Управление
#истории

«Мне нравится наводить порядок в бизнесе при помощи цифр»: история финансового менеджера

Ольгу всегда интересовал реальный бизнес. Чтобы перестать быть сторонним наблюдателем, она оставила работу в банке и стала финансовым менеджером.

Фото: личный архив Ольги Поповой

Ольга Попова

Россия, Санкт-Петербург



Достижения

Изучила финансовый менеджмент, успешно прошла стажировку в «Финтабло» и теперь ведёт финансовый учёт для двух клиентов.


ссылки


Ольга рассказала:

  • почему финансовый менеджер свободнее, чем банковский работник;
  • какой изученный инструмент помогает ей эффективнее добиваться нужных результатов;
  • существует ли формула идеального финансового отчёта;
  • как поступит, если к ней обратится убыточный клиент.

«В банке мне не хватало свободы»: о переходе в финансовый менеджмент

— Ольга, почему вы решили стать финансовым менеджером?

— Раньше я работала в банке: занималась кредитованием юридических лиц. Общаться с бизнесменами и узнавать, как зарабатывают их компании, было очень интересно, но… свой интерес я утоляла не всегда.

Бывало, ко мне приходили предприниматели, которые не могли предоставить сводки ни по прибыли, ни по расходам, ни по планам. Давали только бухгалтерскую отчётность, а этого было слишком мало для одобрения кредита. И вот мне, как банковскому работнику, приходилось всю эту информацию добывать: задавать много уточняющих вопросов и далеко не всегда получать на них вразумительные ответы.

После очередного такого клиента я поняла, что хочу уволиться из банка и перейти на сторону предпринимателей — помогать им наводить порядок в цифрах. Сделать так, чтобы люди, рискнувшие многим ради создания своего бизнеса, контролировали деньги, верно их распределяли, строили финансовые прогнозы и вообще понимали, в том ли направлении движутся. И конечно, чтобы они не молчали в ответ на вопросы банковских специалистов 🙂

— Уволиться из банка. Звучит смело. Тяжело ли вам далось это решение?

— Да, уходить со стабильной работы — всегда непросто. Конечно, я испытывала и сомнения, и чувство неопределённости. Спрашивала себя: «А точно ли мне нужно отказываться от рутины?»

И всё-таки решение не было спонтанным: перед увольнением я долго взвешивала все за и против. А потом набралась смелости — и написала заявление. Теперь, работая финансовым менеджером, понимаю, что всё сделала правильно.

— Какой аргумент за увольнение в итоге перевесил?

— Желание попробовать что-то новое и поработать в более свободной сфере. Всё же в банке моя свобода была ограничена. С клиентами я общалась строго по регламенту, в духе: «Если вы соответствуете условиям, мы одобрим вам кредит. Если нет — не одобрим». Не погружалась в сам бизнес и его проблемы. Хотя очень хотелось.

Профессия финансового менеджера даёт большую свободу для диалога с бизнесом. Ты приходишь в компанию, общаешься с руководителями, определяешь основные потребности. А потом ещё и сама выбираешь инструменты для ведения финансового учёта. Поняв свой интерес в этом направлении, решила обучиться профессии.

«Финансовая модель — это не только подсчёт выручки: об обучении и новых знаниях

— Ольга, поделитесь: как проходила ваша учёба?

— Учёба увлекла меня с первых лекций. Всё-таки все темы на курсе были для меня в новинку. Среди них: управленческий учёт, финансовое моделирование, инструменты финансиста. Было интересно погружаться в основы.

— А какой из модулей запомнился больше остальных?

— Пожалуй, финансовое моделирование. Такой большой практический блок, в котором я строила финансовую модель развития бизнеса на базе Excel. Мне понравилось, что основной упор был сделан на практику: преподаватель в «прямом эфире» показывал, как заполнять таблицу, откуда и какие брать данные. А не объяснял на словах, как это часто бывает.

Ещё я поняла, что финансовая модель — это не только подсчёт выручки и её прогнозирование. На самом деле она включает в себя гораздо больше различных данных, в том числе и информацию по маркетингу и эффективности воронок продаж. Этот факт меня удивил, поскольку раньше я считала, что финансы в бизнесе всегда отделены от других направлений.

— Интересно! А в чём ещё вам помогло обучение?

— На дополнительном курсе по созданию презентаций я научилась работать в PowerPoint. Считаю этот навык важным для финансового менеджера, ведь, если владеешь им, гораздо легче донести результаты и выводы финансового учёта до бизнесменов.

Когда есть наглядная презентация, твои рекомендации для клиента — уже не сказки Шахерезады.

Я убедилась в эффективности этого инструмента на себе: когда впервые сама подготовила презентации для своих клиентов, это сработало на ура.

— Как скоро после старта обучения вы поняли, что уже готовы использовать свои знания на практике?

— Где-то спустя полгода. Я училась размеренно, не торопилась искать работу. Но, если выпадала возможность, от лишней практики никогда не отказывалась. Так, однажды, Skillbox предложил мне пройти стажировку в компании «Финтабло» — им требовался финменеджер на проект. Я выполнила тестовое задание — составила два финансовых отчёта — и спустя пару месяцев получила своего первого клиента.

«Не иметь готового решения — это нормально»: о стажировке в «Финтабло»

— Поделитесь своими впечатлениями от стажировки: как это было?

— Если одним словом — замечательно! В рамках стажировки я составляла финансовые отчёты для реального бизнеса. Было приятно, что по итогу сотрудничества клиент написал мне много слов благодарности — оказалось, что прежде он практически не занимался подсчётом финансов, не понимал всей важности этого процесса.

Страница сайта «Финтабло»
Скриншот: «Финтабло» / Skillbox Media

— А какие именно финансовые отчёты вы составляли?

— Отчёт о движении денежных средств и отчёт о прибылях и убытках. Мне дали вводные по основным средствам, кредитам, сделкам компании — словом, множество разрозненной информации, как это часто бывает в реальном бизнесе. И вот все эти данные совместно с клиентом мы сводили в сервисе «Финтабло».

Также я провела несколько встреч с клиентом. На первой — собрала информацию о бизнесе, на следующих — уже показывала отчёты и промежуточные результаты. Предварительно документы всегда смотрел мой куратор — он проверял, всё ли верно я сделала, а ещё — учил анализировать собранную информацию и давал советы, как сделать отчёты более наглядными с помощью графиков и диаграмм.

— Есть ли формула идеального финансового отчёта?

— Думаю, есть. Финансовый отчёт должен быть простым, а ещё — должен «говорить» с бизнесменом на понятном ему языке. Чтобы составить такой отчёт, нужно много внимания и времени уделить источникам данных.

Важная миссия финансового менеджера — донести до предпринимателя простую мысль: «ненужных» данных не существует. Полнота информации — гарантия получения достоверного отчёта.

Если в компании уже есть система учёта данных, то сперва её нужно обязательно проаудировать: посмотреть, правильно ли собрана информация, все ли цифры корректны. И только после этого — строить финансовый отчёт на её основе.

— Стажировка — это ваша первая работа с клиентом. Волновались?

— Если у меня и возникало волнение, то лишь из-за неопытности. Важно, что я это понимала.

Когда твой опыт мал — ты пока не подготовил сто отчётов для компаний, не сэкономил им миллиард — нормально не иметь готовых решений на все случаи.

Благо сегодня есть множество инструментов и сервисов для учёта, которые помогут в поиске того самого решения. Ещё один вариант: обратиться к профессионалам. Это может быть кто угодно — кураторы с курса, наставники со стажировки или просто эксперты в профильных телеграм-каналах. Советы от людей с опытом хорошо снижают тревожность.

Екатерина Яхонтова 


эксперт по оцифровке бизнеса и партнёр сервиса «Финтабло»

— В «Финтабло» Ольга научилась эффективной коммуникации с клиентом: всем сторонам всегда были понятны результаты встреч и ожидания от дальнейшего сотрудничества. Она полностью закрывала любые вопросы заказчика.

Ольга самостоятельно вела переговоры, составляла отчёты и глубоко погружалась в процессы. Она принимала активное участие в общей работе и зарекомендовала себя как ответственную сотрудницу. Благодаря ей впервые за долгое время я вообще не переживала за состояние клиентов.

«Моя главная цель осталась неизменной: помогать бизнесу»

— Вы упомянули, что сейчас уже ведёте двух своих клиентов. Как их нашли?

— Клиентов мне передало «Финтабло» — я помогаю им вести финансовый учёт в сервисе. Но я также хочу взять на личное ведение ещё несколько предпринимателей и поэтому в ближайшее время начну активно продвигать свои услуги. Я уже создала резюме на HeadHunter. Также в планах — завести экспертный канал на «Дзене».

— А к чему стремитесь как финансовый менеджер?

— В будущем хочу работать только на себя. Удалённо консультировать малый бизнес. Для этого нужно набрать подходящую клиентскую базу.

Моя главная цель осталась неизменна. Я по-прежнему сильно хочу помогать бизнесу. Разбираться в его проблемах, выделять точки роста и работать на результат.

— Сейчас малый бизнес переживает не лучшие времена. У вас есть план действий на случай, если к вам, например, обратится убыточный клиент?

— Пока что я с таким не сталкивалась, но этот кейс кажется мне интересным. Предположу, что для начала я покажу клиенту, в каких именно областях его бизнеса аккумулированы проблемы. Проанализирую этапы формирования прибыли и найду самый сильный провал, определю, какое из подразделений производства формирует этот убыток. И потом уже начну точечно прикладывать усилия для улучшения ситуации.

«В те времена преподаватели зарабатывали меньше кассиров»: о работе в вузе и хобби

— Ольга, а как вы вообще обнаружили в себе аналитический склад ума и любовь к систематизации?

— Это началось ещё в студенчестве. Я училась на «менеджменте», дошла до аспирантуры и стала заниматься наукой, писать кандидатскую. Тогда-то и открылось моё желание выявлять закономерности, всё структурировать и детализировать.

А ещё в то же время я даже преподавала студентам экономическую теорию.

Фото: личный архив Ольги Поповой

— Вам нравилось преподавать?

— Да, было интересно. Любознательность студентов мотивировала. Возможно, я бы продолжала и дальше, если бы не низкая зарплата. В те времена преподаватели получали меньше, чем кассиры. Поэтому надолго в университете я не задержалась.

Сейчас, конечно, доход преподавателей чуть подрос. По крайней мере, в городах-миллионниках. Но я уже вряд ли когда-то вернусь в эту сферу — теперь у меня новая страсть, и это финансовый менеджмент.

— Насколько экономический бэкграунд облегчил вам вход в профессию финансового менеджера?

— Думаю, не имея экономической базы, я бы своего первого клиента взяла не через пару месяцев стажировки, а только через год 🙂 Точно бы осваивала профессию гораздо дольше, но, думаю, всё равно бы смогла дойти до конца.

— И последний вопрос: как вы отдыхаете в свободное от планов и отчётов время?

— Меня очень увлекает история изобразительного искусства, в свободное время я смотрю лекции на эту тему. Они помогают разобраться в том, что двигало известными художниками при создании шедевров. Что происходило в жизни художника в тот момент, какие настроения и процессы были в обществе, чем творцы вдохновлялись. Так интересно, что каждая линия и цвет имеет какую-то историю и вызывает отклик спустя сотни лет.

Раньше я даже сама пробовала держать кисть в руках. Но сейчас на это, к сожалению, нет времени. Нашла себе другой источник дофамина: им стала новая работа и учёба.

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована