Управление
#истории

«Постоянное обучение — это ключ к свободе и независимости»: история управленца Алексея

Алексей давно работает на руководящих должностях. Управлению изменениями он обучился, чтобы эффективно и безболезненно внедрять всё новое в бизнес.

Фото: личный архив Алексея Арутюнова

Алексей Арутюнов

Россия, Ставрополь


Пройденные курсы

«Управление изменениями» (сейчас входит в «Профессия Операционный менеджер»)


Достижения

Открыл бизнес по внедрению CRM-систем в компании и успешно его развивает.


ссылки


Алексей рассказал:


Как одна книга изменила мой взгляд на профессию: о начале пути

Я родился в Волгограде, но большую часть детства и юности провёл в Ростове-на-Дону. Учился нормально, но не могу сказать, что обожал какие-то конкретные предметы — скорее мне просто нравилась школьная жизнь и процесс обучения в целом.

В старших классах, как и многие сверстники, я чувствовал себя немного потерянным и не понимал, куда идти дальше. Экономический факультет выбрал по совету друзей. Но уже на четвёртом курсе всё моё представление о профессии перевернула одна книга — «7 нот менеджмента. Настольная книга руководителя».

Помню, когда я её прочёл, с удивлением обнаружил, что почти всё, чему нас учат в вузе, либо уже не актуально, либо не соответствует действительности. Тогда-то я и начал интересоваться реальным управлением и менеджментом, читать дополнительную профильную литературу.

Однако после выпуска устроился на работу не по специальности, а менеджером по продажам. Это был далёкий 2003 или 2004 год, когда компания «МТС» (тогда известная как «Мобильные ТелеСистемы») как раз активно набирала обороты на рынке.

Я продавал сим-карты, телефоны и тарифные планы в салонах. Работать было действительно интересно: мне нравилось общаться с клиентами и предлагать им достойный продукт.

В свободное от работы дни я бежал на другую работу — как аспирант читал теорию по антикризисному управлению, инвестиционному анализу и организации отраслевых рынков в своём вузе. И так совмещал около двух с половиной лет. Это было непросто, поэтому в конце концов я уволился из «МТС».

Переход от малого управления к большому: как я его осуществил

После «МТС» я немного поработал в рекламной фирме, а потом — получил интересное приглашение от дальних знакомых. Они открывали в Ростове-на-Дону филиал крупной оптовой компании, которая занималась продажей запчастей для иностранных автомобилей, и звали меня к себе менеджером по продажам и торговым представителем.

И пусть я ничего не знал про автомобили, зато — владел английским на хорошем уровне. В той сфере это было очень важно, поскольку все программы подбора запчастей, каталоги и прочее шли на английском.

В итоге освоился быстро и уже спустя пару лет мне предложили открыть филиал этой же компании в Краснодаре. Согласился и успешно запустил новую точку. Там я уже руководил продажами грузовых запчастей (официально моя должность называлась «коммерческий директор») с небольшой командой в 5–7 человек в подчинении.

Мы работали в В2В-сегменте — только с магазинами и крупными перевозчиками.

Той работе я отдал около четырёх лет, но так и не прижился в Краснодаре. Просто понял, что это не мой город. И примерно в то же время, как я принял решение уволиться и вернуться в Ростов-на-Дону, словно по заказу, мне пришло предложение от ставропольской компании, тоже продавца запчастей, выйти к ним.

Сфера та же, должность та же, но масштабы были совершенно другими: я руководил шестью филиалами отдела продаж, курировал отдел закупок и отдел управления ассортиментом. То есть, по сути, заведовал всей коммерческой частью компании.

За пять лет мы значительно выросли и реализовали множество успешных, на мой взгляд, проектов, но в итоге я ушёл, потому что нагрузка перестала соответствовать заработной плате.

Развиваться продолжил всё в том же выбранном мной направлении, а именно — год проработал директором по продажам и маркетингу на заводе по производству автомобильных запчастей. Там я глубоко разобрался с CRM-системами, освоил «Битрикс24» и уже после, с этим опытом, присоединился к семейному бизнесу по продаже сельхоззапчастей и сельхозоборудования.

Семейная компания: как я выводил бизнес отца из кризиса

Семейный бизнес по продаже сельхоззапчастей и сельхозоборудования давно принадлежал моему отцу, но я долгое время, в особенности после института, не хотел к нему присоединяться. Я понимал, что работать с родственниками — это очень непросто, и поэтому с самого начала своей карьеры старался сохранить независимость.

Решение изменил только в тот момент, когда, незадолго до начала пандемии, компания столкнулась с глубоким кризисом и находилась на грани закрытия. И тогда я всё-таки взял процесс продаж в свои руки.

Мой отец основал компанию в начале 2000-х и методов управления с тех пор придерживался классических, уже устаревших — бухгалтерия на бумаге, учёт товара в блокнотике, никакой автоматизации.

Первым делом я внедрил CRM-систему, настроил «Битрикс24» и, конечно, оптимизировал другие процессы — наладил аналитику, сформировал отдел продаж. Всё это позволило избежать закрытия компании, и постепенно мы начали успешно развиваться.

А потом я организовал ещё один бизнес на базе семейной компании и стал предлагать услуги по внедрению и настройке CRM-системы другим компаниям из сельхозсектора.

Сейчас в компании отца я отвечаю за продажи, закупки и автоматизацию. Сама фирма находится в Ростове, а я работаю удалённо, из Ставрополя. Такой формат оказался для меня очень комфортным.

CRM-системы и «Битрикс24»: как бы я доступно объяснил, что это такое

Человека, не связанного с продажами и маркетингом, слова вроде CRM и «Битрикс», могут напугать. Поэтому сейчас я попытаюсь коротко и ясно объяснить, что же это такое.

CRM-система — это IT-продукт для управления процессом продаж, автоматизации работы с клиентами и контроля работы менеджеров. С помощью этой системы можно отслеживать работу отдела продаж, анализировать сами продажи и управлять их воронкой.

А «Битрикс24» — это российский разработчик этой CRM-системы. Кроме CRM в пакет от «Битрикс24» входят другие полезные инструменты для бизнеса.

Наш семейный бизнес стал сертифицированным партнёром этого сервиса — мы продаём к нему доступ нашим клиентам по разным тарифам, а затем настраиваем им всё необходимое и внедряем в работу.

Зачем мне понадобилось дополнительное обучение

После университета я много и серьёзно занимался самообразованием: искал необходимую мне информацию, читал книги по управлению, но к официальному обучению не возвращался. Лишь однажды прошёл дистанционный курс General MBA и благодаря этому понял, что формат онлайн-обучения мне подходит. Правда, в той программе было больше теории, чем практики, и поэтому я не до конца остался ей доволен.

После того курса я на какое-то время оставил идею учёбы и вернулся к ней, лишь когда стал активно внедрять CRM-систему в бизнес, — прямо почувствовал, что для дальнейшего развития мне необходимы новые знания. Где именно их брать, я особо не задумывался, пока случайно не наткнулся на рекламу курса «Управление изменениями» от Skillbox. Изучил программу, сравнил с другими платформами и понял, что буду учиться здесь.

Помню, меня особенно привлекло то, что за каждым студентом закреплён куратор, — возможность получать от него обратную связь и обсуждать любые кейсы.

Что такое управление изменениями: объясняю на примере

Управление изменениями — это системный подход к трансформации и развитию компании, перевод процессов из одного состояния в другое. Изменения могут быть связаны с аудитом, с оптимизацией методов работы, с изменением процесса производства или с продажей нового продукта.

Приведу пример ситуации, когда изменения необходимы. Возьмём то же внедрение CRM-системы в бизнес.

Как строился процесс раньше: менеджеры по продажам сидели в офисе и вручную отслеживали заявки от клиентов — записывали их себе в тетрадки или таблицы в Excel: «Иван Иванов заинтересовался, перезвонить». Потом, ориентируясь на эти записи, перезванивали, пытались продать товар или услугу. Ну, или не перезванивали.

Для руководителя отдела продаж процесс получался ужасно непрозрачным: он не знал, сколько на самом деле сейчас заявок в работе, что записано в блокнотах у менеджеров, не мог прослушать разговоры, проконтролировать. Приходилось верить на слово.

И вот в какой-то момент все узнали о таком чудесном инструменте, как CRM-система, и захотели всё поменять — внедрить её в процессы и сделать их прозрачными. Это и есть управление изменениями: переход из состояния «блокнотик» к работе в CRM-системе.

Как всё успевать: о курсе и его итогах

Моя работа сопряжена с большой ответственностью, поэтому учиться по строгому расписанию я не планировал изначально. Просто сразу установил себе важное правило — заниматься хотя бы немного, но каждый день. Главное — не останавливаться.

Формат предзаписанных лекций в этом плане очень удобен — он позволяет учиться только в удобное время, без дедлайнов и постоянного контроля. С другой стороны, именно это часто и расслабляет студентов. Поэтому здесь особенно важен высокий уровень самоконтроля.

Так что я занимался регулярно, когда находил время. А в выходные и праздники всегда старался уделить больше внимания домашним работам. Всё-таки одно дело посмотреть лекцию в свободные 15 минут, и совсем другое — выполнить объёмное практическое задание. Для этого нужна свежая голова и полное сосредоточение.

Многое из курса я сразу же внедрял в практику.

Мой подход привёл меня к цели — курс я завершил. Правда, диплом пока так и не защитил — сейчас стараюсь доделать его в свободное время, на выходных.

Помимо работы, Алексей всегда находит время для хобби: летом — катается на виндсёрфинге, а зимой — на лыжах и сноуборде
Фото: личный архив Алексея Арутюнова

Как я уже говорил, сейчас в отцовской компании я управляю небольшим отделом продаж и параллельно развиваю свой бизнес по продаже и настройке CRM-системы: консультирую руководителей, помогаю им находить оптимальные управленческие решения.

Мне нравится работать в свободном графике, когда я сам себе хозяин. Понимаю, что сейчас ни за что не готов пойти в наёмные сотрудники и сидеть в офисе с девяти до шести. Даже за очень хорошие деньги.

Почему учиться нужно всегда, даже если вы уже руководитель: о взглядах

Известный гуру менеджмента Питер Друкер в своей книге «Менеджмент» очень точно написал, что руководители — это работники умственного труда. Исходя из этого определения, я считаю, что любые управленцы должны постоянно развиваться — заниматься самообразованием, повышать квалификацию.

А то существует распространённое мнение, что если человек уже достиг руководящей должности, то учиться больше нет смысла. Мол, ты уже руководитель, зачем тебе это? Но это глубокое заблуждение.

Учёба и саморазвитие — это не просто формальность, а необходимость для успешного управления и адаптации к постоянно меняющимся условиям. Чтобы находить верные решения, необходимо постоянно изучать дисциплины, связанные с управлением: менеджмент, маркетинг, управление ассортиментом, закупками, статистику, прогнозирование, психологию.

И что хорошо — даже офисный график работы учёбе не помеха. Онлайн-курсы сегодня дают возможность заниматься в любое время и в любом месте.

Главное, что получает тот, кто постоянно учится, — свобода и независимость: возможность работать так, как хочется, и в том месте, где комфортно. Так что моя горячая рекомендация всем управленцам и не только — никогда не пренебрегать обучением.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Научитесь: Управление проектами Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована