Управление
#истории

«Настоящее увольнение не похоже на кино. Никакой картонной коробки в руках. Только боль»

Ирина попала под сокращение, но, вместо того чтобы расстраиваться, — пошла учиться. Сейчас она планирует переезд в Питер и подыскивает новую работу.

Icons8 Team / Unsplash / Annie для Skillbox

Ирина Афанасьева

Россия, г. Хабаровск


Пройденные курсы


Достижения

Освежила знания и научилась работать с проектами из разных сфер (а не только с IT).


соцсети


В интервью Ирина рассказала:


После института Ирина работала над стратегическим ПО в воинской части, а в девяностые годы пришла в сферу энергетики, где осталась на 20 лет. За это время она выросла из программиста в начальника управления.

В 2017 году Ирина потеряла работу, а немного позже — закрыла стартап, над которым трудилась несколько лет. Оставшись без дела, она поняла, что это отличный повод начать всё заново: переехать к детям в Санкт-Петербург, получить дополнительное образование и найти интересную работу.

— Вы 20 лет работали руководителем, потом, когда попали под сокращение, пошли на курсы по менеджменту. Решили, не хватает опыта?

— Всё, что я знаю об управлении проектами и командами, пришло ко мне с опытом. А он имеет свойство устаревать. Тем более если 20 лет отработать в одной сфере и на одном месте. Поэтому чем дольше работаешь, тем больше надо учиться.

Пару лет назад мы с мужем поняли, что хотим перебраться из Хабаровска к детям в Санкт-Петербург. В европейской части страны больше хороших специалистов: молодых, активных, да и опытных тоже достаточно. И, несмотря на мои знания, мне трудно с ними конкурировать. Для того чтобы соответствовать уровню города на Неве и его требованиям к кандидатам, я пошла учиться. Конечно, могла и так поехать, без обучения, занятие мне нашлось бы. Но всё-таки не важно, сколько тебе лет, — всегда хочется работать с интересными задачами.

С мужем в отпуске на Сахалине

Попав под сокращение, я попыталась запустить стартап, мы с коллегами разрабатывали сервис для заказа услуг, но из этого ничего не вышло. Наверное, как раз потому, что знаний не хватило.

— Всё равно не понимаю. С таким опытом в менеджменте проектов… вы вообще на курсе узнаёте что-то новое?

— Я получаю фундаментальное образование и раскладываю по полочкам, что к чему. Учу новые определения и термины. Иногда по описанию понятно, о каком процессе речь, но само название ни о чём не говорит. В целом многие темы курса мне знакомы, я даже работала с ними, но делала это по наитию.

На примере того же стартапа я сейчас понимаю, что если бы больше знала о метриках, аналитике, то проект мог бы выжить. Разумеется, мы тестировали гипотезу, но, оказывается, делали это неправильно. Я уже добралась до второй части курса — продуктового менеджмента. На этом этапе осознала, что мы поздно вывели программу на рынок.

У меня есть любимое выражение: разработчики любят разрабатывать ради разработки. В эту ловушку мы и попали. Надо было раньше начать тестировать гипотезу. А мы завершили разработку и только потом начали полноценно продавать. В итоге не получили той обратной связи, которой ожидали, и закрыли проект. Уже проучившись некоторое время, я понимаю, что стартап можно было спасти.

Стоило изменить некоторые процессы и найти другого инвестора. Но после драки кулаками не машут.

— Менеджер проектов сегодня и 20 лет назад — это разные люди? Насколько отличаются их подход к работе или задачи?

— Менеджер проектов — это новая специальность, 20 лет назад её не выделяли. Все обязанности сегодняшнего project-менеджера выполнял руководитель подразделения. Я была главой IT-подразделения, и мои обязанности не ограничивались одним проектом и общением с единственной командой. Руководитель отдела отвечал за всё: от инфраструктуры до развития продукта. Сейчас этот путь раздробили на десять отдельных.

Но я, например, не вижу необходимости делить задачи для project- и product-менеджеров. Ответственный за проект, естественно, отвечает и за продукт. Я всегда так понимала мою задачу как руководителя — разработать и вывести качественный продукт на рынок.

Правда, модель управления особо не изменилась. Люди не меняются, почему модель должна меняться? Появились новые инструменты управления: программы, такие как Trello или Jira. Они помогают автоматизировать работу, сделать её проще. Хотя не всегда так получается. Иногда быстрее и удобнее всё объяснить на пальцах, но всё-таки правильнее заносить каждый шаг в список задач. С одной стороны, это порядок. Если ошибся, то всегда можно вернуться к истории задач. Но с другой — дополнительная трата времени, которого и так не хватает.

— Сложно возвращаться к учёбе спустя годы практики? Снова лекции, домашка…

— В целом обучение в молодости и зрелости одинаковое. Так же иногда нападают лень и прокрастинация :) Правда, сейчас у меня больше времени. Когда училась в университете, то надо было всё другое, молодёжное, успеть — учёба как-то фоном проходила. Теперь есть возможность вникнуть, от этого интереснее, и жизненный опыт помогает. С ним проще учиться.

О том, как пережить сокращение

— Почему вы потеряли работу?

— Я занимала должность заместителя начальника департамента информационных технологий «РАО Энергетические системы Востока» вплоть до 2017 года. Во время реорганизации предприятия многие сотрудники попали под сокращение. Я оказалась в их числе.

Карьеру руководителя начинала как инженер-программист, в итоге выросла до начальника IT-управления. Это были девяностые годы, выходили новые реформы. Энергосбытовые подразделения выделялись из энергетических компаний в самостоятельные предприятия, появлялись новые задачи. Они мне нравились, я в этом развивалась.

Мы разработали собственную биллинговую систему. Потом стали её надстраивать всевозможными аналитическими модулями, и всё это выросло в большой программный комплекс.

Ирина на набережной Хабаровска

— Вам заранее сказали, что отдел расформируют, а вас уволят? Как вы пережили это время?

— Осенью 2016 года нам сообщили о планах компании, позже пришли списки: кто уходит, а кто остаётся. Перед увольнениями каждый департамент должен был передать наверх документацию и задачи, которые были в этот момент в разработке. У департамента информационных технологий, которым я руководила, на это ушло полгода.

Конечно, трудно было всё это время ходить на работу. Хорошо, что в тот момент мы с партнёрами уже задумались о стартапе. У меня было много дел, и эта занятость спасала. А вот когда со стартапом не получилось, то стало в сто раз больнее.

— Реальное сокращение похоже на киношное?

— Скорее нет. Настоящее увольнение не похоже на голливудское кино. Никакой картонной коробки в руках. Одна только боль и растерянность. Мне до сих пор немного больно, но я стараюсь на этом не зацикливаться. Искать отдушину. Сначала был проект, теперь — Skillbox. Учёба, поиск работы — здесь не до печали.

Мне кажется, что в кино хорошо показывают путь после сокращения. Герой поднимается и идёт дальше. Вот на него и надо ориентироваться. Я позитивный человек, поэтому мне эта часть интереснее.

Зато этот период заставил осознать, что всё не вечно. Всегда кажется, что такое именно с тобой никогда не случится… Но раз — и происходит. Убедилась, что нельзя останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах. Это сегодня ты крутой, а завтра — бах! И придётся начинать всё с нуля.

Почему 25-летний стаж не всегда в плюс и как попасть в яркую команду

— Правда, что вы работали в разведке?

— Нет. Нам с мужем нужна была квартира. Молодая семья, маленький ребёнок, а жить негде. Покупать — дорого. Я нашла выход — работа в закрытой части в военном городке. Так можно было получить служебное жильё. Оказалась в подразделении, которое занимается разработкой специализированного программного обеспечения. Много об этом говорить не стоит. Если в паре фраз, то мы отслеживали сигналы, собирали данные и делали прогнозный анализ. Немного похоже на то, чем сейчас занимаются сотовые операторы.

— Такой опыт можно записать в резюме?

— Я никогда не указывала. Сначала не имела права, а теперь знаю, что чем короче резюме, тем лучше. Тем более та работа напрямую не была связана с управлением проектами, так что нет никакого смысла о ней говорить.

— А о чём надо говорить? И почему резюме должно быть коротким?

— HR-специалисты пишут, что резюме должно умещаться максимум на трёх страницах, иначе его никто не станет читать. Я с этим согласна, потому что сама нанимала людей в команды, когда работала начальником IT-управления. По моему опыту, резюме — это бумажка, которая далеко не всегда отражает действительность. Но чем она лаконичнее и понятнее, тем больше шансов, что на тебя найдут время, а возможно, и обратят внимание, или ещё круче — пригласят на работу. В любом случае начинать вам надо с составления чёткого и простого текста.

— Как понять, простое моё резюме или нет? Для кого оно должно быть простым?

— В первую очередь для HR-специалистов. Чаще всего это люди, которые только в целом представляют себе задачи айтишников, поэтому подбирают людей по конкретным критериям. Цель в том, чтобы они разглядели и поняли вашу ценность. А детали надо уже обсуждать с тимлидом, который в них разбирается.

Я, например, раз десять переписывала резюме, чтобы не пугать отдел кадров моим опытом. Почему? IT-сферу представляют как площадку только для молодых. Но это очень глупое и необоснованное клише.

Вдруг я суперкреативная и хожу с фиолетовыми волосами — на бумажке этого не напишешь.

С друзьями на новогодних каникулах в Японии, горный курорт Nozawa Onsen

— А вы хотели бы работать в подобной суперяркой команде?

— Да, как раз это мне и нравится в IT-сфере. Конечно, необходимо развитие, движение вперёд, но важен в том числе тот факт, что вокруг много молодых и талантливых людей. Они очень стимулируют.

Для того чтобы влиться в любую команду — неважно, молодому человеку во взрослый коллектив или наоборот, — нужно просто работать. Не надо притворяться кем-то или стараться быть своим. Это просто невозможно и даже нелепо как-то. Надо быть естественным, и всё.

— То есть это ваша цель? Поработать в какой-нибудь модной, современной студии разработки?

— Я чувствую, что могу встроиться в любой бизнес. Но, конечно, крупные компании и сфера энергетики мне ближе и понятнее. Если встанет выбор, то они окажутся в приоритете. Хотя сейчас я так сильно хочу вернуться к работе, что специфика организации уже отходит на второй план.

Я с удовольствием занялась бы разработкой и внедрением ERP-системы для какой-нибудь организации. Это глобальный проект, в который всегда интересно погружаться. Запускается большой процесс от идеи до внедрения и поддержки. Формируется прекрасное чувство причастности к серьёзной аналитике. Я уже поставила себе цель и надеюсь, что в ближайшем будущем найду что-то подходящее.


Идите в бухгалтерию!
Вы с нуля научитесь вести бухучёт по российским стандартам и работать в «1С», готовить налоговую отчётность и рассчитывать зарплату. Трудоустройство гарантировано договором.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована