В условиях кадрового дефицита российский бизнес всё чаще обращается к практике внутреннего совместительства, чтобы компенсировать нехватку персонала. Согласно опросу сервиса SuperJob, за последний год в каждой десятой компании стало больше работников, совмещающих несколько должностей за доплату.
Рассказываем, почему переобучение становится популярнее найма, чем совместительство отличается от совмещения и как работодатель должен оформлять дополнительные обязанности сотрудника.
Почему переобучение становится популярнее найма
По данным Superjob, 15% работодателей сегодня имеют программы переподготовки, которые позволяют их сотрудникам взять на себя дополнительные обязанности. Ещё столько же компаний планируют внедрить подобную систему обучения. Кадровый потенциал для этого есть: попробовать внутреннее совместительство готовы 38% работающих россиян.
Рост интереса к переобучению сотрудников на вторую специальность отмечают и в учебном центре «Техстандарт». По итогам 2024 года там зафиксировали трёхкратный рост корпоративных заказов на курсы переподготовки персонала.
«Дефицит кадров и нестабильная экономическая ситуация вынуждают компании отказываться от найма и сокращать зарплатный фонд — сейчас им выгоднее вложиться в переобучение своих собственных сотрудников, чтобы те могли совмещать работу на двух позициях», — объяснила директор учебного центра «Техстандарт» Елена Шевченко.
Внутреннее совместительство помогает компаниям сократить издержки. Переобучение сотрудника и доплата за совмещение второй должности обходятся на 30–40% дешевле, чем наём ещё одного специалиста, подсчитали в УЦ «Техстандарт».
Наибольший интерес к переподготовке проявляют предприятия малого и среднего бизнеса. В условиях кадрового дефицита крупные компании взвинчивают зарплаты, чтобы первыми нанять квалифицированных специалистов. Из-за этого малому и среднему бизнесу сложнее искать кадры и приходится более эффективно использовать свои трудовые ресурсы. Например, обучать бухгалтера или юриста на позицию кадровика, а главного метролога — на менеджера по управлению качеством.
Инвестиции в переобучение выгодны для обеих сторон, уверены в УЦ «Техстандарт». Совмещая две позиции, сотрудник резко растёт в доходах, не меняя компанию. А работодатель может сэкономить на зарплате, потому что отдельный специалист обошёлся бы дороже.
«Отсутствие опыта на второй позиции компенсируется подготовкой сотрудника „под себя“, а на дефицитном рынке часто приходится платить за опыт, который ценится в целом, но не очень нужен конкретному работодателю», — отметила Елена Шевченко.
Однако переобучение имеет недостатки и подходит не всем компаниям. Во-первых, подготовка требует времени, а потому закрыть вакансию получится не сразу. Во-вторых, есть риск снижения качества работы на основной позиции.
В чём разница между совместительством и совмещением
Совместительство и совмещение — схожие понятия. В российских компаниях используют обе формы дополнительной занятости.
При совмещении сотрудник выполняет дополнительную оплачиваемую работу в течение рабочего дня. Такие задачи он получает в рамках действующего трудового договора.
При совместительстве сотрудник выполняет другую регулярную оплачиваемую работу в свободное от основной работы время. Для этого он заключает отдельный трудовой договор. Совместительство может быть внутренним (у одного работодателя) или внешним (у разных работодателей).
Как оформляют совместительство и совмещение
Для совместительства оформляют отдельный трудовой договор, в котором согласно статье 282 ТК РФ указывают, что работа является совместительством. Продолжительность рабочего времени по такому трудовому договору не должна превышать 20 часов в неделю и 4 часов в день. Однако в дни, когда работник свободен от основных трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день, следует из статьи 284 ТК РФ.
Сотрудник может попросить основного работодателя внести информацию о совместительстве в трудовую книжку. Но для этого нужно предоставить ему подтверждающий документ, говорится в статье 66 ТК РФ.
Если работодатель оформляет совмещение, он должен получить от сотрудника письменное согласие на выполнение дополнительных обязанностей, подписать дополнительное соглашение к трудовому договору и издать приказ о совмещении должностей, следует из статьи 60.2 ТК РФ.
В приказе необходимо указать, какие функции будет выполнять сотрудник, какую должность в соответствии со штатным расписанием он совмещает и какая денежная компенсация ему за это полагается. Запись о совмещении в трудовую книжку не вносят.
Изучаете менеджмент или думаете, как найти хороших сотрудников? Прочитайте эти статьи Skillbox Media
- Как правильно давать обратную связь сотрудникам: советы, основанные на опыте
- Как понять, что вы нормальный руководитель
- Если команда на грани: как вернуть своим сотрудникам продуктивность
- Как искать сотрудников, которые помогут бизнесу достичь амбициозных целей
- «Я руководил 6 командами разработки и всё равно хотел учиться»: история тимлида Радмира