Глоссарий: для чего он нужен и как его составить
Как сделать термины в документе понятными для любого читателя? Составить глоссарий. Рассказываем, что это такое, и даём советы по его созданию.


Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Глоссарии помогают читателям ориентироваться в терминах, выражениях и аббревиатурах, используемых в тексте, компании, проекте или отрасли.
В статье расскажем, как создавать полезные и понятные глоссарии.
- Что такое глоссарий
- Для чего нужны глоссарии
- Виды глоссариев
- Как составить глоссарий
- Пример
Что такое глоссарий
Глоссарий — это алфавитный список терминов, используемых в некоторой области знаний, и их определений. Глоссарии помогают обеспечить ясность текстов, особенно технических, научных или юридических, стандартизировать проектную терминологию.
В глоссарии можно включать следующие элементы.
Слова и термины. Их помещают в глоссарий, если они незнакомы читателю или имеют специфическое значение в этом тексте или в этой области знаний. Определения помогают читателям понять значение терминов и воспринимать их в правильном контексте.
Пример определения
Искусственный интеллект — область компьютерной науки, изучающая создание интеллектуальных систем, способных выполнять задачи, требующие человеческого интеллекта.
Сокращения и аббревиатуры. В глоссарий могут быть включены расшифровки и сокращений и аббревиатур, используемых в тексте.
Пример определения
ИИ — общепринятое сокращение термина «искусственный интеллект».
Специфические и устойчивые выражения. Глоссарий может включать определения специфических или устойчивых выражений, приобретающих особое значение в тексте.
Пример определения
Белый шум — в этом случае метод атаки в криптографии, при котором неважные или случайные данные отправляют для создания помех.
Термины без перевода. В глоссарий можно включать термины, которые не имеют точного перевода или будут более понятны в исходной форме.
Пример определения
Firewall (англ.) — термин, обозначающий систему защиты компьютерной сети, которая контролирует входящий и исходящий сетевой трафик и блокирует нежелательные соединения.
Для чего нужны глоссарии
Глоссарии выполняют несколько важных функций.
- Вносят ясность. Глоссарий позволяет читателям узнать значения незнакомых терминов или терминов, которые использованы в специфическом значении. Благодаря этому читатели легче воспринимают содержание текста.
- Предотвращают путаницу. Если в тексте используются термины, имеющие разные значения в разных контекстах или научных областях, глоссарий даёт определения, которые исключают возможность неправильного толкования.
- Обеспечивают единство терминологии. Глоссарии позволяют стандартизировать понятия, используемые в тексте. Это особенно полезно, если над текстом работают несколько заинтересованных сторон и нужно, чтобы они пользовались одинаковыми терминами.
Какие есть виды глоссариев
Вид глоссария определяется целью его создания и темой текста. Рассмотрим несколько видов глоссариев.
Отраслевой глоссарий. В такие глоссарии включают определения терминов, характерных для определённой отрасли или области знаний.
Пример: глоссарий в медицинской отрасли будет включать определения терминов, связанных с медицинской практикой, заболеваниями, лекарственными препаратами.
Корпоративный глоссарий. Такие глоссарии используют внутри компании. В них вносят определения слов, использующихся в компании или в её отрасли. Корпоративный глоссарий устанавливает общую терминологию и обеспечивает единое восприятие важных понятий сотрудниками и заинтересованными сторонами.
Пример: глоссарий IT-компании будет включать определения терминов, касающихся её продуктов, платформ, методов разработки.
Проектный глоссарий. Такие глоссарии создают для конкретных проектов. В них включают определения терминов, связанных с целями, задачами и особенностями проекта. Проектный глоссарий нужен, чтобы вся команда понимала важные термины одинаково.
Пример: глоссарий строительного проекта будет включать названия строительных материалов, процессов строительства, инженерных систем.
Как составить глоссарий
Предлагаем алгоритм создания глоссария:
- Определите, какие термины нужно включить в глоссарий. Пройдитесь по тексту или проанализируйте язык отрасли и выделите слова, которые могут быть незнакомы целевой аудитории или употреблены в нетипичном значении.
- Составьте понятные для целевой аудитории определения терминов. Используйте простой и ясный язык, избегайте сложных терминов, если это возможно. Определения должны быть краткими, но информативными.
- Приведите примеры или дайте контекст. В некоторых случаях полезно привести пример использования термина или обозначить контекст, в котором он применяется.
- Расположите слова в алфавитном порядке. Это поможет читателям быстро находить в глоссарии нужные термины.
- Дайте в тексте ссылки на глоссарий. Выделите в тексте термины и дайте ссылки на соответствующие записи в глоссарии, чтобы читатели могли легко переходить от основного текста к глоссарию.
- Обновляйте глоссарий, если это необходимо. Некоторые глоссарии — например, отраслевые — нужно обновлять по мере изменений в сфере: добавлять новые термины и убирать устаревшие, уточнять определения.
Создание глоссария требует внимательности и старания.
Пример глоссария
Для наглядности рассмотрим пример глоссария к документу, содержащему специализированные термины.
- Анализ данных (data analytics) — процесс сбора, анализа и интерпретации данных для выявления тенденций, принципов и сведений, которые нужны для принятия решений и оптимизации бизнес-процессов.
- Большие данные (big data) — масштабные объёмы структурированных и неструктурированных данных, которые требуют хранения, обработки и анализа с применением специальных инструментов и алгоритмов.
- Интернет вещей (Internet of Things, IoT) — сеть физических устройств, состоящая из датчиков, актуаторов и других устройств, которые могут взаимодействовать и обмениваться данными без прямого участия человека.
- Искусственный интеллект (ИИ) — область информатики, изучающая создание компьютерных систем и алгоритмов, которые способны принимать разумные решения, обучаться и адаптироваться.
- Облачные вычисления (cloud computing) — модель предоставления вычислительных ресурсов — например, для хранения данных и запуска приложений — через сеть, обычно через интернет.
Это небольшой глоссарий. Реальные глоссарии могут содержать значительно больше терминов и определений, если того требует предметная область.
Главное о глоссариях
- Глоссарий — это справочный материал, который содержит определения терминов, аббревиатур и выражений, используемых в тексте. Глоссарии составляют, чтобы облегчить процесс чтения и извлечения смысла из текста.
- Глоссарии нужны, чтобы обеспечить ясность и единообразие терминологии. Хороший глоссарий позволяет предотвратить разночтения и обеспечить удобство использования документа.
- Выделяют отраслевые, корпоративные и проектные глоссарии. Отраслевой глоссарий включает термины, характерные для определённой отрасли. Корпоративный глоссарий разрабатывают для использования внутри организации, в него включают применяемые в компании термины. Проектный глоссарий создают для конкретных проектов, чтобы стандартизировать используемые в их рамках термины.
- Чтобы составить глоссарий, нужно выбрать термины, требующие пояснения, дать им ясные определения, снабдить их примерами или обозначить контекст, расположить термины в алфавитном порядке и расставить в тексте ссылки на глоссарий. Если терминология в глоссарии устаревает, нужно его обновлять.
Другие материалы Skillbox Media
- Как написать хороший пост для соцсетей, потратив всего 20 минут
- Пять советов молодому редактору
- Что такое триггеры и что о них обязательно нужно знать тем, кто пишет тексты
- Подборка ресурсов для корректоров: более 40 справочников, сервисов и сообществ
- Топ-8 сервисов для проверки текстов