Управление Дизайн
#истории

«Понятная структура важнее красивого дизайна»: как построить бизнес на презентациях

Анна 12 лет проработала в продажах в ГК «МегаФон», а потом решила открыть своё дело. Теперь развивает дизайн-агентство и чувствует себя свободной.

Иллюстрация: Brian Wangenheim / Wesley Tingey / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Анна Юхансон

Россия, Москва



Достижения

Уволилась со стабильной работы, основала дизайн-агентство AY Ready и теперь успешно его развивает.


ссылки


Анна рассказала:

  • как долго выполняла свой первый дизайнерский заказ и сколько в итоге за него получила;
  • какой секрет успешных презентаций узнала только на курсе;
  • как куратор Skillbox стал её коллегой и наставником;
  • в чём сходство родительства и управления агентством;
  • почему заключать договоры с клиентами необходимо;
  • какие секреты полезно знать всем новичкам.

«Совмещать роль хорошей мамы и успешного руководителя не выходило»: о пути в дизайн

Моя карьера началась с группы компаний «МегаФон», где я проработала 12 лет. Путь прошла большой: от простого специалиста по продажам до начальника отдела. Обязанности были разные: занималась и дистрибуцией продуктов и услуг, и бюджетированием, и расчётом вознаграждений, и мерчендайзингом. Также разрабатывала стратегию продаж и маркетинговые инициативы. А после «МегаФона» как менеджер развивала франшизу Yota в России.

В дизайн меня привела случайность. После рождения третьего ребёнка я вышла из декрета и вдруг обнаружила, что больше не могу совмещать роли хорошей мамы и успешного руководителя. Попросту не хватало времени. Так и появилась мысль уйти наконец из найма на удалёнку и открыть собственный бизнес. Что я и сделала.

Анна на своём самом первом месте работы — в сервисном центре по ремонту сотовых телефонов. Уже после этого она устроилась в «МегаФон»
Фото: личный архив Анны Юхансон

Отправляться в свободное плавание и отказываться от стабильной зарплаты оказалось страшно. Более того: у меня ведь в тот момент даже стартового капитала для своего дела не было, да и откуда его взять, я не знала. Но сперва предстояло решить задачу посерьёзнее — определиться с направлением будущего «стартапа».

Задумалась: «Что я умею неплохо делать? И где не понадобятся большие вложения?» Бинго! На ум пришли презентации — не сильно затратные в производстве, но так необходимые любому бизнесу. В «МегаФоне» и Yota я часто готовила их для конференций и защит проектов.

«50 слайдов я делала полгода»: про первые шаги в профессии

Определившись с направлением, я сразу же приступила к обучению. Проходила различные курсы для новичков: изучала, как создавать и оформлять слайды, какие шрифты использовать, в какой программе всё собирать.

Параллельно заявила о себе: сообщила во всех соцсетях, что теперь я дизайнер презентаций и ко мне можно обращаться. Первым заказчиком стал бывший коллега. Он разработал платформу для проведения онлайн- и офлайн-мероприятий и теперь хотел сверстать презентацию с её описанием. Этакий микс коммерческого предложения и функционального гайдлайна.

Пятидесятистраничный документ я делала… полгода! А ведь до этого была уверена, что опыта и знаний с базовых курсов хватит для любых, даже объёмных заказов. Тем более с моим мегафоновским прошлым. Ошибалась. Погружение в чужой продукт — длительный и кропотливый процесс.

Я также осознала, что совсем не умею строить структуру продающей презентации. Не понимаю, в каком порядке лучше выставить слайды, на чём сделать акцент, — а ведь именно это и влияет на итоговое решение клиента о покупке.

Ох и намучилась я тогда с этим проектом! Но всё же доделала до конца, сдала и получила свою первую оплату как дизайнер презентаций — 15 000 рублей, по триста рублей за слайд. А муж, глядя на мои мучения, подарил мне на Новый год курс Skillbox.

День ухода из найма
Фото: личный архив Анны Юхансон

«Главное в презентации — это структура»

Первый модуль в обучении, посвящённый проработке структуры продающей презентации, созданию сторителлинга и смыслов внутри, дал мне ту информацию, в которой я так нуждалась. Он стал прочным фундаментом, на котором я в дальнейшем строила успешную работу агентства и развивала его. Клиенты не раз благодарили нас именно за структурный подход.

Дизайнеров, умеющих грамотно выстраивать структуру, единицы. На рынке за такими охотятся. Зато тех, кто знает базу и просто делает яркие и красивые слайды, — тысячи.

В грамотно составленной презентации каждый слайд будет нести смысл — я овладела этим искусством. Теперь мне не составляет труда подготовить презентацию для бизнеса в любой сфере — от дизайна интерьеров до строительства.

Как куратор с курса стал коллегой и наставником

Несмотря на то что обучение по презентациям я проходила несколько лет назад, с одним из кураторов курса общаюсь до сих пор. Более того: теперь мы сотрудничаем!

Как это случилось: однажды я пришла к нему на мастермайнд по структуре инвестиционной презентации. Инвестиционная презентация — ключевой элемент: правильно выстроив её порядок, можно поразить инвесторов идеей своего бизнеса и с лёгкостью привлечь деньги.

На мастермайнде мы познакомились поближе, разговорились и позже он предложил мне работать в паре на его проектах, где я бы отвечала за графическую часть, а он выстраивал для клиентов стратегию продаж и готовил структуру презентаций. Своими руками он дизайн не делал. Это был мой первый опыт разделения обязанностей внутри одного проекта между разными исполнителями. К куратору я, кстати, до сих пор иногда обращаюсь при работе со сложными кейсами — например, если заказчик сам не уверен в стратегии своего бизнеса и её нужно сформулировать.

Важно не бояться и выстраивать профессиональное комьюнити вокруг себя. Проявляться, показывать свои лучшие стороны, не отсиживаться. Шансы для развития повсюду: никогда не знаешь, кто окажется твоим клиентом, а кто партнёром.

Почему я решила открыть своё агентство

Чем дольше я работала на фрилансе, тем больше заказов ко мне поступало: возвращались постоянные заказчики, приходили новые. В один момент я поняла, что упёрлась в потолок — чисто физически не получалось заработать больше 100 тысяч рублей в месяц. А масштабироваться при этом хотелось.

Тогда начала привлекать коллег и делиться заказами с ними. Очень быстро мы сработались — тогда возникла идея открыть агентство AY Ready. В основном составе нас трое. Распределили обязанности так: я привлекала новых клиентов, общалась с ними, проводила брифинг, составляла и утверждала смысловую концепцию, другая дизайнер разрабатывала дизайн-концепцию, а третья верстала. С большинством заказов мы так и работаем, хотя каждая из нас может вести проект от начала до конца самостоятельно.

Фото: личный архив Анны Юхансон

«Забавно, но управление людьми похоже на воспитание детей!», или Как быть классным начальником

Открыв дизайн-агентство, я столкнулась с вопросами, о которых прежде никогда не задумывалась. Как удержать талантливых дизайнеров? Как юридически защитить себя и своих коллег? Путём проб и ошибок ищу ответы.

Первым делом однозначно решила, что создам в агентстве благоприятный микроклимат, чтобы людям было легче достигать общих целей. Всё же деньги — не единственная мотивация, на работоспособность также сильно влияет коммуникация внутри коллектива.

Большинство моих дизайнеров — фрилансеры, в этом, пожалуй, состоит основная сложность. У каждого из них свой график, своя база клиентов (я в том числе), между которыми они постоянно лавируют. Иногда из-за загруженности на других проектах они не могут взять крупный горящий заказ, и я ничего не могу с этим сделать.

Да, иногда очень хочется злиться и ругаться, но, по опыту, — это делу не поможет. Лучший выход — взять паузу, всё обдумать и в спокойной обстановке обсудить с дизайнером варианты решения проблемы или найти их самой. Удалёнка в этом плане спасает — твоих эмоций никто не видит.

А ещё иногда я понимаю, что дизайнер устал или ему психологически тяжёло выполнять проект. Такое бывает: все мы люди, а не роботы. Тогда предлагаю человеку отдохнуть или переключиться на иную задачу, а проект завершаю сама или передаю другому дизайнеру. И в этом очень помогает, что мы работаем в команде.

Забавно, но управление людьми похоже на воспитание детей! Как каждая мама старается вырастить своих ребят хорошими и умными, так и руководитель постоянно подталкивает сотрудников к профессиональному развитию. Например, я всегда подбираю для дизайнера проекты, которые будут ему интересны и прокачают его как специалиста.

А ещё в обоих случаях приходится балансировать на тонкой грани: быть другом, но при этом сохранять авторитет. А, и последнее сходство: как детей ты ограждаешь от нежелательных друзей, так и дизайнеров — от вредных заказчиков 🙂

О клиентах и важности договора

Многие клиенты относятся к дизайнеру как к своему подчинённому, но так быть не должно. Я всегда стараюсь доносить, что в сотрудничестве заинтересованы обе стороны: клиент нуждается в услуге, а специалист её предоставляет.

Чтобы не оставлять места беспочвенным претензиям и манипуляциям со стороны заказчика, важно составлять договор. Чем подробнее — тем лучше. Пропишите в нём условия работы, размер платы и все необходимые детали. Так вы защитите себя.

Бывает, я сама проваливаюсь в синдром самозванца и начинаю сомневаться в нашей работе и расценках. Задаюсь вопросом: почему люди идут именно к нам, если могут пойти к любому фрилансеру? У него заказать презентацию будет дешевле, чем в AY Ready. Но потом одёргиваю себя и вспоминаю наши преимущества.

Во-первых, любой продукт получается качественнее, когда над ним трудятся несколько специалистов (смысловики, дизайнеры, верстальщики, корректоры). Во-вторых, на финальном этапе я выступаю своеобразным «фильтром» и проверяю все работы на наличие ошибок.

Анна с семьёй
Фото: личный архив Анны Юхансон

«Невозможно управлять агентством в одиночку»: о партнёрстве

Сейчас с AY Ready сотрудничают около 10 дизайнеров, а также несколько верстальщиков и корректоров. Почти все они фрилансеры и в штате не состоят. В основной команде нас трое: я и два ведущих дизайнера. Они же — мои основные партнёры, так как в своё время своим трудом вместе со мной создавали для агентства сайт, не взяв с меня денег.

Управлять агентством в одиночку невозможно, важно иметь рядом проверенных людей. Да, ИП являюсь я, в основе организации — мои финансовые вложения, я ищу заказы и плачу вознаграждение, но зато — всегда могу положиться на тех, кому доверяю.

С партнёрами, двумя дизайнерами, мы обсуждаем все важные вопросы. Например, у нас есть агентский фонд, куда уходит определённая сумма с оплаты каждого заказа. Раз в квартал мы принимаем решение, на что потратить накопленные средства: это могут быть премии или вложение в рекламу. Иногда — компенсация дизайнеру. Например, если заказчик потребовал вернуть деньги за проект, хотя работа была сделана хорошо.

Ошибки, которых лучше не допускать‎

Благодаря опыту развития своего агентства я чётко вижу ошибки новичков, которые не дают им расти в доходе и профессии в целом:

  • Начинать создание презентации сразу с оформления слайдов. Важно не забывать про подготовительную работу: продумывание структуры, написание текста, поиск материалов для оформления, раскадровки (визуального плана слайдов).
  • Гнаться за красотой. Сначала — простота смыслов, логическая продающая структура, качественная вёрстка (разбивка по слайдам, чёткое отделение заголовков), а потом уже тренды и красота.
  • Не слушать заказчика. Сегодня большинство клиентов «прокачаны» в дизайне и знают, что им нужно, — приносят референсы, озвучивают пожелания. Не стоит их игнорировать. Если пожеланий нет, ориентируйтесь на целевую аудиторию организации: продакшену — что-то современное, компании, занимающейся металлообработкой, — выдержанное.

«Рынок не переполнен, перспектив — море»

Я часто слышу, что российский рынок дизайнеров переполнен, но это не так. На примере своего агентства убедилась: работа найдётся для всех. С каждым годом потребность в хорошем дизайне увеличивается. Компании понимают, что именно сайты, презентации в первую очередь продают их продукт, выделяют на фоне конкурентов.

Сейчас почти невозможно работать на европейские и американские компании, зато можно обратить внимание на перспективную Азию — Китай, Южную Корею.

Я люблю свою профессию, ведь благодаря ей наконец обрела свободу и теперь могу работать из любой точки мира. Нужен только ноутбук. Что важнее — каждый день я общаюсь с людьми из разных сфер бизнеса и увеличиваю свою насмотренность, а также профессиональный и жизненный опыт 🙂

Идите в бухгалтерию!
Вы с нуля научитесь вести бухучёт по российским стандартам и работать в 1С, готовить налоговую отчётность и рассчитывать зарплату. Трудоустройство гарантировано договором.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована