«Работу я нашла всего за месяц»: как в 45 лет товаровед-оценщик стала бизнес-аналитиком
Проработав 14 лет в комиссионном магазине, Екатерина решила двигаться дальше. Теперь она бизнес-аналитик в крупной консалтинговой компании.
Фото: личный архив Екатерины Удовиченко
Екатерина Удовиченко
Россия, Волгоград
Пройденные курсы
Достижения
Сменила профессию товароведа-оценщика на бизнес-аналитика и всего за месяц нашла работу по новой специальности. Теперь работает удалённо и со свободным графиком.
✅ Помощь
Екатерина рассказала:
- как 14 лет работала в комиссионном магазине и почему однажды решила всё изменить;
- почему никогда не была подвержена стереотипам об онлайн-образовании;
- в чём секрет успешного совмещения работы и учёбы;
- как всего за месяц нашла работу бизнес-аналитиком;
- почему всегда нужно идти туда, где страшно.
«Вынужденное бездействие утомляло»: о работе в комиссионном магазине и первом шаге к изменениям
— Екатерина, если бы вас попросили рассказать о себе, с чего бы вы начали?
— Думаю, как и все, — с высшего образования. На самом деле, подход к его получению сильно характеризует меня, как человека. Будущую профессию я выбирала осознанно: уже в школе знала, в какой университет и на факультет поступлю — в Волгоградский государственный, на машиностроение. Даже три года специально училась в лицее при этом вузе.
Хоть математику я не очень любила, мне нравилось чертить и анализировать. Чувствовала, что по характеру мне подойдёт профессия, близкая к точным наукам. Так и оказалось: все пять лет я училась с большим энтузиазмом, даже несмотря на ранние подъёмы и дорогу до вуза через весь город, а зимой — ещё и в потёмках.
— Вы целеустремлённая! А после вуза работали по специальности?
— Нет, ни дня! Образование-то я получила, но устроиться по нему не смогла: без опыта работы предприятия не горели желанием принимать меня к себе. Поэтому после выпуска я посидела-посидела, подумала и пошла туда, где для меня нашлись места: сначала работала в регистратуре поликлиники, потом — управляющей в большом сетевом магазине.
Мне всё нравилось, я видела перед собой перспективы роста и поэтому получила ещё одно образование — экономическое. А параллельно жизнь шла дальше: я строила семью, рожала детей. И вот однажды знакомые предложили мне место товароведа-оценщика в комиссионном магазине. «Интересно, попробую», — подумала я. Обучилась за три дня и… проработала там 14 лет.
— Каково это — каждый день работать в комиссионном магазине с драгоценностями и ювелирными украшениями?
— На самом деле очень интересно! С помощью одних специальных приборов мы проверяли подлинность драгоценных металлов, с помощью других — измеряли вес, объём камней, вычисляли их стоимость и всё это записывали. Я люблю точность, поэтому с удовольствием ходила на работу много лет.
— И почему же однажды вы решили уйти из профессии?
— В последние годы я, как человек наблюдательный, замечала, как падает проходимость магазина, уменьшается выручка. В то время как цены на драгметаллы, наоборот, только растут.
Бизнес стагнировал, и я это видела. А ещё понимала, что такими темпами ему скоро придёт конец. Эти размышления вытягивали из меня все силы: в последние три года моей первой мыслью с утра всегда было: «Как же не хочется идти на работу». А ещё очень утомляло вынужденное бездействие — покупатели не приходили, заняться было нечем. В тот период я впервые и задумалась об онлайн-обучении.
— Многие люди до сих пор с недоверием относятся к онлайн-курсам. Что помогло вам решиться на обучение, несмотря на стереотипы?
— Во-первых, я видела перед глазами позитивные примеры. Моя старшая дочь выучилась в онлайн-формате на веб-дизайнера и сейчас работает по профессии. А во-вторых, моя подруга точно так же переквалифицировалась в тестировщицу. Ей, кстати, как и мне, больше 40.
Подруга-то первой и стала меня подталкивать к изменениям. Постоянно звонила со словами: «Ну давай-давай, действуй!» Присылала мотивирующие видео, делилась своим опытом. Наконец я созрела. Поняла, что если смогла она, то, наверное, получится и у меня!
«Я поставила себе цель заниматься ежедневно»: об обучении
— Итак, вы решили получить новую профессию. Какие первые шаги сделали на пути к этой цели?
— О, я аналитически подошла к вопросу. Сначала исследовала, какие вообще онлайн-школы существуют на рынке, какие профессии они предлагают. На этом этапе отмела те специальности, что мне совсем не подходят. А о тех, что остались в моём списке и вызывали интерес, стала искать больше информации: смотрела видеопрезентации профессий, читала подробные описания.
— Почему в конце концов остановились именно на бизнес-аналитике?
— Во-первых, потому, что аналитика — это буквально мой образ жизни. Даже в обычных, нерабочих делах, например перед путешествием, я всегда анализирую все данные: географическое положение места, куда мы направляемся, температуру, составляю списки закупок перед поездкой, расписание дней, задачи для каждого члена семьи. У меня всё и всегда просчитано до мелочей.
Во-вторых, меня привлекло то, что аналитика — это очень широкая область. Можно развиваться как в бизнес-аналитике, так и в анализе данных. Если наскучит, попробовать себя в системном анализе.
— С какими основными трудностями вы сталкивались в процессе прохождения курса?
— Честно говоря, главной сложностью для меня было не само обучение, его темы и задания, а моя техника и отношения с ней 🙂
Мой компьютер был уже стареньким и учёбу не тянул. Пришлось затянуть потуже поясок и купить себе новый ноутбук. Следующей миссией стало с ним разобраться. Надо сказать, что раньше я, конечно, работала в программах, но немного: разве что в Excel-таблицах и программе для розничной торговли. А тут пришлось осваивать новые приложения, искать и устанавливать их. Где-то сама, где-то помогли дети. В итоге всё получилось.
— Как вам удавалось эффективно совмещать работу и учёбу? Или вы сразу уволились?
— Я совмещала обучение с работой в комиссионке год! Каждый день брала с собой ноутбук и, когда магазин пустовал без клиентов, слушала на нём лекции, делала домашки.
Помню, поставила себе цель заниматься ежедневно. Причём неважно, послушаю я только 20-минутную лекцию или выполню несколько объёмных задач, главное — делать хоть что-то на регулярной основе.
Благодаря ежедневным маленьким шагам на пути к цели я держала себя в тонусе и не бросала обучение.
— А как же семья, дети? Как вам удавалось везде успевать?
— Семья никогда не виделась мне помехой: обе мои дочери взрослые, а муж довольно часто уезжает в командировки, поэтому работу с обучением совмещала ловко. Училась, конечно, не только на работе, но и вечером, когда возвращалась домой. В итоге окончила обучение и защитила итоговый проект всего за год.
— Никто из близких или знакомых не пытался отговорить вас от смены профессии? Не говорили, мол, 40 лет, уже поздно для нового старта?
— Нет, совсем нет. Наоборот, у нас вся семья постоянно тянется к новым знаниям. Старшая дочь всё время какие-то курсы проходит — и по работе, и для себя. Муж тоже периодически записывается на разные образовательные программы, а ещё учит английский. Про подругу-тестировщицу я вам уже рассказывала 🙂Так что я совершала свой переход в спокойствии и комфорте.
— Грустная статистика такова, что больше половины студентов так никогда и не доходят до конца обучения. Вы не в их числе. В чём секрет?
— Прежде всего в сильной мотивации. В обучении я видела свои перспективы, возможности для будущего роста, поэтому сильно старалась.
Также сильно помогала поддержка кураторов и проверяющих специалистов: эти замечательные люди всегда подбадривали меня, разъясняли сложные вопросы. И конечно, поддерживал боевой настрой наш студенческий телеграм-чат, где многие делились своими успехами.
«Нужно идти туда, где страшно»: о поиске работы и личных наблюдениях
— Как вы подошли к поиску работы? Приступили к процессу только после окончания курса?
— Нет, я пробовала и до, та самая подруга-тестировщица активно меня на это подбивала. Как только я прошла три первых модуля, она посоветовала: «Давай, уже можешь искать работу». Послушалась и стала рассылать резюме: в одно место, второе, третье. Но меня нигде не брали.
А потом я резко остановилась и сказала себе: «Стоп! Зачем я всё это делаю? Зачем слушаю других людей, а не себя? Очевидно же, что знаний у меня пока не хватает. Лучше сначала окончу курс, сдам дипломный проект и только после этого спокойно займусь поиском новой работы».
Не зря говорят, что поиск работы — это тоже работа. На этот процесс нужно много сил и времени.
— Не пожалели о таком решении?
— Ни разу. Оглядываясь, я понимаю, что оно было самым верным из возможных. Ведь, даже если бы я тогда нашла работу, во что бы это вылилось? Я бы не смогла совмещать её с учёбой, перестала бы профессионально расти. Так бы и недополучила знаний.
А так — я завершила обучение и сразу после этого уволилась. Помню, внутренне ощущала, что за месяц точно смогу найти работу. Чутьё не подвело, так оно и вышло: я устроилась на стажировку в компанию, где на сегодняшний день работаю уже год.
— Ого! Как вам удалось найти работу так быстро? У многих на это уходят месяцы.
— Ну, мы с консультантами из Центра карьеры хорошо постарались: сперва по их советам я собрала стройное и логичное резюме, научилась писать сопроводительные письма. Затем — завела табличку, где фиксировала каждый отклик. У нас был уговор: чтобы поиски продвигались успешно и быстро, я должна откликаться минимум на пять вакансий в день.
Второй секрет моего быстрого трудоустройства, как мне кажется, в том, что я не имела никаких зарплатных ожиданий. А то я недавно читала в нашем студенческом чате грустное сообщение от девушки, которая придумала себе заоблачную для начинающего специалиста зарплату и вот уже полгода ищет работу, подходящую под этот критерий.
Я считаю, если ты новичок, первое время лучше не фокусироваться на деньгах. Моя зарплата на испытательном сроке составляла 15 тысяч, но это было оправдано получением нового опыта, знаний. Зато впоследствии мне её неоднократно поднимали.
— И всё же: за этот месяц поиска вы ведь, наверное, с отказами тоже сталкивались? Как реагировали?
— Конечно, отказы были, это нормальная часть процесса. Здесь мне скорее хочется обратиться к работодателям. Крик души: дорогие работодатели! Если вы отказываете молодому специалисту, пожалуйста, делайте это вежливо. Не игнорируйте, сохраняйте диалог. А то ведь специалист вырастет и, когда через два-три года вновь окажется в поисках, к вам уже точно не пойдёт.
— Какие у вас сейчас обязанности как у бизнес-аналитика?
— Компания, где я работаю, оказывает комплексные услуги по бизнес-аналитике для клиентов. К нам обращается заказчик, мы выявляем его требования, анализируем данные бизнеса, переводим их в удобную форму и презентуем, предлагаем решения.
Я, как исследователь, постоянно работаю с новыми продуктами. Очень много времени провожу в Excel-таблицах, но я их фанат, так что мне всё нравится. А ещё — проверяю работу других аналитиков, даю обратную связь. Иногда провожу утренние планёрки. И часто выступаю перед заказчиками.
— Не боитесь выступать на встречах: рассказывать об исследованиях и делиться результатами?
— Боюсь, конечно, боюсь. Всегда как в первый раз. Но, знаете, я тут книгу недавно прочла: «Иди туда, где страшно» — и она вдохновила меня выходить из зоны комфорта. Ведь если мы ничего не боимся и уверенно себя чувствуем — значит, мы находимся в той точке, где уже всё знаем и больше не растём. А мне важно развиваться и совершенствоваться. Поэтому, несмотря на страх, я всегда делаю то, что двинет меня вперёд.
— Екатерина, пожалуйста, по своему личному опыту дайте совет тем, кто только начинает свой путь в бизнес-аналитике или любой другой профессии.
— Я бы сказала так: не стоит ждать, что всё будет легко. И обучение, и поиск работы — это долгий труд, временами утомительный. Не каждый преподаватель на курсе будет шоуменом, увлекательно подающим материал, и это тоже нормально. Всё-таки ваша главная задача здесь — не веселиться, а получать полезные знания.
Ещё не советую искать работу до окончания курса. Да, безусловно, есть уникумы, которые устраиваются после двух-трёх месяцев обучения, но таких единицы. Я лично выбрала не распыляться: завершить курс и только потом, с готовым портфолио и внутренней уверенностью в своих силах, заниматься поиском.
— И ведь правда: следуя этим советам, вы достигли желаемого!
— Да. А ещё я считаю, что не нужно стесняться пользоваться готовыми наработками других людей, лежащими в открытом доступе. Особенно это касается кодинга. У нас на курсе были ребята, которые повторяли: «Я всё хочу сделать сам» — и в итоге подолгу стояли на одном месте, потому что тратили кучу времени на написание с нуля простых программ, аналоги которых уже существуют. Зачем изобретать велосипед? Мне кажется, в бизнес-аналитике это лишнее.
Ну, и самое главное: не стоит ждать, что вам, новичку в профессии, сразу будут платить огромные деньги. Всё-таки отсутствие опыта влияет и на скорость выполнения задач, и в целом на эффективность работы.
Чем ждать золотых гор и разочаровываться, лучше выберите для себя тактику постепенного роста: устройтесь на позицию первой ступени или даже на бесплатную стажировку, покажите себя, зарекомендуйте — и уже через несколько месяцев вы сможете попросить повышения или искать новое место.