Управление
#истории

«Подошёл к гостям ресторана и спросил, не нужен ли им эйчар»: путь рекрутера Кирилла

Кирилл шёл на курс по управлению персоналом за конкретными навыками, но так увлёкся сферой HR, что уволился с прошлой работы и стал рекрутером.

Иллюстрация: Pngwing / Freepik / Adam7 / Unsplash / Colowgee для Skillbox Media

Кирилл Смирнов

Казахстан, Караганда



Достижения

Благодаря грамотному нетворкингу нашёл свою первую работу в HR. Успел поработать HR-дженералистом в американской компании, а теперь — нанимает риелторов для российской фирмы из сферы недвижимости.


ссылки


Кирилл рассказал:


«Не хотел всю жизнь работать администратором»: о переходе в управление персоналом

— Кирилл, ты долгое время работал администратором в ресторане. Расскажи, какие задачи выполнял? А то со стороны кажется, будто администратор только и делает, что разговаривает с недовольными клиентами 🙂

— Отчасти это правда! Хотя, конечно, у администратора много других функций. Я занимался рекрутингом и обучением персонала, рассказывал официантам о тонкостях сервиса. Давал указания, как правильно разговаривать с клиентами, с какой руки подавать блюда и так далее.

Также в мои задачи входила поддержка сотрудников: я беседовал с ними об их карьерных целях, запрашивал обратную связь об условиях работы. А ещё — следил за графиком: чтобы нагрузка была равномерной, без переработок.

— Интересно. Получается, во многом ты выполнял задачи HR-менеджера. То есть ты пошёл на курс по управлению персоналом, чтобы прокачать уже имеющиеся навыки?

Забавно, но то, что мои обязанности администратора тесно переплетаются с обязанностями эйчара, я понял лишь во время обучения на курсе. А пришёл на него изначально совсем по другой причине.

— Поделишься?

Конечно. Причина проста: я просто не хотел всю оставшуюся жизнь работать администратором. Поставил себе цель — вырасти до управляющего рестораном. Поэтому и стал искать курс, который бы помог мне достичь желаемого — дал всю необходимую базу по управлению персоналом.

В итоге поиски привели меня на курс Skillbox.

«Умение собрать сильную команду — навык, которому нужно учиться»‎: о новых знаниях

— Итак, ты начал своё обучение по управлению персоналом. Не было ли тебе скучно учиться тому, что, по сути, ты уже умел делать?

— О, нет, наоборот! Было очень интересно погрузиться в структурированную теорию и проанализировать свои ошибки — понять, где мне следовало поступить иначе и как именно. Всё-таки на позиции администратора я зачастую действовал скорее интуитивно, чем осознанно.

Например, я всегда был уверен, что для поиска персонала не надо прикладывать особых усилий. Достаточно просто разместить вакансию на агрегаторе: люди увидят её и откликнутся. А оказалось, что именно из-за такого подхода поиск подходящего человека зачастую затягивается.

На курсе нам как раз рассказывали о методах рекрутинга: что инструменты подбора зависят не только от сферы, но от позиций (тех же топов редко когда ищут на агрегаторах).

Более того, IT-рекрутинг вообще выводят в отдельное направление, поскольку в этой сфере вакансий (особенно мидл- и сеньор-сегмента) больше, чем соискателей — эйчару нужно хорошо постараться, чтобы найти хорошего кандидата.

Фото: личный архив Кирилла Смирнова

— При этом ты сказал, что уже на позиции администратора некоторые вещи делал интуитивно правильно. Поделишься, какие именно?

— На лекциях нам рассказывали, как важно проводить one-to-one-встречи между руководителем и его подчинёнными. Более того, такие беседы наедине должны стоять в графике каждый месяц или квартал, а не инициироваться, только когда сотрудник провинился.

Встречи один на один — самый эффективный способ для обеих сторон получить обратную связь и обсудить дальнейшее сотрудничество.

Так вот, в ресторане я периодически устраивал такие встречи с персоналом, хотя меня никто этому не учил. Скажу честно: когда услышал о важности one-to-one на курсе, был приятно удивлён. Почувствовал себя профессиональным эйчаром 🙂

— А какие ещё открытия сделал за время обучения?

— Их было много! Интересно было разбираться в том, как в зависимости от различных факторов должен меняться подход к каждому конкретному сотруднику.

Самый простой пример — возраст. Он многое решает. На курсе рассказывали про особенности поколений (X, Y, Z и другие) и объясняли, как грамотно использовать эти знания в работе.

Возьмём поколение Z — людей, родившихся после 2000 года. Они выросли в условиях относительной стабильности. Они знают, что в любой момент могут поменять работу, поэтому особо не держатся за свою должность. Их почти невозможно завлечь к себе в компанию «бесплатными печеньками», а какие-либо штрафы их не слишком-то и пугают. Поэтому для сотрудников-зумеров нужно придумывать новую мотивацию.

У бумеров и миллениалов — свои особенности в найме. Так что хороший HR-менеджер должен знать множество подобных тонкостей и обязательно учитывать их для успешной работы.

— Получалось ли применять новые знания на практике уже в процессе учёбы?

— Да, пока работал администратором, зачастую заглядывал в материалы курса и использовал информацию оттуда — особенно то, что касалось адаптации и мотивации персонала.

Удобно, что дополнительно к видеолекциям всегда даётся их расшифровка. А также прикладываются шаблоны для дальнейшей работы. Это облегчает процесс усвоения и повторения информации: не нужно каждый раз пересматривать и перематывать видео, чтобы что-то вспомнить. А шаблонами я, кстати, пользуюсь до сих пор.

«Замкнутый круг: нет опыта работы, потому что без опыта никуда не берут»: как новичку закрепиться в сфере

— Как ты нашёл свою первую работу в HR?

— Ой, это забавная история. Помогли гости ресторана 🙂

Как-то раз, проходя мимо столиков, я услышал, как посетители обсуждали рекрутмент и сферу HR в целом. Я познакомился с ними и поинтересовался, нет ли у них на примете каких-то вакансий. Мы обменялись контактами, и вскоре эти люди порекомендовали меня одному работодателю, аутсорсинговой компании.

— Ого! Как ты осмелился подойти к клиенту ресторана с личным вопросом, будучи администратором? Разве это корректно?

— Если честно, я долго сомневался, подходить или нет. Опасался, что меня не поймут. И… в день, когда только услышал этот судьбоносный диалог, заговорить с клиентами так и не решился. Пошёл с собой на компромисс, подумал так: «Если эти люди вернутся в наш ресторан, то я обязательно соберусь с духом и подойду к ним».

Однако и во второе посещение я снова постеснялся беспокоить гостей. Так что мне очень повезло, что эти люди оказались нашими постоянными клиентами и пришли к нам и в третий раз.

— Что помогло тебе всё-таки собраться с духом и познакомиться со своими потенциальными работодателями?

— Я понимал, что HR-специалист не должен быть застенчив. Наоборот, в этой профессии нужно уметь коммуницировать с людьми, преодолевать дискомфорт, учиться нетворкингу. Иначе, без этих навыков, работу не найти.

Поэтому, увидев, что клиенты пришли и во второй раз, я стал основательно готовиться к следующему визиту: продумывал формулировки фраз и возможное развитие разговора. Оказалось, зря переживал. В итоге мы совершенно спокойно поговорили, и через некоторое время я стал HR-дженералистом.

— Ты сказал, что компания, в которую ты устроился, брала заказы на аутсорсе. В чём заключалась твоя работа как HR-дженералиста?

— Это была необычная фирма. Как HR-дженералист я работал в колл-центре технической поддержки и должен был регулировать работу его операторов.

Главная сложность заключалась в графике работы: звонки к нам, в Казахстан, поступали из Америки, и поэтому наши операторы работали с 21:00 вечера до 6:00 утра по местному времени.

Ночная работа непривычна для людей и может негативно влиять на физическое и психологическое здоровье. Я регулярно проводил one-to-one-встречи, чтобы понимать, как ребята себя чувствуют, чего им не хватает. С теми же целями одну ночь в неделю обязательно сам оставался с ними на ночной смене.

Затем, исходя из разговоров с сотрудниками и личных наблюдений, придумывал, как оптимизировать процессы и улучшить условия работы операторов.

— Ночные смены — это, конечно, тяжкий труд. Расскажи: какие изменения ты ввёл?

— Когда я только устроился в компанию, штат на 90% состоял из девушек-операторов. Во время one-to-one-встреч с каждой я узнал, что из-за регулярных ночных смен у многих из них случился гормональный сбой. То есть подобная работа вредила им намного сильнее, чем парням, — просто в силу физиологических особенностей.

Поэтому я начал работать над тем, чтобы привлечь в штат побольше молодых людей. И у меня получилось! На момент моего увольнения, через восемь месяцев, количество парней и девушек сравнялось.

Кирилл (во втором ряду, крайний справа) во время работы в колл-центре
Фото: личный архив Кирилла Смирнова

— Если не секрет, почему ты проработал в компании всего восемь месяцев? Сказался тяжёлый график?

— Скорее моя неопытность и из-за этого невысокая скорость выполнения задач. Руководитель сказал, что видит во мне большой потенциал для развития в HR и что я в целом молодец, но ему нужно, чтобы все HR-процессы осуществлялись гораздо быстрее. У него не было времени меня «растить», и поэтому нам пришлось попрощаться.

— И как дальше сложился твой путь?

— Я некоторое время работал не по профессии — менеджером по продажам. Просто не мог найти подходящую HR-вакансию: компании не брали меня к себе, потому что искали людей с опытом «от года». А то, что у меня его было восемь месяцев, для них ничего не значило. Даже забавно, какую большую роль могут сыграть в карьерной судьбе какие-то четыре месяца.

Типичная и очень абсурдная ситуация для всех новичков на рынке: ты не можешь найти работу, потому что у тебя нет опыта, а опыта у тебя нет, потому что тебя не берут на работу. Замкнутый круг 😀

— И всё-таки, насколько я понимаю, сейчас ты снова работаешь как HR-специалист.

— Да, после недолгой работы менеджером по продажам мне удалось найти через знакомых новую работу — рекрутером. Из того места я вскоре тоже ушёл, но сейчас продолжаю заниматься подбором — ищу риелторов для российской фирмы, занимающейся продажей недвижимости.

Быть рекрутером в агентстве по недвижимости непросто. Тут, кстати, как раз пригодился мой опыт продаж. Дело в том, что у риелторов нет оклада, только процент от сделки, поэтому мой, что называется, «подвешенный язык» — навык убеждения людей — очень сильно выручает.

Кроме того, параллельно я работаю на себя: откликаюсь на вакансии для рекрутеров и предлагаю компаниям за определённую сумму найти им сотрудников.

«Учитесь нетворкингу»: о полезных навыках и планах на будущее

— По твоему рассказу я поняла, что в трудоустройстве тебе не раз помогали прокачанные навыки коммуникации. Поделись: как их развить? Особенно если человек от природы застенчивый.

Учиться нетворкингу. Могу посоветовать хорошую книгу на эту тему «Никогда не ешьте в одиночку». Из неё вы узнаете от нетворкинге и его техниках всё, что необходимо. Как подготовиться к знакомству, как начать разговор, как выстраивать коммуникацию, как поддерживать связь. Настольная книга для каждого HR-специалиста и не только!

— Пока мы ещё не прочли эту книгу, пожалуйста, поделись любым рабочим лайфхаком по тому, как заниматься нетворкингом.

— Если идёте на лекцию и планируете пообщаться с лектором, поищите о нём информацию в интернете и найдите те факты, которые вас с ним объединяют. Например, может оказаться, что вы учились в одном вузе и знаете одних и тех же преподавателей — вот и тема для того, чтобы завязать диалог, нашлась 🙂

Кирилл (крайний слева) на одной из tech-конференций в Казахстане
Фото: личный архив Кирилла Смирнова

— Кирилл, какие у тебя дальнейшие карьерные планы?

— Хочу немного расширить зону деятельности и попробовать себя в роли проджект-менеджера. Сейчас как раз планирую взять курсы по управлению проектами. Вообще, я очень рад, что уже имею уверенную базу знаний и опыт работы в HR — благодаря этому я научился понимать людей и их психологию, а потому уверен, что следующую профессию освою быстро 🙂

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована