Скидки до 50% и курс в подарок : : Выбрать курс
Маркетинг
#статьи

Что считается воровством контента и что делать, если ваши произведения сплагиатили

Игнорировать, попробовать договориться или подать в суд? Объяснили на примерах «Пиши, сокращай» и «Pressfeed. Журнала».

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Контент в интернете: видео, фото или тексты — объекты авторского права. Но поскольку почти весь контент находится в свободном доступе, скопировать его полностью или частично может любой желающий.

В последнее время авторы всё чаще отстаивают права на свой контент, в том числе через суд. Например, в 2024 году автор рилсов отсудил у человека, который без разрешения скопировал идею и сценарий ролика, 300 тысяч рублей.

Мы поговорили о воровстве контента с юристами и авторами контента. Из этого материала редакции «Маркетинг» Skillbox Media вы узнаете:


Что считается кражей контента

В делах о краже контента могут фигурировать два понятия: «плагиат» и «переработка». Разберёмся, в чём разница.

Плагиат — присвоение чужого произведения и выдача его за собственное. Например, плагиатом может считаться ситуация, когда один человек берёт книгу, написанную другим человеком, и издаёт её под своим именем. Но такие дела в юридической практике встречаются крайне редко.

Чаще в суд попадают претензии, связанные с переработкой чужих материалов. Она заключается в создании нового произведения из уже существующего. Переработкой считается, например, сокращение статьи или аудиоверсия книги. Без согласия правообладателя этого делать нельзя.

И плагиат, и переработка без согласия правообладателя считаются нарушением интеллектуальных прав. Это регламентируется статьёй 146 УК РФ о нарушении авторских прав и статьёй 1301 ГК РФ об ответственности за нарушение исключительного права на произведение.

Подробнее о том, что относится к интеллектуальной собственности, можно прочитать в этой статье Skillbox Media. Теперь разберём примеры воровства контента.

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, управляющий партнёр фирмы «Башук / Чичканов»


— Навскидку могу привести два показательных примера судебных дел за незаконную переработку, которые вела наша компания. Первый — суд Максима Ильяхова против компании, которая без его согласия продавала саммари его книги «Пиши, сокращай».

Мы смогли доказать, что это не только нарушение авторских прав, но и незаконное использование товарных знаков «Максим Ильяхов» и «Пиши, сокращай». В итоге суд взыскал с ответчиков 3,75 миллиона рублей в качестве компенсации.

Второй кейс — дело «Pressfeed. Журнала», который подал иск на PR-агентство. Это агентство публиковало в своём блоге переписанные другими словами статьи журнала и выдавало их за свои. Этот процесс мы тоже выиграли.

Елена Локтионова

Главный редактор «Pressfeed. Журнала»


— Кроме упомянутого выше судебного разбирательства, у нас был случай, когда крупная компания переопубликовала на своём сайте 260 статей из нашего журнала. Они решили вести блог в формате новостного агрегатора и размещали у себя и наши материалы, и статьи других изданий, в том числе крупных.

В публикациях была ссылка на наш сайт с указанием авторства, но разрешения на такую перепечатку у нас никто не спрашивал. Основная проблема заключалась в том, что их сайт в поисковой выдаче стоял выше нашего и, следовательно, забирал у нас трафик. То есть читатель мог найти статью, прочесть её и остаться на сайте той компании. Для нас, как для нишевого бренд-медиа, это существенный урон.

Мы обратились к представителям компании и объяснили ситуацию. Они без лишних вопросов удалили все материалы за один день.

Считается ли вирусный контент кражей

Видео или изображения, которые становятся вирусными в социальных сетях, например, в TikTok и в «Инстаграме»*, часто используют отрывки из фильмов, телешоу или песен. Они становятся трендами, и тысячи пользователей публикуют свои варианты рилсов или мемов.

По закону использование чужого сценария и фрагментов произведений — тоже нарушение, если только речь не идёт о правомерном цитировании. Но правообладатели обычно в таких ситуациях не судятся.

Юристы и специалисты по производству контента говорят, что претензии у авторов оригинальных произведений возникают, как правило, к тем, кто использует заимствование или плагиат в коммерческих целях.

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, управляющий партнёр фирмы «Башук / Чичканов»


— В случае с вирусным контентом всё зависит от того, кто его публикует. В суды по авторским правам обращаются, как правило, в тех случаях, когда нарушение наносит экономический вред.

Например, если обычный школьник у себя на странице опубликовал видео с трендовым танцем под популярную песню, это формальное нарушение авторских прав на музыку. Но при этом автору песни нет смысла судиться с этим школьником, потому что тот на контенте не зарабатывает.

Но если компания или известный блогер сделает видео под эту же музыку с таким же танцем и использует его в качестве рекламы, из этого они смогут извлечь материальную выгоду. В этом случае правообладателю песни имеет смысл предъявить претензию нарушителю и получить от него компенсацию.

Аналогичная ситуация может произойти с использованием мемов или популярных персонажей. Несколько лет назад было судебное дело у женской консультации, которая поставила у себя в приёмной фигурку Ждуна. Пациентки фотографировались с ним и отмечали в соцсетях клинику. Владельцы прав на Ждуна подали на клинику в суд, потребовали компенсацию за неправомерное использование образа и выиграли дело.

К слову, мем «Наташа, мы всё уронили» — это тоже товарный знак.

Дарья Тарасова

Руководитель отдела коммуникаций и контента в агентстве Louder


— Вирусный контент живёт по своим правилам. Его ценность — в распространении и адаптации. Когда вы создаёте что-то, что становится вирусным, вы, по сути, делитесь этим с миром. Конечно, если кто-то использует ваш контент в коммерческих целях без вашего разрешения, это уже нарушение. Но в большинстве случаев вирусный контент — это про творчество и вдохновение, а не про воровство.

Вот пример: кофейня полностью скопировала ролик и описание, которые изначально сделала блогер. Девушка предала этот случай огласке, а кофейня не растерялась и быстро добавила ссылку на её профиль в описании к своему ролику. Все остались довольны. Это хороший пример того, как можно правильно реагировать на заимствование контента.

Скриншоты: «Инстаграм»* / Дарья Тарасова

Карина Стома

Продюсер медийных спецпроектов icontext


— Формально вирусный контент — это не плагиат, потому что вся экосистема диджитал-креатива построена на ремиксах и заимствованиях. Но с точки зрения креаторов важно хотя бы признавать вклад тех, кто стоит у истоков тренда. Брендам особенно важно быть честными в этом вопросе: если вы вдохновились чьей-то идеей — укажите источник. Это не только про этику, но и про уважение к креативному сообществу.

Недавний кейс — мем про «чиллового парня», который в конце 2024 года стал самым умиротворяющим образом интернета. Автор рисунка — американский художник Филипп Бэнкс. В октябре 2023 года он выложил в X (бывшем Twitter)изображение: коричневая собака с человеческим телом в джинсах, свитере и кедах, излучающая абсолютный дзен. Мем разлетелся по соцсетям, стал стикером, его начали печатать на футболках, и, конечно, запустили мемкоин.

Но Бэнкс оказался не из тех, кто просто наблюдает за судьбой своего творения. Он защитил чиллового парня авторским правом и потребовал удалить весь коммерческий контент с ним. Особенно его возмутил нелегальный мерч и мемкоин, создатель которого использовал его работу без разрешения.

Однако мемы в соцсетях его не беспокоят — небольшие бренды и блогеры могут спокойно делиться картинкой в постах, и наказывать их за это он не собирается. А вот крупные бренды, которые использовали на свою широкую аудиторию персонажа Бэнкса без кредитов и выплат, автор любит порицать в своём блоге.

Можно ли использовать чужой контент так, чтобы не нарушать закон

Ссылки на чужие произведения, использование фрагментов аудио или видео — частое явление в производстве контента. Юристы говорят, что можно использовать чужой контент законно: для этого нужно сослаться на источник, договориться с автором оригинала или использовать получившийся контент не в коммерческих целях.

Алексей Башук

Юрист по интеллектуальной собственности, управляющий партнёр фирмы «Башук / Чичканов»


— Есть два основных варианта использовать чужой контент так, чтобы не получить иск в суд: правомерное цитирование и разрешение автора.

В первом случае вы пишете свой материал, например статью, на основе своих знаний и мыслей, и цитируете в нём некоторое количество информации из сторонних источников. При этом обязательно указываете источник и имя автора. Если цитирование происходит не в коммерческих целях, а в полемических, информационных или учебных — так можно.

Такое цитирование будет считаться обоснованным с культурной, научной и образовательной точки зрения и не подпадёт под понятие плагиата.

Во втором случае вы договариваетесь с автором оригинала напрямую и подписываете с ним договор, который подтверждает, что вы не украли произведение.

Дмитрий Келин

Основатель и руководитель юридической компании Kelin


— Чтобы использование чужого контента не признали кражей, цель его использования должна быть некоммерческой. Это может быть, например, обучение, научное исследование, критика или информационный обзор.

В случае с цитированием контента в юмористических целях дела обстоят немного сложнее. Закон разрешает пародию, карикатуру и сатиру, но такие материалы должны быть оригинальными и содержать новое осмысление исходника.

Важно помнить, что, даже если вы не знаете, кто автор, это не значит, что контент можно использовать свободно. Авторские права на него всё равно действуют. Если настоящий владелец контента найдётся и предъявит претензии, вам придётся отвечать.

Также мы поговорили с редактором диджитал-агентства и спросили, что делать, если сразу много изданий пишет на схожую тему, и возможно ли избежать плагиата в этом случае.

Ирина Захарова

Редактор iConText Group


— Все мы варимся в одном информационном поле и реагируем на одни и те же инфоповоды. Если происходит важное событие или появляется новый тренд, вполне ожидаемо, что об этом напишут все.

Не стоит забывать, что большинство журналистских материалов строятся по схожему принципу. Самый распространённый из них — принцип перевёрнутой пирамиды: автор сначала подаёт наиболее важную информацию, оставляя незначительные детали и бэкграунд в конце. Тут сложно придумать что-то кардинально новое, особенно когда нужно написать материал в сжатые сроки.

Но есть важный нюанс: если информация была получена не напрямую, а заимствована из другого источника, обязательно нужно сослаться на него. Иначе это нарушение профессиональной этики.

В SEO-текстах, которые сейчас активно используются для продвижения в поисковой выдаче, тоже есть общие принципы, влияющие на формат подачи информации: стандартные заголовки, ключевые слова, жёсткая структура текста. Но и здесь можно найти возможность для творчества — вплести в текст интересные детали, а не слепо копировать материал коллег.

Сложно на 100% сказать, что является плагиатом в данном случае, а что нет. Грань между вдохновением темой и банальным переписыванием материалов очень тонкая.

Что делать, если вы обнаружили кражу своего контента

У автора, который узнал, что кто-то использует его произведения без разрешения и без указания источника, есть два способа решить проблему. Первый — обратиться напрямую к тем, кто выложил контент, и попросить удалить его. Второй — направить досудебную претензию, а если и она не подействует, то подать в суд.

Мы изучили кейс «Pressfeed. Журнала», который вместе с юридической фирмой «Башук / Чичканов» выиграл суд против компании, воровавшей их статьи, и составили пошаговую инструкцию.

Шаг 1. Соберите доказательства плагиата. Ворованный контент могут удалить с сайтов или отредактировать. Поэтому важно не просто сохранить ссылки, а сделать скриншоты или записи экрана с украденными материалами. Лучше делать это до того, как вы напишете нарушителю о своих претензиях, чтобы он не успел изменить опубликованное.

Скриншоты нужно заверить нотариально, чтобы подтвердить, что они подлинные и вы ничего не дорисовали самостоятельно. Эти заверенные файлы можно будет использовать в суде.

Шаг 2. Подготовьте доказательства ваших прав на контент. Важно хранить файлы с исходниками, по которым можно определить дату создания контента и историю редактирования. Ещё могут пригодиться, например, переписки с коллегами и договоры, по которым работали исполнители.

Шаг 3. Попробуйте договориться лично. Обратитесь к нарушителям и вежливо попросите их либо удалить материал, либо дать ссылку на оригинал и указать авторство.

Если контент опубликован в социальных сетях или на площадке с открытой публикацией, например, в «Дзене» или на VC, можно пожаловаться в техподдержку платформы. В этом случае публикацию тоже могут удалить.

Шаг 4. Направьте досудебную претензию. Если нарушители не реагируют на просьбы, а удалить публикацию через техподдержку площадки нельзя, пора готовить досудебную претензию.

Лучше всего составлять её с юристом, который сможет её правильно сделать, а также корректно определит размер возможной компенсации. Она рассчитывается исходя из целого ряда факторов: масштаба нарушения, сроков, целей использования и так далее.

Стандартный срок ответа на претензию — 30 календарных дней. Если за это время вторая сторона никак не отреагировала или отказалась удалять контент, можно обращаться в суд.

Шаг 5. Подайте в суд. Приложите к иску все собранные доказательства плагиата и подтверждение своего авторства.

На своё усмотрение суд может назначить экспертизу контента или принять решение на основании уже собранных материалов и аргументов сторон.

Возможно ли избежать кражи контента

Контент, опубликованный в интернете, нельзя защитить от копирования на 100%. Но есть несколько способов, которые могут в этом помочь:

  • Ставьте водяные знаки на фотографиях. Так часто делают, например, авторы стоковых изображений.
  • Ставьте знак охраны авторского права © или дисклеймеры с просьбой указывать автора. Их можно размещать в шапке или в подвале сайта, а также в конце каждой публикации.
  • Запретите копирование информации с сайта. Это можно сделать, прописав специальный скрипт в коде. Он запретит выделение информации на странице и её копирование.
  • Зарегистрируйте товарный знак. Им может стать, например, имя автора, название книги или издания и так далее. Для регистрации нужно подать заявку в Роспатент, уплатить пошлину и получить свидетельство.

Сама по себе торговая марка не спасёт от плагиата, но свою правоту с ней будет доказывать намного проще.

Какой ещё контент могут украсть

Выше мы говорили в основном о краже текстовых произведений, фото или видео. Но украсть могут любую интеллектуальную собственность — например, картины, песни, эскизы татуировок, проекты дизайна интерьера и персонажей.

Мы нашли нескольких авторов, которые столкнулись с кражей своих произведений, и попросили их рассказать об этих случаях.

Марина Лебедева

Автор и композитор детских песен, руководитель детских музыкальных проектов «Родники»


— В 2020 году я столкнулась с кражей десятков своих песен и целого детского проекта «МультиВарик ТВ». Главный персонаж «МультиВарик ТВ» и мой одноимённый псевдоним, зафиксированный в РАО, были присвоены медиакомпанией АО «Юнайтед Мьюзик Групп» (ЮМГ). Моя на тот момент коллега и подруга подделала мои подписи в договорах, вписала себя в соавторы и продала материалы ЮМГ.

Более четырёх лет я пытаюсь вернуть свои права, имя автора, псевдоним и бизнес. На данный момент независимая экспертиза по копиям подтвердила, что подписи подделаны.

В 2023 году я подала заявление о признании недействительной регистрации товарного знака №833414 в Роспатенте, по основаниям подпунктов 1 и 2 пункта 9 статьи 1483 ГК РФ (псевдоним и персонаж). Сейчас подан административный иск в Суд по интеллектуальным правам. Но возбудить уголовное дело пока не удалось.

Я бы посоветовала авторам депонировать права на свои произведения, а в случае нарушения авторских прав обращаться к юристам по интеллектуальной собственности и не бояться идти в суд. Но стоит быть готовым к долгой борьбе.

Алевтина Шелест

Интерьерный художник, основательница студии Luvricon


— Я сталкивалась с воровством своих произведений неоднократно. Изображения, которые не предназначались для продажи, а публиковались только для продажи картины-оригинала, я случайно находила на маркетплейсах среди предложений производителей постеров.

На «Авито» я однажды столкнулась с перепродажей собственной работы — с перебитой подписью автора в углу. В обоих случаях я жаловалась в поддержку площадок.

На сайте художника-конкурента находила свои работы, обозначенные как примеры его работ. Поскольку эти изображения есть в моих аккаунтах на «Ярмарке мастеров» и YouTube, писать конкуренту с просьбой убрать изображения я не стала.

Также в «Инстаграме»* натыкалась на роспись стены изображением с моей картины. После длительной переписки с доказательствами автор аккаунта согласился, что работа принадлежит мне, и указал авторство и ссылку.

Все подобные споры я улаживала самостоятельно либо не улаживала вовсе. В некоторых случаях консультировалась с юристом, но в суд не обращалась, поскольку процесс обошёлся бы очень дорого.

Екатерина Хольт

Мастер тату


— Сейчас в моей копилке свыше 300 копий моих татуировок. Когда обнаруживается новая, я делаю репост к себе на страницу с подписью, что воровать чужое нехорошо.

С некоторыми татуировщиками мы вступаем в диалог, и в ответ на их классическое «что выложено в интернет, то общее!» я прошу обратить внимание, что в любом поисковике сказано: «у изображения может быть правообладатель». Затем спокойно объясняю, что ценность татуировки повышается, если она в единичном экземпляре и рисует её сам мастер.

Кроме того, на маркетплейсах не только в РФ, но и за границей стали появляться наклейки, переводные «тату» и даже формочки для выпечки, повторяющие мои татуировки.

Я написала досудебную претензию производителю наклеек — он переключился на эскизы других авторов. Проблему это не искоренило, но мои рисунки у этого продавца пропали.

Законодательно никто не защищён от воровства идей и эскизов тату: для судебных разбирательств нужно сделать контрольную закупку и зафиксировать факт оплаты, а многие ремесленники работают в квартирах за наличные.

Однако я не против частичного заимствования и творческой интерпретации. Иногда встречаются работы, по которым видно, что клиент пришёл с моей картинкой, но мастер переосмыслил и изменил рисунок на свой лад, сохранив идею и, например, цветовую гамму.

Главное о краже контента в 4 пунктах

  • Нарушением считается использование интеллектуальной собственности в первозданном виде, использование её фрагментов или их переработка без разрешения правообладателя. Допустимо цитирование в образовательных, научных или юмористических целях, но при этом обязательно нужно указывать источник.
  • Вирусный контент в соцсетях с использованием популярной музыки, видео или мемов в основном публикуют обычные люди ради развлечения. По этой причине правообладатели не подают на них в суд. Но если бизнес или медийные личности используют контент в коммерческих целях, правообладатели часто подают иски.
  • Если вы обнаружили кражу своего контента, важно зафиксировать факт нарушения — например, сделать скриншоты. Для удаления контента можно обратиться напрямую к плагиатчикам либо подать жалобу в техподдержку площадки, где опубликовали плагиат. В случае отказа стоит составить досудебную претензию вместе с юристом, а затем при необходимости подать в суд.
  • Защитить свой бренд можно с помощью регистрации товарного знака, а защитить произведения — с помощью знаков копирайта, дисклеймеров, водяных знаков и запрета на копирование.

Эти материалы редакции «Маркетинг» Skillbox Media могут быть вам полезны


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».



Попробуйте 4 профессии в интернет-маркетинге на практике ➞
На бесплатном мини-курсе. Вы исследуете ЦА, создадите сайт, оформите социальные сети, напишете продающие тексты и настроите рекламу. Пройдите курс и решите, что вам по душе.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована