Управление
#истории

«Участвовал в 40 проектах, чтобы потом создать свой»: история продакт-менеджера Никиты

Никита работал проджектом и даже запускал бизнес на пончиках. А теперь развивает стартап, управляет маркетинговым агентством и консультирует бизнес.

Иллюстрация: onlyyouqj / fanjianhua / evening_tao / rawpixel / freepik / fabrikasimf / Freepik / Joshua Coleman / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Никита Волкунович

Беларусь, Минск


Пройденные курсы


Достижения

Во время курса создал MVP сервиса по подбору мастеров и успешно его запустил.


ссылки


Никита рассказал, как пришёл к собственным проектам:


Мне легче сказать, чем я не занимался, чем занимался. После школы поступил на биологический факультет — проучился семестр, сдал экзамены и понял, что профессия совершенно мне не подходит. Вот и задумался, как зарабатывать параллельно с учёбой: просмотрел несколько тематических роликов на YouTube и узнал про фриланс. Сперва всё казалось мне сложным и непонятным, но потихоньку я разобрался: начал искать первых заказчиков и исполнителей, связывать их между собой и брать с этого процент. Так постепенно пришёл к IT.

«Находил заказы, а потом судорожно бежал искать исполнителя»

Помню, где-то в группе во «ВКонтакте» нашёл заказ из Америки: игровая компания делала 2D-игру и искала того, кто отрисует им персонажей. Я откликнулся, а потом судорожно побежал искать настоящего исполнителя, ведь сам в теме не разбирался. Нашёл, передал задачу, потом получил от него материалы и отправил клиенту.

Так моя система и работала — я выступал посредником и на этом зарабатывал. Иногда попадались проекты покрупнее и я собирал целую команду. Нарабатывал опыт в совершенно разных сферах: и в дизайне, и в разработке сайтов, и в бизнес-анализе. Со временем вырос из простого посредника уже в проджект-менеджера и бизнес-консультанта. И всё же в тот момент деньги были небольшими, а усилия — титаническими… Мне захотелось большего: стабильности и спокойствия, поэтому нацелился на наём.

«Я работал с искусственным интеллектом до того, как это стало модно»: о работе в найме

К поиску работы проджект-менеджером подошёл нестандартно: зашёл на dev.by (белорусский сайт с новостями IT-индустрии), спарсил какие нашёл почты эйчаров и просто разослал всем схожие письма. В них я просил ознакомиться с моим резюме и рассказывал об опыте фриланса. И хоть я был джуном, очень скоро получил около 30 приглашений на собеседования! В какой-то момент даже отбивался от интервью, потому что чисто физически не успевал всем отвечать.

Принял одно приглашение, и так моя карьера запустилась. Поработал проектным менеджером, получил необходимый опыт и скоро перешёл на позицию бизнес-аналитика в продуктовую компанию. Довольно быстро дорос до сеньора. Работодателей менял часто, потому что из-за внутренних кризисов бизнесы постоянно закрывались. И всё же именно это обстоятельство позволило получить опыт в разных сферах: блокчейн, machine learning и IoT.

Интересный факт: одно время, в компании Biquants, мы с командой даже разрабатывали систему, построенную на искусственном интеллекте. Это сейчас все знают ChatGPT, а тогда о подобном никто даже не слышал. Среди наших клиентов были мировые гиганты — McDonald’s, Huawei.

Никита (слева) на тимбилдинге в компании Biquants
Фото: личный архив Никиты Волкуновича

Проекты были сложные: иногда я попросту не понимал, что делать. Меня спрашивали: «Сможешь?» — я отвечал: «Да» — и уже потом ориентировался по ситуации: изучал множество литературы, видео на YouTube, собирал команду. Ошибок не боялся никогда — я на них учился.

«Прежде чем создать свои проекты, я поучаствовал в 40 чужих»: об опыте и осознаниях

Продукт «массивный магнитный держатель»

Задача и процесс: Стартап хотел сделать 3D-модель магнитного держателя — массивного гаджета с электрикой внутри. Я организовывал разработку, но запускали его уже другие. Насколько я знаю, продажи не пошли. Сейчас понимаю, что сама идея была не самой лучшей: дорого и сложно в реализации, что хуже — не актуально для рынка.

Вывод: Многие фаундеры не изучают потребности рынка и аудитории и на этом «горят». Они считают, что продукт будет востребован, не беря в расчёт, что у конкурентов уже давно есть качественные аналоги.

Платформа школы ментальной арифметики ISMA

Задача и процесс: Мы создавали и развивали платформу для онлайн-обучения детей. В том числе совершенствовали коммуникацию с пользователями. Однажды случилась неприятная ситуация: безвозвратно удалилась база из выполненных заданий, которые наши 20 000 учеников выполняли ежедневно. Пришлось оперативно написать бот, который автоматически прошёл задания за всех учеников и восстановил прогресс. Сделали работу за ночь.

Вывод: Ошибки научили меня работать с подобными ситуациями. Инциденты происходят постоянно: важно понимать, как их минимизировать и правильно коммуницировать с недовольными клиентами. Использовать верные формулировки: не «мы удалили», а «база удалилась» или «база удалена». Помню, в тот раз нам звонил родственник одного из учеников — высокопоставленный чиновник, приходилось держать оборону.

Проекты с зарубежным телеканалом

Задача и процесс: У телеканалов есть одна большая и постоянная проблема — их рекламные ролики приносят им основной заработок, но при этом продолжительность рекламных пауз между контентом каждый раз разная. Из-за этого возникают «гэпы» — ничем не заполненные промежутки на одну-пять секунд. Вручную составить контент без них невозможно.

В Biquants нам поставили задачу: сделать для зарубежного канала систему на основе искусственного интеллекта, которая бы анализировала прошлые просмотры роликов и выстраивала график рекламы на следующую на неделю, месяц, год без гэпов. Я полностью организовал весь процесс работы: мы разрабатывали дорожную карту проекта, выстраивали структуру команды (25 человек), интегрировали модули, тестировали и запускали новые версии системы.

Вывод: Мы выстроили систему и смогли максимально увеличить количество просмотров рекламы, подстроить её расположение под интересы аудитории, а компания на этом заработала несколько дополнительных миллионов долларов в год.

Проект для немецкого McDonald’s

Задача: Также в рамках работы в Biquants мы разработали систему машинного зрения для отслеживания очереди в Drive — зоне, где машины подъезжают, чтобы заказать и забрать еду. Благодаря ей было видно: сколько машин сейчас в очереди, как долго в среднем обрабатывается заказ, забрал ли человек его. В дальнейшем на основе этого компания могла оптимизировать процессы и прогнозировать финансовую прибыль.

Вывод: Я руководил всем процессом: от разработки до внедрения и найма персонала практически с MVP. В результате сейчас систему используют в в ресторанах McDonald’s в Германии и Австрии.

Проект «Акушерство»

Задача: Вместе с женой мы разрабатывали приложение, которое бы позволило женщинам контролировать процесс своей беременности — отслеживать недели, получать советы по питанию. Более того, там можно приобрести личное сопровождение акушера.

Интерфейс приложения «Акушерство»
Скриншот: личный архив Никиты Волкуновича

Вывод: Удалось выпустить две версии в AppStore. Я и сам планирую пользоваться этим приложением, когда жена будет беременна.

Как я прогорел с офлайн-бизнесом пончиков

Однажды я даже предпринял попытку открыть свой офлайн-бизнес. Хотел производить и продавать пончики, хотя вообще ничего в этом не понимал. Попробовал открыться — прогорел. Не рассчитал средства — мне не хватило даже на кассовый аппарат и маркетинг. Кассовый разрыв произошёл уже в самом начале — я успел сделать лишь несколько продаж. Всё это — итог неумелого финансового планирования.

И всё же проект пончиков показал мне, что всё возможно — стоит лишь приложить усилия. Мне удалось привлечь ангельские инвестиции на сумму в 4300 долларов. Приятно знать, что ты на это способен.

Чем я занимаюсь сейчас и как мне помог курс

Сейчас я развиваю собственный бизнес — маркетинговое агентство Baztit, а также даю персональные консультации. В основном работаю с проектами, которые находятся на ранней стадии: идеи или планирования. Как правило, именно на этих этапах у фаундеров не хватает опыта для запуска и они обращаются за советом. Причём это как продуктовые компании, так и аутсорсинговые. Например, сейчас я в том числе занимаю должность Head of Presales в аутсорс-компании Exposit.

Именно переход в обязанностях — от организации и реализации продуктов к проработке идей и планированию — был моей основной целью на курс. Кроме того, я также хотел усилиться как специалист и попробовать запустить стартап. Для обеих целей мне как раз требовалось восполнить недостающие знания по продуктовому менеджменту: научиться смотреть на бизнес со стороны владельца, строить стратегии. А организаторский бэкграунд помог бы в других вопросах.

«Прямо во время обучения я создавал и развивал свой стартап»: об OMMY

Однажды мне пришла мысль — создать фриланс-площадку только для ремонтных и строительных работ. Сама идея появилась ещё до курса, но именно на нём я проработал её до конца и собрал команду, в процессе перекладывая теорию на практику.

OMMY — сервис подбора мастеров. Он помогает людям легко и быстро решить бытовые проблемы: починить кран или покрасить стены. Клиенты оставляют заявку с приемлемой ценой, и им подбирают свободного мастера, согласного на такую стоимость.

В OMMY клиент не может сам выбрать мастера. Только оставить заявку на его замену, если тот его чем-то не устроил. Мы так придумали, чтобы мастера не имитировали спрос на самих себя и не накручивали отзывы от знакомых. Это оказалось очень важным фактором для клиентов — на многих других сервисах информация об исполнителях не соответствует действительности.

Те, кто сталкивался с ремонтом, понимают, что искать хороших мастеров и решать юридические вопросы — невероятный стресс. Спрос на услуги превышает предложение: график многих хороших мастеров расписан на полгода вперёд. Вместе с тем есть хорошие мастера, которые просто не умеют себя рекламировать и поэтому сидят без работы. OMMY как раз брал на себя функцию регулятора: объединял спрос с предложением и равномерно распределял заказы.

Сначала я пытался делать всё сам — и рисовать дизайн, и продумывать бизнес-логику. Но потом решил привлечь команду — сейчас считаю это ошибкой. На мой взгляд, стартап успешен, если на первом этапе в нём задействовано не более трёх человек. В ином случае — начинаются конфликты, а потом — сложно делить проценты.

Что сейчас с моим стартапом OMMY

Есть этапы привлечения инвестиций в стартап, их называют раундами. Посевной раунд или seed-раунд — один из первых: в его рамках стартапу дают от 25 тысяч долларов инвестиций для завершения процесса разработки продукта. Мы запустили стартап, дошли до seed-раунда и начали переходить к раунду A — этапу, когда продукт выходит на рынок, а руководители нанимают большую команду.

У нас было много клиентов, доход, команда, маркетинговая стратегия. Заказчиков привлекали через Google-рекламу — выходило очень дёшево. Но… мы столкнулись со стандартной проблемой многих стартапов — в какой-то момент не смогли реализовать поток заказов. Заявки шли, а у нас не хватало рук.

Главная страница сайта замороженного проекта OMMY
Скриншот: личный архив Никиты Волкуновича

Проблема состояла в том, что мы, как правило, сотрудничали с частными мастерами и индивидуальными предпринимателями. Они брали заказы не только у нас, но и где-то ещё. Нередко отказывались от наших предложений и просто не приезжали. Помню, даже было такое, что из 10 мастеров отказались все 10!

В среднем из 100 заказов удавалось выполнить только около 30. Звонили клиентам, извинялись и сообщали, что подходящего мастера не нашлось.

В итоге решили пойти сложным путём — на время заморозить стартап и провести пивот. То есть изменить бизнес-модель и стратегию работы компании, чтобы более продуктивно работать на рынке. Прямо сейчас мы с OMMY на этом этапе — хотим доработать процессы и перестроить бизнес-модель, чтобы в будущем отдавать заказы организациям, выполняющим бытовые и ремонтные услуги. У них задача распределения мастеров уже решена. Изначально мы не хотели так делать, чтобы не увеличивать стоимость услуг. Но, как оказалось, клиентам проще заплатить чуть больше, зато получить качественную услугу в срок.

Как я открыл маркетинговое агентство Baztit

У меня был опыт в IT и маркетинге — вот и возникла идея открыть своё маркетинговое агентство. Целью ставил «заработать денег здесь и сейчас» — нанять команду и быстро реализовать проект. Вышло успешно.

Я приверженец того, что ничего нельзя делать спустя рукава, — это мне кажется главной причиной успеха. Например, я не могу предоставить отчёт по маркетинговой кампании в виде голосового сообщения. Наоборот, всегда отправляю его в понятном и презентабельном виде, а также подробно объясняю клиенту все наши действия.

Главная страница маркетингового агентства Baztit
Скриншот: Baztit

Я всегда придерживаюсь принципов честности и рентабельности. Никогда не предложу клиенту вложить в проект большие деньги, если не буду уверен, что он точно на нём заработает.

«Я придерживаюсь баланса, чтобы не выгорать»

Жена научила меня: даже если работаешь по ночам, старайся классно отдыхать, часто путешествовать и вкусно есть. Это помогает разгрузиться. Прямо сейчас, например, я в Таиланде: чтобы по-настоящему переключиться, даже специально не взял с собой ноутбук. И всё равно как-то умудрился заключить два договора 🙂

И всё же: когда достаточно отдыхаешь, начинаешь проще относиться ко многим проблемам и обстоятельствам. А ещё я порой ставлю себе лимиты, например говорю, что буду заниматься задачей только четыре часа и на самом деле укладываюсь в эти рамки. Поддерживаю идею, что не нужно тратить на работу неимоверное количество времени — нужно успевать жить.

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована