Управление
#статьи

Что такое интеллектуальная собственность и почему её нужно защищать всем компаниям

Разбираемся, что относится к интеллектуальной собственности, как её защищать и использовать с выгодой.

Кадр: фильм «Дорогая, я уменьшил детей» / Walt Disney Pictures

Яна Пономаренко

Директор по маркетингу краудлендинговой платформы «Ко-Фи». Более десяти лет опыта в B2B- и B2C-маркетинге, бренд-коммуникациях и celebrity-маркетинге.

Интеллектуальная собственность (ИС) есть у каждой компании. К ИС относят логотипы, слоганы, музыкальные заставки и другое.

Защита интеллектуальной собственности и грамотное управление ей сделают бизнес более конкурентоспособным. Например, это позволит визуально отличаться от конкурентов, использовать уникальные разработки. Также можно получать дополнительную прибыль от использования ИС другими компаниями.

Разберёмся:


Что такое интеллектуальная собственность

Интеллектуальная собственность (ИС) — результаты творческой, научной, исследовательской или промышленной деятельности. Объекты интеллектуальной собственности — результаты интеллектуальной деятельности, которые охраняет закон.

Объекты интеллектуальной собственности есть в активе любой компании. К ним относятся, например, эмблемы, товарные знаки, коммерческие названия, секреты производства.

Компании регистрируют права на объекты интеллектуальной собственности, чтобы защитить свои идеи от копирования. Например, «Сбер» зарегистрировал логотип, «Ряженка» — фирменную подпись, а «Радио Шансон» — музыкальную заставку.

Музыкальная заставка «Радио Шансон» зарегистрирована как объект интеллектуальной собственности
Изображение: АО «Региональный радиоканал»

К объектам интеллектуальной собственности относят не только логотипы, товарные знаки и секреты производства. Объектами также могут быть, например, литературные произведения, селекционные изобретения, ноу-хау и другое. Об этом мы расскажем ниже.

Курс Skillbox для тех, кто хочет управлять интеллектуальной собственностью

«Защита интеллектуальной собственности» — управлять правами на объекты интеллектуальной собственности, превращать их в активы и монетизировать.

Что относят к объектам интеллектуальной собственности

Как мы говорили выше, объекты интеллектуальной собственности — результаты интеллектуальной деятельности, которые охраняет закон. Их можно разделить на четыре группы:

  • произведения литературы, науки и искусства;
  • изобретения, полезные модели, промышленные образцы;
  • средства индивидуализации;
  • нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности.

Произведения литературы, науки и искусства:

  • Литературные произведения, научные, учебные и публицистические материалы — любые тексты, которые выражают мысли, образы и чувства автора. Носители литературных произведений — бумага, компакт-диск, магнитофонная запись (если они высказаны устно), пластинка, флеш-карта, облачное хранилище.
  • Письма, дневники и личные заметки.
  • Переводы текстов.
  • Интервью, дискуссии.
  • Программное обеспечение — результаты интеллектуальной творческой деятельности, которые получили с помощью сложного оборудования. В эту же категорию входят все материалы, полученные в процессе разработки ПО, а также видео- и аудиоряд, который воспроизводится во время использования приложения. Программы запрещено копировать без согласия авторов, но алгоритмы, которые лежат в основе работы, никак не охраняются.
  • Драматические произведения — сценарии и постановки пьес.
  • Сценарии концертов, шоу, праздничных программ, балетов, массовых мероприятий.
  • Музыкальные произведения — песни, инструментальные, электронные и шумовые произведения, записанные в аудиоформате.
  • Исполнения артистов — концерты, шоу, стендапы.
  • Аудио и видео — фильмы и мультфильмы, теле- и радиопередачи, клипы. Часто над такими форматами работает одновременно много авторов. Отдельные элементы фильма — например, костюмы, декорации — могут быть отдельно охраняемыми объектами ИС.
  • Произведения искусства и их копии — картины, скульптуры, арт-объекты, тотальные инсталляции, 3D-модели локаций и метавселенные, цифровые двойники городов и так далее.
  • Произведения дизайна — предметы, в которых художественная ценность сочетается с функциональностью. Они могут существовать в единственном экземпляре, как авторские элементы декора или украшения для стен, или производиться массово — как торшеры, вазы или шторы.

Изобретения, полезные модели, промышленные образцы:

  • Изобретения — абсолютно новые образцы науки и техники, которые впервые появились на рынке и у которых нет аналогов.
  • Полезные модели — модифицированные, усовершенствованные предметы, которые более удобны для использования. Например, новая модель телефона, ноутбука, зарядного устройства.
  • Промышленные образцы — оригинальное решение для внешнего вида изделия, предмета или устройства.
Кадр: фильм «Назад в будущее» / Universal Pictures

Средства индивидуализации:

  • Товарные знаки — изображения, которые используют для маркировки товаров.
  • Знаки обслуживания — обозначения, обеспечивающие визуальное отличие услуг компании. Например, эмблемы сети кофеен, ресторанов, телеоператоров.
  • Фирменные наименования — полное юридическое наименование компании. Например, ООО «Руль и колёса».
  • Коммерческие наименования и обозначения — названия, которые используют для определения вида деятельности и особенностей компании. Например, автомастерская «Руль и колёса».

Нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности:

  • Топология интегральных микросхем — пространственно-геометрическое расположение элементов и связей между ними, которые запечатлены на материальном носителе.
  • Селекционные достижения — новые виды растений и животных.
  • Ноу-хау — секреты производства, которые охраняются от использования третьими лицами. Например, фирменный соус в бургере.

Важное уточнение: чтобы попасть под правовую охрану, результат ИС должен быть назван интеллектуальной собственностью напрямую в законе. Например, имя домена, хоть оно и индивидуализирует сайт или его владельца в интернете, к объектам интеллектуальной собственности не относится. Научные открытия сами по себе в РФ также не охраняются.

Права на интеллектуальную собственность: основные виды и их различия

На все объекты интеллектуальной собственности распространяются интеллектуальные права. Их разделяют в зависимости от видов объектов. Вот основные:

  • Авторское право — регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия и факты. Также с помощью него невозможно защитить результаты технического и конструкторского творчества.
  • Смежные права ― права, смежные с авторскими. Например, если песню, сочинённую одним человеком, исполняет другой, появляется уже новый объект прав. К смежным правам относятся права на исполнение, фонограмму, воспроизведение в эфире радио- и телепередач. Также к ним относят права на произведения науки, литературы и искусства, которые обнародованы после их перехода в общественное достояние.
  • Патентное право ― право на изобретения, полезные модели и промышленные образцы. В отличие от объектов авторского права, объекты патентного права могут быть созданы независимо друг от друга разными людьми. Например, радио практически одновременно изобрели двое учёных: Александр Попов в России и Гульельмо Маркони в Италии. Второй, хоть и придумал его чуть позже, первым успел получить патент.
Кадр: фильм «Джобс: Империя соблазна» / Dillywood

Также есть такие виды интеллектуальных прав:

  • Право на средства индивидуализации — права на маркетинговые обозначения. Например, на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные и коммерческие наименования.
  • Права на секреты производства — распространяются на любую информацию о способах профессиональной деятельности, которые относятся к коммерческой тайне.
  • Права на селекционные достижения — распространяются на новые сорта растений и породы животных.
  • Права на топологии интегральных микросхем — распространяются на схемы соединений цифровых микросхем.

Права на ИС также делят на имущественные и личные неимущественные.

Имущественные права. Вид интеллектуальных прав, по которым объектами можно владеть, пользоваться и распоряжаться. Например, продавать или передавать их по договорам. Эти права не привязаны к автору объекта интеллектуальной собственности.

Личные неимущественные права. Принадлежат автору интеллектуальной собственности независимо от его имущественных прав на неё. Эти права сохраняются за автором даже в случае перехода имущественных прав к другому лицу.

К личным неимущественным правам относятся:

  • Право на имя — подразумевает, что автор сам решает, сохранять ли ему анонимность, подписываться своим настоящим именем или использовать псевдоним.
  • Право на авторство — никто иной не может быть указан автором.
  • Право на неприкосновенность произведения — без официального согласия автора нельзя вносить изменения и правки.
  • Право на защиту репутации — право автора препятствовать тому, чтобы его произведение искажали: редактировали, дополняли, изменяли.

Как защитить интеллектуальную собственность

Чтобы защищать интеллектуальную собственность, нужно зафиксировать права на неё. Способ фиксации зависит от вида прав на объекты ИС.

Объекты авторских или смежных прав. Например, музыкальные, текстовые произведения, аудио-, видео- и другой медиаконтент. Для таких объектов регистрация не обязательна. По закону авторские и смежные права возникают автоматически при создании произведений. Тем не менее желательно подтвердить авторство создателя — если возникнут споры, такое подтверждение будет полезно.

Подтвердить авторство можно с помощью свидетельства о депонировании произведения. Его оформляют до публикации контента. Получить его можно через специальные сервисы — например Copytrust, IREG или n’RIS. Преимущество последнего сервиса в том, что после регистрации он самостоятельно передаёт все необходимые документы в официальные инстанции. Также встроенная в сервис программа выявляет нелегальное использование контента и автоматически высылает нарушителям досудебные претензии.

После публикации контента права на него можно зарегистрировать в ОКУПах ― организациях, которые коллективно управляют авторскими правами. Они собирают и распределяют вознаграждений авторам, исполнителям и другим правообладателям. Вот некоторые из них:

  • Российское авторское общество (РАО);
  • Российский союз правообладателей (РСП);
  • Ассоциация правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере изобразительного искусства (УПРАВИС);
  • Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС).

Для разработчиков ПО есть отдельные инструменты защиты прав — например, зарубежный сервис Safe Creative или новый российский сервис SaveCode.

Объекты патентных прав. Например, изобретения, полезные модели и промышленные образцы. Чтобы зафиксировать права на них, нужно зарегистрировать патент. В РФ это делают в Роспатенте.

Кадр: фильм «Континуум» / Paramount Pictures

Средства индивидуализации. Права на товарные знаки и знаки обслуживания регистрируют также в Роспатенте. Право на фирменное наименование возникает автоматически после регистрации компании в ФНС.

Секрет производства и ноу-хау. Права на них возникают автоматически после возникновения объектов ИС. Регистрировать их не нужно. Достаточно наличия корпоративных документов, где для работников будут прописаны правила сохранения секрета производства.

Что делать в случае нарушения интеллектуальных прав? Фиксация интеллектуальных прав и патентование объектов ИС помогают пресекать возможные нарушения. Если нарушение всё же произошло, можно подать иск о признании права либо иск о пресечении нарушений. Такими делами занимаются суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Суд по интеллектуальным правам. Также за защитой можно обратиться в Федеральную антимонопольную службу. Подробно порядок действий по защите прав на интеллектуальную собственность описан в статьях 1250, 1251 и 1252 ГК РФ.

Как грамотно управлять интеллектуальной собственностью

Как мы говорили в начале, интеллектуальная собственность есть в активе практически любой компании. Грамотно управлять ей — значит получать прибыль от использования её объектов. Процесс управления включает такие этапы.

Ревизия объектов интеллектуальной собственности. На этом этапе компания анализирует, какие у неё есть объекты ИС — например, фирменные и коммерческие названия, изобретения, базы данных, ноу-хау. После этого проводит анализ, какие из этих объектов используют, а какие нет.

Фиксация и защита интеллектуальных прав. На этом этапе компании нужно доказать наличие объектов ИС и позаботиться об их правовой охране. Подробнее об этом говорили выше.

Коммерциализация интеллектуальной собственности. Она может проходить одним из трёх способов:

1. Массовое производство товара — выпуск и продажа объектов ИС. Например, создание предметов дизайна, производственных моделей, печатных СМИ.

2. Монетизация контента — продвижение контента и получение прибыли. В каждой креативной индустрии свои каналы продвижения.

• Платформы для покупки и продажи прав на контент — например, IPEX. Это единственная в России платформа, которая объединяет создателей, владельцев контента и тех, кто пользуется объектами ИС.

• Стриминговые платформы — например, «Яндекс Музыка», «Звук» и «VK Музыка». Это каналы для звукозаписывающих компаний.

3. Передача прав на объекты ИС — проходит по официально зарегистрированному у нотариуса договору или по лицензионному договору.

В первом случае права передаются полностью. Во втором — частично. При этом лицензиат — тот, кто получает часть прав, — может использовать их только в том объёме и теми способами, которые указаны в документе. Стоимость такого договора зависит от объёма передаваемых прав.

Привлечение финансирования. Важно построить эффективную бизнес-модель с использованием интеллектуальной собственности и грамотно привлечь финансирование.

Существуют различные инструменты сбора средств для реализации проектов, связанных с ИС. Помимо краудфандинга — например, на таких площадках, как Planeta или Boomstarter, — всё более популярным в России становится краудлендинг.

Краудлендинг — привлечение независимых инвесторов, которые выдают предпринимателям займы под залог интеллектуальной собственности.

Краудлендинговая платформа «Ко-Фи» сейчас единственная в стране платформа для инвестиций в креативные индустрии. Творческий предприниматель подаёт заявку с подробным описанием своего проекта, с указанием необходимой суммы инвестиций и процентной ставки. Это могут быть видеоклипы, музыкальные композиции, фильмы, дизайн-проекты — в зависимости от того, какую креативную индустрию представляет предприниматель. Если креатор привлекает более 300 тысяч рублей, он должен оставить свою интеллектуальную собственность в залог до полной выплаты займа.

Подведём итог

  • Интеллектуальная собственность — результаты творческой, научной, исследовательской или промышленной деятельности.
  • Объекты интеллектуальной собственности делят на четыре группы: произведения литературы, науки и искусства; изобретения, полезные модели и промышленные образцы; средства индивидуализации; нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности — например, ноу-хау или новые виды растений и животных.
  • Виды прав на объекты интеллектуальной собственности бывают личные неимущественные — это личные права автора — и имущественные.
  • Интеллектуальные права подразделяют по объектам интеллектуальной собственности: авторские права и права, смежные с авторскими, патентные права, права на средства индивидуализации, права на секреты производства, права на селекционные достижения и на топологии интегральных микросхем.
  • Чтобы защитить интеллектуальную собственность, нужно зафиксировать права на неё — запатентовать или получить свидетельство о депонировании произведения.

Другие материалы Skillbox Media для руководителей

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована