найме в PR-агентстве. Это ещё один способ начать карьеру в PR.

В агентстве специалист может работать с разными проектами, поэтому риск оказаться в «пузыре» одной ниши меньше. Но PR-менеджеру в агентстве важно уметь работать в режиме многозадачности. Зато творческой свободы в агентствах обычно больше, чем в компаниях.

Фриланс. Проекты на фрилансе обычно берут те, кто уже набрался опыта в найме. Компетентные PR-менеджеры могут брать проекты на аутсорс в России и за рубежом, самостоятельно регулировать нагрузку и выбирать комфортный режим работы. Они могут даже нанять нескольких человек в помощь, но оказывать услуги от своего имени.

Консалтинговые услуги. Ещё один формат самостоятельной работы — консультировать агентства, фрилансеров и команды проектов. Увеличить базу клиентов поможет личный бренд, нетворкинг и качественная работа — ваши клиенты будут рекомендовать вас другим.

Своё агентство. PR-специалисты обычно открывают агентство, когда у них уже есть постоянные клиенты, успешные кейсы и много входящих запросов, которые невозможно успеть отработать самостоятельно. Чаще всего — после того, как поработали на фрилансе.

Что лучше — работать в найме или на себя

Юлия Сюмаченко-Дроздова

Маркетолог, специалист по организации и продвижению событий, преподаватель. Проверяющий куратор на курсах Skillbox «Спецпроекты и нативная реклама», «Основы контент-маркетинга» и других


И в найме, и на фрилансе можно работать интересно, интенсивно и при этом хорошо зарабатывать. Выбор зависит от предпочтений специалиста, его опыта, карьерных целей.

Специалист в найме развивается узко, потому что работает всего с одним проектом. Но при этом он знает бренд досконально, а это плюс. Пиарщик бренда в штате компании может стать директором по связям с общественностью или руководителем пресс-службы. А в агентстве можно стать руководителем команды пиарщиков.

При работе на себя с несколькими проектами чаще всего обратная история. Погружение в особенности разных брендов будет не таким глубоким, зато специалист приобретает более широкие профессиональные взгляды, потому что работает с разными нишами.

Ещё один нюанс — при работе на себя PR-специалистам нужно постоянно искать клиентов, часто с помощью рекламы или работы над построением личного бренда. Это требует времени, знаний и финансовых вложений. Зато есть возможность открыть своё агентство и зарабатывать в несколько раз больше, чем, например, на руководящей позиции в найме.

Новичкам на старте карьеры я рекомендую работать в штате компании и фокусироваться на одном бренде, год за годом совершенствовать профессиональное мастерство. Далее, когда специалист приобретёт должный объём опыта, знаний, деловых связей, можно задуматься о самостоятельной работе.

Нужно ли пиарщику развивать личный бренд

Да, нужно. Личный бренд — это сильный инструмент продаж и влияния. Я сужу об этом по моему опыту работы с личными брендами предпринимателей разного уровня и блогеров-миллионников.

Пиарщикам этот инструмент тоже подходит — объём присутствия в инфополе, количество связей и узнаваемость напрямую влияют на заработок специалиста. Причём не обязательно вести блог или выступать на конференциях. Личный бренд пиарщика строится на кейсах, рекомендациях клиентов, тёплых отношениях со СМИ и партнёрами, присутствии в комьюнити и общении с коллегами.

Как отличить усталость от выгорания и как его не допустить

В медиаиндустрии жизнь кипит, постоянно что-то происходит — выставки, ивенты, встречи. В таком ритме каждый день нужно общаться с журналистами, партнёрами и клиентами, быстро переключаться между задачами, обрабатывать огромный объём информации. Иногда у специалиста появляется желание сбежать на необитаемый остров и ни с кем не общаться.

Такое желание может быть вызвано усталостью или выгоранием. Как понять, что это?

Я советую отдохнуть — взять отпуск или несколько выходных, расслабиться, заняться любимым делом. Если после отдыха вы с радостью возвращаетесь к работе, скорее всего, дело было в усталости. Если нет — возможно, вы столкнулись с выгоранием.

Как предотвратить выгорание? Профессиональная ответственность каждого PR-специалиста — удерживать баланс между работой и личной жизнью, обязательно отдыхать и переключаться на другие задачи, которые никак не связаны с текущими проектами. Я рекомендую устраивать детокс-дни без телефона и включать в напряжённое расписание слоты для отдыха.

PR-менеджеры часто подвержены выгоранию. Подробнее о нём и о том, как его распознать и предотвратить, можно прочитать в этой статье.

Куда можно уйти из PR, если хотите сменить сферу деятельности

Анна Борисова

Основатель агентства AB Comm, автор телеграм-канала «Есть контакт»


Работа в PR помогает понять изнутри, как устроены бизнес-процессы и производство. Это базис, на котором можно построить дальнейшую карьеру в коммуникациях, маркетинге, брендинге и даже в HR.

Например, многие руководители в маркетинге были PR-специалистами. HR тоже перекликается с PR: в обеих областях специалисты активно ищут нужных людей, что-то объясняют и работают с возражениями.

Креатив, создание фото- и видеоконтента — ещё один логичный сценарий развития карьеры для PR-менеджеров. Например, молодые специалисты, которые любят креатив и создание контента, могут попробовать себя в съёмках. У них будет преимущество: они знают не только как создавать проект, но и как правильно о нём рассказывать.

Также часто пиарщики уходят в брендинг и маркетинговые коммуникации. Опыт в PR учит выстраивать коммуникацию с кем угодно, а насмотренность, умение предвидеть тренды и навыки питчинга здорово помогают в работе с брендингом.

Альтернативная стратегия — собственный бизнес, не связанный с PR. Часть моих коллег из PR открывали свои линии одежды и нижнего белья, кофейни, присоединялись к семейным проектам после нескольких лет работы в PR.

Откуда чаще всего приходят в PR и кому эта отрасль будет интересна

Полина Гераскина

Независимый PR-специалист в сфере fashion & lifestyle, автор телеграм-канала «Я вам (не) перезвоню»


— В PR-индустрии царит дружеская атмосфера, есть френдли-комьюнити специалистов, которые открыто обмениваются опытом, помогают друг другу с контактами, делятся клиентами или совместно ведут проекты. Так что не нужно переживать, что вас не примут из другой профессии.

Перейти в PR можно из любой смежной сферы. Например, работа пиарщиком точно понравится:

Журналистам. Чаще всего в PR переходят из журналистики. В числе таких людей и я — несколько лет я работала фешен-редактором, после чего ушла в пиар — тоже в индустрии моды. Журналистский бэкграунд даёт много преимуществ — умение работать с гигантским объёмом информации, вычленять из неё смыслы, ладить с аналитикой и алгоритмами, грамотно коммуницировать с другими журналистами. Это удаётся не всем пиарщикам.

Маркетологам. У специалистов в области маркетинга обычно развиты навыки коммуникации, они знают, как строятся маркетинговые коммуникации бренда. Поэтому им легко будет перейти в PR.

Специалистам по репутационному маркетингу. Маркетологи, которые работают с репутацией, будут отлично чувствовать себя в PR. В PR есть так называемая теневая сторона, связанная с отработкой рисков, кризисов, негатива. Это довольно сложная, кропотливая работа, которая требует вдумчивости и хорошей интуиции. Эти качества, как правило, есть у специалистов по репутационному маркетингу.

SMM-менеджерам и контент-менеджерам. При работе над контент-планом менеджеры ищут или создают инфоповоды и постоянно развивают свою креативность — это полезно в PR. Опыт отработки обратной связи в комментариях и личных сообщениях, где нередко приходится сталкиваться с негативом, тоже будет полезен.

Редакция «Маркетинг» Skillbox Media рекомендует

Как узнать больше о PR

  • Если вы только погружаетесь в PR, почитайте обзор профессии PR-менеджера и статью, где развенчиваются мифы об индустрии. В них мы рассказали, чем занимаются PR-менеджеры и какие навыки им нужны.
  • Также в Skillbox Media есть статьи о PR-кампаниях и PR-технологиях. Прочитайте их, если хотите погрузиться в тему.
  • Освоить профессию с нуля можно на курсе Skillbox «Профессия PR-менеджер». На нём на практике учат формировать положительный имидж продукта и выстраивать бренд-коммуникации: 70% практики построено на реальных кейсах. Skillbox помогает с трудоустройством: помогает составить резюме, предлагает партнёрские вакансии и проводит карьерные консультации.

Больше материалов Skillbox Media о разных профессиях

Научитесь: Профессия PR-менеджер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована