Маркетинг
#Руководства

Что такое подкасты, почему они популярны и зачем нужны бизнесу

Рассказываем, зачем крупные бренды заводят подкасты и как сделать свой: от идеи и контент-плана до поиска оборудования и продвижения.

Кадр: фильм «Рок-волна» / Medienproduktion Prometheus

Надежда Соколова

Маркетолог сервиса для управления проектами и задачами Weeek и менеджер подкаста «Потом доделаю».

Аудитория подкастов в России растёт на 10% ежегодно. С помощью подкастов блогеры зарабатывают на рекламе, а бренды получают лояльных клиентов. Если вы хотите попробовать этот инструмент, важно понимать его особенности и то, как им пользоваться, чтобы увеличить трафик и генерировать больше лидов.

В этой статье я расскажу:


Что такое подкасты и почему они популярны

Простыми словами подкасты — разговорные аудиозаписи, которые пришли на смену радио. Термин «подкаст» впервые использовал британский журналист Бен Хаммерсли в статье «Звуковая революция» в 2004 году. Тогда все скачивали аудиофайлы на iPod. Объясняя новый тренд, Бен соединил broadcasting (вещание) и iPod в слово podcasting. Со временем подкастингом стали называть сферу аудиоконтента, а подкастами — аудиовыпуски.

В отличие от радио, подкасты публикуются только в интернете. Радио круглосуточное, а подкасты длятся в среднем от пяти минут до двух часов. Можно найти подкаст на нужную тему и послушать во время поездки на машине — это удобнее, чем ждать любимую программу по радио всю неделю.

Кто слушает подкасты и почему

Когда появились электронные книги, пророчили «книжную революцию». Якобы бумажным книгам конец. Как бывший специалист издательского дела замечу, что прогнозы не сбылись. Согласно исследованию Statista, электронные книги даже в США, где они очень популярны, покупают в два раза меньше людей, чем бумажные.

Фото: Rawpixel.com / Shutterstock

В подкасты тоже верили с самого начала, но было неясно, как их монетизировать. Решение придумали в Apple: подкасты добавили в платный сервис iTunes. С тех пор спрос на подкасты растёт: по данным «Яндекса», за последние пять лет интерес к подкастам вырос в четыре раза, а число слушателей превысило 10 миллионов. Большинству из них от 18 до 34 лет.

Почему люди выбирают подкасты? 

  • Удобно слушать и заниматься другими делами. Неудобно готовить и читать статью одновременно, а послушать подкаст — в самый раз.
  • Доступно. Кажется, что Clubhouse не прижился, потому что нужно было часами вникать в разговоры, чтобы вынести полезную информацию. Проще послушать короткий подкаст на нужную тему.
  • Развлекательно. Есть подкасты на тему хобби — например, «Попкорновый клуб» о кино.
  • Можно оставаться в курсе последних новостей и трендов. Подкаст «Что я пропустил?», например, позволяет узнавать о главных событиях в спорте.
  • Помогает изучить тему. Среди таких, например, «Мамкаст» — подкаст о тонкостях материнства.

Есть четыре основных формата подкастов — можно выбрать тот, что удобнее.

  • Монологи. Ведущий разбирает тему сам и подробно.
  • Диалог. Подкастеров двое, а монолог сменяется дискуссией. Каждый из ведущих делится мнением по теме.
  • Интервью. Подкастер общается с приглашённым гостем — селебрити или экспертом и спрашивает о личном опыте, образе жизни или о теме, в которой гость разбирается. Чаще всего это происходит по сценарию.
  • Ток-шоу. Гости и ведущие могут меняться, суть — обсуждение какой-либо темы. Чаще всего разговор не имеет прописанного сценария.

Где слушают подкасты

Подкасты слушают на музыкальных платформах. Расскажу о самых популярных:

  • Podcasts от Apple Music. Подкасты на любой вкус для владельцев техники Apple.
Скриншот: Apple Music
  • «Яндекс.Музыка». Сервис с музыкой и подкастами. Много альбомов, приятный интерфейс.
Скриншот: «Яндекс.Музыка»
  • Castbox. Площадка, где публикуются только подкасты. Есть раздел с подкастами на разных языках.
  • YouTube. Несмотря на то что подкасты — аудиоконтент, их часто публикуют на YouTube. Просто с обложкой вместо видео.
Скриншот: YouTube
  • Google Podcasts. И даже у Google есть своё приложение с подкастами.

Зачем подкаст бизнесу и сколько это стоит

Сейчас свои подкасты делают большие бренды: «Кинопоиск», ТНТ, «ЛитРес», «Яндекс». Подкасты от брендов — самые популярные на платформах.

Подкасты — один из инструментов продвижения бизнеса. Анализируя опыт управления подкастом, могу выделить пять причин, почему брендам стоит сделать свой:

  • Бесплатный трафик и новая аудитория. Подкаст «Потом доделаю» растёт без рекламных вложений — и число прослушиваний достигло 730 тысяч. Многие узнают из подкаста о нашем проекте Weeek.
  • Дополнительный доход. В подкастах есть рекламные интеграции — на этом можно зарабатывать.
  • Подкаст формирует лояльную аудиторию. Важна полезность — никто не станет долго слушать разговоры ни о чём. Экспертные подкасты формируют базу лояльных слушателей и приводят думающую аудиторию.
  • Подкаст создаёт возможности для коллабораций. В подкасты-интервью хотят попасть многие компании — можно предлагать коллаборации.

Сколько стоит сделать подкаст? Можно выделить два вида расходов на создание: зарплата тех, кто над ним трудится, и расходы на продвижение. Главное — всё-таки зарплаты, потому что продвигаться можно и бесплатно на музыкальных площадках. Поэтому сразу перейдём к зарплатам.

Для создания подкаста нужны три-четыре сотрудника: один или два ведущих, монтажёр и проджект-менеджер. Расскажу на примере нашего подкаста «Потом доделаю». Раньше ведущий подкаста объединял все роли, но по мере роста числа задач мы расширили команду. Средняя зарплата подкастера и монтажёра — 2,5–3 тысячи рублей в час. Если выпускать по одному выпуску-интервью в неделю, подкаст обойдётся в 20 тысяч в месяц.

Как создать подкаст с нуля

Процесс создания подкаста можно разбить на шесть шагов.

Шаг 1. Определиться с темой и форматами. Сначала нужно проанализировать, какая тема будет интересна целевой аудитории. Сервису для поиска кино логичнее обсуждать кино и привлекать киноманов, а футбольному каналу — говорить о спорте. Не нужно делать подкаст просто так. Важно выбрать тему, подходящую слушателю, который потом станет вашим клиентом.

Например, наша платформа Weeek помогает управлять проектами и задачами. Подкаст «Потом доделаю» — о том, как стать продуктивнее и эффективнее, управлять командой и процессами. С помощью подкаста о сервисе узнают слушатели, которым он пригодится для решения проблем в работе.

После этого определяемся с форматами. Это могут быть, например, короткие выпуски-монологи и интервью раз в месяц. Главное — заранее собрать контент и подготовить контент-план. Например, вот так:

Контент-план подкаста «Потом доделаю» в Excel
Скриншот: Надежда Соколова для Skillbox Media

Шаг 2. Собрать команду. Дальше идёт поиск команды, которая поможет с реализацией подкаста. Понадобится один или два ведущих с поставленной речью и отсутствием страха перед микрофоном. А если подкасты в формате импровизации — ещё и с умением легко ориентироваться и быстро думать.

Ещё нужен монтажёр и человек, который будет управлять процессом — организовывать интервью, продумывать план, вопросы и вести календарь.

Шаг 3. Подготовить технику. Один из факторов успеха — качество записи. Важно подойти к этому ответственно — выбрать подходящее оборудование и место. Можно записываться и в студии звукозаписи, но это дополнительные затраты.

Советы по записи подкаста:

  • Записывайте в наушниках, особенно интервью, — это помогает отсечь чужие голоса и снизить шумы.
  • Используйте два инструмента для записи, чтобы перестраховаться. Например, включите запись по Zoom на компьютере и диктофон на телефоне.
  • Используйте петличку или микрофон.
  • При записи подкаста кладите телефон на мягкую поверхность — укутайте его в носок или толстовку. Это помогает гасить вибрации стола и уменьшает посторонние шумы.
  • Записывайтесь не в углу и не садитесь спиной к стене. Лучше, чтобы стены были прикрыты чем-то — подойдёт, например, ковёр или шкаф. Звуковые волны отражаются от ровных поверхностей и собираются в углах — это приводит к возникновению эха.

Подытожу: главное — тихая комната, где стены чем-то закрыты, компьютер и телефон с диктофоном, микрофон, петличка или наушники.

Шаг 4. Собрать все материалы. Когда контент-план написан, приступаем к подготовке материалов. Заранее пропишите вступление и окончание выпуска. Например, «Привет! Это 48-й выпуск подкаста „Название“, и сегодня мы поговорим о…»

Составьте план или текст для подготовки к подкасту в формате монолога. Для интервью — найдите первых гостей и пропишите вопросы. Не забудьте о стильной обложке — это привлекает внимание слушателя. Важно, чтобы на ней было название подкаста, а оформление гармонировало с темой.

Шаг 5. Опубликовать. Когда формат выбран, подкаст записан и смонтирован — приступаем к публикации. Чтобы не загружать его вручную на каждой площадке, создайте профиль на mave.ru — подкастинг-платформе. Достаточно создать аккаунт подкаста, оформить описание и ссылки на аккаунты на всех платформах — и можно загружать выпуски сразу на все площадки.

Главное, что нужно знать о подкастах

  • Подкасты — инструмент привлечения трафика, создания репутации, формирования лояльной аудитории, а также источник дополнительного дохода.
  • Сделать подкаст можно самостоятельно без ведущих, монтажёров и менеджеров. Но за это придётся заплатить своим временем.
  • Чтобы сделать качественный подкаст, не обязательно идти в студию звукозаписи. Хватит наушников, микрофона или петлички, диктофона и уединения.
  • Не делайте подкаст просто так — его тема должна быть связана со сферой деятельности бизнеса. Это поможет привлечь аудиторию, которая позже заинтересуется брендом.
  • Заранее продумывайте выпуски. Определяйтесь с форматами и подготавливайте материалы — структуру или полноценный текст.
  • Публикуйте подкасты через специальные сервисы. Это упрощает дистрибуцию, а ещё в них можно отслеживать статистику — охват, количество уникальных прослушиваний — и даже получить анализ аудитории.

Другие материалы Skillbox Media о создании контента

Научитесь: Профессия Интернет-маркетолог Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована