Управление
#истории

«Никогда не думала, что буду работать в HR»: история стюардессы, которая стала HR‑аналитиком

Екатерина шесть лет работала стюардессой, а потом решила сменить профессию. На последние деньги она купила курс и не прогадала.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Екатерина Бий

Россия/Турция



Достижения

Через пару месяцев после начала обучения Екатерина устроилась в крутое рекрутинговое агентство и даже запустила небольшой онлайн-курс.


ссылки


Екатерина рассказала:


Раньше я думала, что HR — это когда ты ищешь сотрудников, задаёшь соискателям шаблонные вопросы и большую часть рабочего времени просто бездельничаешь. Как же я заблуждалась!

На самом деле HR имеет десятки ответвлений. Оказалось, что это и аналитика, и проработка льготных программ для сотрудников, их обучение, адаптация, аттестация, но и, конечно, рекрутинг. Всё перечисленное закрывает цели бизнеса. Специалисты отслеживают метрики, оптимизируют затраты компании, подбирают лучших кандидатов в рамках бюджета (а иногда и выходя за них), замедляя тем самым «текучку».

«6 лет в небе»: о предыдущей профессии

Я никогда не думала, что попаду в HR. В университете училась на лингвиста, а на последнем курсе, поняв, что на большие зарплаты в этой сфере рассчитывать не стоит, откликнулась на вакансию стюардессы в «Аэрофлоте» и прошла. Радовалась безумно: небо, путешествия, Москва — вся эта романтика меня привлекала.

Не успела оглянуться, как отлетала шесть лет. Сначала — в «экономе», потом в «бизнесе». В конце своей лётной карьеры уже работала инструктором и обучала новичков. Опыт был незабываемый: интересные командировки, новые страны и люди, приличная зарплата.

А потом случилась пандемия. Количество рейсов резко сократилось, появилось время на рефлексию. Я немного выдохнула, оглянулась и осознала, что работа стюардессой на самом деле очень тяжёлая. Нестабильный график, отсутствие сна ночью — такое больше подходит для молодёжи. Вскоре «ударило» 24 февраля, и я утвердилась в мысли, что пора менять свою жизнь и искать постоянную удалённую работу.

Работа стюардессой воспитала во мне важные черты, которые теперь выручают в HR-сфере. Во-первых, я умею коммуницировать с разными людьми — даже самыми «крутыми». Не тушуюсь и не стесняюсь. Во-вторых, сохранила авиационную пунктуальность: всегда начинаю и заканчиваю встречи вовремя.

На распутье: о выборе профессии

«Куда же мне пойти?» — этот вопрос я задавала себе тысячу раз и замучила им всех вокруг. Сначала хотела выучиться на тестировщика, а потом один из друзей сказал: «Катя, да ты же станешь отличным эйчаром». Прислушалась, хоть в тот момент об этой профессии ничего и не знала.

Зашла на сайт Skillbox, начала смотреть курсы. Сначала чуть не купила один для преподавателей о том, как сделать свою онлайн-программу, — я же лингвист, знаю английский, испанский! Передумала в последний момент: увидела программу «Управление персоналом», которая состояла из трёх курсов: «HR-менеджер с нуля», «HR-аналитика с нуля» и «Управление командами». Провела небольшой ресёрч и заинтересовалась — у этих специалистов хорошая зарплата, разнообразные задачи.

Подумала: «Была не была, в любом случае — интересный опыт!»

«Excel, Python, дашборды какие-то — тёмный лес!»: о начале обучения

Начала с курса «HR-менеджер с нуля». Сперва было трудно. Слушала урок, переходила к заданию, а там: «Составьте схему отдела: из кого он должен состоять, чтобы N задачи выполнялись?» А я ничего не понимала: ни чем различаются должности, ни какие у специалистов зоны ответственности. Переходила к следующему вопросу: «Кто главнее — директор по персоналу или HR-бизнес-партнёр?» И тут засада. Но всё же справлялась: возвращалась к материалу, обращалась к кураторам — они всегда помогали с любыми вопросами.

Далее — курс по аналитике. Напомню, что по своей природе я лингвист, гуманитарий, а тут Excel, Python, дашборды какие-то. Тёмный лес! Я включала видеоурок, делала конспект и каждую минуту ставила видео на паузу, чтобы несколько раз перечитать записанную информацию. Иногда просила помощи у знающих друзей — с громоздкими формулами в Excel, например.

Главный лайфхак — обязательно делать всё руками, самому. Даже если тебе помогли — переделай сам. Только так ты запомнишь, что за чем следует, и поймёшь логику.

Почему аналитика — это не только цифры

Аналитика — это определённый склад ума, когда ты можешь со стороны посмотреть на все процессы в компании, разложить их на маленькие детали, среди прочего на цифровые показатели, увидеть, где и что проваливается и как это систематизировать.

Аналитика и соответствующее ей мышление нужны и применимы везде. Неважно, собеседуешь ты кандидата или отсматриваешь вакансии для клиента. Например, к вам может прийти владелец бизнеса и сказать: «Нам нужен директор по маркетингу, но с зарплатой до 300 тысяч рублей».

Грамотный HR сперва проанализирует ситуацию на рынке и потом вернётся с адекватной обратной связью: «Мы, конечно, можем найти вам работника за такую цену — для вас это будет дёшево, вот только для компании плохо. Он не справится с должностью и уволится через полгода. Вам вновь придётся тратить время и деньги на подбор. Советуем взять человека с более высокими зарплатными требованиями, зато — настоящего профи, который принесёт компании прибыль».

Так что да, аналитик — это не интроверт, который копается в цифрах и таблицах. Аналитик должен уметь аргументировать и защищать свою точку зрения.

Как иногда проходила моя учёба в Skillbox
Фото: личный архив Екатерины Бий

Как взять себя в руки: о проверенных инструментах мотивации

Моей главной мотивацией учиться стало то, что у меня не было работы и было мало сбережений. Я хотела поскорее обрести базовые знания и снова получать доход. Это придавало энергии.

Мой день был полностью свободен: с 10 до 18 я училась и делала домашку с перерывами на отдых и прогулки.

В итоге цель была достигнута: вскоре я устроилась на работу HR-аналитиком… и к третьему курсу «Управление персоналом» так и не приступила. Для меня тема грамотного менеджмента сейчас неактуальна, поэтому и учиться пока что мотивации нет. В то же время я периодически ругаю себя: «Катя, нужно возобновить обучение и получить большой диплом за профессию».

Думаю, что всё же завершу курс и получу сертификат. «Корочки» для меня очень важны 🙂

Поделюсь ещё одним действенным мотивационным лайфхаком, который использую сама в работе и жизни (кстати, он отлично ложится в тему аналитики!). Нарисуйте табличку или возьмите календарь. Одна ячейка — одно выполненное действие. Например, «позаниматься учёбой один час». Каждый раз, когда вам это удаётся, фиксируйте своё достижение: клейте наклейки или закрашивайте клеточки.

Пример календаря достижений
Изображение: Skillbox Media

Таблица или календарь достижений — отличный мотиватор. Они наглядно демонстрируют ваши успехи: после десяти результативных дней вам будет просто обидно пропускать одиннадцатый. Радость от собственных побед станет двигать вперёд.

Я обожаю эту схему — со мной она работает безотказно. У меня на холодильнике всегда висит календарь, куда я записываю выполненные дела. Допустим, мне нужно найти десять кандидатов на вакансию — рисую десять колец и поочерёдно их заполняю. Лучшее чувство в конце дня появляется, когда видишь, что всё закрашено 🙂

«Нет рутины»: о моей текущей работе

Искать работу я начала сразу же после окончания первого курса — «HR-менеджер с нуля». Изучала рынок, собеседовалась. Долго считала, что хочу попробовать себя в IT-рекрутменте, но меня не взяли. Сначала расстроилась, теперь рада: для подбора IT-специалистов у рекрутера должны быть твёрдые предметные знания — только так они смогут определить технический уровень кандидата.

В итоге увидела объявление о наборе на стажировку в агентство Benchmark.

Загорелась: стажировка — беспроигрышный вариант, тебя доучат важным вещам на практике и бережно сопроводят в большой путь.

Отправила заявку, и меня взяли. Преимущественно агентство Benchmark занимается executive-подбором (поиск топ-персонала для разных сфер) и формированием команд разработки, но есть и другие услуги: аналитика и анализ рынка, проведение карьерных консультаций для кандидатов, помощь компаниям в построении HR-бренда.

Скриншот: сайт Benchmark

После стажировки меня пригласили в штат. В компании я работаю уже около пяти месяцев. Несмотря на то что сейчас моя должность — младший HR-аналитик, я также задействована во многих из вышеописанных задач. Это суперинтересно: ты не погрязаешь в ежедневной рутине, а постоянно переключаешься, пробуешь себя в новом и развиваешься. Даже иногда пишу полезные посты в наш телеграм-канал.

Корпоративная культура — это не пустой звук

Мне нравится, что в Benchmark очень развита корпоративная культура. Ещё в авиации я привыкла к нетоксичному общению в коллективе: если видишь, что коллега ошибся, — помоги, подскажи. Повышение голоса неприемлемо.

На моём нынешнем месте работы тоже все экологичные: коллеги понимают, что, если они поддержат меня, они поддержат и компанию. Чем быстрее я научусь, тем быстрее начну приносить прибыль как работник.

Кстати, развитая корпоративная культура — это один из важных критериев, по которым мы в Benchmark отбираем клиентов. Мне лично приходилось отказывать компаниям в поиске для них сотрудников, потому что их ценности были неприемлемыми.

Также в работе для меня важна концепция взаимовыгодных отношений — win-win relationships. Мне радостно, что я никогда не «продаю» вакансию кандидату: не обещаю золотых гор там, где их нет. И наоборот: не убеждаю компанию взять на работу мало-мальски пригодного кандидата, лишь бы закрыть задачу. У нас в выигрыше все: и соискатели, и работодатели.

Как за неделю я закрыла вакансию: успешный кейс

Важный навык, который придётся наработать любому, кто придёт в рекрутинг, — умение ориентироваться в тысячах должностей и их обязанностях. Более того: в executive-подборе мы постоянно ищем руководителей высокого уровня — нужно уметь грамотно с ними коммуницировать и объективно оценивать, не попадая под чары. Для этого необходимо глубокое погружение в их сферу.

Поделюсь удачным кейсом. К нам обратились из международной компании и попросили найти крутых специалистов по продажам: со знанием английского, наработанной клиентской базой, и всё это — всего за месяц и в узкой сфере. Я справилась, хоть было сложно: оказалось, что никто не называет себя sales-менеджером — все либо бизнес-девелоперы, либо ещё кто.

Работа в HR научила меня усидчивости. А ещё примирила с пятидневкой. Работая стюардессой, я не могла и подумать, что однажды целыми днями будут сидеть за компьютером с перерывами на обед или йогу.

Фото: личный архив Екатерины Бий

Ситуация на IT-рынке: что же делать джунам

Сейчас в IT-сфере очень много джунов — тех, кто недавно отучился и только начинает свой профессиональный путь. Опытных работников всё ещё нехватка — а они ой как нужны!

На мой взгляд, сегодня наиболее перспективный карьерный трек для начинающих таков: устроиться в российскую компанию и расти внутри неё. Возможностей предостаточно: на рынке освободилось много мест, необходимый уровень английского — средний и ниже среднего.

Если же вы хотите попасть на международный рынок, релоцироваться, получать зарплату в евро — придётся постараться. От вас будут ждать уверенных навыков — не менее уровня middle, свободного знания английского.

Самый главный и банальный совет: учите английский! Идите на стажировки или устраивайтесь с понижением в должности, но обязательно погружайтесь в среду и подтягивайте язык. Вы не найдёте «благородную» компанию, которая обучит вас всему с нуля, — повышайте свою ценность сами.

В начале обучения на HR я даже создала свой небольшой онлайн-курс по подготовке к собеседованию на английском, навеянный этой проблемой. Совместила знания рекрутинга и лингвистики.

Мало кто задумывается, что интервью в американскую, немецкую и китайскую компанию — это три разных интервью и три разных способа подготовки к нему. Под каждого ученика я составляла индивидуальную программу: мы разбирали этапы собеседования, затем изучали конкретные особенности выбранной компании, готовились к вопросам по специальности.

Среди моих клиентов был и проджект-менеджер, и продакт-оунер, и продюсер — многие успешно устроились в компании мечты. Сейчас мне не хватает времени на продолжение программы, но надеюсь, что вскоре её возобновлю.

Жизнь после работы: о хобби

Большой теннис и путешествия — мои два главных хобби. За время работы стюардессой я побывала во многих странах: Испания, Франция, ОАЭ, Азербайджан и многие другие. Помню, переживала, что после увольнения стану гораздо меньше летать, но судьба подкинула свои сюрпризы.

Сейчас, в связи со всей ситуацией в мире, путешествия из хобби переросли в стиль жизни. В марте мы перебрались в Таиланд. Пожили четыре месяца, но заскучали от деревенской жизни. Затем переехали в компромиссную Турцию: приятный климат, городская среда, адекватные цены… и всё же не то. В планах — оказаться в Испании, а именно в Барселоне. По мне, это идеальное место для жизни — тепло, многолюдно, близко к морю. К тому же я знаю испанский — учила его вторым языком в университете.

Большая проблема всех, кто переехал, — нужно всё начинать искать с нуля, вплоть до того, где покупать зубные щётки, делать маникюр и заниматься спортом. А ещё происходит сильное переосмысление ценностей.

Теннис попал в мои ценности. К тому же в Турции заниматься им гораздо бюджетнее, чем в Москве
Фото: личный архив Екатерины Бий

Любую профессию можно освоить с нуля — почему я в этом уверена

Хочу сказать всем, кто, как и я когда-то, начинает свой путь в HR с нуля: не бойтесь! Это не rocket science — разберётся любой гуманитарий. На онлайн-курсе огромные пласты информации разбиты на маленькие уроки и последовательно «разжёваны» для студентов — прямо как в школе или университете.

У обучения есть логика: то, что вы учите на первом уроке, пригодится на пятом. Уловите закономерность и не делайте больших перерывов. Пересматривайте уроки, задавайте вопросы — это не ограничено — и всё получится! Диплом будет ваш.

Например, моей задачей для итоговой работы по HR-аналитике было представить себя в роли HR-дженералиста и настроить работу огромной команды, разбросанной по всей России: уменьшить текучку, составить структуру, посчитать метрики. Я открывала конспекты и всё делала по ним. Помню, когда со всем справилась, подумала: «Боже, какая я молодец! Какая я умная!» — появилась вера в себя.

Теперь моя цель — стать уверенным и компетентным специалистом, который по щелчку пальцев может найти нужного кандидата и знает половину рынка соискателей. На какой должности? HR-дженералист, HR-директор или консультант? Покажет время.

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована