Что такое разработка продукта и как её организуют
Разбираем главные понятия. Какие бывают виды новых продуктов, какие этапы включает разработка и каких ошибок лучше не допускать.
Кадр: мультфильм «Гадкий я 3» / Universal Pictures
Александр Шахов
Проджект-менеджер финансового маркетплейса «Выберу.ру».
Рынок, технологии и потребности покупателей меняются, поэтому полагаться на один и тот же ассортимент из года в год невыгодно. Чтобы быть на шаг впереди конкурентов, важно внедрять инновации, а значит, разрабатывать и успешно запускать новые продукты.
Разработка нового продукта в компаниях проходит по-разному в зависимости от отрасли, доступных ресурсов и выбранной методологии. Но единый ключ к успеху — это продуманная и экономически выверенная стратегия и последовательность действий. С её помощью можно распределить ресурсы, оптимизировать процессы, сократить затраты и избежать типичных ошибок.
В гайде по разработке нового продукта мы расскажем:
- что такое разработка продукта;
- какие есть виды нового продукта;
- на какие этапы делится разработка;
- на что обратить внимание, чтобы избежать ошибок.
Что такое разработка продукта
Разработка продукта — это путь от идеи до финальной программной версии, готовой к использованию. В основе разработки продукта — поэтапный план, который помогает создать и вывести на рынок товар, услугу или сервис. Подробнее о нём мы поговорим далее в этой статье.
Разработка нового продукта помогает решить такие бизнес-задачи:
- повысить уровень конкурентоспособности;
- расширить предложение;
- повысить узнаваемость бренда;
- масштабировать бизнес;
- привлечь новые сегменты покупателей.
В разработку вовлечены специалисты разных направлений: маркетинга, дизайна, контента, разработки, тестирования, продаж и аналитики. Они работают в одной команде под руководством продакт-менеджера, который несёт ответственность за каждый аспект разработки.
В отличие от проектной разработки, когда заказчик приходит с готовым планом работ, разработка продукта в компании проходит практически в реальном времени. Приоритеты расставляются в соответствии с ценностью и допустимыми затратами на ресурсы.
Виды нового продукта
Виды новых продуктов выделяют в соответствии с тем, насколько сильно обновили продукт.
Инновации. Разработка технических продуктов, которых раньше не было на рынке. Для создания используются последние технологии или материалы. Процент таких продуктов невелик, так как запуск связан с риском для компании.
Модификации. Это усовершенствованные существующие продукты. Компания может изменить внешний вид, упаковку, характеристики, дополнить продукт новыми функциями или разработать его с меньшими издержками.
Копии. Новые для компании продукты, сделанные по образцу конкурентов. К копиям относятся также продукты, которые во многом повторяют существующие, но всё равно необходимы для расширения ассортимента.
Этапы разработки продукта
Процесс управления разработкой продукта непредсказуем — он всегда будет разным. Даже если компании работают в одной сфере, будут различаться как минимум подход к работе и инструменты создания продукта.
Разработка движется небольшими итерациями. Две недели — классический срок итерации вне зависимости от того, какая используется методология управления проектами. Это даёт возможность правильно расставлять приоритеты во время разработки и оценивать промежуточные итоги в соотношении с затраченными усилиями. По завершении каждой итерации команда выдаёт рабочий результат в виде обновления продукта. Обычно разработка продукта включает следующие этапы.
Формирование идеи. Как правило, всё начинается с выявления пользовательской потребности — главного фактора, ради которого задумывается будущий продукт. Потребности важно отслеживать в реальном времени, так как они могут меняться в связи с ситуацией на рынке, политической или экономической обстановкой. В любом случае идея продукта формируется от потребности пользователя, а не наоборот.
Исследование. Определившись с идеей, приступают к её исследованию. Сейчас один из наиболее продуктивных способов — сделать CustDev (Customer Development). Это получение информации о продукте от пользователей с помощью интервью и экспериментов — подробнее о методе читайте в этой статье. На основе CustDev строится клиентоориентированный подход, очень важный при разработке продукта. Помним, что всё делается ради потребностей клиента.
В рамках CustDev проводят три типа интервью: управленческое, проблемное и UX. Управленческое выявляет сильные и слабые стороны продукта. Проблемное подсвечивает потребности целевой аудитории и способы их закрыть. В ходе UX-интервью составляют карту Customer Journey и собирают подробный фидбэк.
Помимо CustDev, также проводят исследование рынка: конкурентов, крупных игроков и уже реализованных решений.
MVP и MVF. После исследования собирается MVP (Minimum Viable Product) — минимально жизнеспособный продукт. Берётся самый необходимый уровень функциональности, продукт программируется и отдаётся пользователю. На разработку MVP не тратится много ресурсов и времени. Когда есть такая болванка, появляется возможность нажать кнопку, купить. Это рабочее решение, с которым можно пойти к пользователю.
Когда понятно, что первый вариант жизнеспособен, можно делать Minimum Viable Feature — минимальную рыночную функцию. Это уже продукт, красивый с точки зрения дизайна, интерфейса, функциональности. Всегда нужно закладывать время на проверку решения пользователями, получить реальную обратную связь и только потом масштабировать. Это делается, чтобы минимизировать риски, избежать потери денег и времени.
Тестирование. В создании IT-продуктов участвуют тестировщики. Они выполняют свою работу во время процесса разработки. Функциональность и другие аспекты продукта тестируются разными методами: вручную или автоматически. Важную роль играет код-ревью — проверка кода с точки зрения его архитектуры и логики. За апрув кода ответственен техлид.
Разработка. Цель этапа разработки — релиз. Создаётся финальное решение, которое выпускается на рынок, без багов и недоработок. В IT работают по разным методологиям: Scrum, Agile, Kanban. Бывают даже гибриды, выбор методологии индивидуален — это именно то, что характеризует команду разработки как самостоятельный и живой организм. Методология определяет процессы, которые приживаются в команде и впоследствии работают бесшовно.
Продвижение. Коммерческий этап, на котором маркетологи создают стратегию продвижения готового продукта. Осваивают различные каналы: SEO, контекстную и таргетированную рекламу, контент-маркетинг, CRM-маркетинг и так далее. Специалисты работают над узнаваемостью и имиджем бренда, чтобы выход на рынок был максимально эффективным.
На что обратить внимание, чтобы избежать ошибок
- Всё упирается в ресурсы. Если соблюдать последовательность этапов разработки, то никаких фатальных ошибок не случится. Вести разработку следует итерационно: сначала делаем «фундамент» здания, затем его «каркас».
- Автоматизация — это всегда долго и дорого. Нельзя автоматизировать сырые процессы, сначала важно навести порядок и отладить решение, а только потом автоматизировать его.
- Важно помнить, что мир меняется быстро. Реальность может отличаться от утверждённого плана разработки, и главное, от чего стоит отталкиваться, — это потребности пользователей.
Подведём итог
- Чтобы поддерживать уровень конкурентоспособности на рынке, важно внедрять инновации — разрабатывать и запускать новые продукты.
- Разработка продукта — уникальный для каждой компании процесс, который всегда отталкивается от потребностей пользователей.
- Разработка включает шесть классических этапов. На каждом этапе проводится обязательное тестирование.
- Чтобы избежать типичных ошибок, важно придерживаться чёткого плана и заранее продумать экономическую сторону проекта.
Что ещё почитать в Skillbox Media об инструментах, полезных при разработке продуктов
- Методология Kanban: доски, принципы и возможности управления
- Какими бывают интервью в маркетинге и как с их помощью понять клиентов
- Модель VUCA: как процветать в хаосе?
- Как проверить бизнес-идею с помощью CustDev: принципы, этапы и инструменты
- Будь гибким: как понять Scrum и создать agile-команду