Что делать маркетологу в кризис? 7 советов от спикеров Skillbox
Маркетинг никуда не исчезнет. Рынок трансформируется, это можно использовать себе на пользу. Рассказываем, чему учиться и какие инструменты внедрять.
Приглашённые эксперты
Дмитрий Фролов
Президент Ассоциации развития digital-агентств (ARDA). Спикер курсов Skillbox «Digital-стратегия» и «Интернет-маркетолог PRO»
Николай Смирнов
Директор по развитию Active Traffic. Программный директор Skillbox
Skillbox запустил серию антикризисных вебинаров, посвящённых продвижению в 2022 году. Первый из них прошёл 12 марта, он назывался «Digital-маркетинг: текущая ситуация и перспективы». На нём выступили президент Ассоциации развития digital-агентств (ARDA) Дмитрий Фролов и программный директор Skillbox, директор по развитию Active Traffic Николай Смирнов.
Что будет с digital-маркетингом? Чему стоит учиться? А может, всё бросить и уйти в другую профессию? Мы выбрали семь интересных советов от Дмитрия Фролова и Николая Смирнова. Вебинар целиком можно посмотреть здесь.
Не паникуйте. Маркетинг не исчезнет
Бросать всё и уходить из профессии — глупо. Маркетинг и специалисты в этой области будут востребованы. У этого есть причины:
- Маркетинг продолжит продавать. Люди продолжат искать информацию в интернете, покупать товары и услуги. Будет меняться структура спроса и эффективные каналы — так, больший приоритет получат SEO, «Директ», «ВКонтакте». Но суть останется: компаниям нужны специалисты, которые умеют продавать товары в оставшихся каналах.
- Ваши навыки пригодятся. Чтобы остаться на плаву, не придётся осваивать ничего радикально нового. Принципы рекламы на разных площадках близки. У условных Facebook* и «ВКонтакте» разные интерфейсы, но технологии похожи.
- IT-отрасль получает поддержку. Государство помогает IT-компаниям: скорее всего, отрасль будет развиваться. А IT-инфраструктура не может существовать без дистрибуции. Для продвижения отрасли нужны маркетологи.
- Конкуренция в маркетинге снижается. Многие крупные игроки теряют долю на рынке. Некоторые компании замораживают проекты, другие закрываются, кто-то начал процесс релокации. Конкуренция может вырасти среди новичков, но среди экспертов она ослабнет.
- Появятся новые рынки. Импортозамещение создаёт новые компании. Им нужно будет продавать свои товары. Значит, они будут обращаться к маркетологам.
Посмотрите вебинары Skillbox об антикризисном продвижении в 2022 году. Мы будем разбирать настройку рекламы в «ВКонтакте» и MyTagret, продвижение в «Яндекс.Дзене» и Telegram, работу с клиентами и стратегию. Регистрация — здесь.
Ищите возможности. Некоторые каналы будут расти — осваивайте их
Можно переживать об утраченных каналах продвижения. Но лучше найти новые возможности — например, обратить внимание на каналы, которые раньше не были популярны. Или рассмотреть недавно созданные платформы вроде Yappy, «ЯRUS» и других.
Перспективные площадки — «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Яндекс.Дзен». Туда переходит большая часть аудитории: только «ВКонтакте» отметил рост аудитории на 200 тысяч пользователей за неделю.
Продолжайте учиться. Есть навыки, которые можно освоить за 15 минут
Кризис — хорошее время для развития. Пока другие специалисты паникуют и не знают, что делать дальше, вы можете осваивать новые инструменты и навыки. Так вы станете востребованнее конкурентов.
Не обязательно тратить на обучение деньги. Есть навыки, которые можно освоить буквально за 15 минут. Приведём один пример — поисковая оптимизация групп во «ВКонтакте». Можно назвать группу так, чтобы она появлялась в топе выдачи Google или «Яндекса» по коммерческим запросам. Чтобы сделать это, достаточно подобрать правильный запрос в «Яндекс.Вордстате».
Эта стратегия сработает не для всех — например, сложно вывести «коммерческую» группу в топ в Москве или Санкт-Петербурге. Зато этот навык пригодится при работе с малым региональным бизнесом — клиент будет получать небольшой, но стабильный поток лидов благодаря вашей работе.
Чтобы освоить таргет в VK, посмотрите вебинар Skillbox «Настройка рекламы в „ВКонтакте“ за один час».
Следите за тенденциями. Не все тренды — очевидны
Отслеживая тенденции, вы понимаете, куда движется рынок и как теперь ведёт себя аудитория. Значит, сможете помочь клиентам сохранить бизнес в условиях неопределённости.
Можно назвать пять важных тенденций в марте 2022 года:
- Пользователи Рунета стали проводить больше времени в Сети.
- Из-за остановки рекламы число заказов из поиска Google выросло. В некоторых отраслях — на 35–60%.
- Вовлечённость во «ВКонтакте» приблизилась к показателям вовлечённости в Instagram*.
- В Telegram выросла активность пользователей в каналах и чатах. Охват публикаций на третий день достигает 50% от числа подписчиков. Такие цифры есть даже у крупных блогеров, у которых вовлечённость ниже, чем у микроинфлюенсеров.
- Огромный спрос на настройку «Яндекс.Директа» — число заявок на услуги превышает количество опытных специалистов на рынке.
Если вы понимаете тенденции, то сможете предположить, какие каналы будут самыми эффективными, и предложить эти каналы своим клиентам.
Адаптируйтесь, даже если ваши инструменты не изменились
Нельзя впадать в стагнацию. Даже если вы специализируетесь на одном инструменте и не хотите изучать другие отрасли, нужно адаптироваться под меняющийся рынок. Приведём пример.
Вы настраиваете рекламу в «Директе». В отличие от конкурентов, которые продолжат просто работать с кампаниями, вы можете рекомендовать клиентам перестроиться. По прогнозам, в кризис будут популярны продукты из эконом-сегмента: предложите клиентам сделать упор на них. Так они получат большие показатели ROMI, а вы — плюс к репутации.
Ещё один пример. Вы размышляете, что изучать дальше: аналитику или настройку таргетированной рекламы. В новой реальности клиентам будет важнее не анализировать показатели, а привлекать клиентов, поэтому таргетологи будут востребованнее.
Используйте критическое мышление
Во время неопределённости оно важнее, чем в спокойные времена. Не стоит делать что-то потому, что «все так делают». Оценивайте, что происходит вокруг, и предлагайте клиентам взвешенные решения.
Даже если аудитория идёт в Telegram, это не значит, что вашим клиентам тоже туда надо. Возможно, для покупателей ваших клиентов это не самая важная платформа. Лучше спросить представителей ЦА, какими платформами они пользуются, и работать с этими инструментами.
Разрешайте себе отдохнуть
Стресс — это нормально в сложившейся ситуации. Если у вас нет сил на работу, по возможности отдохните несколько дней. Не заставляйте себя учиться или осваивать новые инструменты, если не хочется или если не можете сосредоточиться.
От того, что вы в состоянии стресса будете продолжать работать, никому не будет лучше. Вы будете расходовать ресурсы организма, получая ещё больший стресс. А клиенты получат от вас посредственные результаты.
Другие материалы Skillbox Media для маркетологов
- Опрос: что будет с ценой клика в «Директе» и «ВКонтакте»
- Большой разбор: куда уходить из Instagram*, Facebook* и Google Ads
- Статья о ботах и накрутках в социальных сетях: есть ли от них польза
- Руководство: как разработать SMM-стратегию и что в ней должно быть
- Разбор, как работают алгоритмы соцсетей и что важно для продвижения в них