«Руководство оценило мой проект: его заложили в бюджет и скоро реализуют»: путь продакта
Дмитрий сменил несколько курсов, прежде чем найти «свою» профессию. Теперь работает продактом и мечтает о развитии в области EdTech.
Фото: личный архив Дмитрия Нетёсова
Дмитрий Нетёсов
Россия, Магнитогорск
Пройденные курсы
Дмитрий рассказал:
- почему с позиции продакт-менеджера легче дорасти до CEO;
- жалел ли он о деньгах и времени, потраченных на поиск себя;
- как повысить свои шансы на оффер;
- какие техники помогают ему расти профессионально;
- почему возвращаться к стажировкам не стыдно даже при наличии опыта.
«Найдите то, что вас „зажигает“»: как Дмитрий оказался в продакт-менеджменте
— Дмитрий, чем ты занимался, прежде чем перейти в продакт-менеджмент?
— Я работал аккаунт-менеджером в офисе, но во время пандемии решил освоить какую-нибудь другую, удалённую профессию. Сперва купил курс по SMM, но быстро понял, что соцсети не моё. Хотя кое-что полезное из обучения всё же вынес — например, заметил свой интерес в интернет-маркетинге и менеджменте проектов, о которых вскользь упоминалось на лекциях. Приобрёл ещё и эти два курса и переключился на них — продолжил поиск себя.
А дальше — новый виток. Отучившись на проджекта, купил обучение ещё и по продакт-менеджменту. Мне стали любопытны особенности этой профессии, ведь её часто упоминали преподаватели. Они объяснили, что продакт, в отличие от проджекта, глубже изучает рынок и активнее участвует в разработке продукта. И профессия действительно меня увлекла. Особенно процессы, связанные с дискавери, а не с деливери.
— А в чём их разница?
— Дискавери — это процесс создания продукта, в рамках которого команда изучает рынок, проверяет боли потенциальной аудитории, разрабатывает идеи и гипотезы. А деливери — уже техническая сторона вопроса: написать код, обновить его, починить баги.
Первое мне ближе, потому что я в целом люблю зарываться в детали, цифры, метрики. Обожаю искать тренды, общаться с пользователями, выяснять, чем они живут и потом, на основе этой информации, предлагать по-настоящему интересный и нужный продукт.
— И всё же, почему ты тогда остановился на продакт-менеджменте, а не на маркетинге, которому обучался параллельно? Всё-таки там простор для анализа аудитории шире.
— Мне нравится, что продакт задействован во всех процессах: и в исследовании, и в разработке, и в дизайне. Он связывает разные команды, влияет на процесс и результат. А маркетолог… ему приносят уже готовый продукт, остаётся лишь проанализировать рынок и решить, как этот продукт продвигать.
Плюс в будущем я хочу дорасти до позиции CEO, а со знаниями продакта это сделать проще. Мы больше, чем маркетологи, погружены в важные процессы компании: расчёт экономики продукта, анализ потенциальных пользователей, стратегию продаж.
Но не буду обесценивать: маркетинговый бэкграунд часто помогает мне в работе и отлично дополняет другие мои навыки. Например, я вижу, как многие крутые продакты, подкованные в техническом плане, «проседают» в анализе целевой аудитории или конкурентов. А у меня такой проблемы нет. Я делал это уже десятки раз. Для такой задачи обычно использую готовые чек-листы и шаблоны — как от Skillbox, так и собственные.
— Ты долго шёл к профессии продакта: через SMM, маркетинг, проджект-менеджмент. Что посоветуешь студентам, которые также ищут себя, но пока не могут найти?
— В первую очередь посмотрите на то, что зажигает вас в текущей работе. Приведу пример: будучи аккаунт-менеджером, я не просто задавал вопросы клиентам из серии: «Как дела? Почему вы отписались от нас?», а с интересом копал глубже — выпытывал их боли, желания. Так и понял, что исследования — это то, что зажигает лично меня. Вот и стал пробовать смежные профессии.
Конечно, необязательно сразу покупать много разных курсов, как это сделал я. Попробуйте начать с бесплатных вебинаров — тестируйте профессии, сравнивайте.
— А не жалеешь, что потратил столько времени и денег на поиск «своей» профессии?
— Нет, не жалею. Я ведь не имел чёткого карьерного плана, когда начинал учиться. Лишь примерно понимал, чем хочу заниматься, не углубляясь в детали. Именно обучение помогло мне разобраться со своими целями. А всё потерянное время компенсировал чуть позже: имея базу в смежных профессиях, я быстрее и легче проходил некоторые модули курса, а теперь — лучше понимаю многие процессы на работе.
Например, с лёгкостью могу поставить техническое задание SMM-специалисту или маркетологу и потом самостоятельно посмотреть метрики в рекламном кабинете. Я уверен: хороший продакт-менеджер должен по чуть-чуть разбираться во многих направлениях.
«Только один мой проект утвердили, а я уже придумал новый»: о проработке идей
— Расскажи о своём дипломном проекте — разработке сервиса «Кухня» по подбору готовых рецептов и доставке продуктов для них на дом. Почему выбрал именно это направление?
— Меня вдохновила супруга. Однажды она сказала мне: «Готова расплакаться от того, как устала придумывать идеи обедов и ужинов. Иметь бы под рукой какое-нибудь решение». И я задумался: ведь действительно со временем знакомые блюда приедаются. Заказывать готовую еду на постоянке — не вариант, особенно когда у тебя есть дети. Каждый раз искать новые рецепты — на это уходит много времени.
Так и пришла идея «Кухни» — сервиса для выбора рецептов и доставки продуктов для них на дом. Концепция такова: на платформе вы выбираете понравившиеся рецепты от шеф-поваров и доставка привозит вам специально подобранные продукты. Дома остаётся лишь приготовить блюдо по пошаговой фотоинструкции. Без стресса, потраченного времени на мучения «Что приготовить?» и похода в магазин.
— Как строилась работа над проектом?
— Начал с анализа уже существующих сервисов на рынке. Как раз тогда только зарождалась вся эта Meal Kit история — в основном в Москве и Петербурге. Я изучил предложения и понял, что могу сделать более комплексный продукт. Например, внедрить готовые рационы на неделю или разрешить клиентам самим выбирать бренды продуктов. Такого я нигде не нашёл.
Готовый дипломный проект я несколько раз доделывал: допиливал дизайн, концепцию, нейминг. Когда наконец был доволен результатом — предложил его «Билайну», где тогда работал. Идея руководителям понравилась, но некоторые моменты меня попросили ещё чуть-чуть докрутить.
А потом так вышло, что я уволился и перешёл в другую компанию — уже на позицию менеджера продукта. На новом месте тоже сразу запитчил проект и получил одобрение. Его заложили в бюджет и, скорее всего, через год, после реорганизации производства, под реализацию «Кухни» мне отдадут целый цех! Повезло ещё и что у компании есть свои розничные пункты, где мы сможем собирать продукцию для доставки.
— Вот это да! Круто, что твой учебный проект, скорее всего, увидит жизнь и будет масштабирован.
— Да, но, возможно, уже без меня. Если появится возможность — я с радостью продам идею. Ведь, как это часто бывает, мои интересы за пройденное время успели сильно поменяться. Теперь я хочу работать не с сегментом еды и доставки, а с цифровыми продуктами в EdTech.
Хочу помогать выпускникам, которые получили классную профессию, но пока не имеют опыта, его наработать, а не трудиться по несколько месяцев почти бесплатно на стажёрских позициях.
— И как это осуществить?
— Я придумал платформу с готовыми идеями для пет-проектов (небольшие проекты в любой области для наработки опыта). Дело в том, что многие студенты готовы поработать над проектами для своего портфолио, но не знают, где брать идеи. На моей платформе их как раз можно будет найти, а ещё — собрать команду и приступить к реализации.
Я уже обсудил эту идею с разными эйчарами и студентами. Эйчары сказали, что будут только рады взять кандидата без опыта, но с уже готовым продуктом — так они увидят, что человек действительно не просто прошёл курс, а закрепил материал на практике. Студенты тоже поддержали: им ведь нужно постоянно отрабатывать навыки, чтобы не потерять сноровку.
От разработки булочных новинок до карьеры в EdTech: как не бояться следовать за мечтой
— Ты упомянул, что из «Билайна», где работал аккаунт-менеджером, успешно перешёл в новую компанию, уже на должность продакта. Поделись: как искал работу по новой специальности?
— Сперва я обратился в Центр карьеры, где мне помогли грамотно составить резюме. Я выставил его на HeadHunter и параллельно стал откликаться на вакансии, которые предлагала мне карьерный консультант. Но в итоге «то самое» объявление нашёл сам — причём продакт-менеджер требовался в моём городе, Магнитогорске. Откликнулся, прикрепил CV и стал ждать. А потом случилось: приглашение, собеседование, оффер.
— И вот, ты получил работу, несмотря на отсутствие релевантного опыта! Поделись секретом: как повысить свои шансы на фоне других кандидатов?
— Самое главное, на мой взгляд, — по возможности ищите работу офлайн. На удалённые позиции откликается гораздо больше людей, пройти отбор сложнее.
Также полезно иметь в портфолио продукт, иллюстрирующий ваши навыки. Я вот рассказал работодателю про дипломный проект и этим существенно повысил свою экспертность перед ним. Мною так заинтересовались, что даже пошли навстречу в плане зарплатных ожиданий — я отклонил первый оффер из-за неподходящей мне суммы и тогда её повысили.
Наконец, постарайтесь заранее побольше узнать о компании и её сотрудниках. Я, например, спросил у эйчара, кто именно будет меня собеседовать, нашёл профиль этого человека в соцсетях и чуть-чуть узнал о его жизни. Это успокоило, ведь теперь я видел перед собой не просто безликого сотрудника, а живого человека.
— А что в итоге за компания? И за какие задачи ты в ней отвечаешь?
— Компания производит хлебобулочные и кондитерские изделия. Моя основная задача — повысить выручку предприятия. Для этого я анализирую рынок и конкурентов и на основании этого решаю, как оптимизировать и автоматизировать процессы так, чтобы наш продукт приносил больше прибыли.
Также я участвую в разработке новинок, которые мы выпускаем на замену неприбыльным позициям. Для этого — изучаю тренды и анализирую, есть ли у предприятия возможность под них подстроиться. Если есть, то передаю ТЗ технологам и они начинают разрабатывать продукт. Делают несколько вариантов, которые мы потом тестируем на нашей ЦА. А дальше уже подключаются дизайнеры и продажники.
— Какими достижениями на этой работе гордишься?
— Я очень рад, что смог круто систематизировать процессы в компании. Раньше технологи, дизайнеры и продажники действовали разрозненно. Из-за этого периодически страдало качество, слетали сроки. Теперь же работа всех участников процесса хорошо координируется.
Ещё я здорово улучшил аналитику. По моему запросу компания закупила базу данных чеков — теперь мы анализируем конкурентов по конкретным цифрам и уже исходя из этого строим свою стратегию. Также я попросил загружать все данные в формате SQL в Yandex DataLens — удобную BI-систему визуализации. А до этого они хранились в огромных Excel-файлах, которые прогружались по 5–7 минут и постоянно висли. В общем, ввёл немного айтишных технологий туда, где этим вообще не пахнет 🙂
— Что для тебя самое сложное в работе, а что, наоборот, даётся легко?
— Самое сложное — выстроить коммуникацию с отделами так, чтобы ничего не упустить и всё сдать в срок. Люди разные, у всех свои проблемы и свои причины что-то делать или не делать. К сожалению, некоторых бывает крайне сложно вовлечь в работу или новые проекты. Но заниматься этим приходится, потому что в конечном итоге за качество продукта, а значит, и за процесс его создания, отвечаю именно я.
Также я только недавно научился критически подходить к поставленным мне задачам и задавать уточняющие вопросы. Прежде, бывало, брал в работу проекты с неясными ТЗ и дедлайнами, а потом разбирался с руководством, почему это и то сделано не так и не вовремя. Оказывалось, что каждый понимал задачу по-своему.
Легко мне даётся всё, что связано с аналитикой, исследованиями, разработкой новых продуктов. В этом плане я лидирую среди других продактов в компании.
— Как балансируешь свои сильные и слабые стороны?
— Очень просто. Позитивные моменты всегда фиксирую: все успешные кейсы и их результаты записываю в специальный дневник. А в негативных — ищу мотивацию для роста и получения новых знаний. Например, когда у меня долго не ладились отношения с одним скандальным коллегой, я перечитал множество литературы по теме, пока одна из статей, наконец, не помогла. Так я и закрыл для себя вопрос, и узнал новое.
— Ты упомянул, что в будущем хочешь дорасти до должности CEO, причём в крупной компании. Как планируешь прийти к этой большой мечте? С чего начнёшь?
— Недавно я прослушал книгу сотрудницы Google Энн Хайетт «Ставка на себя», вдохновился и тоже решил поставить на себя — любой ценой, пускай и через стажировку (всё-таки конкуренция сейчас большая даже на джуниор-позиции), попасть в крупную EdTech-компанию или стриминговый сервис.
Так что план такой: устроиться стажёром, познакомиться с внутренней кухней, показать себя, вырасти до джуна и двигаться дальше. Сейчас я постоянно мониторю сайты интересующих меня компаний, откликаюсь на начальные позиции, делаю тестовые, собираю обратную связь.
Имея финансовые обязательства перед семьёй, я понимаю, что иду на риск. Но, возможно, это именно то, что будет мотивировать меня сильнее остальных стажёров.
Я даже готов взять кредит, если понадобится, но ни за что не упущу возможность попасть в любимую сферу и построить там карьеру. В EdTech ты можешь сделать жизнь других людей лучше: помочь им не только получить новую профессию, но и поменять свою жизнь, мышление. Это важно, и это то, к чему я стремлюсь.